Раздел 6. Предприятие в условиях совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. Предприятие в условиях совершенной конкуренции



Раздел 6. Предприятие в условиях совершенной конкуренции

Понятие рыночной структуры. Характеристики разнообразных типов рыночных структур

Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями, обменивающимися продукцией специализированной деятельности.

С точки зрения покупателя, рынок состоит из фирм, которые предлагают ему необходимые товары и услуги. С точки же зрения фирм, рынок – это совокупность покупателей, которым можно продать выпускаемые фирмами товары и услуги. Группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные, однотипные товары, принято называть отраслью. Выделим в отрасли отдельную фирму. Если бы эта фирма обладала информацией о спросе на свой товар, и могла определить, какое количество выпускаемых ею товаров и услуг будет покупаться при каждой цене, она бы точно знала, какую цену надо устанавливать для любого объёма продаж. В этом случае она бы легко могла вычислить свою выручку и, зная издержки производства, найти ту величину Q, которая обеспечивает ей максимальную прибыль.

Однако на практике отдельная фирма обычно сталкивается с рыночным спросом, с кривой спроса на продукт, произведенный всей отраслью. В этом случае фирма уже не в состоянии определить, как будут меняться объёмы продаж производимого ею продукта в зависимости от цены, которую она устанавливает на свой товар. Для этого фирме необходимо знать, каким образом отреагируют другие фирмы отрасли на изменения ею цены её товара. В конечном итоге, именно эта реакция определит объёмы продаж, выручку и прибыль фирмы.

Реакция фирм отрасли на те или иные действия отдельной фирмы определяется рыночной структурой, в которой функционируют фирмы. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рынка – количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из неё иных фирм, количество покупателей, способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут влиять на поведение фирм. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы - конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентоспособности. Конкурентоспособность рынка – способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, изменять цену производимого товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем более конкурентным считается рынок.

Поскольку на рыночную структуру оказывают влияние множество факторов, то теоретически рыночных структур может быть большое количество. Однако многие экономисты считают возможным упростить анализ, полагая, что рыночную структуру определяют четыре основных фактора:

· количество и размеры фирм в отрасли;

· производят ли фирмы отрасли однотипные или разнородные товары (степень сходства или отличия товаров);

· сколь сложно иным фирмам войти в отрасль (лёгкость входа на конкретный рынок и выхода с него);

· доступность рыночной информации.

С учётом этих факторов, выделяют четыре теоретически возможные рыночные структуры:

· совершенная (чистая) конкуренция;

· монополия (чистая);

· монополистическая конкуренция;

· олигополия.

Монополия, олигополия и монополистическая конкуренция относятся к несовершенной конкуренции.

Итак, всего существует 4 типа рыночных структур.

Рассмотрим их особенности.

Чистая конкуренция характеризуется:

· множеством мелких фирм

· однородностью продукции

· отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

· равным доступом ко всем видам информации

Монополия характеризуется:

· одной фирмой

· уникальностью продукции

· практически не преодолимыми барьерами на вход

· несколько ограниченным доступом к информации

Разнообразие видов монополий: закрытая монополия; естественная монополия; открытая монополия; монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию и т.д.

Монополистическая конкуренция характеризуется:

· множеством мелких фирм

· неоднородностью продукции

· отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

· несколько ограниченным доступом к информации

Олигополия характеризуется:

· небольшим числом крупных фирм

· неоднородностью (или однородностью) продукции

· возможными затруднениями при выходе (из отрасли)

несколько ограниченным доступом к информации

Дадим понятие конкуренции.

Конкуренция (от лат. «Concurrere» - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция - соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг. Покупатели соревнуются за продавца, если на рынок доставляется товаров меньше, чем они готовы приобрести по сложившимся ценам.

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Рисунок 6.1. Графическое выражение спроса конкурентной фирмы

 

Планируя свою деятельность, отдельная фирма должна предусмотреть поведение, реакцию других фирм отрасли на её действия, например, изменение цены. Иными словами, каждой фирме необходимо исследовать структуру рынка.

