Функционирование и управление государственными социальными фондами в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование и управление государственными социальными фондами в Российской Федерации



Вопрос 8

Финансовая система. Основные типы финансовой политики Организация финансовой системы РФ и характеристика её звеньев.

Сущность финн сист РФ. Понятие финн сист рассм-ся с 2 аспектов: функц-го и институц-го. С функц точки зр фин сист представляет собой сов-ть фин отношений, склад-ся в ее рамках. Согласно инст-му аспекту, финн сист представлена финн инст-ми, деят-ть кот напрвлена на выполнение ф-ий и задач гос-ва. Совмещая данные 2 подхода, можно сделать вывод, что финн сист- это сов-ть сфер и звеньев финн отн-ий. Фин сист РФ состоит из налоговой системы; бюдж сист; гос кредита; гос страхования; финансов хоз субъектов. Первые 4 звена образуют сферу централиз финансов, а 5 звено – сферу децентрализ финансов.

Звенья финн сист. Центр звеном финн сист РФ явл-ся бюдж сист – сов-ть бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Бюдж система РФ состоит из ФБ и бюджетов гос внебюдж фондов; бюджетов субъектов РФ и территориальных отделений гос внеб фондов; местных бюджетов. Налоговая система РФ обеспечивает бюдж систему налоговыми доходами. Совр налог сист РФ 3-х уровневая: 1)федеральные налоги и сбоы 2) региональные налоги и сборы 3) местные налоги и сборы. Гос кредит. – сист ден отн-ий, скл-ся у гос-ва с юр и физ лицами, при кот гос-во выступает в роли заемщика средств. Первопричина гос кредита – дефицит бюджета. Гос страхование. Осущ-ся в силу закона. В его сферу вкл: 1)обяз мед страхование граждан РФ 2) обяз пенсионное страх-ие граждан 3) соц страх-ие 4) автострах-ие 5) резервный фонд РФ 6) фонд нац благосост. Финансы хоз субъектов. Важное звено финн сист, поскольку именно в данном сегменте происходит формирование преобладающей доли ВВП и НД. Роль финансов хоз субъектов в фин сист закл-ся в том, что с их помощью осущ-ся перераспр-ие ВВП и НД на 3 уровнях: 1) уровне коллективов предприятий (при выплате з/п) 2) самих предприятий (при распр0ии и исп-ии прибыли) 3) уровне гос-ва (при уплате налогов).

Финансовая система - это встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, которые обладают определенными особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе страны.

Финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:

государственных и муниципальных финансов (в сфере гос. регулирования)

бюджетная система

целевые внебюджетные фонда

государственный кредит

финансы хозяйствующих субъектов (сфера производства)

финансы ком. организаций

финансы неком. организаций

финансы посредников

Финансовая политика - это особая область деятельности государства, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их равномерное распределение и использование для осуществления государством своих функций

Части финансовой политики: определение цели; определение инструментов и методов, которыми это будет достигнуто; управление финансовой деятельностью хозяйств и другими субъектами хозяйствования.

Типы финансовой политики:

классический (А. Смит, Д. Рикардо, теория свободной конкуренции, государственное регулирование сведено до минимума. Минимумы доходов, расходов и налогов должны быть сбалансированы);

регулирующий (Фр. Рузвельт, Дж. Кейнс, увеличение государственных расходов, государство должно иметь дефицит средств, предложен подоходный налог);

планово-директивный (управление финансовыми потоками из единого центра);

неконсервативный (многоцелевое финансирование экономики, стимулирование предложения, низкие налоговые ставки).

Цели финансовой политики:

повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. При разработке и проведении финансовой политики отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов может привести к распылению средств, уменьшению источников удовлетворения постоянно увеличивающихся экономических и социальных потребностей общества;

оздоровление и структурная перестройка экономики: снижение затрат на ВПК, увеличение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, упорядочение денежного обращения и задумка на перспективу восстановления конвертируемости рубля;

достижение наиболее высокого уровня жизни населения на базе развития отраслей сельского хозяйства и промышленности.

