Особенности территориальной организации населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности территориальной организации населения



Под территориальной организацией общ-ва понимается сочетание, совокупность взаимосвязанных и функционирующих территориальных систем, объединяемых системой управления для воспроизводства в соответствии с целями развития и на основе действующих экономических законов.

Территориальная организация общества охватывает территориальное разделение труда, размещение производительных сил, региональные различия в производственных отношениях и расселении, взаимодействие общества и природы и проблемы региональной социально-экономической политики. Она включает также такие категории, как политическая и административно-территориальная организация государства, территориальное управление, формирование территориально-производственных комплексов, экономическое районирование. Территориальная организация общества является сложной системой, составляющими которой являются взаимодействие между отраслями, а также между территориями (отраслевая и территориальная структуры).

Отраслевая или компонентная структуры отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей.

Хозяйственный комплекс страны образует следующие группы отраслей:

- отрасли материального пр-ва: промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, общественное питание;

- отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.п.

- социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, управление, оборона.

Различные элементы отраслевой структуры, локализуясь в пространстве, создают хозяйственные комплексы, образующие территориальную структуру экономики. В её основе лежит территориальное разделение труда, базирующееся на природном, демографическом и иных факторах. Территориальная структура представляет собой членение систем народного хозяйства по территориальным единицам, промышленным центрам, узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, так её элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Элементы территориальной структуры имеют разные формы пространственно-планировочной организации. Для районов начального хозяйственного освоения характерны очаговая структура – обособленное расположение отдельных центров производства и населения при сохраняющихся вокруг больших неосвоенных пространствах или разбросанная структура – редкое размещение отдельных пунктов при общем низком уровне территориальной концентрации производства и населения. Районам более активного хозяйственного освоения свойственны разбросанно-узловая структура – равномерное размещение по территории центров и менее освоенных пространств, или агломерационно-узловая структура – размещение городов – центров агломерированных с ними пунктов. Для районов высоко интенсивного освоения территории характерны агломерационная структура – размещение городов – центров и агломерированных с ними пунктов, и мегаполисная структура – слияние городских агломераций на больших пространствах.

Элементы территориальной структуры являются самостоятельными системами и при этом весьма многообразными. Закономерности их формирования проявляются в тех признаках, которые характеризуют основные функции систем. По этим признакам территориальные системы можно классифицировать следующим образом:

- интегральные территориальные системы – экономические районы, административно-территориальные единицы, территориально-производственные комплексы, т.е. достаточно большие территории, объединяющие все расположенные на них взаимосвязанные подсистемы;

- частные территориальные подсистемы – территории, выделенные по отраслевой принадлежности (промышленные, агропромышленные, сельскохозяйственные, транспортные, услуги и т.д.) или функциональному признаку (материального производства, расселения, природоиспользования и др.). В результате взаимодействия частных подсистемобразуются интегральные территориальные подсистемы;

- региональные системы – территории, территории характеризующиеся внутренней дифференцированностью производства и разнообразием ресурсов;

- локальные системы – территории, отличающиеся высокой концентрацией производства и населения при ограниченной ресурсной обеспеченности. Локальные системы являются центрами роста и развития регионов, обеспечивающими окружающие территории продуктами и услугами. Примерами локальных систем являются города.

Экономические районы как интегральные территориальные системы объединяют различные функциональные элементы: производственно-экономическую подсистему, социально-экономическую подсистему и эколого-экономическую подсистему. Процесс формирования экономических районов общем виде выглядит следующим образом: отраслевое разделение труда (обособление отраслей, как специализированных видов деятельности), территориальное разделение труда (обособление территорий по видам деятельности), выделение районов как специализированных территориальных частей национальной экономики, интеграция экономики внутри р-нов (образование комплексных экономических р-нов).

Крупные экономические районы – макрорайоны – отличаются большими масштабами производства и ресурсов, широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации.

Административно-территориальное деление означает строгое очерчивание пространственных границ между административно-территориальными единицами. Они являются объектами территориального управления, в рамках которого жизнедеятельность населения организуется административными органами. Разные административно-территориальные единицы отличаются друг от друга управленческим статусом, который зависит от общего характера государственного устройства и их места в иерархической структуре управления. Административно-территориальное устройство определяется рядом факторов.

Социально-экономический фактор означает, что территориальное устройство соответствует социально-экономическим, исторически сложившимся общностям тех или иных территорий.

Однако односторонней подчинённости территориального устройства объективным процессам территориального системообразования не существует. Обратная связь заключается в самостоятельном воздействии на эти процессы административных границ. Длительное функционирование систем и структур управления в неизменных границах – очень важный и вполне самостоятельный организационно-управленческий фактор территориального системообразования.

Этнический (национальный) фактор проявляется в определении границ административно-территориальных единиц с учётом сложившихся ареалов расселения народов России.

Роль исторического фактора связана с преемственным характером современного территориального устройства страны.

Значение политического фактора заключается в создании механизмов укрепления территориальной целостности государства, развитие системы федерализма и всех его составляющих.

Административно-территориальное деление и его виды.

Административно-территориальное деление страны эволюционирует по мере развития социально-экономических связей между регионами, а так же новых политических приоритетов в формировании территориальных сообществ.

Существует несколько видов деления общей территории России:

На макроуровне происходит деление на две макро-зоны:

1. Европейская зона.

2. Восточная зона.

Внутри них начинается подразделение на экономические районы. Экономический район обладает специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, возникшую естественным путем на основе природных ресурсов.

На сегодняшний день выделяют 11 крупных экономических районов:

1. Северный.

2. Северо-западный.

3. Центральный.

4. Волго-вятский.

5. Центрально-черноземный.

6. Северокавказский.

7. Уральский.

8. Западносибирский.

9. Восточносибирский.

10. Дальневосточный.

11. Калининградский (иногда включатся в состав Северо-Западного).

Чтобы добиться координации деятельности региональных властей и повысить эффективность управления экономическими районами, создано 8 федеральных округов:

1. Центральный.

2. Южный.

3. Приволжский.

4. Уральский.

5. Сибирский.

6. Дальневосточный.

7. Северо-западный.

8. Северо-Кавказский.

Следующий уровень деления – в экономических районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 85 субъектов Российской Федерации.

На микроуровне выделяются административно-территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные объединения с собственной системой управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации.

Существующая на сегодняшний день сетка экономических районов подвергается серьезной критике и требует корректировки в соответствии с практикой районирования и общегосударственными задачами.

Выделяются следующие ее недостатки:

1. Разномасштабность отдельных районов, которые сильно различаются по своему экономическому потенциалу.

2. Недостаточно полно и последовательно отражение принципа территориальной специализации.

3. Чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации: резко различаются по своей специализации области, края и республики, которые объединены в Поволжский, Западносибирский и Дальневосточный районы.

4. Чрезмерная дифференциация районов по наличию экономического потенциала.

В связи с этим высказывается различные претензии к существующему административно-территориальному делению.

По международным стандартам (классификация ООН) Россия относится к мононациональным государствам, но административно-территориальное деление было произведено по смешанному национально-территориальному признаку, что привело к существенному нарушению, во-первых, научных критериев экономического районирования, а во-вторых, к фактически разному административно-политическому статусу уже административно-территориальных единиц.

Существует несколько точек зрения относительно выхода из сложившейся ситуации:

1. Проведение нового административно-территориального деления исключительно по экономическому признаку.

2. Проведение деления исключительно по территориальному признаку.

3. Постепенное доведение политического статуса краев и областей до уровня республик. При этом предлагается постепенно укрупнять территории субъектов федерации исключительно по экономическому

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.012 с.)