Сталинская «революция сверху»: индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция. «великие чистки» 30-х гг. XX В. Итоги и цена предвоенной модернизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сталинская «революция сверху»: индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция. «великие чистки» 30-х гг. XX В. Итоги и цена предвоенной модернизации.



Стержнем, на котором строилась политическая система в стране в 1920-1930-е гг., стала Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат.

Партийную иерархию возглавлял И.В. Сталин, который в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б), после чего постепенно сконцентрировал в своих руках неограниченную власть:

1)Сталину удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В.И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зиновьевым, Н.И. Бухариным);

2) партийная власть в рамках государственно-политической системы давала ему абсолютный контроль над всеми рычагами управления обществом;

3) Генеральному секретарю подчинялись высшие руководители партии, которые занимали одновременно руководящие государственные посты как в союзных, так и республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии – партноменклатура (в узком формально-правовом смысле - название должностей руководителей Партии, администрации, экономике и обществе).

Необходимость индустриализации определялась рядом обстоятельств:

*Во-первых отставанием страны от ведущих стран мира по уровню развития производственных сил;

*Во-вторых обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее обороноспособность;

*Индус-я нужна была в интересах технического перевооружения всего народного хозяйства.

Индустриальное развитие как развитие экономики в целом должно было быть осуществлено в рамках 5летнего планирования. Первоначальный 1-ый 5тилетний план был достаточно сбалансирован и предусматривал относительно спокойные темпы развития. Например, в деревне к 1933 году предполагалось коллективизировать 18-20% хозяйства, уже в 29г рядом постановлений ЦК и СНК плановые задания были повышены. Ускоренные темпы роста не были обеспечены ни коммуникациями, ни материальными техническими снабжениями =стройки затягивались, рабочие получали зарплату, к-рая не была обеспечена товарным покрытием= инфляция-рост цен и введение карточной системы (нормированное снабжение).

И хотя Сталин в янв 1933г заявил, что 5-ка выполнена за 4года и 3 мес-это было нправда. На самом деле многие плановые показатели были выполнены гораздо позже. Таким образом форсированное строительство окончательно поставило крест на рыночных механизмах и предопределило господство командных методов экономики, замену товарообмена-редистрибуцией (изъятие властью прибавочного продукта с целью его последующего натурального распределения).

К исходу 2-ой пятилетки (к 37г) не смотря на большие издержки и потери были достигнуты серьезные успехи:

*По объемам промышленного пр-ва СССР вышел на 2-е место в мире и на 1 в Европе;

* Существенные изменение в политике деревни.

Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР является 1929 г. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей.

Сущность процесса коллективизации:

1) ликвидация единоличных хозяйств; 2) раскулачивание; 3) разгром хлебного рынка; 4) фактическое огосударствление деревенской экономики.

Основные причины коллективизации:

1) большевики с самого прихода к власти одобряли появление коллективных хозяйств в деревне. В годы «военного коммунизма» они насаждались в форме коммун;

2) огромных капиталовложений требовала начавшаяся форсированная индустриализация.

Политика коллективизации проводилась по двум главным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание.

Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь.

Итоги и значение коллективизации:

1) в 1932–1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод, погибло более 3 млн человек. Хотя неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок;

2) к 1933 г. в колхозы было объединено более 60 % крестьян, а к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной;

3) коллективизация нанесла огромный удар по русской деревне (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей). В то же время государственные заготовки зерна возросли в 2 раза, а размеры налогов с колхозов – в 3,5 раза. В этом противоречии наблюдается подлинная трагедия российского крестьянства;

4) крупные, технически оснащенные хозяйства имели преимущества. Но колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превращались в сельскохозяйственные государственные предприятия, которые имели жесткие плановые задания, подлежали директивному управлению;

5) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически их прикрепило к колхозам и лишило свободы передвижения;

6) индустриализация была проведена за счет сельского хозяйства;

7) коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы;

8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями.

Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.:

1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.);

2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.);

3) ряд правительственных декретов.

Новая система образования строилась на демократических принципах:

1) единая трудовая школа;

2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование;

3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ;

4) бесплатное обучение;

5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.

К 20-м гг. XX в. относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).

Развитие народного образования в условиях индустриализации страны:

1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной;

2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. также произошли большие перемены. К концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 г. более 8 % рабочих имели образование 7 классов и выше;

3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.

Развитие науки. Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).

Литература и искусство. В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.

Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история стран.

1934 начался на редкость спокойно, в январе прошел 17 съезд партии на котором было достигнуто негласное соглашение, что Сталин был прав в своих действиях и теперь всем вместе следует работать на дело социализма. 1 дек. 1934г. был убит в Ленинграде Киров С.М. Это убийство послужило поводом для развития массовых репрессий. В декабре появился спец.указ, к-рый включал в себя ведение дел о терроре (приговор окончательный, обжалованию не подлежит).