Теория совершенного конкурентного рынка применима для отдельных реально действующих отраслей. При этом исследование поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции предполагает:

1) что объёмы её производства незначительны, по сравнению со всей отраслью, и могут изменяться, не затрагивая при этом цен;

2) что любая другая фирма может без проблем войти в данную отрасль и выйти из неё, прекратив выпуск определённого товара.

Из первого предположения следует, что кривая спроса отдельной фирмы горизонтальна, т.е. спрос на её продукцию совершенно эластичен (рис.6.1-А). Однако совершенную эластичность здесь надо понимать не в том смысле, что фирма может продать любое количество товара, а в том, что в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влияния на цену товара. Для такой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода будут совпадать. Они представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены продаваемого товара (рис.6.6). Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, то для максимизирующей свою прибыль фирмы (на основании универсального правила MR=MC), цена должна равняться предельным издержкам: P=MR=MC.

Прежде чем перейти к анализу поведения фирмы в постоянно меняющихся рыночных условиях, необходимо выяснить, что представляет собой общий (валовой) доход, или выручка фирмы (TR), предельный доход (MR) и средний доход (AR).

Под общей выручкой (или валовым доходом TR) фирмы понимается полученная сумма средств от реализации всех произведенных единиц товара по рыночной цене:

 

TR = P*Q,

 

Где,

Где,

TR – валовой доход;

Где,

∆ TR – изменение валового дохода;

∆ Q – изменение объемов производства.

Где,

Pmобщая или чистая экономическая прибыль;

TR – общий доход, определяемый как произведение количества проданной продукции на её цену;

TC – общие издержки.

 

Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, и общие издержки будут возрастать: доход – в силу роста продаваемого количества, издержки – в силу действия закона убывающей отдачи (в соответствии с данным законом, начиная с некоторого момента, капиталовложения приносят меньший доход на единицу продукции). Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.

Количество, добавляемое к общему доходу каждой дополнительной единицей выпуска, будет представлять собой предельный доход, а та доза, на которую возрастают общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции, - предельные издержки.

Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма получает прибыль и, значит, имеет смысл увеличивать выпуск продукции. Но когда прирост дохода от последней единицы выпуска сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю.

 

Можно сформулировать общее правило максимизации прибыли: фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.

 

Или, предприятие, работающее в любом типе рыночной структуры, будет максимизировать прибыль и минимизировать издержки выпуская в точке, где предельный доход равен предельным издержкам, т.е. MC = MR.

 

Разница между MC и MR будет представлять собой предельную прибыль (PM), то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR>MC, показатель PM будет принимать положительные значения, свидетельствующие о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определённую дозу к общей прибыли. Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума. Дальнейшее наращивание выпуска ведёт к превышению MC над MR и PM принимает отрицательные значения. В том случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить свою общую прибыль, сокращая уровень выпуска продукции.

Итак, максимизация прибыли достигается при таком выпуске продукции фирмой, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Следовательно, стремящаяся максимизировать прибыль фирма должна выполнять два правила, которые носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка.

Правило 1. Фирма может продолжать свою деятельность, если при достигнутом уровне производства её доход превосходит переменные издержки, и должна прекратить производство, если суммарный доход от продаж не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).

Правило 2. Решая вопрос оптимального объёма выпуска, фирма должна производить такое количество продукции, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC).

 

Максимизация прибыли в качестве критерия оценки деятельности фирмы применима не только для определения выгодности уже существующего производства, но и для определения привлекательности новых предприятий и проектов.

Предприятие, принимая решение продолжить производство, должно решить, в каком объёме выпускать продукцию. На краткосрочном временном интервале совершенно конкурентноепредприятие (предприятие, принимающее цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого им объёма производства), принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объём производства. В результате предприятие пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. Для этого существует два подхода.

Первый подход - сравнение валового дохода и валовых затрат (рис.2).

Р


TR.>TC

Область прибыли

TC

 
 


TR

       
   
 
 
   
 


Q

Q1 Q0 Q2

Рисунок 6.2. Сравнение валового дохода и валовых издержек

 

Максимальная прибыль может быть получена при таком выпуске продукции, при котором TR > TC на максимальную величину (Q0).

 

Разница по высоте между кривыми TR и TC – это прибыль при любом Q. Но она может быть как положительная (от Q1 до Q2), так и отрицательная (от 0 до Q1; больше Q2).

