Задача производителя потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задача производителя потребителя



Сейчас мы рассмотрим одну из общих задач параллельных вычислений — задачу производителя/потребителя. Вот ее обобщенная формулировка. Имеются один или несколько производителей, генерирующих данные некоторого типа (записи, символы и т.п.) и помещающих их в буфер, а также единственный потребитель, который извлекает помещенные в буфер элементы по одному. Требуется защитить систему от перекрытия операций с буфером, т.е. обеспечить, чтобы одновременно получить доступ к буферу мог только один процесс (производитель или потребитель). Мы рассмотрим несколько решений этой задачи, с тем чтобы проиллюстрировать как мощь семафоров, так и встречающиеся при их использовании ловушки.

Для начала предположим, что буфер бесконечен и представляет собой линейный массив элементов. Говоря абстрактно, мы можем определить функции производителя и потребителя следующим образом:

/* Производитель */ while(true) { /* Производство элемента v */; b[in] = v; in++; } /* Потребитель */ while(true) { while (in <= out) /* Бездействие*/ w = b[out]; out++; /* Потребление w*/ }

На рис. 5.4 показана структура буфера b. Производитель может генерировать данные и сохранять их в буфере со своей индивидуальной скоростью. Всякий раз при сохранении увеличивается индекс in. Потребитель поступает аналогично, с тем отличием, что он не должен считывать данные из пустого буфера. Следовательно, перед выполнением считывания он должен убедиться, что производитель обогнал его (in > out).

Примечание. Занятая часть буфера заштрихована

Рис. 5.4. Бесконечный буфер задачи производитель/потребитель

Попытаемся реализовать нашу систему с использованием бинарных семафоров. В листинге 5.8 приведена первая попытка реализации. Вместо работы с индексами in и out мы можем просто отслеживать количество элементов в буфере посредством целой переменной n = in - out. Для осуществления взаимного исключения используется семафор s; семафор delay применяется для ожидания потребителя при пустом буфере.

Листинг 5.8. [Неверное] решение задачи производитель/потребитель с использованием бинарных семафоров

int n;
binary_semaphore s = 1;
binary_semaphore delay = 0;
void producer ()
{
while(true)
{
produce();
waitB (s);
append();
n++;
if (n == 1) signals(delay);
signals (s);
}
}
void consumer()
{
waitB(delay);
while(true)
{
waitB (s);
take();
n--;
signalB(s);
consume();
if (n == 0) waitB(delay);
}
}
void main()
{
n = 0;
parbegin (producer, consumer);
}

Решение представляется достаточно простым и очевидным. Производитель может добавлять данные в буфер в любой момент времени. Перед добавлением он выполняет waitB (s), а после добавления— signalB (s), чтобы предотвратить обращение к буферу других производителей или потребителя на все время операции добавления данных в буфер. Кроме того, при работе в критическом разделе производитель увеличивает значение п. Если n = 1, то перед этим добавлением данных в буфер он был пуст, так что производитель выполняет signalB (delay), чтобы сообщить об этом потребителю. Потребитель начинает с ожидания производства первого элемента, используя вызов waitB (delay). Затем потребитель получает данные из буфера и уменьшает значение n в своем критическом разделе. Если производители опережают потребителя (достаточно распространенная ситуация), то потребитель будет редко блокирован семафором delay, поскольку п обычно положительно. Следовательно, благополучно работают и производитель, и потребитель.

Тем не менее в предложенной программе имеется один изъян. Когда потребитель исчерпывает буфер, он должен сбросить семафор delay с помощью инструкции if (n == 0) waits (delay);, чтобы дождаться размещения данных в буфере производителем. Рассмотрим сценарий, приведенный в табл. 5.2. В строке 14 потребитель не выполняет операцию waitB. Он действительно исчерпал буфер и установил п равным 0 в строке 8, но до проверки значения п в строке 14 оно было изменено производителем. В результате signals не соответствует предшествующему waitB. Значение п, равное -1 в строке 20, означает, что потребитель пытается извлечь из буфера несуществующий элемент. Простое перемещение проверки в критический раздел потребителя недопустимо, так как может привести к взаимоблокировке (например, после строки 8).

