Представительство и выборы. Ключевые принципы избирательного права. Понятие и типы избирательных систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представительство и выборы. Ключевые принципы избирательного права. Понятие и типы избирательных систем.



В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы - это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передача власти от одних людей к другим мирным путем через волеизъявление народа.

Выборы – процедура формирования представительного органа власти или наделение полномочиями должностного лица посредством голосования

Перечень представительных органов власти и различного рода государственных должностей, формируемых и замещаемых посредством выборов, довольно велик, хотя он и неодинаков в разных странах. Необходимо иметь в виду, прежде всего, следующие в иды выборов (в масштабе страны):

• общенациональные президентские и парламентские;

• выборы в органы местного самоуправления;

• выборы некоторых должностных лиц (судей, присяжных заседателей, прокуроров, комиссаров полиции, шерифов и др.).

Формирование тех или иных органов власти с помощью выборов посредством участия в них граждан страны – избирателей, имеет свои сложности, связанные с дополнительной затратой финансовых средств из бюджета государства.

С помощью выборов происходит легитимации власти и политического режима, т.к. через выборынарод определяет своих представителей в органах власти и наделяет их правом принимать соответствующие политические решения. Право должностного лица или представительного органа властвовать, если они избраны в результате голосования, под сомнение гражданами практически не ставится, наоборот - они считают своей естественной обязанностью подчиняться решениям избранных ими органов и лиц. Голосование означает придание режиму легитимности, согласие граждан с данной политической системой.

Через выборы возрастает вероятность отбора лучших политических деятелей на государственные должности;

Через выборы определяется будущий политический курс государства, т.к. основой для избрания того или иного кандидата является его политическая программа, которая в будущем может стать основой государственной политики;

Через выборы население контролирует власть, т.к. граждане имеют возможность на следующих выборах не избрать кандидата, не оправдавшего их доверие. Во время выборов граждане дают оценку результатам деятельности должностного лица, своего депутата или представительного органа власти, которые получили от них свой мандат на предыдущих выборах. Если эта оценка положительная, то избиратели подтверждают этот мандат, в противном же случае они отдают свои голоса за другого претендента.

Посредством выборов происходит мирная передача власти.

Наконец, выборы выполняют функцию показателя состояния политической жизни в стране. Результаты выборов дают объективную оценку степени влияния политических сил на граждан.

Участие граждан в выборах реализуется через наличие у них избирательного права.

Избирательное право – это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах либо в качестве избирающего, либо в качестве избираемого.

Виды избирательного права:

Активное избирательное право – право гражданина избирать кого-либо в органы власти;

Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в какой-либо орган власти.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых, равных выборов при тайном голосовании, что регламентируются конституциями и другими правовыми актами государства.

1. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участвовать в выборах.

2. Принцип прямого избирательного права является наиболее распространенным и демократичным и предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти, т.е. отдают свои голоса непосредственно за конкретного кандидата или список кандидатов. Бывает и косвенное (непрямое) голосование.

3. Принцип тайного избирательного права исключает контроль за волеизъявлением избирателей. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто, без ведома самого гражданина, не вправе знать, за кого он голосовал. Для этого предусмотрен такой порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении (кабине) и лично опускает его в урну.

4. Принцип равного избирательного права предполагает выполнение следующих требований: каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов; все избиратели голосуют на равных условиях; каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей.

5. Принцип свободного избирательного права предполагает право избирателя решать самому вопрос об участии в голосовании и право самостоятельного выбора кандидата на избираемую должность.

 

Во многих странах распространенным является абсентеизм – неявка определенной части избирателей на выборы, из-за чего выборы могут считаться несостоявшимися, если количество проголосовавших в стране не обеспечило порог явки избирателей, установленный законодательством. В этом случае выборы надо проводить заново, затрачивая на них дополнительные бюджетные средства.

 

Избирательный процесс: основные стадии. Понятие и типы избирательных систем

Главные участники (субъекты) избирательного процесса:

Избиратели;

Кандидаты на избираемую должность;

Избирательные комиссии (центральная, территориальные, участковые) – они занимаются организацией выборов на всех этапах

Наблюдательные комиссии – организации, осуществляющие контроль над выборами на всех его этапах.

