БИЛЕТ 33. Системы обучения в истории развития школы. Особенности классно-урочной формы организации обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

БИЛЕТ 33. Системы обучения в истории развития школы. Особенности классно-урочной формы организации обучения.



Возникновению индивидуального обучения предшествовали:

1) случайное учение;

2) целенаправленное учение - различные действия, осуществляемые людьми самостоятельно (без подражания другим) для удовлетворения потребностей и получения определенных результатов. При повторении эти действия закреплялись в структуры, происходило научение;3) случайное подражание тем, кто умел;

4) целенаправленное эпизодическое обучение: кто-то специально подавал пример, образец, а другой подражал.

В четвертой конструкции наблюдались уже элементы организации, которые были использованы при разработке системы индивидуального обучения. После появления названной системы обучение стало проводиться регулярно, отдельно от других видов деятельности (участия в общем труде, церемониях и др.), в специфической форме. Основной формой организации учебного процесса при индивидуальном обучении стало индивидуальное занятие. Характерно, что в этой форме сохранились некоторые черты неорганизованного обучения: время и содержание занятия могут изменяться в зависимости от потребности учащегося и по другим причинам.

Классно-урочная система обучения была огромным шагом вперед по сравнению с системой индивидуального обучения, хотя основывалась на очень простых. принципах. Внося серьезные улучшения в общую организацию учебного процесса, она способствовала совершенствованию всех его сторон. Группировка учащихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовки позволила учителям проводить работу со всем классом одновременно, т. е. перейти от индивидуального обучения к коллективному. В результате появилась возможность увеличить количество учащихся в классе и осуществлять педагогическое руководство их работой в течение всего учебного дня. Следовательно, помимо благоприятных количественных показателей (охват большего числа учащихся, сокращение стоимости обучения каждого из них из-за увеличения наполняемости классов), классно-урочная система обучения имела позитивную качественную характеристику - повышала продуктивность учебной дятельности школьников. Последнее было связано и с тем, что распределение учебного материала но классам с учетом возраста и подготовки обучаемых делало учение более доступным и привлекательным, а вторичное подразделение содержания по каждому предмету на уроки вносило в учебный процесс плановость и систематичность.

Как отмечалось, увеличение качества одновременно обучаемых при переходе от индивидуального обучения к классно-урочной системе создало ряд проблем в организации процесса обучения, затрудняя использование конкретных данных об учащихся в работе с ними, установление и поддержание непосредственного контакта учителя с каждым учеником. Названные трудности резко увеличиваются в лекционно-семинарской системе, при которой преподаватель, обучая на лекциях большое число учащихся, не в состоянии учитывать их индивидуальные особенности, так как это практически невозможно сделать из-за размера аудитории и потому, что недостаточно хорошо знает учащихся. Отношения между участниками учебного процесса на лекциях становятся чисто функциональными, внеличностными; учащиеся никак не связаны в деятельности между собой, вследствие чего не чувствуют ответственности перед коллективом, не формируют умений и навыков коллективной работы. При подготовке к лекциям преподаватель вынужден ориентироваться преимущественно на логику предмета, изучаемого материала и на некоторые общие закономерности усвоения знаний учащимися. Деятельность преподавателя и учащихся на лекциях является несколько однообразной, однотипной.

Все это определило функции лекций как форм организации учебной работы: на них учащиеся в основном только получают информацию; овладение знаниями, умениями, навыками происходит в других формах организации - на семинарах, лабораторных и практических занятиях, в процессе самостоятельной работы.

Четкость организации учебно-воспитательной работы, знание учителем учащихся и ими друг друга, стимулирующее влияние классного коллектива, относительная непрерывность педагогического руководства в учебном процессе, экономическая выгодность - все это достоинства классно-урочной системы обучения. В условиях советской школы и школ других социалистических стран она обеспечивает продуктивную познавательную деятельность учащихся в тесной связи с их воспитанием, развитием; устраняет внеличностные отношения между участниками учебного процесса, вводя коллективистические отношения среди учащихся и способствуя созданию положительного эмоционального фона в обучении.

 

БИЛЕТ 34. Урок, его типы и структура. Подготовка учителя к уроку.

Урок - такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени (45, 35 минут) и соответственно в расписание.

Типы уроков:

- урок объяснения нового материала.

- урок формирование умений и навыков.

- урок обобщения и систематизации знаний.

- урок закрепления и повторения ЗУН

- контрольно-проверочный урок комбинированный урок.

Тип урока меняется в зависимости от элементов.

по способу организации или ведущему методу обучения:

- урок-лекция,

- урок-беседа,

- урок-экскурсия,

- кино-урок,

- урок са­мостоятельной работы,

- лабораторные и практические занятия,

- уроки с разнообразными видами заданий

Структура урока - соотношение и последовательность прове­дения частей, моментов, этапов урока, способствующих вы­полнению учебных задач.

В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются:

- организация начала урока;

- проверка усвоения изученного материала;

- подготовительная работа к изучению нового;

- постановка цели и задач урока;

- объяснение нового материала;

- закрепление;

- повторение;

- подведение итогов урока;

- учебное домашнее задание.

Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.

Один из этапов подготовки учителя − тематическое планиро­вание уроков.

Краткое содержание тем дается в учебной программе. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уро­ков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное со­держание и предполагаемые методы работы. В тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти методы теоретического овладения понятиями и закреп­ления их в практической учебной деятельности. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учи­телю заранее известно, какой урок имеет явно выраженное теоретическое содержание, на каком уроке проводятся само­стоятельные работы, упражнения, наблюдения, опыты.

Тематическое планирование обычно включает следующие пункты:

- название темы каждого урока;

- образовательные цели и задачи;

- воспитывающее влияние урока;

- основное содержание материала;

- способы изложения, самостоятельные работы, возможные наблюдения, использование наглядных пособий, технических средств;

- предполагаемые формы контроля и проверки материала;

- календарные сроки проведения уроков.

Тематическое планирование создает возможность комплексно­го подхода к изучению учебных предметов, помогает и облег­чает подготовку учителя к каждому отдельному уроку. Поурочное планирование зависит от тематического и представ­ляет собой разработку конкретного плана проведения отдель­ного урока.

План урока выглядит так:

· название темы; цели и задачи (общеобразовательные и воспи­тательные);

· оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока);

· предварительный анализ результатов урока (итоги, выводы, обобщение, возможные проверочные вопросы);

· задание на дом, рекомендации, советы.

В плане точно обозначаются примеры, задания, работа с тек­стами, виды объяснения, самостоятельные работы и т.п. Указы­вается примерное время в минутах на каждый вид учебной работы. Не менее важно уметь подготовить конспект урока, который в зависимости от опыта и мастерства учителя может быть более или менее полным и развернутым. Конспективное изложение будущего урока позволяет выделить основные, узловые момен­ты в содержании и методах проведения учебного занятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.96.26 (0.009 с.)