Точки пересечения TR и TC – это точки критического объёма выпуска продукции.

 

Второй подход – сравнение предельного дохода и предельных затрат (рис.6.3).

 

Разница между MR и MC показывает, как изменяется прибыль от продажи дополнительной единицы продукции, то есть, как изменяется предельная прибыль. Предприятие максимизирует прибыль, продолжая производить продукцию, пока предельная прибыль положительна. Выпуская продукцию от 0 до Q1, MR>MC.

 

P MC

 

 

 

MR

 
 


Q

Q1 Q0 Q2

 

 

Рисунок 6.3. Соизмерение предельного дохода и предельных издержек

 

Однако предприятие может увеличить объём выпуска до точки Q0. Выпуская больше Q0, предприятие уже будет иметь отрицательную предельную прибыль. То есть, как только прирост предельных затрат (издержек) начнёт превышать прирост предельного дохода, то предприятие перестанет производить дополнительную продукцию (отсюда правило максимизации прибыли).

 

 

Вопросы для обсуждения

 

 

1.Что такое конкуренция?

 

2. Какие модели рынка, рыночные структуры имеются в рыночной экономике? Приведите примеры отраслей, которые бы соответствовали каждой из них.

 

3. Назовите характерные черты совершенной конкуренции.

 

4.Объясните, почему предприятие на совершенном конкурентном рынке не снижает свою цену ниже рыночного уровня ради привлечения большего количества клиентов.

 

5.Будет ли кривая спроса конкурентного предприятия горизонтальной линией, если покупатели этого предприятия не знают цены у других предприятий?

6. На конкурентном рынке каждое предприятие, продающее свой продукт, принимает цену как заданную. Если ни одно из предприятий не может влиять на цену, как изменяется цена в ответ на изменения в издержках?

 

7. Единицы продукции 100ден.ед. и выпуске от 1 до 8 штук. Начертите график валового, среднего и предельного доходов предприятия.

 

8. Какую форму имеет график предельной выручки отдельного продавца на чисто конкурентном рынке?

 

9. Почему в условиях совершенной конкуренции график цены, среднего и предельного доходов фирмы совпадают?

 

10. Вы - совершенный конкурент ("ценополучатель"). Если рыночная цена на помидоры установилась на уровне 50 ден.ед./кг, каков будет Ваш предельный доход (MR) при объеме продаж 100 кг; 1 кг; 20 кг? Каков при этом будет Ваш средний доход (AR)?

 

11. На рис. 6.1. приведено изображение линии валового дохода (TR) фирмы совершенного конкурента. Чем определяется угол наклона этой кривой? При каких условиях линия TR будет более крутой или более пологой (пунктирные линии)?

 

 

Рисунок 6.1.

 

12. Какие существуют способы определения оптимального объема производства?

 

13. При каком объеме продаж (объеме производства) продавец (производитель) получает максимальную прибыль?

 

14. Чему равны предельные издержки при получении предприятием максимальной прибыли в условиях чистой конкуренции?

 

15. До каких пор (до какого уровня цены) предприятие получает прибыль?

 

16. В каком случае прибыль предприятия нулевая?

 

17. В каком случае предприятие, неся убытки, вынуждено продолжать работу? При каком объеме продаж (производства) предприятия? При каком объеме продаж (производства) предприятие будет минимизировать свой убыток?

 

18. В каком случае предприятие вынуждено прекратить свою деятельность в определенной сфере бизнеса?

 

19. Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является существенным для максимизации прибыли во всех рыночных структурах?

 

20. Объясните, почему цена может быть заменена на предельный доход в правиле MC==MR (МС - предельные издержки, MR - предельный доход), его можно заменить ценой Р, когда отрасль является чисто конкурентной?

 

21. Предположим, производитель не может повлиять на цену своей продукции. Рыночная цена равна 10 ден.ед. Допустим, увеличение выпуска на 1 изделие вызывает рост общих затрат производителя на 6 ден.ед. Что Вы можете ему посоветовать?

 

22. Известное правило Р = МС - это правило выбора цены, равной предельным издержкам? Или это проблема выбора фирмой уровня предельных издержек, равной цене? Напомним, что речь идет о фирме совершенном конкуренте.

