Логика и условия построения целостного педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика и условия построения целостного педагогического процесса



Как уже отмечалось ранее, основным, исходным отношением в педагогическом процессе является собственно педагогическое отношение с позиций субъект-субъектного подхода в системе «педагог - воспитанник». В ходе взаимодействия педагоги и воспитанники решают определенную педагогическую задачу.

Целостность педагогического процесса объективно заложена в целостности содержания образования и в целостности педагогической деятельности и деятельности обучающихся. Целостность содержания образования заключается в единстве его четырех компонентов: знаний, в том числе о способах выполнения действий, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Целостность педагогической деятельности представлена схематически моет быть следующим образом:

Целостная педагогическая деятельность

Из схемы видно, что целостная педагогическая деятельность имеет два основных аспекта: организаторский и коммуникативный. При этом организаторская функция педагога является ведущей. Но нельзя недооценивать роль коммуникативного обеспечения предметного взаимодействия, позволяющего создать одухотворенный эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, без которого невозможна ни одна продуктивная деятельность.

Целостная педагогическая деятельность способствует реализации всех компонентов содержания образования, что видно из следующей схемы.

Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования

Целостная деятельность обучающихся - это единство учения и других видов деятельности:

Целостная деятельность обучающихся

«Реализация в единстве всех компонентов содержания образования, а они отражают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления»(СНОСКА: Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002.-С. 141.)

Условия построения целостного педагогического процесса:

преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками;

осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и воспитанников по одному и тому же алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учебных действий, коррекция, анализ эффективности;

осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятельности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразовании своей личности как в учебное, так и во внеучебное время;

комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач;

направленность целостной деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнедеятельности обучающихся.

Соблюдение этих условий способствует формированию базовой культуры личности, ее интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.

Словарь основных понятий

Содержание образования - система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности.

Педагогические средства - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса; предметная поддержка педагогического процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Педагогическая цель - предполагаемый результат взаимодействия педагога и воспитанников, формируемый в сознании педагога, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса.

Субординация - система строгого подчинения людей, отношений между ними.

Координация - согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, понятиями, явлениями.

Педагогические инновации

Мнемосхема



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.006 с.)