Структура избирательного процесса предполагает наличие в немследующих этапов (на каждом этапе предусматривается проведение определенных мероприятий в строго определенные сроки, предусмотренных избирательным законодательством страны) :

1. Назначение даты выборов (дня голосования) решением уполномоченного на то государственного органа.

2. Формирование избирательных органов: избирательных (окружных, участковых) и наблюдательных комиссий. Законодательство страны определяет порядок формирования избирательных органов, полномочия, гарантии и сроки их деятельности.

3. Регистрация избирателей в установленном порядке – включение гражданина в список избирателей, на основании которого он может быть допущен к голосованию (обязательная или добровольная).

4. Организация избирательных округов и участков. Избирательный округ – это территория в стране с определенным количеством избирателей, от которой избирается конкретное количество депутатов в парламент. Избирательный округ делится на избирательные участки – часть избирательного округа с конкретным местом для голосования

5. Выдвижение и регистрация кандидатов на выборные должности. Существуют различные способы выдвижения кандидатов: самовыдвижение, выдвижение группами избирателей, выдвижение политическими партиями или общественными организациями. Иногда эти способы выдвижения сочетаются. Стадия выдвижения кандидатов завершается их регистрацией.

6. Предвыборная агитация кандидатов.

Голосование.

8. Подсчет голосов и определение победителей.

Избирательная система в широком смысле слова – общий порядок проведения выборов в органы власти, совокупность правил и норм, которые должны соблюдаться на всех стадиях избирательного процесса.

Избирательная система в узком смысле слова – способ определения результатов голосования

(данное определение необходимо использовать в рамках данной темы)

Существуют следующие основные виды избирательных систем в различных странах:

1. Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite – большинство) – для победы необходимо набрать большинство голосов избирателей. Данная система имеет следующие разновидности:

а) Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства - победившим на выборах становится кандидат, набравший более половины голосов избирателей (минимум – 50% + 1 голос).

б) Мажоритарная избирательная система относительного большинства – победившим на выборах становится кандидат, набравший больше голосов по сравнению с остальными кандидатами, претендовавшими на избираемую должность.

в) Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства – для победы необходимо значительное большинство голосов избирателей (2/3 или 3/5). Данная система применяется обычно при проведении референдумов.

 

Мажоритарная избирательная система имеет следующие достоинства:

· В данной системе учитывается мнение большинства избирателей.

· Выборы носят персонифицированный характер, т.е. избиратели голосуют за кандидатов – конкретных личностей, имея возможность анализировать и оценивать каждого из них в ходе выборов.

· При данной системе обеспечивается достаточно тесная связь между депутатом и избирателем.

· При определении победившего кандидата происходит достаточно простой подсчет голосов избирателей.

Но у данной системы есть существенный недостаток, который заключается в том, что н е учитывается мнение избирателей, голосовавших за кандидатов, не победивших на выборах.

2. В ряде стран используется пропорциональная избирательная система, в которой преодолевается вышеназванный недостаток мажоритарной системы.

Основа ее – прямо пропорциональное соотношение между количеством голосов избирателей, поданных за ту или иную партию, и количеством мест в парламенте, полученных каждой партией в парламенте.

Голосование при этом осуществляется за партии, а не за индивидуальных кандидатов в депутаты.

Достоинства пропорциональной системы следующие:

· Более полное представительство в парламенте политических партий.

· Возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы разных групп населения.

· В данной системе максимально учитываются голоса избирателей, проголосовавших за разные партии.

Вместе с тем и в пропорциональной системе также есть свои недостатки, главным из которых является то, что избиратели слабо влияют на персональный состав парламента, поскольку голосуют за партии, а не за конкретных кандидатов. Кроме того при данной системе не имеют возможности выступать в качестве кандидатов в избираемые органы власти те граждане, которые не являются членами каких-либо партий.

3. В ряде стран используется смешанная система голосования, которая предполагает комбинирование элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладает каждая из них в отдельности. В этом случае:

• 50% депутатов парламента избирается по мажоритарной системе голосования

• 50% депутатов парламента избирается по пропорциональной системе голосования

Каждый избиратель при этой избирательной системе имеет два голоса (получает два бюллетеня во время голосования: в одном в качестве кандидатов – отдельные личности, в другом – в качестве кандидатов – политические партии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.022 с.)