Россия на мировом кредитном рынке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия на мировом кредитном рынке



Россия занимает специфическое положение на мировом кредитном рынке в системе внешнего кредитования.

В период 2001 —2006 гг. Россия проводила достаточно эффективную политику в области обслуживания и по­гашения своей внешней задолженности. Реструктуризация госу­дарственной внешней задолженности России и меры по ее уско­ренному погашению за счет притока валютных доходов от экспорта энергоносителей, цены на которые в 2004—2006 гг. оставались ста­бильно высокими, полностью изменили состояние и структуру на­ционального кредитного рынка России. Во-первых, кредитный рынок стабилизировался, освободился от давления внешней за­долженности и может развиваться достаточно успешно в рамках регулирования его со стороны государственных органов. Россия, как и в начале 80-х гг., вернулась в группу надежных заемщиков и солидных кредиторов. Агентство Standard & Poors' систематически повышает международный кредитный рейтинг России.

Во-вторых, произошли кардинальные изменения в объеме и структуре сово­купного национального долга России. Резко снизились внутрен­ний и внешний долги по отношению к ВВП (табл.). Расходы на обслуживание государственного долга в 2005 г. составили 4,9% до­ходов федерального бюджета. Это в три раза меньше, чем в 2000 г. В абсолютной величине внешний государственный долг России снизился в 1998—2005 гг. в два раза. Внутренний госдолг, умень­шившись в 2000—2002 гг. с 578,2 млрд руб. до 545 млрд руб. за счет погашения долговых обязательств, выпушенных в 1998 г. для рест­руктуризации внутреннего госдолга, вновь стал расти в 2002—2005 гг. с 545 млрд руб. до 778 млрд руб. в связи с эмиссией новых долговых обязательств, выпускаемых для финансирования дефицита госбюджета.

 

Таблица. Объем государственного долга России по отношению к ВВП, % на конец года

 

  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Государственный долг:        
внутренний 6,3 5,2 4,6 4,5
внешний 35,9 26,6 18,9 11.6
Итого 42,2 31,8 23,5 16,1

Источник: данные сайта http://www.cbr.ru.

Вместе с тем в структуре российского кредитного рынка обо­значились негативные тенденции. Во-первых, произошла транс­формация внешнего государственного долга в корпоративный (ча­стный) перед нерезидентами. Если на начало 1999 г. государст­венный внешний долг России превышал частный более чем в пять раз, то в 2005 г. он был уже на 16,5% ниже частного внешнего дол­га. Во-вторых, на российском кредитном рынке наметилась тен­денция трансформации внешнего государственного долга во внут­ренний за счет выпуска внутренних облигационных займов для по­гашения задолженности международному кредитному рынку.

Оценивая перспективы внешнего кредитования России, следу­ет учитывать следующие тенденции.

Во-первых, глобализация фи­нансовых потоков в целом, а также политика открытости зарубеж­ным инвестициям, прежде всего так называемым краткосрочным портфельным инвестициям, ведет к стиранию граней между внеш­ним и внутренним долгом. Это касается выплат по ГКО нерезиден­там.

Во-вторых, усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики, — крупных россий­ских компаний и банков. Их банкротство может вызвать катастро­фические последствия для платежной системы страны.

В-третьих, новым моментом в оценке величины внешнего долга России явля­ются долги регионов. Формально правительство не отвечает по долгам местных и муниципальных органов власти. Однако эти за­имствования несут потенциальную угрозу бюджету в случае применения к должникам принятых в таких случаях санкций.

В-четвер­тых, растет просроченная задолженность российских компаний по банковским кредитам под гарантии государства.

Важным аспектом участия России в функционировании меж­дународного кредитного рынка являются ее взаимоотношения с от­дельными группами международных кредиторов.

Приняв на себя все внешние долги бывшего СССР (136 млрд долл. США), Россия по условиям «нулевого варианта» стала одно­временно и правопреемником по всем его зарубежным финансо­вым активам. Общие размеры этих активов превышают сумму контрактных обязательств по полученным иностранным креди­там. Однако реальная ситуация сейчас складывается таким обра­зом, что с позиций текущего платежного баланса России незначи­тельные поступления от указанных финансовых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию внешней задолженности. Общая задолженность третьих стран бывшему СССР оценивается ориентировочно в 123 млрд долл. Страны-должники, за редким исключением, представляют собой марги­нальную группу даже в масштабе развивающегося мира, не говоря уже о международном кредитном рынке. По некоторым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным, и Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд долл., да и то в течение 20—25 лет.

В настоящее время Россия имеет дело с тремя основными груп­пами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входя­щими в Парижский клуб; коммерческими банками, входящими в Лондонский клуб; и, наконец, с кредиторами, входящими в Токий­ский деловой клуб.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными бан­ками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. В 2005 г. долг России перед Париж­ским клубом, по данным Министерства финансов, составлял 38 млрд долл., а в 2006 г. он был полностью погашен. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что она выступает в качестве должника одних стран и одновремен­но кредитора других стран. Однако из числа российских должни­ков лишь 25 стран работают с Парижским клубом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и др.). Самый крупный должник России — Куба, а также Монголия, Сирия, Афганистан не ра­ботают с ним. Лондонский клуб занимается вопросами задолжен­ности перед частными коммерческими банками. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время (до 31 де­кабря 1991 г.), а также векселя, использующиеся во внешнеторго­вых расчетах. На тот момент, по оценке Министерства финансов, эти долги составляли 32,3 млрд долл. Россия в списке должников клуба занимает четвертое место после Бразилии, Мексики и Арген­тины. Третий международный долговой клуб — Токийский, зани­мается урегулированием коммерческой торговой задолженности. Российское Правительство признало эту группу задолженности в октябре 1994 г.

