Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций.



Некоммерческойявляется организация, не имеющая извлечение прибы­ли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческой организации присущи следующие свойства:

наличие прав юридического лица;

основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

возможная прибыль не может быть распределена между участни­ками некоммерческой организации.

Если некоммерческая организация намерена выступать в дальней­шем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать иму­щественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только такой статус позволяет ей защищать свои имущест­венные права и интересы и вместе с этим обязывает их нести юридиче­скую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный ба­ланс и (или) смету. Она вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой организации на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрирован­ную в установленном порядке эмблему.

Учредительными документами некоммерческой организации явля­ются; устав, либо учредительный договор и устав, либо только учреди­тельный договор. В некоторых случаях организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах должны определяться наименование данной организации, содержащее указание на характер ее деятельно­сти и организационно-правовую форму, место ее нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены и выхода из нее (в случае, если некоммерче­ская организация имеет членство), источники формирования имущест­ва, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации и иные положения, предусмотренные федеральным законом.

Организация может создавать филиалы и открывать представитель­ства на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавших их некоммерческих организаций и должны быть указаны в учредительных документах организации, их создавшей.

По решению учредителей (участников) либо органа, уполномочен­ного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразо­вания.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:

по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномо­ченного на то учредительными документами;

по решению суда;

в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским ко­оперативам.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения со­циальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и.спорта, удовлетворения духовных и иных не­материальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных, целях, направленных на достиже­ние общественных благ.

Возможная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может быть создана в различных ор­ганизационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее от­ношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общест­венных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральным законом.

 

16. Участие РФ и субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений.

В соответствии со ст. 125 ГК участие субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном уровне от имени государства могут выступать в суде органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, Росимущество, определенной в Положении о нем.

Осуществляет: передачу государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ним договоров.

От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.

Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований) выступают: в представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать и совершать иные сделки с муниципальным имуществом, определять в договорах условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов (ст. 29 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

Сфера участия государства, субъектов, муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).

Среди гражданско-правовых отношений - выделяются отношения собственности.

РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности муниципальной осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.

РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.

Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам сырья, продукции и товаров для государственных нужд.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.

Возможно участие и в иных договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота.

Среди случаев участия в гражданских правоотношениях РФ, субъектов, муниципальных образований следует назвать:

* возмещение ими вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц (ст. 53 Конституция РФ, 16 ГК);

* возмещение государственного вреда, причиненного гражданами незаконным осуждением и другими действиями, предусмотренными ст. 1070 ГК;

* взыскание в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. 169, 179 ГК).

РФ, субъекты, муниципальные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).

РФ, субъекты, муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

При этом в соответствии с Законом "Об основах гос.регул.внешнеторговой деятельности" РФ, субъекты, муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11 Закона).

От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей, также другие органы исполнительной власти. Так, получение иностранных кредитов РФ осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени РФ или правительства РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.014 с.)