Предмет правового регулирования и его пределы. Средства правового регулирования: способы, методы и типы правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет правового регулирования и его пределы. Средства правового регулирования: способы, методы и типы правового регулирования.



Методы правового регулирования. Охарактеризовав предмет, сферу и пределы правового регулирования, рассмотрим теперь методы, способы и типы правового регулирования, тем более что между предметом и методом правового регулирования существует определенная связь. Если предмет отвечает на вопрос, что регулируется правом, то метод говорит о том, как право это делает, т. е. как оно воздействует на общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования.

 

Метод правового регулирования – это совокупность способов, средств и приемов, которые закреплены в праве и используются в процессе правового регулирования общественных отношений. Принято считать, что каждая отрасль права имеет не только свой предмет, но и свой метод правового регулирования, который проявляется в следующем:

во-первых, в правовом положении участников (субъектов) регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений (например, субъекты гражданского права равноправны, а субъекты административного права находятся в отношении власти и подчинения);

во-вторых, в способах правового регулирования (преимущественно запреты – в уголовном праве, обязывания – в административном, дозволения – в гражданском);

в-третьих, в основаниях возникновения конкретных правоотношений (сделки – в гражданском праве, преступления – в уголовном, административные акты и проступки – в административном);

в-четвертых, в характере санкций (возмещение вреда в гражданском праве, взыскания – в административном, наказания – в уголовном).

 

Несмотря на то, что методы правового регулирования – это способы, средства и приемы, которые используются государством при регулировании тех или иных общественных отношений, они не являются произвольным творением государства, а так или иначе предопределены общественными отношениями. Это значит, что каждая отрасль права, имея свой предмет, требует и соответствующего метода правового регулирования.

 

К императивному типу относятся методы централизованного регулирования (императивные методы). Для них характерно то, что государство, регулируя общественные отношения, одних участников (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, а на других (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности. К императивным методам относятся методы административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей публичного права.

 

К диспозитивному типу относятся методы децентрализованного регулирования (диспозитивные методы). Для этих методов характерно то, что государство, регулируя общественные отношения, наделяет участников этих отношений равными возможностями, нередко предоставляя им право самим урегулировать свои отношения в пределах дозволенного законом. К диспозитивным методам относятся методы гражданского, семейного и трудового права, т. е. методы отраслей частного права.

 

Способы правового регулирования. С методами правового регулирования напрямую связаны способы правового регулирования, которые являются составными частями методов правового регулирования и во многом определяют их специфику. Способы правового регулирования – это, как принято считать, пути регулирующего воздействия права на поведение людей и общественные отношения. Они закрепляются в нормах права в виде определенных предписаний и адресуются участникам общественных отношений.

 

Обычно выделяется три основных способа правового регулирования: дозволение, обязывание и запрет. Дозволение характеризуется тем, что государство, осуществляя правовое регулирование, разрешает (дозволяет) участникам общественных отношений совершать те или иные действия, для чего наделяет их соответствующими юридическими правами. При этом государство не требует, чтобы данные действия обязательно совершались. Обладая юридическими правами, участники общественных отношений сами решают, осуществлять им эти права или не осуществлять, совершать дозволенные законом действия или не совершать.

Обязывание(некоторые авторы называют этот способ предписанием) характеризуется тем, что государство предписывает участникам общественных отношений определенный вариант поведения, обязывая их совершить те или иные действия. Здесь государство уже не дозволяет, а требует от участников общественных отношений совершения действий, предписанных законом.

Наконец, запрет характеризуется тем, что государство предписывает участникам общественных отношений воздержаться от совершения определенных действий. Здесь государство требует, чтобы действия, запрещенные законом, участниками общественных отношений не совершались.

Следует заметить, что обязывания и запреты выражены в юридических обязанностях. Различие состоит лишь в том, что обязывания выражены в позитивных юридических обязанностях, т. е. обязанностях совершить определенные действия, а запреты – в негативных юридических обязанностях, т. е. обязанностях воздержаться от совершения определенных действий.

 

Если соотнести способы правового регулирования с методами правового регулирования, то здесь наблюдается следующая картина: в императивных методах преобладают обязывания и запреты, а в диспозитивных методах – дозволения. В то же время и в тех, и в других методах содержатся и дозволения, и обязывания, и запреты.

 

Типы правового регулирования. В отечественной теории государства и права наряду с методами и способами правового регулирования принято выделять также типы правового регулирования. Тип правового регулирования– этообщая направленность, общий порядок, юридический режим регулирования, характерный для той или иной области общественных отношений. В зависимости от сочетания дозволений и запретов, используемых при регулировании общественных отношений, можно выделить два основных типа правового регулирования: общедозволительный и общезапретительный.

 

В основе общедозволительного типа правового регулирования лежат общее дозволениеи частные запреты. Правовое регулирование общественных отношений строится по принципу: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. То есть государство, используя данный тип регулирования общественных отношений, дозволяет их участникам совершать любые действия, кроме прямо запрещенных законом. Этот тип правового регулирования способствует проявлению участниками общественных отношений активности и самостоятельности и наиболее всего распространен в частном праве.

 

Общезапретительный тип правового регулирования является прямой противоположностью общедозволительному типу. В его основе лежат уже общий запрет и частные дозволения, а правовое регулирование строится по принципу: запрещено все, кроме того, что прямо разрешено. Это значит, что участники общественных отношений могут совершать только те действия, которые прямо разрешены законом. Все другие действия им совершать запрещается. Данный тип правового регулирования связан преимущественно с государственным управлением и имеет наибольшее распространение в публичном праве. Так, органы государства и должностные лица как субъекты, наделенные властными полномочиями, могут осуществлять свою деятельность только в пределах предоставленной им компетенции, т. е. того, что дозволено законом. Все, что находится за пределами их компетенции, им запрещено.

 

В настоящее время некоторые авторы выделяют еще один тип правового регулирования – дозволительно-обязывающий, в основе которого должны лежать позитивные юридические обязанности. Сторонники данной точки зрения считают, что этот тип правового регулирования осуществляется применительно к государственным органам и строится по принципу: дозволено только то, что предписано законом, поскольку право государственным органам предоставляется лишь в том объеме, который необходим для выполнения ими своих обязанностей. На наш взгляд, данный тип правового регулирования не имеет самостоятельного значения, так как полностью сливается с общезапретительным типом.

 

Общедозволительный и общезапретительный типы правового регулирования характерны, как правило, для демократических государств. В антидемократических же государствах преобладает в основном разрешительный тип правового регулирования, суть которого состоит в том, что участники общественных отношений могут совершать только те действия, которые прямо разрешены законом. Если какие-то действия законом прямо не разрешены, но и не запрещены, считается, что они не разрешены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.005 с.)