Решение проблемы заключается во введении вспомогательной переменной, значение которой присваивается в критическом разделе и используется вне его, как показано в листинге 5.9. Внимательно рассмотрев приведенный код, вы убедитесь в отсутствии возможных взаимоблокировок.

Глава 5. Параллельные вычисления: взаимоисключения... 275

Таблица 5.2. Возможный сценарий работы программы из листинга

Листинг 5.9. Верное решение задачи производитель/потребитель с использованием бинарных семафоров

int n;
binary_semaphore s = 1;
binary_semaphore delay = 0;
void producer()
{
while(true)
{
proceduce();
waitB(s);
append();
n++;
if (n == 1) signalB(delay);
signalB(s);
}
}
void consumer()
{
int m; /* Локальная переменная */
waitB(delay);
while(true)
{
waitB(s);
take ();
n--;
m = n;
signalB(s);
consume();
if (m == 0) waitB(delay);
}
}
void main()
{
n = 0;
parbegin(producer,consumer);
}

Несколько более простое решение (приведенное в листинге 5.10) можно получить при использовании обобщенных семафоров (именуемых также семафорами со счетчиками). Переменная n в этом случае является семафором; ее значение остается равным количеству элементов в буфере. Предположим теперь, что при переписывании этой программы произошла ошибка, и операции signal (s) и signal (n) оказались взаимозамененными. Это может привести к тому, что операция signal (n) будет выполняться в критическом разделе производителя без прерывания потребителя или другого производителя. Повлияет ли это на выполнение программы? Нет, поскольку потребитель в любом случае должен ожидать установки обоих семафоров перед продолжением работы.

Листинг 5.10. Решение задачи производитель/потребитель с использованием семафоров

semaphore n = 0;
semaphore s = 1;
void producer ()
{
while(true)
{
produce ();
wait(s);
append();
signal(s);
signal(n);
}
}
void consumer ()
{
while(true)
{
wait(n);
wait (s);
take ();
signal (s);
consume();
}
}
void main ()
{
parbegin(producer, consumer);
}

Теперь предположим, что взаимозаменены операции wait(n) и wait(s). Это приведет к фатальным последствиям. Если пользователь войдет в критический раздел, когда буфер пуст (n.count = 0), то ни один производитель не сможет добавить данные в буфер и система окажется в состоянии взаимной блокировки. Это хороший пример тонкости работы с семафорами и сложности корректной разработки параллельно работающих процессов.

А теперь добавим к нашей задаче новое, достаточно реалистичное ограничение — конечность буфера. Буфер рассматривается нами как циклическое хранилище (см. рис. 5.5), при работе с которым значения указателей должны выражаться по модулю размера буфера. При этом выполняются следующие условия.

Блокировка Деблокировка
Производитель: вставка в полный буфер Потребитель: удаление элемента из буфера
Потребитель: удаление из пустого буфера Производитель: вставка элемента в буфер

 

 

Вопрос 22.

 

 

Монитор — конструкция языка программирования, поддерживающая управляемый доступ к разделяемым данным. Монитор инкапсулирует:

1. Разделяемые критические данные.

2. Функции, использующие разделяемые данные.

3. Синхронизацию выполнения параллельных потоков, вызывающих указанную функцию.

§ Доступ к данным, располагающимся в мониторе, реализуется только из его функций.

§ Код синхронизации добавляется автоматически компилятором.

Для каждого экземпляра монитора в каждый момент времени может выполняться не более одной функции.

 

Мониторы Хаара if (усл) wait (cv);

При вызове signal:

1. Немедленно запускается ожидающий поток.

2. Поток, пославший сигнал, блокируется на все время, пока выполняется поток, которого он вывел из состояния ожидания.

+ Предсказуемость.

 

Мониторы Меса while (усл) wait (cv);

При вызове signal:

1. Ожидающий поток переводится в состояние «Готов к выполнению». Поток, пославший сигнал, продолжает исполнение.