Уровень жизни населения – величина, определяющая развитие производства, структуру и направление использования финансовых ресурсов.

Три этапа реализации финансовой политики:

выработка научно доказанных концепций развития финансов, формирующаяся на базе изучения требований экономических законов, состояния потребностей населения и многостороннего анализа перспектив усовершенствования производства;

выработка тактики и стратегии финансовой политики, т. е. определение важных направлений использования финансов в перспективе и текущем периоде. На учет берут возможности падения и роста финансовых ресурсов, а также внутренние и внешние политико-экономические факторы;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Основными орудиями финансовой политики в РФ являются:

общественные работы и прочие программы, которые связаны с расходами;

социальные программы;

правительственные закупки;

государственные инвестиции;

изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

управление налоговым гнетом.

 

 

Вопрос 9

Финансовая политика государства. Основные типы финансовой политики

Финансовая политика государства — политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

Выделяют три основных типа финансовой политики:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) планово-директивная.

До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.

Переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория Дж. Кейнса и его последователей. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

 

Вопрос 11

Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его интересов, что является залогом эффективности финансовой политики.

Структура финансового механизма достаточно сложна. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Сочетание элементов финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

 

 

Вопрос 12

Бюджет как экономическая и финансовая категория. Функции бюджета

Бюджет как экономическая категория представляет собой определенную совокупность денежных отношений, субъектом которых является государство.

Бюджет — это часть системы публичных финансов, поэтому его экономическая сущность как финансовой категории не может принципиально отличаться от сущности самих публичных финансов, что не исключает специфики проявления бюджетных отношений.

Основными функциями бюджетов являются:

1) распределительная функция бюджета (проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления.

2) перераспределительная функция ВВП (проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов.)

3) регулирующая функция и стимулирующая функция (проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.

4) социальная функция (заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства)

5) функция планирования (предполагает:

— определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

— определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

— разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов.

— разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике.

— разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.)

6) функция организации (предполагает:

— определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

— определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

— выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

— разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

— определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов.

— определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.)

7) контрольная функция (действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.)

 

 

Вопрос 13

Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, процесс формирования и использования бюджетных средств.

Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система. Под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

 

 

Вопрос 14

Бюджетная система РФ: структура и принципы

Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 6 БК РФ) бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура бюджетной системы РФ:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования);

2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования);

3. Местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

- бюджеты городских и сельских поселений.

 

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

 

 

Вопрос 15

Доходы и расходы бюджетов разных уровней. Бюджетный федерализм в России

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов – это часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты различных уровней. Они могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений. Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, часть неналоговых доходов, безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов, бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Доходы федерального бюджета. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В них также направляются доходы субъектов федерации, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования мероприятий общегосударственной значимости.

К налоговым поступлениям федерального правительства относятся федеральные налоги и сборы, государственные сборы и пошлины, таможенные сборы и пошлины.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

• доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

• части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;

• прибыли Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходов от внешнеэкономической деятельности;

• доходов от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы бюджета — денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

Функциональный состав расходов отражает распределение бюджетных средств по основным направлениям деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в различных сферах жизни общества:

- осуществление правотворческой, судебной, управленческой, правоохранительной деятельности;

- реализация социальных прав граждан, устанавливаемых Конституцией РФ, включая права на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, защиту материнства и детства, на жилище;

- обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, международное сотрудничество;

- государственное регулирование и стимулирование экономики, научно-технического прогресса;

- формирование государственных (муниципальных) запасов и резервов;

- управление государственным (муниципальным) долгом и др.

Понятие бюджетный федерализм можно определить как отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства.

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетным вопросам. Вместе с тем федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством членов Федерации, так как оно отражает их общие интересы и прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.

 

 

Вопрос 18

Федеральный бюджет, его роль в регулировании социально-экономических процессов

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов».

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в отраслях с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями.

