Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 18. Межбюджетные отношения в РФ
Бюджетный федерализм Под бюджетным федерализмом понимают отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления по поводу формирования и реализации бюджетной политики. Признаки бюджетного федерализма: ¾ наличие: • трех основных уровней бюджетной системы (федерального, субъектов РФ, муниципальных образований); • самостоятельного бюджета у того или иного уровня власти и ответственности за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность; ¾ существование системы межбюджетных отношений, предназначенных для упорядочения отношений между различными самостоятельными бюджетами; ¾ сочетание принципов централизации и децентрализации при разграничении налоговых полномочий, расходов и доходов (при их распределении в бюджеты бюджетной системы); ¾ учет интересов участников бюджетного процесса на основе достижения компромиссов в рамках строго определенных процедур; ¾ единство государственных интересов и интересов населения Принципы бюджетного федерализма: ¾ законодательное разграничение полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджета; ¾ обеспечение: • органов власти различных уровней необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; • вертикального и горизонтального выравнивания доходов бюджетной системы; ¾ самостоятельность и равноправие соответствующего бюджета, ¾ входящего в бюджетную систему; %f организация межбюджетных отношений в рамках бюджетной ¾ системы. Существует три типа бюджетного федерализма: ¾ централизованный; ¾ децентрализованный; ¾ комбинированный. Под централизованным типом бюджетного федерализма понимается такая организация бюджетной системы, при которой: ¾ разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов; ¾ финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием межбюджетных отношений.
Под децентрализованным типом бюджетного федерализма понимается организация бюджетной системы, при которой: ¾ признается высокая степень самостоятельности региональных и местных бюджетов; ¾ ограничивается финансовая помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим; ¾ полномочия в области расходов адекватны полномочиям в сфере доходов. Комбинированным типом бюджетного федерализма является такая организация бюджетной системы, при которой: ¾ применяется механизм горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания; ¾ предусматривается более высокая ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития субъектов при неизбежном ограничении самостоятельности их властей и усилении контроля со стороны федеральных органов власти; ¾ возрастает роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания субъектов федерации. Механизм вертикального бюджетного выравнивания предусматривает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов. Механизм горизонтального бюджетного выравнивания подразумевает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения. Для каждого типа федеративного устройства государства характерна своя модель бюджетного федерализма, наиболее известными из которых являются: 1) американская (конкурентная), при которой предусмотрена: ¾ доходная часть бюджетов, формируемая преимущественно за счет собственных источников (например местных и региональных налогов); ¾ большая самостоятельность отдельных штатов; ¾ зависимость федеральных субсидий штатам от объемов долевого финансирования штатными и местными органами власти;
¾ существенная региональная диспропорция по доходам и расходам; 2) германская (кооперативная), предусматривающая: ¾ формирование доходной части бюджетов преимущественно за счет законодательно закрепленных отчислений от единых (федеральных) налогов; ¾ партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше среднего уровня; ¾ ограничение самостоятельности региональных и местных властей в области налогообложения; ¾ использование механизма дифференциации нормативов отчислений от общих налогов для выравнивания условий между отдельными землями; ¾ существование финансовой помощи землям в виде федеральных субсидий; ¾ распределение расходных полномочий в соответствии с принципами классического бюджетного федерализма. Основными проблемами бюджетного федерализма являются: ¾ определение: • состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами бюджетной системы; • источников поступлений денежных средств в бюджеты бюджетной системы в целях обеспечения расходных полномочий; ¾ организация взаимодействия между бюджетами в области транс Бюджетный федерализм, существующий в РФ, в большей степени относится к централизованному типу с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Принципами построения бюджетного федерализма РФ являются: ¾ единство экономического пространства России; ¾ конституционное разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов в сфере экономического регулирования; ¾ разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов федеральным законодательством; ¾ согласованное формулирование и осуществление единой экономической политики РФ и ее субъектами; ¾ децентрализация управления экономическими отношениями адекватно региональным и местным потребностям и ресурсам, соответственно территориальным условиям развития; ¾ равные условия экономического развития территорий; ¾ кооперация деятельности РФ и ее субъектов при осуществлении полномочий в экономической сфере. Механизм бюджетного федерализма в РФ характеризуется наличием: ¾ унифицированного подхода к регионам при формировании бюджетных доходов путем закрепления единого для всех субъектов норматива отчислений налога на добавленную стоимость (НДС) и установления предельной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет; ¾ дифференциального подхода на этапе формирования расходной части бюджета; ¾ трех видов налогов: • федеральных; • региональных; • местных; ¾ дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов; ¾ субсидий и субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; ¾ целевых федеральных программ; ¾ взаимных расчетов; ¾ бюджетных ссуд (предоставляемых на возмездных или безвозмездных условиях) на покрытие временных кассовых разрьвов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