 

23. На рис. 6.2. показаны кривые издержек предприятия, действующего в конкурентной отрасли. ОР - текущая рыночная цена.

 

 

Рисунок 6.2. Кривые издержек конкурентной фирмы.

 

а) покажите на графике уровень выпуска, при котором прибыль предприятия максимальна;

б) отметьте на графике площадь, представляющую, объем прибыли предприятия при данных уровнях цены и выпуска;

в) допустим, что эта отрасль находится в равновесии. Подумайте, какое это может быть равновесие: в краткосрочном или долгосрочном периоде? Обоснуйте ответ;

г) как может повлиять на данное предприятие уменьшение рыночного спроса на товары, производимые отраслью?

 

24. Следует ли предприятию уменьшать либо увеличивать производство, если:

а) рыночная цена порции мороженного 60 ден.ед., а при увеличении производства мороженного на единицу издержки производителя возрастают на 35 ден.ед.; 50 ден.ед.: 60 ден.ед.; 75 ден.ед.

б) издержки производителя картофеля увеличились на 1500 ден.ед. при увеличении производства на 100 кг, а рыночная цена установилась на уровне 60 ден.ед.; 5 ден.ед.; 150 ден.ед.

 

25. Кривая предложения предприятия в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой ее предельных издержек на участке, лежащем выше кривой средних переменных издержек. Поясните это утверждение. Проиллюстрируйте графически.

 

26. Когда достигается долгосрочное равновесие для предприятия в условиях совершенной конкуренции?

 

 

Задачи

Задача № 1. По данным таблицы 6.1. определите тот объем продукции, при котором доход будет максимальным.

Таблица 6.1.

Количество продукции Предельные издержки Предельный доход Прибыль или убытки
      - 35
      - 19
       
       
       
       
       
      - 35
      - 10

Сформулируйте условие максимизации дохода. Почему предельные издержки изменяются неравномерно, какой закон находит здесь выражение?

 

Задача № 2. Издержки производства продукции сгруппированы в таблице 6.1. Допустим, что цена одной единицы продукции сначала - 40 ден.ед., затем падает до 30 ден.ед. Доход предприятия снижается. Затем цена падает до 25 ден.ед., и, наконец, до 20 ден.ед. Как долго должно предприятие производить продукцию в условиях падения цен? Когда ему целесообразно прекратить свое существование? Сформулируйте условие минимизации убытков. Объясните, почему фирма должна производить, а не закрываться в ситуации, когда цена хотя бы на одну единицу больше средних переменных издержек.

 

Задача № 3. На основании приведенных данных о средних постоянных и средних переменных издержках предприятия при различных объемах производства ответьте на следующие вопросы. Будет ли предприятие производить, если рыночная цена установится 110 ден.ед.? Какой объем производства выберет предприятие? Что станет ее задачей: максимизация прибыли или минимизация убытков? Как поступит фирма, если цена упадет до 32 ден.ед.; до 72 ден.ед.?

Таблица 6.2.

Выпуск продукции, шт.                    
Переменные издержки, тыс.ден.ед.                    

 

Постоянные издержки составляют 200 ден.ед./шт.

 

Задача № 4. Имеется следующая информация об издержках и доходах предприятия, оперирующего на рынке совершенной конкуренции:

Переменный ресурс (N) изменяется от 0 до 10 ед.

Выпуск продукции (Q) в соответствии с изменением переменного ресурса составляет:

0; 5; 15; 30; 50; 75; 95; 110; 120; 125; 125.

Цена переменного ресурса (Pn) - 20 ден.ед.

Цена единицы продукта (Pq) - 2 ден.ед.

Общие постоянные издержки (TFC) - 150 ден.ед.

Используя эту информацию, выполните следующие задания:

а) рассчитайте: доход общий (TR), средний (AR) и переменный (MR);

издержки общие (ТС), постоянные (TFC), переменные (TVC), средние издержки

(АТС), постоянные (АFС), переменные (AVC); предельные издержки (МС), оформите все расчеты в предварительно составленную таблицу;

б) при каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки?

в) постройте кривые AR, MR, АТС, AVC, AFC,МС. Покажите оптимальный объем производства. Объясните свой выбор.