 

 

Вопрос 19

Государственный кредит и государственный долг как экономические категории. Управление государственным долгом

Государственный кредит - это система отношений по привлечению денежных средств в которой одной из сторон выступает гос-во, а другой физ. Или юридическое лицо.

Государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия банки, фонды, а также другие гос-ва - кредиторов.

Государство также может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц. На практике это означает принятие на себя ответственности за погашения обязательства.

Финансирование гос. долга осуществляется через внутреннее и внешнее заимствование:

- в числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям государственного сберегательного займа, облигациям государственных нерыночных займов и др.

- внешними заимствованиями являются кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

Финансирование механизма государственного кредита приводит к появлению гос. долга.

 

 

Вопрос 21

Внебюджетные фонды: экономическое содержание, классификация, отличие от других финансовых фондов

Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей, отличающих их от других звеньев финансовой системы:

– имеют строго целевую направленность;

– средства фондов используются для финансирования государственных расходов, как правило, не финансируемых из бюджета или финансируемых в небольших объемах;

– подавляющая часть доходов фондов формируется за счет страховых взносов юридических лиц;

– все имущество и денежные средства фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов.

Внебюджетные фонды – это один из элементов такого звена финансовой системы, как общегосударственные финансы, широко развиты за рубежом. Источниками формирования внебюджетных фондов могут являться специальные налоги и сборы, ассигнования из бюджетов, специальные займы, добровольные взносы, а также доходы от деятельности самого фонда.

Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

– срокам действия – постоянные и временные;

– принадлежности – государственные, местные, межгосударственные;

– направлениям использования – социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др. Наиболее развиты внебюджетные социальные фонды. В России объем доходов этих фондов составляет более половины доходов федерального бюджета. Существует три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и др.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Основным доходным источником фондов является единый социальный налог. Средства государственных федеральных и территориальных внебюджетных фондов находятся в федеральной и региональной собственности. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов.

Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

 

 

Вопрос 22

Формирование доходов и направление расходов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации

Источники формирования доходов:

обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

добровольные взносы физических и юридических лиц;

прочие доходы.

Направление расходов гос. внебюджетных фондов устанавливается в строгом соответствии с их социальным назначение и действующим законодательством. Отчет об использовании федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется в Государственную Думу и Совет Федерации.

 

 

Вопрос 23

Государственные социальные внебюджетные фонды

В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ входят:

- пенсионный фонд РФ 22%

- фонд.социального страхования рф 2,9%

- федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ. 5,1%

Пенсионный фонд - централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ

Фондом социального страхования (далее – ФСС) называется государственная не бюджетная организация, которая осуществляет обязательное страхование граждан РФ.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и обеспечение профилактических мероприятий.

 

 

Вопрос 24

Вопрос 25

Вопрос 31

Вопрос 44

Вопрос 46

Вопрос 47

Рынок ссудных капиталов. Источники образования ссудного капитала, участники

Ссудный капитал - совокупность денежных средств, передаваемых во временное пользование на возвратной основе за плату в виде процента.

Специфические характеристики ссудного капитала:

ссудный капитал как особый вид капитала представляет собой собственность, владелец которой передает ее за плату заемщику на определенное время;

потребительная стоимость ссудного капитана определяется способностью приносить прибыль заемщику в результате использования ссудного капитала;

форма отчуждения ссудного капитала имеет разорванный во времени характер и механизм оплаты;

движение ссудного капитала происходит исключительно в денежной форме и выражается формулой Д — Д, так как денежный капитал предоставляется в ссуду и возвращается в той же форме, но с процентами.

Источниками ссудоного капитала являются:
1) высвобождающиеся из кругооборота денежные средства:
— средства, предназначенные для восстановления основного капитала (т.е. амортизационный фонд);
— часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, материалов;
— капитал, временно свободный в период между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплатой заработной платы;
2) денежные доходы и накопления личного сектора;
3) денежные накопления государства, размеры которых определяются масштабами государственной собственности к доле валового национального продукта.

Специализированные посредники — кредитно-банковские институты, осуществляющие привлечение денежных средств и их инвестирование в форме ссудного капитала. Заемщиками являются юридические лица, физические лица, государственные структуры. Современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя признаками — временным и институциональным.

