Толстой лев николаевич (28. 08. (09. 09. ) 1828- 07(20). 11. 1910 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толстой лев николаевич (28. 08. (09. 09. ) 1828- 07(20). 11. 1910 гг. )



Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.

Толстой был не только великим русским писателем, но и великим русским педагогом, теоретиком и практиком школьного, в особенности начального, образования, создателем знаменитой Яснополянской школы для крестьянских детей, редактором и главным автором одного из первых в России общественно-педагогического журнала "Ясная Поляна". Его главная идея - в том, что "образовывающий" и "образовывающийся" имеют единую цель, и важнейшая задача - в изучении условий совпадения их деятельности и факторов, препятствующих такому совпадению. Не нужно развивать ребенка: ему "нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне", т.е. школа, образование способствуют саморазвитию ребенка. Все образование, по Толстому, должно быть подчинено идее гуманизации научного знания и формированию самосознания и самоопределения личности ребенка. Главная задача образования - способствовать самостоятельному творческому мышлению учащихся.

"Образование народа есть преимущественно дело общественное, которому как бы ни помогало мудрое правительство, оно не может много сделать без содействия самого общества", - писал Толстой

Острой критике современную ему систему образования и ее официальные идеологические основы подверг Лев Николаевич Толстой (1828-1910), великий русский писатель, философ, педагог-экспериментатор, создавший знаменитую школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Здесь он смело реализовал идеи свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики, построенной на несколько романтизированном положении о том, что именно ребенок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому и недопустимо грубое вмешательство взрослых – педагогов и родителей – в духовный мир его личности.

Дав острую критику современной ему школы, как российской, так и зарубежной, Л.Н. Толстой противопоставил ей свою систему воспитания, ценной чертой которой являются уважение к личности ребенка, развитие активности и творчества детей.

Л.Н. Толстой требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией и была его Яснополянская школа (1859-1862). В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Твердого расписания занятий не было. Дети не обязаны были ежедневно посещать школу, тем не менее, они охотно приходили в нее и настолько заинтересовывались учебой, что им приходилось напоминать – пора по домам. Замечаний за опоздание не делалось, и, тем не менее, дети не опаздывали. Какие бы то ни было наказания и взыскания отсутствовали.

В круг обучения в Яснополянской школе входило: чтение, письмо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование, черчение и пение. Л.Н. Толстой пришел к выводу, что сведения по географии, истории и природоведению надо давать детям в виде художественных рассказов на уроках русского языка. Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать детям самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. В этом плане интересным представляется такой прием, как написание детьми творческих сочинений-рассказов на данную им тему.

Хотя Яснополянская школа просуществовала недолго и была единичным опытом, несмотря на существенные недостатки в ее организации (недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, расписания, программы, идеализация личности ребенка) она имела большое значение как протест против формализма и подавления детей. Следует учесть, что достижения Яснополянской школы во многом объяснялись гениальностью и мастерством самого Л.Н. Толстого как педагога.

Л.Н. Толстой является автором неоднократно переиздававшихся учебных книг для начальной народной школы: «Азбуки», «Новой Азбуки», «Русских книг для чтения». Эти книги многократно переиздавались и наряду с «Родным словом» К.Д. Ушинского были самыми распространенными учебниками в народных школах России.

Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, в частности:

Принцип сознательности и активности обучения;- Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков

 

2. принцип связи обучения с жизнью;- Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации. В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям.

3 принцип доступности обучения; - то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований: “1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.”

3. принцип прочности усвоения знаний;- в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.

4.принцип природосообразности ;- присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим.“Желание учиться в детях так сильно,- отмечал он -, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков”. Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь.

 

В свою очередь, Лев Николаевич разработал целую систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке:

1.наглядность в обучении,

2.«рассказ-рассказывание»,

3.методика эмоциональных воздействий,

4.«ситуация затруднения»,

5.индивидуальный подход к учащимся,

6.работа с сочинениями учащихся и т. д.

Среди различных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания. Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.008 с.)