Возникновение педагогики как науки. Предмет педагогики. Система педагогических наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение педагогики как науки. Предмет педагогики. Система педагогических наук.



Возникновение педагогики как науки. Предмет педагогики. Система педагогических наук.

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений. Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

- общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

- история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и идей воспитания в различные исторические эпохи;

- сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в разных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий;

- возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на разных возрастных этапах;

- специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии;

- профессиональная педагогика, изучающая закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности;

- социальная педагогика, осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;

- исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;

- лечебная педагогика, разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.

Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.


2. Основные понятия педагогики (обучение, воспитание, образование, самовоспитание, самообразование, развитие).

Обучение - целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Воспитание - целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

Образование — процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Самовоспитание - это сознательная, планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебного заведения, без помощи преподавателя.

Развитие - процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности

Педагогика – обучение и воспитание подрастающего поколения; наука о законах, принципах, формах и методах образования людей.

Предметом педагогики является воспитательная деятельность.

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями.

Объект педагогики: личность будущего специалиста и ее формирование, педагогические системы в ВУЗах и управление ими.

Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.


 

Правовые условия функционирования высшей школы в Республике Беларусь.

Высшее образование в Республике Беларусь базируется на «Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь на 1999-2010 гг.», одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27 октября 1998 г. № 1634, новой редакцией (2002 г.) Закона «Об образовании в Республике Беларусь» и введенными Советом министров на его основе «Положением о ступенях высшего образования» (Постановление №1419 от 14 октября 2002 г.) и «Концепцией внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь» (Постановление № 605 от 24 мая 2004 г.).


 

Управление деятельностью высшей школы на разных уровнях.


 

Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: необходимость и её формы.


Оценка результатов научной деятельности.


Требования к вузовской лекции.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.


Требования к преподавателю как лектору.

Лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана, будучи организованной в письменный текст, научно-учебная информация должна быть трансформирована в устную речь так, чтобы она в полном объеме была воспринята и усвоена аудиторией. И здесь на первый план выступают речевая культура, ораторское и педагогическое мастерство лектора. Сказываются стаж преподавательской работы, общения, профессионализм и социокультурный опыт лекторов, знание ими психологии студентов и технологии педагогического процесса.

Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но "свертывания" устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.

Устная речь несколько отличается от письменного текста элементами разговорного стиля, эмоциональностью, импровизацией, "лирическими отступлениями" во время пиков внимания. Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования. Студенты, особенно младшекурсники, не умеют писать конспект. Они зачастую просят лектора диктовать им. Их следует учить умению извлекать информацию из устной речи и перерабатывать ее в конспект: вычленять главное, опускать второстепенное, применять аббревиатуры, сокращения, схемы, графически выделять формулировки, законы, понятия, определения и т.п. (цветные фломастеры, абзацы, подчеркивания).

Полезно в ходе лекции подавать реплики типа: "Это следует записать буквально"; "Сейчас можно просто послушать". Повторами и более медленным темпом можно выделять дидактические единицы, следить за их фиксацией. Полезно время от времени пройти по аудитории и проследить, все ли студенты пишут конспекты, успевают ли за темпом речи лектора.

На лекционном занятии происходит двойная трансформация информации: текст лекции о речь лектора о текст студенческих конспектов. В этой связи полезно проверить выборочно несколько конспектов, сравнив их друг с другом, с авторским текстом лекции, установив степень адекватности учебной информации.


26. Система высшего образования в развитых странах (на примере 1-2 из них).

Возникновение педагогики как науки. Предмет педагогики. Система педагогических наук.

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений. Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

- общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

- история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и идей воспитания в различные исторические эпохи;

- сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в разных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий;

- возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на разных возрастных этапах;

- специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии;

- профессиональная педагогика, изучающая закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности;

- социальная педагогика, осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;

- исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;

- лечебная педагогика, разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.

Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.


2. Основные понятия педагогики (обучение, воспитание, образование, самовоспитание, самообразование, развитие).

Обучение - целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Воспитание - целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

Образование — процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Самовоспитание - это сознательная, планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебного заведения, без помощи преподавателя.

Развитие - процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности

Педагогика – обучение и воспитание подрастающего поколения; наука о законах, принципах, формах и методах образования людей.

Предметом педагогики является воспитательная деятельность.

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями.

Объект педагогики: личность будущего специалиста и ее формирование, педагогические системы в ВУЗах и управление ими.

Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.054 с.)