 

 

Вопрос 48

Функции кредита

В современных условиях кредит выполняет две основные функции: перераспределительную и функцию замещения наличных денег кредитными операциями.
Назначение кредита в перераспределительной функции заключается в том, что с его помощью временно свободные средства в денежной или товарной форме, принадлежащие одним экономическим субъектам, передаются во временное пользование других экономических субъектов на условиях возвратности, срочности и, как правило, платности.
Назначение кредита в функции замещения наличных денег кредитными операциями заключается в создании на его основе платежных средств, использование которых приводит к экономии издержек обращения.

Формы кредита

1) товарная форма - кредитование осуществляется товарами; продажа товаров в рассрочку, прокат вещей, лизинг оборудования частично сопровождается денежной формой кредита.

2) денежная форма - появилась с возникновением денежной стоимости товаров, наиболее распространённый.

3) смешанная форма (товарно-денежная) - кредит представляется в форме товара, возвращается в денежной форме или наоборот.

В зависимости от субъектов кредитования различают следующие формы кредита:

банковский кредит - форма кредитных отношений, когда один из субъектов кредитной сделки выступает специализированное кредитно-денежное учреждение, имеющее лицензию от ЦБ.

Межбанковский кредит - кредитором и заемщиком является кредитное учреждение

Гражданский кредит (личный) - это такой кредит, где кредитором является физическое лицо.

Коммерческий кредит (хозяйственный) - кредит предоставляющий предприятием и другими хозяйствующими субъектам друг для другу для цели ускорения реализации товара

Гос.кредит – это форма кредита объединяется два понятия: гос.кредитор, гос.заемщик

Международный кредит - совокупность кредитных отношений, действующих на международном уровне, с дополнительной правовой и экономической защиты.

Раставщительский - происходит путем выдачи кредита физ.лицами или хозяйствующими субъектами, которые не имеют лицензию ЦБ.

 

 

Вопрос 50

Вопрос 51

Вопрос 53

Вопрос 57

Виды рынков ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг.

Классификация рынков ценных бумаг

Имеются различные классификационные признаки рынка ценных бумаг.

По территориальному принципу рынок ценных бумаг делится на международный, региональный, национальный и местный.

Виды рынков ценных бумаг в зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг в оборот:

первичный;

вторичный.

Первичный - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный - это рынок, где производится обращение ранее выпущенных ценных бумаг, осуществляются купля-продажа или другие формы перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

Виды рынков ценных бумаг в зависимости от степени организованности:

организованный;

неорганизованный.

Организованный рынок - это обращение ценных бумаг на основе законодательно установленных правил между лицензированными профессиональными посредниками.

Неорганизованный рынок - это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил; это рынок, где правила заключения сделок, требования к ценным бумагам, к участникам и т.д. не установлены, торговля осуществляется произвольно, в частном контакте продавца и покупателя. Системы распространения информации о совершенных сделках не существует.

Виды рынков ценных бумаг в зависимости от места торговли:

биржевой;

внебиржевой.

Биржевой рынок - это рынок, организованный фондовой (фьючерсной, фондовыми секциями валютной и товарной) биржей и работающими на ней брокерскими (маклерскими) и дилерскими фирмами.

Внебиржевой рынок занимается обращением ценных бумаг тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже и быть допущенными к торгам на ней. Он может быть организованным и неорганизованным.

По видам сделок рынок ценных бумаг разделяется на кассовый и срочный.

Кассовый рынок (кэш-рынок, спот-рынок) — это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней, не считая дня заключения сделки.

Срочный рынок (форвардный) — это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.

По способу торговли выделяют следующие виды рынков ценных бумаг:

традиционный;

компьютеризированный.

 

 

Вопрос 58

Понятие ценной бумаги. Виды ценных бумаг

Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении

ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ

Ценные бумаги делятся на 2 класса: основные ценные бумаги и производные ценные бумаги (деривативы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.143 с.)