Психологическая характеристика теории личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика теории личности



Лекция

Психологическая характеристика теории личности

Цель: сформировать у студентов общее представление о теориях личности.

План

Понятие о «теории».

2. Характеристика теорий личности.

3. Понятие «личности».

Современные теории личности.

 

Литература

Основная литература

 

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: НПО «Прагма», 1993.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев / [в 2-х томах]. Т.1. – М.: Педагогика, 1980. – 254 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Изд. МГУ, 1990. – 186 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Наука, 1988. – 468 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 386 с.

6. 3ейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. – М.: Изд. МГУ, 1982. – 135 с.

7. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М., 1970. – 354 с.

8. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. – М.: Наука, 1966. – 228 с.

Дополнительная литература

 

1. Абульханова - Славская К. А. Психология и сознание личности / К. А. Абульханова-Славская. - Москва - Воронеж, 1999. – 387 с.

2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. – М.: ИП РАН, 1994. – 265 с.

3. Франселла Ф. Новый метод исследования личности / Франселла Ф., Баннистер Д. – М.: Прогресс, 1987. – 254 с.

4. Холл С. Теории личности / Холл С., Линдсей Г. – М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 362 с.

 

Понятие о «теории»

 

Теория есть набор условностей, созданных теоретиком. Теории не "даны" и не предопределены природой или другими детерминантами. Полученные в исследовании данные могут быть включены в любую из теоретических схем. Теоретик, выбирая способ презентации интересующих его событий, осуществляет свободный выбор. Мы можем определить, как оценивать теорию, но не можем определить, как ее нужно создавать. Нет формулы теоретической конструкции. Теория может быть полезной или бесполезной, а это определяется тем, насколько теория может продуцировать такие предсказания или проекты относительно событий, которые подтверждают свою истинность.

Допущения должны опираться на эмпирические события, с которыми соотносится теория. Если это теория слуховой чувствительности, допущения должны быть связаны со слуховыми процессами; если это теория восприятия, допущения должны касаться перцептивных процессов. Хороший теоретик – это человек, способный выдвинуть полезные предположения относительно того, что составляет сферу его интересов. В зависимости от особенностей теории эти допущения могут быть общими или специфичными. Теоретик в области поведения может допустить, что все поведение мотивировано, что события ранних периодов жизни являются важными детерминантами поведения взрослого, что поведение животных различных видов строится по одним и тем же общим принципам; или же теоретик может допустить, что возрастание тревоги ведет к нарушениям моторики или что отдельная переменная нормально распределена внутри данной популяции. Эти допущения могут различаться по форме – от точной математической данности до нестрого сформулированных допущений.

Допущения должны быть четко сформулированы; они должны определенным образом сочетаться и соотноситься друг с другом. Значит, должны существовать правила взаимодействия между допущениями и основными понятиями. Например, можно предположить, что возрастание тревоги ведет к нарушениям моторики.

Каковы функции теории? Во-первых, она позволяет увидеть ранее не наблюдавшиеся эмпирические отношения. Суть любого исследования – открытие стабильных эмпирических связей между событиями и переменными. Функция теории – способствовать этому процессу. Теорию можно рассматривать как мельницу, в которой перемалываются предположения, а в качестве муки выдаются эмпирические положения, которые затем могут быть подтверждены или отвергнуты в результате эмпирических данных. Эмпирической проверке подвергаются только следствия, предположения или идеи, выводимые из теории. Сама теория есть допущение, и ее принятие или отвержение обусловлено ее полезностью, а не истинностью или ложностью.

Полезность содержит два компонента – верифицируемость и широту. Верифицируемость отражает способность теории производить предсказания, подтверждаемые при сборе эмпирических данных. Широта отражает степень или полноту распространенности этих положений. Возможны случаи, когда выдвинутые положения находят подтверждение, но относятся лишь к некоторым аспектам феномена. В идеале теория должна приводить к точным предсказаниям высокой степени обобщенности относительно рассматриваемых эмпирических событий.

Вторая функция теории заключается в том, что она позволяет объединить известные эмпирические открытия в рамках логически последовательной системы. Теория выступает как средство организации и интеграции всего, что относится к определенному кругу явлений. Например, адекватная теория научения должна охватывать все, что касается процесса научения. Теории всегда возникают на базе того, что уже наблюдалось и о чем сообщалось; т.е. на первой фазе становления они индуктивны и руководствуются тем, что уже известно. Если теории упорядочивают уже известное, то польза от них невелика. Основная функция теории – указывать на новые или незамеченные отношения.

Еще одна функция теории заключается в том, чтобы уберечь наблюдателя от негативного влияния побочных явлений. Теория ограничивает пользователя рядом определенных параметров, величин, переменных. Остальные аспекты ситуации могут быть проигнорированы. Полезная теория обозначит четкие инструкции относительно того, какие данные следует собирать в связи с данной проблемой.

Хотя существует множество систематизированных групп теорий, ни одна из них не завоевала доминирующего положения. Нет такой одной теории, которая служила бы "парадигмой", упорядочивая известные открытия, предписывая основные пути будущих исследований.

Теория – это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теория всегда умозрительна и поэтому не может быть <правильной> или <неправильной>. Тем не менее, теория принимается в научном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в той степени, в какой результаты наблюдений за феноменом согласуются с объяснением того же самого феномена, вытекающим из самой теории. Если бы поведение человека было совершенно понятным, не было бы необходимости в создании теорий личности.

 

Понятие «личности»

 

В современных теориях личность рассматривается как относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем: если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает психологические и биологические свойства, которые ему присущи.

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

 

Современные теории личности

 

Взгляд на личность человека претерпел существенные изменения по мере развития и формирования человеческой культуры. В связи с этим выделяют несколько подходов (периодов), отличающихся концепциями личности (табл.).

 

Лекция

Лекция

Психологическая характеристика теории личности

Цель: сформировать у студентов общее представление о теориях личности.

План

Понятие о «теории».

2. Характеристика теорий личности.

3. Понятие «личности».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.014 с.)