Переговорный процесс между Россией и сообществом кредито­ров (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же по­сле распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР. Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя веде­ние предварительных переговоров, в ходе которых российскому Правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные от­срочки по выплатам внешнего долга. В течение второго этапа — с 1993 по 1995 г. — Россия подписала первые соглашения по реструк­туризации долгов. Началом третьего этапа можно считать 1996 г., когда договоренности с Парижским клубом были дополнены все­сторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности выплатить кредиторам Парижского клуба 38 млрд долл. Из них 45% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами ПК, — в течение 21 года. Однако если долги перед Парижским клубом были призна­ны полностью, то с активами было иначе. В 1997 г. в Гонконге был подписан Меморандум, определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов, по которому Правитель­ство России добровольно отказалось от половины финансовых ак­тивов. Они были пересчитаны по финансовой методике МВФ, ис­ходя из которой России навязали списание активов на 60 млрд долл. Большой объем списания связан с тем, что Парижский клуб не признает военных долгов, а их доля в российских активах со­ставляет по некоторым странам от 60 до 90%. Другим ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку про­центных платежей. Таким образом, участие России в Парижском клубе кредиторов являлось в некоторой степени спорным с точки зрения получения выгод от такого членства. В 2006 г. задолжен­ность России Парижскому клубу была полностью погашена дос­рочно.

Одновременно проводятся переговоры по реструктуризации долга перед членами Лондонского клуба. В 1996 г. с ним было за­ключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончатель­но завершился в конце 1997 г., когда Внешэкономбанк непосредст­венно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга на общую сумму 28,5 млрд долл. (10,4% долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части). Было выпущено два новых долговых инструмента— PR1N (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг. соответственно. Подписанный договор о реструкту­ризации предусматривает погашение основной части долга (22,5 млрд долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объем которых со­ставляет 6 млрд долл.

Интеграция России в международный финансовый рынок предполагает ее подключение к межгосударственным институцио­нальным структурам, членство в ведущих финансовых междуна­родных организациях, в первую очередь в МВФ.

За 1992—1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о предос­тавлении валютных кредитов России на общую сумму 36,6 млрд долл. Однако в связи с тем, что после 17августа 1998 г. предоставле­ние средств в рамках договоренностей о расширенном кредите 1996 г. и кредитном пакете 1998 г. было прекращено, а сами эти до­говоренности утратили силу, фактически по сентябрь 1999 г. из этой суммы были использованы лишь 22,0 млрд долл. Кроме этого, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 1,4 млрд долл. В конце 1998 г. Россия была самым круп­ным заемщиком Фонда. Насколько велика роль МВФ в качестве кредитора России, видно из того, что на начало января 1999 г. его доля в объеме государственного внешнего долга России приближа­лась к половине величины этого долга. Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправданно в том случае, если бы оно послужило толчком для запуска механизма экономического роста, технологической перестройки экономики. Но кредиты МВФ попросту «проедались», т.е. направлялись на финансирова­ние бюджетного дефицита, обслуживание все возрастающего госу­дарственного долга, финансирование импорта предметов потреб­ления. В 2005 г. российский долг МВФ был полностью погашен.

За последнее десятилетие, особенно после серии кризисов в странах с формирующимися рынками, Фонд был вынужден вно­сить коррективы в отношения со своими клиентами.

Другим важным международным финансовым институтом, связанным с кредитным рынком России, является Международ­ный банк реконструкции и развития. В 1992 г. было заключено со­глашение о предоставлении России первого восстановительного займа. Общая сумма этого займа составила 600 млн долл., из кото­рых 60% пошли на оплату импорта и консультационных услуг ино­странных специалистов. Кроме этого займа, в период 1995—1997 гг. России были предоставлены два нефтяных займа размером 610 и 500 млн долл. соответственно; заем на восстановление автодорог — 300 млн долл., жилищный заем — 400 млн долл., второй восстано­вительный заем — 600 млн долл., кредит на развитие городского общественного транспорта — 328,8 млн долл. и проч. В период 90-х гг. Россия входила в число крупнейших реципиентов креди­тов МБРР. Во второй половине 1990-х гг. 34% стоимости кредитов МБРР России приходилось на займы, направляемые на структур­ные преобразования и поддержку экономических реформ, 26% — на развитие топливно-энергетического комплекса, 9,5% — на мо­дернизацию городского хозяйства, 7,2% — на развитие транспорт­ной системы, 5,7% — на развитие агропромышленного сектора, 5% — на охрану окружающей среды, 1,7% — на социальные нужды. После августа 1998 г. в связи с очевидным кризисом кредитных от­ношений России с МВФ МБРР с 1999 г. принял на себя функции кредитования структурной адаптации и финансовой стабилизации в России.

Основной проблемой во взаимодействии России с МБРР явля­ется недоиспользованность кредитов. Некоторые из выделенных и уже распределенных среди конечных получателей кредитов не ис­пользовались или направлялись не по целевому назначению.

При анализе перспектив взаимоотношений России с Бреттон-Вудскими кредиторами следует подчеркнуть, что решение сотруд­ничать с ними, принятое Россией в начале 90-х гг., не является чем-то экстраординарным. Экономические трудности перехода от централизованной к рыночной экономике логически разрешаются обращением страны к внешним источникам кредитования. В усло­виях финансовой глобализации это совершенно нормальное явле­ние. Своеобразие позиции России в системе международного кре­дитного рынка состоит в том, что она является не только крупным должником, но и не менее крупным международным кредитором.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.009 с.)