Ростовского филиала РТА, кандидат философских наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ростовского филиала РТА, кандидат философских наук



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных дисциплин

Учебно-методические

Указания

по самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских занятий

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

Специальности:

Экономика и управление на предприятии (таможне)

Таможенное дело

Форма обучения: очная

РОСТОВ-НА-ДОНУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «8» декабря 2005 г. № 5)

 

 

Учебно-методические

указания

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

 

Специальности:

080502.65 - Экономика и управление на предприятии (таможне)

080115.65 - Таможенное дело

 

Форма обучения: очная

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Печатается в соответствии с планом РИД Ростовского филиала РТА на 2006 год

Автор-составитель

А.Н. Бурлуцкий, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала РТА, кандидат философских наук

 

 

Ответственный за выпуск

Т.А. Марченко, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ростовского филиала РТА, доктор социологических наук, профессор

 

Рецензенты

С.А. Воронцов, Управление ФСБ Российской Федерации по Ростовской области, начальник отдела, кандидат философских наук, доцент

А.П. Фиськов, начальник факультета таможенного дела Ростовского филиала РТА,кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

 

© РИО Ростовского филиала РТА, 2006

Тематический план

№ п/п Название темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего Аудиторные занятия Самостоя- тельная работа
Лекции Семинары
1. Введение в дисциплину «БЖД»: основные понятия, принципы, структура, методы и проблемы.        
2. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности.        
3. Психология безопасности, ее предмет и положения.        
4. Виды опасностей: антропогенные и социальные опасности.        
5. Виды опасностей: природные и биологические опасности.        
6. Виды опасностей: техногенные и экологические опасности.        
7. Экстремальные и чрезвычайные ситуации. Основные государственные меры по профилактике и ликвидации ЧС.        
8. Защита населения в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС).        
Итого:        

самостоятельная работа студентов.

Семинарские занятия

Тема 1. Введение в дисциплину «БЖД»: основные понятия, принципы, структура, методы и проблемы.

1.Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить сообщение на тему: «БЖД как научная дисциплина и комплекс мер».

2. Написать конспект учебного материала на тему: «Человек в системе «человек – среда обитания». Проблемы изменения среды обитания человека, переход от биосферы к техносфере».

3. Изучить проблемы управления БЖД их правовые и организационные аспекты.

II. План семинарского занятия

1.Категориальный аппарат БЖД. Опасность как предмет учебной дисциплины БЖД.

2.Критерий безопасности. Концепция приемлемого риска.

Методология БЖД.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении данной темы необходимо уяснить, что БЖД является научной дисциплиной, изучающей жизнедеятельность человека в контексте опасностей, и комплексом мер, призванным предупреждать и ликвидировать ЧС. Как наука и учебная дисциплина БЖД имеет предмет исследования, категориальный аппарат, методологию, теоретические положения, как комплекс мер практические рекомендации, систему управления, правовую базу. БЖД рассматривает человека и его деятельность в контексте «человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации». Человек, как предмет БЖД, рассматривается в поле перманентных опасностей, в условиях которых он действует целесообразно допустимому риску, являющимся критерием безопасности.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. –М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. – С. 478-509, 596-599, 601-611.

2.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Под общ. Ред. С.В. Белова. – М.: ВШ, 1999. – С.5-14, 15-18, 21-26, 30-38, 191-234, 401-430.

Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 7-е изд. / Под ред. О.Н. Русака. –СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. – С.10-48.

Федорищенко А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. В 3-х частях. – Ростов-на-Дону: РИО Ростовского филиала РТА, 2002-2003. Ч.I. – С.9-12.

Дополнительная литература

1.Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. (№2446-1).

2.Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02. 1998 г. (№ 28 ФЗ).

3.Беляев С.Т., Кузьмин И.И., Ларичев О.И. Риск как точная наука. // Наука и жизнь. - 1991. - №3.

4.Кузьмин И.И. Риски и безопасность: концепция, методология, методы. – М.: Наука,1991.

5.Сапронов В. Современный комплекс проблем безопасности. // Обеспечение безопасности жизни. - 1998. - №12.

Тема 2. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности.

I. Задания для самостоятельной работы

1.Дать определение биологическим особенностям человека в контексте рассмотрения физиологии труда.

2.Сделать сообщение на тему: «Адаптационные возможности человеческого организма в контексте профессиональной деятельности».

3.Выписать способы оказания первой медицинской помощи в конкретных ситуациях (первая медицинская помощь при ожогах, ранениях, поражениях электрическим током и т.п.).

 

II.План семинарского занятия

1.Здоровье человека и окружающая среда.

2.Медико-биологические характеристики сенсорных систем человеческого организма с точки зрения БЖД.

3.Виды и задачи первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ушибах, переломах, травматических повреждениях и т.п.

 

1. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на важность ее практической стороны, поскольку в повседневной жизни (профессиональная деятельность, быт, спорт и т.п.) люди не застрахованы от несчастных случаев и знание основ первой медицинской помощи (как делать искусственное дыхание, останавливать кровотечение и т.п.) призвано обусловить правильное действие в неординарных ситуациях. Кроме первой медицинской помощи в теме затрагиваются следующие вопросы: биологическая адаптация человека в процессе профессиональной и повседневной жизнедеятельности; влияние техносферы на здоровье человека; оптимальное функционирование сенсорных систем (зрительная, слуховая, тактильная, температурная, болевая) человеческого организма как условие безопасности.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. –М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. – С.15-52, 258-271.