В стране возрождаются органы несудебных репрессий (глава НКВД, прокурор, партийный руководитель). В сер. 30г. прошли 3 московских открытых процесса, на которых была осуждена большая группа большевиков:

36-был разоблачен антисоветский троцкистский центр; Зиновьев и Каменев (им инкриминировалось убийство Кирова, и заговор с целью убийства Сталина)

37-параллельный троцкистский центр- Радек, Пятаков и Сокольников

38-право-троцкистский центр- Николай Бухарин и др.

Репрессии охватили все категории населения (соцгруппы), коснулись партийного, государственного аппарата. На 17 съезде из 1966 было расстреляно 1108,в 39году Сталин выступал на 18 съезде и говорил, что за последние 5 лет 500тыс молодых большевиков были выдвинуты на руководящие должности.

Репрессии прошли и в красной армии, из 733 высших командиров 579 было уничтожено, их 5 маршалов, 3 были ликвидированы. В результате на момент ВОВ лишь 7% командования кр. армией имели высшее образование, а 33% не имели даже среднего военного образования. Масштаб репрессий является дискуссионным, можно встретить разные цифры, органы КГБ опубликовали средние данные: 3.7 млн были приговорены.

В историографии существуют разные точки зрения, обычно делается упор на стремление Сталина обеспечить себе единоличную власть. Репрессии - важнейшее средство для становления тоталитарного режима в СССР.

По мнению Н.Бердяева, Советское государство «есть единственное в мире последовательное, до конца доведенное тоталитарное государство. Это есть трансформация идеи Иоанна Грозного, новая форма старой гипертрофии государства в русской истории».

Следует особо подчеркнуть, что Советское тоталитарное государство стало политическим инструментом осуществления технической модернизации страны ценой полного подавления свободы личности, превращения людей в послушных исполнителей воли правителя. Оно было альтернативой цивилизованному, демократическому пути модернизации общества.

 


БИЛЕТ 37 ВОВ 22 июня 41 года велик от война:СССР подвергся нападению.

1 группа причин связанна с политической стратегией и экономенической экспансией Германии.

2 гр связанна с конкретной военно политической обстановкой 41 года.

Изестно что гермнский нацизм руководствовался с соотв геополит стратегией согласно которой жизненное пространство для высшей расы находится на востоке. Германия пыталась разрушить версальско вашингтонскую систему мирных договоров. Гитлер пишел к власти имея карт блндж на уничтожение мирового коммунизма. Гитлеровское руководство считало тот момент наиболее багопритным для нападения. Непосредственное решение напасть на СССР было принято Гитлером после разгрома Франции. 18 декабря 40 года Гитлер подписал директиву 21 план барбароса, согласно которой германские войска в течении 6-8 недель громят красной армии. 30 апреля 41 года Гитлер обьявил дату вторжения 22 июння 41 года. Был разработан план Ост имел неколько вариантов согласно ему гарманизации должны были подвергнуться Эстония Прибалтика германландия и Крым беларусия в остальных районах предпологалось создавать небольшие городки а вокруг немецкие деревни. Из 45 мил человек 35 должны были быть выслелины. (уничтожены).

Германия на момент вторжения обладала 8 млн армией. 4 600 млн армия вторжения. Под ружьем 5 млн в западных регионов противостоять могло 2 млн армия вторжения 1.7 к 1 му. Преимущество было по миномам, по танковым 2 и 6 к 1 а по самолетам 2 к 1. немцы имели преимущество в живой силе только. К 25 июня немцы прошли 250 км по территории СССР а к 10 июля на северо –западе до 500 км на западе до 600 и на юге до 300 км. Не редко отвечая на вопрос по причинам неудач кр армии, выделяют сл причины, выделяют превосходство военно экономическом потенциале.

Говорят о том что германская армя имела большой опыт. Был допущен прощет об оценк сроков нападения на СССР. Были еще прины: влияние репрессй, (отмосфера наколялась, командиры боялись принмать решения)

23 июня 41 года в стране была создана ставка верховного главнокомандывания а рабочим инструментом …… был создан гос комитет обороны. каждый из членов ГКО отвечал за то или иную часть промышленности. Обычно выделяют 3 основных этапа.

1. оборонительный с 22 июня 41 по 18 ноября 42

2. оренного переома с 19 ноября 42- по конец 43(19 ноября красная армия перешла в наступление замкнуло кольцо)

3.победоносного завершения войны

Союзником стали страны антигитлеровской коалиции Великобритания, США, Франция Китай. война завершилась в результате берлинской операции 16 апреля началась, 2 мая берлин взят. В ночь с 8 на 9 мая был подписан акт о безаговорочной каптуляции. Итоги и цена победы: согласно соврм данным СССР потеряли более 27 млн человек причем большая часть потерь- гражданкое население. Было разрушено 1710 городов 70 тыс сел.

Были разгромлены реакционные режимы(рассова и национальная ненависть)

Это привело к краху калониальной системы. (поле разгрома нацизма было не прилично иметь колонию) во всем мире происходит подьм левого демократическог коммунистического движения. Происходит раскол мира на две системы, мировая система социализма и мировая система капитализма(США)

Ерьезно изменилось геополитическое положение сССР границы его безопасности отодвинулись далеко назад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.019 с.)