Воспитание как педагогический процесс, его основный характеристики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как педагогический процесс, его основный характеристики.



Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитание (в узком педагогическом значении) - целенаправленная воспитательная деятельность педагога для достижения конкретной цели в коллективе учеников. Это предусматривает формирование определенных качеств личности, процесс управления ее развитием, что происходит через взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Воспитание является одним из основных понятий педагогик и важной составной частью педагогического процесса.

Организатором воспитательного процесса как специально организованного педагогического взаимодействия выступает педагог-воспитатель, профессиональная компетентность которого определяется степенью владения педагогической наукой, воплощенной в соответствующих теориях, концепциях, и наличием специальных умений по управлению педагогическим процессом.

Воспитательный процесс как специально организованное взаимодействие его субъектов включает в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы, формы и результат.

Применительно к школе процесс воспитания – это специально организованная деятельность его субъектов (воспитателей и воспитанников) по созиданию и поддержанию культурной среды, обеспечивающей свободное, в соответствии с заложенными в человеке потенциальными возможностями, саморазвитие субъектов посредством разнообразных форм нравственной, интеллектуальной, эстетической, правовой, гражданской, творческой активности.

В этих условиях учащиеся оказываются включенными в деятельность и общение, в которых формируется то или иное отношение к себе как субъекту и объекту собственных усилий, а через это и другие отношения – к людям, к миру, к обществу, к труду.

Воспитательный процесс отличается от непедагогического, т.е. стихийного, наличием педагогической цели. Несовпадение между целями воспитания и его результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.

Проблема цели воспитания – одна из самых дискуссионных в педагогике, так как цели имеют конкретно-исторический характер.

В различных отечественных и зарубежных концепциях воспитания цели определяются по-разному:

• как воспитание гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство;

• как приобщение человека к культуре, формирование у него социальной направленности и развитие творческой индивидуальности;

• как воспитание социально компетентной личности;

• как воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению себя и жизни;

• эмансипация, свободное развитие личности;

• как развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении.

Цели воспитания связаны с представлением об идеальном воспитуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к целенаправленной деятельности, представляет цели, содержание и способы воспитания.

Важной проблемой целеполагания в воспитании является соотношение общих и частных целей воспитания. Не все частные могут способствовать достижению конечной цели. Более серьезное противоречие возникает при переоценивании частной цели. Поэтому, по мнению Б. Битинаса, частная цель должна рассматриваться только в качестве этапа в достижении более общей цели. Педагог-воспитатель должен освоить иерархическую систему целей. Можно выделить ряд этапов конкретизации конечной цели:

1. Конкретизация по возрастным особенностям.

2. Конкретизация по социальным условиям. Предполагает учет условий конкретного воспитательно-образовательного учреждения, особенности окружающей среды, возможностей педагогического коллектива и других обстоятельств.

3. Конкретизация по реализованным целям. Предполагает учет целей, достигнутых на предыдущих этапах воспитательного процесса.

В гуманистической парадигме воспитание - цель воспитательного процесса определяется исходя из его сущности. Если его сущность в создании условий для саморазвития, самовоспитания, самореализации, то его цель – ориентация школьника на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Е.В. Бондаревская, определяет цель воспитания следующим образом: «найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы саморазвития, самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Таким образом, воспитатель, организуя воспитательный процесс, исходит в своей деятельности из характеристик личности воспитанника, его способностей, потребностей, интересов, социального опыта, самосознания, воли. Все эти характеристики он учитывает, проектирует, развивает, включая механизмы самосовершенствования. Следует отметить, что организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития, осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

В совместном поиске, в сотрудничестве вырисовываются контуры как педагогической цели, так и цели самовоспитания. Цель педагогического процесса в самом общем виде выглядит так: сориентировать воспитанника на саморазвитие, самосозидание с учетом его задатков, помочь ему соответствующими методиками, технологиями работы над собой.

Цель воспитания как самовоспитания определяет воспитанник себе сам в процессе совместной с воспитателем работы. Она может выглядеть так: реализовать себя в деятельности, в сферах культуры.

Следующий компонент, процесса воспитания – содержание воспитания, которое определяется объективными потребностями человека, интересом его выживания на земле, потребностями производства, экологии, общества, государства, родителей. Есть попытки определить базовый компонент содержания воспитания.

Такую попытку делает Е.В. Бондаревская, выделяя важнейшие компоненты содержания воспитания, входящие в его базовую основу:

• понимание и принятие детьми универсальных общечеловеческих, нравственных ценностей, что означает осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части;

• сохранение совокупного духовного опыта человечества;

• способность к диалогу между различными народами и культурами;

• уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности;

• осознание ответственности за свою деятельность перед будущими поколениями;

• овладение всеми сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;

• освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

• формирование опыта гражданского поведения: участие в общественно-полезных делах, проявление гражданских чувств;

• накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций, гуманного поведения, организация актов милосердия, проявление заботы о близких и далеких людях и т.д.;

• овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности, принятия решений свободного выбора поступков, способов самореализации поведения во всех сферах жизнедеятельности;

• самовоспитание и самооценка, осуществление самоанализа проектирования поведения, способами самосовершенствования, саморазвития.

Важнейшими компонентом содержание воспитания должна стать ориентация воспитания молодого поколения на овладение здоровым образом жизни, осознание здоровья как высшей общечеловеческой ценности.

Включение детей в реальную экологическую деятельность – важнейшее условие воспитания экологической культуры современного школьника.

Содержание воспитания должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения различных проблем, открыть рефлексивный мир собственного и научиться управлять им.

12) Система школ Я.А.Коменского и содержание образования в этих школах. Современное понятие о содержании образования, принципы его отбора и построения.

Говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов.

"детство - от рождения до 6 лет включительно,

отрочество - от 6 до 12 лет,

юность - от 12 до 18 лет,

возмужалость - от 18 до 24 лет".

Основываясь на многолетнем опыте педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единогообразования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования.

"Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняяшкола родного языкав каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городелатинская школа, илигимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области -академия."

Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) - государственным центром. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.

Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке - это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям".

Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.

Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей "академии": богословский, юридический и медицинский.

Понятие содержания образования и принципы его формирования. Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании. Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний. Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Основные теории содержания образования

– дидактический материализм, или энциклопедизм;

– дидактический формализм;

– дидактический утилитаризм;

– экземпляризм;

– теория дидактического программирования, или теория операциональной структуризации содержания.

Принципы и критерии отбора содержания образования

Существует большое количество принципов отбора содержания образования. Все их множество полностью отражается в следующих трех основных принципах, предложенных Краевским:

1.Принцип соответствия содержания образования требованиям гуманистического демократического общества;

2.Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания образования (все виды человеческой деятельности взаимосвязаны во всех предметах учебного плана);

3.Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника (предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.019 с.)