Задача № 5. Рассчитайте объем выручки от продажи и прибыли до и после снижения цен в условиях совершенной конкуренции. Средняя рыночная цена единицы изделия 2500 ден.ед. Объем продаж по этой цене 1 млн.шт. Общие издержки на производство и сбыт составляют 2300 млн.ден.ед. при соотношении постоянных и переменных издержек 20:80.

Проиллюстрируйте правильное ли решение принял производитель о снижении цен на единицу своего товара на 100 ден.ед. при показателе эластичности спроса на товар 15.

 

Задача № 6. Предприятие выпускает пять различных моделей. Подсчитайте общую сумму и уровень прибыли по предприятию. Проанализируйте ситуацию по каждому изделию. Что произойдет с прибылью предприятия, если Вы полностью откажетесь от производства самого неэкономичного товара?

Таблица 6.2.

 

Показатели Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Итого
Выручка от продажи товаров            
Переменные расходы            
Постоянные расходы            
Прибыль            
Уровень рентабельности в % к издержкам обращения            

 

Задача № 7. Плановый объем производства составляет 200 тыс.шт. по цене 2 ден.ед. за единицу продукции. Капиталовложения в производство и сбыт составляют 200 тыс.ден.ед., постоянные издержки - 1б0 тыс. ден.ед., переменные издержки - 1 ден.ед. на единицу продукции. Рассчитайте влияние четырех факторов на прибыль предприятия при условии:

 

Вариант 1 Уменьшение цены на 10% Увеличение объема производства на 12 % Увеличение переменных издержек на 4% Увеличение постоянных издержек на 5% Вариант 2 Увеличение цены на 10 % Уменьшение объема производства на 12 % Уменьшение переменных издержек на 4 % Уменьшение постоянных издержек на 5 %

 

Расчеты представьте в таблице 6.3. и произведите анализ соотношения между доходом, издержками, объемом производства и прибылью предприятия.

Таблица 6.3.

Показатели Вариант 1 План Вариант 2
Объем выпуска, шт.      
Выручка от реализации      
Переменные издержки      
Постоянные издержки      
Прибыль      
Прибыль на ед. выпущенной продукции      
Прибыль на инвестированный капитал, %      

Задача № 8. Консервный завод выпускает рыбные консервы "Ужин бизнесмена". Структура затрат консервного завода следующая: аренда здания завода обходится в 120000 ден.ед. в месяц; амортизация оборудования, почти полностью изношенного за долгие годы эксплуатации, составляет 20000 ден.ед. в месяц; на одну консервную банку тратится жести на 15 ден.ед.; этикетка стоит 5 ден.ед.; фонд заработной платы директора завода, бухгалтерии и отдела кадров вместе с необходимыми отчислениями на социальное страхование составляет 100000 ден.ед. в месяц; затраты на оплату труда вместе с отчислениями на социальное страхование рабочих составляют 2000 ден.ед. при производстве первой тысячи банок консервов, при производстве второй тысячи банок консервов на зарплату рабочих тратится на 6000 ден.ед. больше, при производстве третьей - на 4000 ден.ед. больше, чем второй тысячи, четвертой - на 2000 больше, чем предыдущей, пятой - на 6000 больше, шестой - на 10000, седьмой - на 14000, восьмой - на 34000, девятой - на 54000, десятой - на 74000;

затраты на содержание здания завода и заводоуправления составляют 30000 ден.ед. в месяц; цена кг рыбы составляет 160 ден.ед.; в отрасли считается, что нормальная прибыль составляет 20 % по отношению к бухгалтерским издержкам.

Учитывая, что емкость консервной банки составляет 250 г, а предприятие действует в условиях чистой конкуренции, дайте ответы на вопросы:

1. Сколько тысяч банок консервов должен произвести консервный завод, чтобы при цене 150 ден.ед. за банку получить максимальную прибыль?

2. При какой цене предприятие получит нулевую экономическую прибыль. Какой этому соответствует объем производства?

До какого уровня падение цены не приведет к остановке консервного завода? Какой объем производства соответствует этому уровню цены?

 

Раздел 6. Предприятие в условиях совершенной конкуренции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.181 (0.117 с.)