Федеральный бюджет Федеральный бюджет России — главное звено системы государственных финансов РФ, представляющее собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ. Начиная с 2008 года в России принимается трехлетний бюджет — на соответствующий год и прогнозный период (следующие 2 года). Это позволяет лучше организовывать финансовую сферу, заранее планировать экономическую политику и вносить необходимые коррективы. Подобная практика (принимать бюджет на несколько лет) существует в некоторых странах, в частности, в Германии, где принимается 4-летний бюджет (на соответствующий год и прогнозный период — следующие 3 года). В России принят Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 24.07.2007 № 198-ФЗ (ред. от 03.03.2008). Трехлетний бюджет не следует понимать как принимаемый раз в 3 года сразу на 3 года. Соответствующий закон о бюджете будет приниматься каждый год, но, при этом, законодатели будут заглядывать "за горизонт" следующих 2 лет (будет добавляться 1 прогнозный год). Например, федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", и т. д. Федеральный бюджет предназначен: ¾ для образования денежных фондов, которые: обеспечивают выполнение задач общественного значения; создают материальную основу для осуществления функций федеральных органов государственной власти; ¾ реализации социально-экономической политики, осуществляемой Федеральным Собранием и Правительством РФ; ¾ регулирования макроэкономических параметров. Основные показатели федерального бюджета — это: ¾ общий объем доходов; ¾ общий объем расходов; ¾ дефицит (профицит) бюджета. В законе о федеральном бюджете указываются ожидаемые: ¾ размер инфляции; ¾ рост ВВП. Кроме того, на 1 января следующего года фиксируется планируемый верхний предел внешнего и внутреннего государственного долга России. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджеты субъектов РФ Бюджеты субъектов РФ представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Роль бюджетов субъектов РФ заключается: ¾ в сосредоточении финансовых ресурсов в бюджетах регионов РФ, позволяющем органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ иметь финансовую базу для осуществления своих задач и функций; ¾ обеспечении возможности субъектам РФ проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на их социально-экономическое развитие; ¾ осуществлении выравнивания уровней экономического и социального развития субъектов РФ; ¾ возможности регулирования финансовых затрат на оказание услуг в учреждениях непроизводственной сферы; ¾ возможности решения стратегических задач по развитию в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы; ¾ осуществлении воздействия на пропорции текущих и капитальных затрат, а также стимулировании эффективного использования трудовых и материальных ресурсов региона. Доходы бюджетов субъектов РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ. Собственные доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет: ¾ доходов: ¾ от региональных налогов и сборов; ¾ части федеральных налогов и сборов (так как только часть их поступает в федеральный бюджет); ¾ от использования имущества субъектов РФ; ¾ безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета и других безвозмездных перечислений; ¾ части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта РФ, и доходов от оказания государственными учреждениями субъекта РФ платных услуг; ¾ штрафов и иных поступлений. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ распределяются между субъектами РФ, расчетная бюджетная обеспеченность консолидированных бюджетов которых не превышает уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, определенного в качестве критерия предоставления указанных дотаций бюджетам субъектов РФ по методике, утверждаемой в соответствии с федеральным законом. В настоящее время дотационными субъектами РФ являются: ¾ большинство республик Северного Кавказа; ¾ края, области Дальнего Востока; ¾ ряд областей, расположенных севернее Москвы (Вологодская, Ивановская и др.);
¾ некоторые автономные округа. Среди них лидируют республика Ингушетия; Чеченская республика; республика Северная Осетия - Алания; Республика Тыва. Среди регионов-доноров федерального бюджета особое место занимают Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые в среднем "отдают" в федеральный бюджет более чем в 60 и 40 раз соответственно больше, чем федеральный бюджет расходует на территории данных округов. Другие регионы-доноры: г. Москва; Оренбургская область; Республика Коми. Расходы регионального бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта РФ. Из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов: ¾ обеспечение: • функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; • реализации региональных целевых программ; • деятельности средств массовой информации субъектов РФ; • осуществления отдельных государственных полномочий, пepeдаваемых на муниципальный уровень; ¾ обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; ¾ проведение выборов и референдумов субъектов РФ; ¾ формирование государственной собственности субъектов РФ; ¾ осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; ¾ содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; ¾ оказание финансовой помощи местным бюджетам; ¾ компенсация дополнительных расходов, возникших в результате, решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; ¾ прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ. В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются: ¾ разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение; ¾ разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ: • кредитами кредитных организаций; • бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта РФ другими бюджетами бюджетной системы РФ; • кредитами международных финансовых организаций; ¾ разница между полученными и погашенными субъектом РФ в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); ¾ изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ в течение соответствующего финансового года; ¾ иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Роль бюджетов муниципальных образований заключается: ¾ в создании финансовой базы для реализации функций органов власти местного самоуправления; ¾ формировании денежных фондов административно-территориальных образований; ¾ возможности субъектов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться и расходовать финансы на социально-экономические нужды; ¾ возможности направления финансовых ресурсов для решения стратегических задач муниципальных образований, долгосрочного планирования, а также финансирования в виде инвестиций развития приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы; ¾ рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов муниципального образования; ¾ обеспечении равномерного социально-экономического развития муниципальных образований. Доходы бюджетов муниципальных образований — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Походная часть местных бюджетов состоит: ¾ из собственных доходов; ¾ части доходов РФ и субъектов РФ; ¾ финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований); ¾ иных поступлений. Расходы бюджетов муниципальных образований — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: ¾ принятия муниципальных правовых актов: • по вопросам местного значения и иным вопросам, которые вправе решать органы местного самоуправления; • при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджет; субъекта РФ); ¾ заключения от имени муниципального образования договоров В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются: ¾ разница между. • средствами, поступившими от размещения муниципальные ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в российской валюте, и средствами, направленными на их погашение; • полученными в валюте РФ и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций, бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ, а также бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); ¾ изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года; ¾ иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.
