Организационно-правовая основа деятельности овд по пресечению угона транспортных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовая основа деятельности овд по пресечению угона транспортных средств



Наиболее опасными криминальными действиями на воздушном транспорте являются угоны самолетов различными преступными элементами с захватом пассажиров и экипажа в качестве заложников. Эти преступления совершаются, как правило, организованными, хорошо подготовленными вооруженными группами. При этом преступники не


 

 

останавливаются перед совершением таких преступлений как убийство заложников и взрыв самолета в воздухе с пассажирами на борту.

Преступные акты по захвату воздушных судов создают угрозу безопасности полетов, посягают на жизнь и здоровье людей, дезорганизуют деятельность авиапредприятий.

Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты, планеры, воздушные шары, дирижабли и другие летательные аппараты.

По данной проблеме приняты три международные конвенции:

Токийская – «О преступлениях и некоторых других актах совершаемых на борту воздушных судов». (1963).

Гаагская – «О борьбе с незаконным захватом воздушных судов». (1970г).

Монреальская - «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации» (1971г).

Меры обусловленные международными соглашениями в аэропортах различных государств по предполетному досмотру авиапассажиров, их ручной клади и багажа дают положительные результаты.

Число угонов воздушных судов во всем мире значительно сократилось. В настоящее время отмечено снижение количества актов насилия на авиалиниях. Большинство государств отрицательно относится к просьбам воздушных пиратов о предоставлении им политического убежища.

В Уголовном Кодексе РФ к преступлениям, причиняющим вред общественной безопасности, отнесено деяния - угон судна воздушного или водного транспорта, либо железнодорожного подвижного состава (ст.211).

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что неконтролируемое перемещение указанных видов транспорта создает угрозу общественной безопасности, наступления тяжких последствий, связанных с авариями, катастрофами и человеческими жертвами.

Захват воздушного судна представляет собой установление над ним контроля, когда субъект имеет возможность распоряжаться им в своих целях. Захват чаще всего предшествует угону, но может выступать и как

 


 

 

самостоятельный признак преступления, если была цель последующего угона транспортного средства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ разработана Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Основной ее задачей является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства.

Проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляет Федеральная авиационная служба России во взаимодействии с ФСБ, МВД, Министерством обороны, Министерством иностранных дел и Государственным таможенным комитетом.

Для координации действий в Федеральной авиационной службе России создается оперативный штаб.

Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в аэропортах, где возникла или имеется угроза возникновения таких ситуаций, координации действий заинтересованных министерств и ведомств создаются оперативные штабы, которые возглавляются уполномоченными должностными лицами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения работы оперативных штабов Федеральной авиационной службой России, администрациями авиационных предприятий и аэропортов выделяются специальные помещения - командные пункты, оснащенные необходимыми средствами связи.

Планирование и подготовка сил и средств ОВД к действиям по пресечению захвата воздушного судна осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов.

Приказом МВД РФ определены обязанности начальника ОВД при действиях по предупреждению и пресечению захвата и угона воздушных судов.

Для обеспечения безопасности полетов, усиления охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей воздушных судов в Уголовный кодекс Российской Федерации также были включены нормы, устанавливающие уголовную ответственность за угон воздушного судна (статья 211) и за незаконный провоз воздушным транспортом взрывчатых или легко воспламеняющихся веществ (статья 222).


 

 

Непременным условием успеха при проведении операции по предотвращению и пресечению захвата самолетов и других летательных аппаратов является постоянное изучение приемов и способов действий террористов с учетом того, что «технология» их действий совершенствуется.

Как показывает практика, лица, вынашивающие замысел совершить захват (угон) воздушного судна, предварительно объединяются в группу, заранее разрабатывают план с детальным графиком расчетов предполетной подготовки и движения самолета, распределяют между собой роли, приобретают оружие и тренируются в стрельбе из него, изучают возможности скрытого проноса на борт воздушного судна оружия, взрывчатых устройств, вступают в контакт с работниками авиапредприятий в целях избегания досмотра, нередко репетируют свои действия. Все это, естественно, не может оставаться не замеченным окружающими по месту жительства и работы. Готовясь к захвату воздушного судна, преступники сообщают в ОВД, авиапредприятиям ложную информацию о предстоящей акции с целью выявления ответных мер с их стороны. Нередко преступники осуществляют захват воздушного судна в выходные и праздничные дни, рассчитывая на беспечность и халатность должностных лиц, притупление бдительности при различных режимных мероприятиях.

Одним из главных моментов в работе ОВД по пресечению захвата воздушного судна является знание того, что для организации замысла по захвату воздушного судна преступники используют следующие способы:

- захватывают в качестве заложников пассажиров и членов экипажей на борту самолета, а также работников аэропорта, побуждая их к действиям, облегчающим совершение преступления;

- захватывают заложников с целью получения выкупа за их освобождение и предоставление самолета для вылета за пределы государства;

- проникают на летное поле, используя наиболее уязвимые точки аэропорта;

- проникают в среду пассажиров при их посадке на самолет;

- используют транспортные средства авиапредприятий, чтобы приблизиться к воздушному судну, являющемуся объектом захвата;

- скрытно проносят на борт воздушного судна оружие, взрывчатые устройства;

- используют связи, знакомства среди работников авиапредприятий для проникновения на борт воздушного судна, минуя зону спецконтроля, в целях избегания досмотра;

 


 

 

- имитируют оружие, гранаты, взрывные устройства при захвате самолета.

Захватив самолет, преступники реализуют свой замысел по его угону обычно следующими способами:

- занимают определенные помещения, объекты, кабину пилотов и наиболее удобные места в салоне самолета для принуждения экипажа к полету по указанному маршруту и ведения наблюдения за действиями спецслужб и сотрудников ОВД;

- устно, письменно или с помощью средств радиосвязи сообщают свои требования;

- определяют посредника для ведения переговоров, в ходе переговоров часто ставят твердые сроки для выполнения предъявленных требований.

Знание способов действий воздушных террористов, характеристик их личности позволяет ОВД решать главные задачи: обеспечение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации; обеспечение ООП на обслуживаемых объектах и борьбу с угонами воздушных судов.

Для успешного решения этих задач сотрудники ОВД обязаны:

- выявлять лиц, замышляющих, подготавливающих или совершающих преступления, направленные против пассажиров и экипажей воздушных судов;

- предупреждать и пресекать преступные действия, угрожающие безопасности пассажиров и экипажа, в аэропортах и в полетах;

- проводить работу по обнаружению орудий преступлений в багаже, ручной клади или непосредственно у преступников;

- осуществлять негласное наблюдение за лицами, представляющими оперативный интерес;

- выявлять и принимать меры по задержанию преступников, скрывающихся от правосудия;

- устанавливать и устранять причины преступлений, условия, способствующие их совершению.

Опыт проведения операций по предотвращению и пресечению захватов и угонов летательных аппаратов свидетельствует о необходимости заблаговременной подготовки к этому сил и средств спецслужб, ОВД и взаимодействующих с ними ведомств, применения новых тактических способов борьбы с незаконными действиями, угрожающими безопасности полетов.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.014 с.)