2. При освобождении монитора поток, получивший сигнал, конкурирует с другими потоками за вход в монитор на равных условиях.

+ Более эффективны (используют меньшее кол-во переменных).

+ Непосредственно поддерживают broadcast.

Если вы получили сигнал, значит, возможно, состояние монитора изменилось.

 

Вопрос 23.

Если запрашиваемый процессом ресурс недоступен, ОС переводит данный процесс в состояние ожидания. В случае когда требуемый ресурс удерживается другим ожидающим процессом, первый процесс не сможет сменить свое состояние. Такая ситуация называется тупиком (deadlock). Говорят, что в мультипрограммной системе процесс находится в состоянии тупика, если он ожидает события, которое никогда не произойдет. Системная тупиковая ситуация, или "зависание системы", является следствием того, что один или более процессов находятся в состоянии тупика. Иногда подобные ситуации называют взаимоблокировками. В общем случае проблема тупиков эффективного решения не имеет.

Рассмотрим пример. Предположим, что два процесса осуществляют вывод с ленты на принтер. Один из них успел монополизировать ленту и претендует на принтер, а другой наоборот. После этого оба процесса оказываются заблокированными в ожидании второго ресурса (см. рис. 7.1).


Рис. 7.1. Пример тупиковой ситуации

Определение. Множество процессов находится в тупиковой ситуации, если каждый процесс из множества ожидает события, которое может вызвать только другой процесс данного множества. Так как все процессы чего-то ожидают, то ни один из них не сможет инициировать событие, которое разбудило бы другого члена множества и, следовательно, все процессы будут спать вместе.

Выше приведен пример взаимоблокировки, возникающей при работе с так называемыми выделенными устройствами. Тупики, однако, могут иметь место и в других ситуациях. Hапример, в системах управления базами данных записи могут быть локализованы процессами, чтобы избежать состояния гонок (см. лекцию 5 "Алгоритмы синхронизации"). В этом случае может получиться так, что один из процессов заблокировал записи, необходимые другому процессу, и наоборот. Таким образом, тупики могут иметь место как на аппаратных, так и на программных ресурсах.

Тупики также могут быть вызваны ошибками программирования. Например, процесс может напрасно ждать открытия семафора, потому что в некорректно написанном приложении эту операцию забыли предусмотреть. Другой причиной бесконечного ожидания может быть дискриминационная политика по отношению к некоторым процессам. Однако чаще всего событие, которого ждет процесс в тупиковой ситуации, – освобождение ресурса, поэтому в дальнейшем будут рассмотрены методы борьбы с тупиками ресурсного типа.

Ресурсами могут быть как устройства, так и данные. Hекоторые ресурсы допускают разделение между процессами, то есть являются разделяемыми ресурсами. Например, память, процессор, диски коллективно используются процессами. Другие не допускают разделения, то есть являются выделенными, например лентопротяжное устройство. К взаимоблокировке может привести использование как выделенных, так и разделяемых ресурсов. Например, чтение с разделяемого диска может одновременно осуществляться несколькими процессами, тогда как запись предполагает исключительный доступ к данным на диске. Можно считать, что часть диска, куда происходит запись, выделена конкретному процессу. Поэтому в дальнейшем мы будем исходить из предположения, что тупики связаны с выделенными ресурсами, то есть тупики возникают, когда процессу предоставляется эксклюзивный доступ к устройствам, файлам и другим ресурсам.

Традиционная последовательность событий при работе с ресурсом состоит из запроса, использования и освобождения ресурса. Тип запроса зависит от природы ресурса и от ОС. Запрос может быть явным, например специальный вызов request, или неявным – open для открытия файла. Обычно, если ресурс занят и запрос отклонен, запрашивающий процесс переходит в состояние ожидания.

Далее в данной лекции будут рассматриваться вопросы обнаружения, предотвращения, обхода тупиков и восстановления после тупиков. Как правило, борьба с тупиками – очень дорогостоящее мероприятие. Тем не менее для ряда систем, например для систем реального времени, иного выхода нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.017 с.)