Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
БИЛЕТ 33. Системы обучения в истории развития школы. Особенности классно-урочной формы организации обучения. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Возникновению индивидуального обучения предшествовали: 1) случайное учение; 2) целенаправленное учение - различные действия, осуществляемые людьми самостоятельно (без подражания другим) для удовлетворения потребностей и получения определенных результатов. При повторении эти действия закреплялись в структуры, происходило научение;3) случайное подражание тем, кто умел; 4) целенаправленное эпизодическое обучение: кто-то специально подавал пример, образец, а другой подражал. В четвертой конструкции наблюдались уже элементы организации, которые были использованы при разработке системы индивидуального обучения. После появления названной системы обучение стало проводиться регулярно, отдельно от других видов деятельности (участия в общем труде, церемониях и др.), в специфической форме. Основной формой организации учебного процесса при индивидуальном обучении стало индивидуальное занятие. Характерно, что в этой форме сохранились некоторые черты неорганизованного обучения: время и содержание занятия могут изменяться в зависимости от потребности учащегося и по другим причинам. Классно-урочная система обучения была огромным шагом вперед по сравнению с системой индивидуального обучения, хотя основывалась на очень простых. принципах. Внося серьезные улучшения в общую организацию учебного процесса, она способствовала совершенствованию всех его сторон. Группировка учащихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовки позволила учителям проводить работу со всем классом одновременно, т. е. перейти от индивидуального обучения к коллективному. В результате появилась возможность увеличить количество учащихся в классе и осуществлять педагогическое руководство их работой в течение всего учебного дня. Следовательно, помимо благоприятных количественных показателей (охват большего числа учащихся, сокращение стоимости обучения каждого из них из-за увеличения наполняемости классов), классно-урочная система обучения имела позитивную качественную характеристику - повышала продуктивность учебной дятельности школьников. Последнее было связано и с тем, что распределение учебного материала но классам с учетом возраста и подготовки обучаемых делало учение более доступным и привлекательным, а вторичное подразделение содержания по каждому предмету на уроки вносило в учебный процесс плановость и систематичность.
Как отмечалось, увеличение качества одновременно обучаемых при переходе от индивидуального обучения к классно-урочной системе создало ряд проблем в организации процесса обучения, затрудняя использование конкретных данных об учащихся в работе с ними, установление и поддержание непосредственного контакта учителя с каждым учеником. Названные трудности резко увеличиваются в лекционно-семинарской системе, при которой преподаватель, обучая на лекциях большое число учащихся, не в состоянии учитывать их индивидуальные особенности, так как это практически невозможно сделать из-за размера аудитории и потому, что недостаточно хорошо знает учащихся. Отношения между участниками учебного процесса на лекциях становятся чисто функциональными, внеличностными; учащиеся никак не связаны в деятельности между собой, вследствие чего не чувствуют ответственности перед коллективом, не формируют умений и навыков коллективной работы. При подготовке к лекциям преподаватель вынужден ориентироваться преимущественно на логику предмета, изучаемого материала и на некоторые общие закономерности усвоения знаний учащимися. Деятельность преподавателя и учащихся на лекциях является несколько однообразной, однотипной. Все это определило функции лекций как форм организации учебной работы: на них учащиеся в основном только получают информацию; овладение знаниями, умениями, навыками происходит в других формах организации - на семинарах, лабораторных и практических занятиях, в процессе самостоятельной работы. Четкость организации учебно-воспитательной работы, знание учителем учащихся и ими друг друга, стимулирующее влияние классного коллектива, относительная непрерывность педагогического руководства в учебном процессе, экономическая выгодность - все это достоинства классно-урочной системы обучения. В условиях советской школы и школ других социалистических стран она обеспечивает продуктивную познавательную деятельность учащихся в тесной связи с их воспитанием, развитием; устраняет внеличностные отношения между участниками учебного процесса, вводя коллективистические отношения среди учащихся и способствуя созданию положительного эмоционального фона в обучении.
БИЛЕТ 34. Урок, его типы и структура. Подготовка учителя к уроку. Урок - такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени (45, 35 минут) и соответственно в расписание. Типы уроков: - урок объяснения нового материала. - урок формирование умений и навыков. - урок обобщения и систематизации знаний. - урок закрепления и повторения ЗУН - контрольно-проверочный урок комбинированный урок. Тип урока меняется в зависимости от элементов. по способу организации или ведущему методу обучения: - урок-лекция, - урок-беседа, - урок-экскурсия, - кино-урок, - урок самостоятельной работы, - лабораторные и практические занятия, - уроки с разнообразными видами заданий Структура урока - соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач. В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются: - организация начала урока; - проверка усвоения изученного материала; - подготовительная работа к изучению нового; - постановка цели и задач урока; - объяснение нового материала; - закрепление; - повторение; - подведение итогов урока; - учебное домашнее задание. Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи. Один из этапов подготовки учителя − тематическое планирование уроков. Краткое содержание тем дается в учебной программе. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. В тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти методы теоретического овладения понятиями и закрепления их в практической учебной деятельности. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учителю заранее известно, какой урок имеет явно выраженное теоретическое содержание, на каком уроке проводятся самостоятельные работы, упражнения, наблюдения, опыты. Тематическое планирование обычно включает следующие пункты: - название темы каждого урока; - образовательные цели и задачи; - воспитывающее влияние урока; - основное содержание материала; - способы изложения, самостоятельные работы, возможные наблюдения, использование наглядных пособий, технических средств; - предполагаемые формы контроля и проверки материала; - календарные сроки проведения уроков. Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, помогает и облегчает подготовку учителя к каждому отдельному уроку. Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока. План урока выглядит так: · название темы; цели и задачи (общеобразовательные и воспитательные); · оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); · предварительный анализ результатов урока (итоги, выводы, обобщение, возможные проверочные вопросы); · задание на дом, рекомендации, советы. В плане точно обозначаются примеры, задания, работа с текстами, виды объяснения, самостоятельные работы и т.п. Указывается примерное время в минутах на каждый вид учебной работы. Не менее важно уметь подготовить конспект урока, который в зависимости от опыта и мастерства учителя может быть более или менее полным и развернутым. Конспективное изложение будущего урока позволяет выделить основные, узловые моменты в содержании и методах проведения учебного занятия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.96.26 (0.009 с.) |