2.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Под общ. Ред. С.В. Белова. – М.: ВШ, 1999. – С. 48-78, 126-138,

3.Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 7-е изд. / Под ред. О.Н. Русака. –СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. – С.52-77.

4.Федорищенко А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. В 3-х частях.– Ростов-на-Дону: РИО Ростовского филиала РТА, 2002-2003. Ч.3. – С. 44-75.

Дополнительная литература

1.Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 г. (№181-ФЗ).

2.Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 г. (№181-ФЗ).

3.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. (№ 5487-1).

4.Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). Гигиенические норма - типы ГН 2.6.1.054-96 Госкомсанэпиднадзор России. –М., 1996. - 127с.

5.Димов В.М. Новая концепция здоровья: системный подход. // Социально-гуманитарное знание. -1999.- №4.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных дисциплин

Учебно-методические

Указания

по самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских занятий

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

Специальности:

Экономика и управление на предприятии (таможне)

Таможенное дело

Форма обучения: очная

РОСТОВ-НА-ДОНУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «8» декабря 2005 г. № 5)

 

 

Учебно-методические

указания

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

 

Специальности:

080502.65 - Экономика и управление на предприятии (таможне)

080115.65 - Таможенное дело

 

Форма обучения: очная

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Печатается в соответствии с планом РИД Ростовского филиала РТА на 2006 год

Автор-составитель

А.Н. Бурлуцкий, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала РТА, кандидат философских наук

 

 

Ответственный за выпуск

Т.А. Марченко, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ростовского филиала РТА, доктор социологических наук, профессор

 

Рецензенты

С.А. Воронцов, Управление ФСБ Российской Федерации по Ростовской области, начальник отдела, кандидат философских наук, доцент

А.П. Фиськов, начальник факультета таможенного дела Ростовского филиала РТА,кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

 

© РИО Ростовского филиала РТА, 2006

Тематический план

№ п/п Название темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего Аудиторные занятия Самостоя- тельная работа
Лекции Семинары
1. Введение в дисциплину «БЖД»: основные понятия, принципы, структура, методы и проблемы.        
2. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности.        
3. Психология безопасности, ее предмет и положения.        
4. Виды опасностей: антропогенные и социальные опасности.        
5. Виды опасностей: природные и биологические опасности.        
6. Виды опасностей: техногенные и экологические опасности.        
7. Экстремальные и чрезвычайные ситуации. Основные государственные меры по профилактике и ликвидации ЧС.        
8. Защита населения в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС).        
Итого:        

самостоятельная работа студентов.

Семинарские занятия

Тема 1. Введение в дисциплину «БЖД»: основные понятия, принципы, структура, методы и проблемы.

1.Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить сообщение на тему: «БЖД как научная дисциплина и комплекс мер».

2. Написать конспект учебного материала на тему: «Человек в системе «человек – среда обитания». Проблемы изменения среды обитания человека, переход от биосферы к техносфере».

3. Изучить проблемы управления БЖД их правовые и организационные аспекты.

II. План семинарского занятия

1.Категориальный аппарат БЖД. Опасность как предмет учебной дисциплины БЖД.

2.Критерий безопасности. Концепция приемлемого риска.

Методология БЖД.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении данной темы необходимо уяснить, что БЖД является научной дисциплиной, изучающей жизнедеятельность человека в контексте опасностей, и комплексом мер, призванным предупреждать и ликвидировать ЧС. Как наука и учебная дисциплина БЖД имеет предмет исследования, категориальный аппарат, методологию, теоретические положения, как комплекс мер практические рекомендации, систему управления, правовую базу. БЖД рассматривает человека и его деятельность в контексте «человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации». Человек, как предмет БЖД, рассматривается в поле перманентных опасностей, в условиях которых он действует целесообразно допустимому риску, являющимся критерием безопасности.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. –М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. – С. 478-509, 596-599, 601-611.

2.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Под общ. Ред. С.В. Белова. – М.: ВШ, 1999. – С.5-14, 15-18, 21-26, 30-38, 191-234, 401-430.

Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 7-е изд. / Под ред. О.Н. Русака. –СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. – С.10-48.

Федорищенко А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. В 3-х частях. – Ростов-на-Дону: РИО Ростовского филиала РТА, 2002-2003. Ч.I. – С.9-12.

Дополнительная литература

1.Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. (№2446-1).

2.Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02. 1998 г. (№ 28 ФЗ).

3.Беляев С.Т., Кузьмин И.И., Ларичев О.И. Риск как точная наука. // Наука и жизнь. - 1991. - №3.

4.Кузьмин И.И. Риски и безопасность: концепция, методология, методы. – М.: Наука,1991.

5.Сапронов В. Современный комплекс проблем безопасности. // Обеспечение безопасности жизни. - 1998. - №12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.047 с.)