Консолидированный бюджет Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет РФ образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов). Консолидированным бюджетом субъекта РФ называется совокупность регионального бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований на территории данного субъекта (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированным бюджетом муниципального образования называется совокупность бюджета муниципального района (районного бюджета) и свода бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированные бюджеты РФ, ее субъектов и муниципальных образований: ¾ являются статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы РФ; ¾ не подлежат утверждению. Министерство финансов РФ разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ. Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ; бюджетов государственных внебюджетных фондов Консолидированные бюджеты различных уровней используют: ¾ при прогнозах развития хозяйства и финансовой системы; ¾ при анализе проблем экономики; эффективности распределения и использования бюджетных средств; ¾ в процессе формирования доходов и расходов бюджетов; ¾ для характеристики показателей и проведения анализа данных всей бюджетной системы; ¾ для расчетов минимальных социальных и финансовых норм; ¾ при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, субъектов и муниципальных образований; нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ; ¾ при финансовом планировании; ¾ в качестве основания для предоставления субвенций из федерального бюджета; ¾ при определении степени централизации финансовых ресурсов
Межбюджетные отношения Межбюджетные отношения представляют собой отношение между органами власти преимущественно разных уровней: 1) по разграничению на постоянной основе: расходных полномочий; налогов; других платежей, поступающих в бюджетную систему страны; 2) по межбюджетному распределению совместных налогов по временным нормативам между бюджетами бюджетной системы; перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой. Межбюджетное регулирование осуществляется органами власти вышестоящего уровня путем: ¾ вертикального выравнивания между разными звеньями бюджетной системы; ¾ горизонтального выравнивания в пределах одного и того же звена. Принципами, на которых основываются межбюджетные отношения, являются: ¾ сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений; ¾ распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; ¾ разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; ¾ сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях; ¾ равенство: бюджетных прав субъектов РФ, бюджетных прав муниципальных образований и всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, а местных бюджетов ¾ с бюджетом соответствующего субъекта РФ; ¾ выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; ¾ применение в межбюджетных отношениях единых для всех субъектов федерации методологии и критериев, учитывающих их особенности; ¾ наличие ответственности органов власти разных уровней за соблюдение обязательств, предусмотренных межбюджетными отношениями. Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление. ¾ единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ; ¾ единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Межбюджетные отношения в РФ включают: ¾ разграничение расходных полномочий и видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе между бюджетами бюджетной системы; ¾ межбюджетное регулирование, предусматривающее: распределение между бюджетами регулирующих налогов по временным нормативам (на очередной год или не менее чем на 3 года); перераспределение средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах. Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих принципов: ¾ соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления; ¾ учет подчиненности предприятий, организаций и учреждений при формировании расходов бюджетов; ¾ учет значения определенных мероприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества для определения необходимости включения их в вышестоящий бюджет. Разграничение расходных полномочий в РФ между органами власти различных уровней осуществляется на основании Конституции РФ, закрепляющей: ¾ перечень предметов ведения федерального центра (ст. 71); ¾ перечень предметов совместного ведения федерального центра с субъектами РФ (ст. 72); ¾ сферу ведения субъектов РФ, к которой относится все то, что не отнесено к ведению федерального центра и предметам совместного ведения федерального центра и субъектов РФ (ст. 73). Перераспределение средств осуществляется путем оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в форме предоставления: • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; • субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; • бюджетных кредитов; • бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.094 с.) |