Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.



Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Процесс воспитания сложен, т.к. он динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность ) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

3. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «МЕТОД», «ПРИЕМ», «СРЕДСТВА» ВОСПИТАНИЯ. ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

Метод воспитания – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы ­­– это способы воздействия на сознание, волю, чувства и поведения воспитанников с целью выработки у них определенных качеств.

Конструирование, выбор, правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства. Каждый воспитатель решает задачу совершенствования методов, внося в разработку общих методов частицы своего умения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такое совершенствование методов называется приемом воспитания.

Прием воспитания –это часть общего метода, его отдельные конкретные улучшения. Метод, например, беседа. Прием – как именно провели беседу. Прием – это часть общего метода. Творческий подход учителя к выбору системы методов зависит от личности педагога, от конкретной ситуации, от уровня воспитанности и развития коллектива, от личности самого ученика, обстоятельств его жизни, возрастных и индивидуальных особенностей, от отношений между воспитателем и воспитанником.

Средства воспитания это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера), виды деятельности учащихся (учебные занятия, кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (картины, видеоматериалы), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как: разъяснительные беседы на уроках и во внеурочной деятельности по вопросам нравственности, искусства и т. д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся. Беседа может быть и методом и средством.

Методы: рассказ, разъяснение, внушение, увещевание (сочетание просьбы, разъяснения и внушения), беседа, диспуты.

 

4. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ (КЛАССИФИКАЦИИ).

Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

Контроль и оценка.

1. Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю чело века с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности пед. воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них: высокий авторитет педагога, опора на жизненный опыт воспитанников, искренность, конкретность и доступность убеждения, сочетание убеждения и практического приучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2. Упражнение и приучение. Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: 1) упражнения в полезной деятельности; 2) режимные упражнения; 3) специальные упражнения. Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться через труд.

3. Обучение. Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.

Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

1. объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);

2. репродуктивный метод;

3. метод проблемного изложения;

4. частично-поисковый (или эвристический) метод;

5. исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы:

1. репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;

2. продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное

4. Методы стимулирования. Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение разделения воспитанников на любимчиков и обойденных вниманием.

Наказание. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

4) строго соблюдать педагогический такт;

5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

5.Контроль и оценка призваны мотивировать ученика к обучению, достижению определенных результатов в своей деятельности, формировать у него способности к самоконтролю и к самооцениванию.

4. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ (КЛАССИФИКАЦИИ) (по тетр).

1. Рассказ. Рассказ на этич. тему, который используется преимущественно в младших классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

2. Разъяснение – наиб. распространенный способ убеждения школьников.

Цель – раскрыть соц., нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, потупков, событий и помочь ребенку сформировать правильные оценки поведения.

3. Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием. Используется с пед. запущенными детьми для усиления других методов воспитания.

4. Увещевание (просьба с разъяснением и внушением). Авторитет воспитателя, опора на положительное, обращение к чувствам собств. достоинства создают предпосылки для эффективного действия увещевания.

5. Беседа - метод последовательного, систематического обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. распространена этическая беседа. М.б. еще индивид. беседа с учеником после какого-либо его проступка, но не всегда она эффективна.

6. Диспуты – это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. В основе – борьба мнений.

7. Пример – действие, служащее образцом для подражания.

 


5. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания: создание максимального условия для роста и развития ребенка; передача опыта и семейных традиций; создание и сохранение семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим; научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитывать гражданина, патриота, будущего семьянина.

Основные методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Стили семейного воспитания - способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере взаимодействия.

Выделяют 5 стилей семейного воспитания:

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Процесс воспитания сложен, т.к. он динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность ) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

3. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «МЕТОД», «ПРИЕМ», «СРЕДСТВА» ВОСПИТАНИЯ. ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

Метод воспитания – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы ­­– это способы воздействия на сознание, волю, чувства и поведения воспитанников с целью выработки у них определенных качеств.

Конструирование, выбор, правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства. Каждый воспитатель решает задачу совершенствования методов, внося в разработку общих методов частицы своего умения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такое совершенствование методов называется приемом воспитания.

Прием воспитания –это часть общего метода, его отдельные конкретные улучшения. Метод, например, беседа. Прием – как именно провели беседу. Прием – это часть общего метода. Творческий подход учителя к выбору системы методов зависит от личности педагога, от конкретной ситуации, от уровня воспитанности и развития коллектива, от личности самого ученика, обстоятельств его жизни, возрастных и индивидуальных особенностей, от отношений между воспитателем и воспитанником.

Средства воспитания это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера), виды деятельности учащихся (учебные занятия, кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (картины, видеоматериалы), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как: разъяснительные беседы на уроках и во внеурочной деятельности по вопросам нравственности, искусства и т. д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся. Беседа может быть и методом и средством.

Методы: рассказ, разъяснение, внушение, увещевание (сочетание просьбы, разъяснения и внушения), беседа, диспуты.

 

4. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ (КЛАССИФИКАЦИИ).

Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

Контроль и оценка.

1. Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю чело века с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности пед. воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них: высокий авторитет педагога, опора на жизненный опыт воспитанников, искренность, конкретность и доступность убеждения, сочетание убеждения и практического приучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2. Упражнение и приучение. Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: 1) упражнения в полезной деятельности; 2) режимные упражнения; 3) специальные упражнения. Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться через труд.

3. Обучение. Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.

Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

1. объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);

2. репродуктивный метод;

3. метод проблемного изложения;

4. частично-поисковый (или эвристический) метод;

5. исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы:

1. репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;

2. продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное

4. Методы стимулирования. Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение разделения воспитанников на любимчиков и обойденных вниманием.

Наказание. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

4) строго соблюдать педагогический такт;

5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

5.Контроль и оценка призваны мотивировать ученика к обучению, достижению определенных результатов в своей деятельности, формировать у него способности к самоконтролю и к самооцениванию.

4. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ (КЛАССИФИКАЦИИ) (по тетр).

1. Рассказ. Рассказ на этич. тему, который используется преимущественно в младших классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

2. Разъяснение – наиб. распространенный способ убеждения школьников.

Цель – раскрыть соц., нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, потупков, событий и помочь ребенку сформировать правильные оценки поведения.

3. Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием. Используется с пед. запущенными детьми для усиления других методов воспитания.

4. Увещевание (просьба с разъяснением и внушением). Авторитет воспитателя, опора на положительное, обращение к чувствам собств. достоинства создают предпосылки для эффективного действия увещевания.

5. Беседа - метод последовательного, систематического обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. распространена этическая беседа. М.б. еще индивид. беседа с учеником после какого-либо его проступка, но не всегда она эффективна.

6. Диспуты – это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. В основе – борьба мнений.

7. Пример – действие, служащее образцом для подражания.

 


5. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания: создание максимального условия для роста и развития ребенка; передача опыта и семейных традиций; создание и сохранение семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим; научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитывать гражданина, патриота, будущего семьянина.

Основные методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Стили семейного воспитания - способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере взаимодействия.

Выделяют 5 стилей семейного воспитания:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.069 с.)