Сущность права - право - это воля, это мера свободы индивида. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность права - право - это воля, это мера свободы индивида.



Нормы технические

Технико-юридические

Неправовые нормы:

Нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и др.

Нормы общественных организаций (корпоративные) - представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

Нормы обычаев - правила поведения сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошли в привычку людей.

Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной среды деятельности человека.

Нормы ритуалов...

 

 

2Теории происхождения права

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория. Суть:- исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления;

- не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал;

- право — «Богом данное искусство добра и справедливости».

- теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.

Недостаток: рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространение в XVII-XVIII)/ Авторы Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш-Л Монтескье, Д.Дидро, Ж-Ж Руссо, А.Н.Радищев. Суть:- право и закон - не одно и тоже;

- закон (писанное, «позитивное» право) созданы законодателями и приняты гос.органами;

- право же существует само по себе, от природы, имеет естественный характер;

- право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, нравенство, справедливость);

- право и мораль неразрывны;

- законы не всегда соответствуют естественному праву;

- естетственные права человека принажлежат ему от рождения и не зависят от воли законодателя.

Недостатки т.е.п.:

- прямое отождествление права и морали, - противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естетственного) права, т.е. юр. норм и абстрактных идей.

- различное понимание справедливости разными людьми.

Историческая школа права (XVIII-XIX). Авторы Г.Гуго, Г.Ф.Пухта, Ф.К.Савиньи - австрийские и нем. юристы.

Суть:- право возникает само по себе и формируется постепенно, подобно языку и нравам;

- в основе права сложившиеся правовые обычаи;

- официальные законы - это юридическое оформление устоявшихся правовых обычаев, их оболочка;

- принимая законы законодатель должен учитывать правовые обычаи, т.к. они действительно предшественники права;- обычаи отражают исторические условия, эпоху, особенности страны.

Недостатки т.и.п.:- обращенность в прошлое, не признание естественной природы прав человека.

Нормативистская теория права (нач. XX) Х.Кельзен - австр. политик и правовед, Штаммер - нем. юрист и социолог; Новгородцев - русс. ученый, правовед. Суть:- право является иерархичной пирамидой норм;

- во главе стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);

- юридический смысл каждой нормы вытекает из вышестоящей;

- сила права зависит от разумности построения всей правовой системы;

- право живет только в кодифицированный юр. нормах;

- не может быть права вне норм, т.е. не может быть естественного права;

- право надо воспринимать и изучать вне связи с религией, моралью, филосоцией, т.е. в «чистом виде».

- теория ликвидировала дуализм между естественным и позитивным правом, признала только писанные юр. нормы.

Недостаток - повышенное внимание в формальной стороне права.

Психологическая теория права (пер.пол.XX) Л.И.Петражицкий, Г.Тард, Росе, Рейснер. Суть:- причины появление права в психике людей;

- юридические обязанности произошли от псих-го чувства обязанности сделать что-либо;

- право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);

- истинное именно интуитивное право, т.к. именно оно побуждает человека к самостоятельным волевым дествиям;

- интуитивное право имеет много общего с правосознанием (совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным; одна из форм общественного сознания).

Недостатки т.п.п.:

- недостаточный учетдругих факторов возникновения права;

- объявление интуит.права (правосознания) действитлеьным правом.

Социологическая теория права (XXв)Э.Эрлих, Г.Канторович, Муромцев. Суть:- право и закон не тождественны между собой;

- закон - писаное право;

- право - реализация закона (т.е. правопорядок, юридическая практика, правопримнение);

Недостаток в фактическом отождествлении права и правопорядка.

Марксистская теория права (XiX-нач.XX, господствовала в СССР и ряде соц. стран до 80-х гг. XX века)

К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924)Суть:- в основе теории классовый подход;

- право - возведенная в закон воля правящего класса;

- право отражает существующие производственные отношения, где основная масса вредств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;

- право устанавливается и охраняется государством;

- в создании права велика роль государства и правящей Элиты;

- право изучается с позиций экономики.

Недостаток: преувеличение роли классовых противоречий, недооценка интегрирующей (объединяющей) роли права - как средства решения противоречий в обществе.

 

 

3 причины возникновения

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. С развитием обществ обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходили на задний план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Право - общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения.

Существует множество взглядов на происхождение и сущность права: право - это мера свободы, право - это согласование произвола одного с произволом другого, право - это государственный интерес и т. д. Но что, несомненно: право - результат общественного развития.

Древнейшие правовые системы были тесно вязаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый государством и жрецами. Например, в Древней Индии основным источником права были и остаются до сих пор религиозные книги - веды. Большую роль в становлении права сыграли судебные органы, на заре цивилизации ими были жреческие организации либо верховные правители.

 


4 Право: - в узком смысле - совокумпность правовых норм.

- в широком смысле - совокупность: правовых норм, правоотношений,правосзнания.

Подходы к правопониманию:

1. Нормативный подход - где право рассматривается как совокупность правовых норм. 2. Социологический - исследует право как правоотноошения. 3. Философский - право - как мера человеческой свободы, как всеобщая справедливость. 4. Интегративный - объединяет эти основные подходы.5. Психологический 6. Оценочный и т.д.

Так же выделяют типы правопонимания 1) легистский, 2) естественноправовой и 3) либертарно-юридического.

Легистский тип правопонимания - позитивистские концепции философии права.

Позитивное право (от "ivs positivum") - возникло в римской и утвердилось в средневековой юриспруденции. Право, действующее в настоящий момент, получившее выражение в нормах, установленных или признанных государственной властью. Позитивное право противопоставляется естественному праву.

Легизм от lex - закон) - это отождествление права и закона, т.е. право произвольный продукт государства, его приказ, принудительное установление, правило, акт, норма.

Право для легистов - это закон (позитивное право), который именно в силу его официально-властного, принудительно-обязательного характера является настоящим правом - это произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма).

Право - системы норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Для легизма и в целом "юридического позитивизма" весьма характерны пренебрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих возможностей. В этом смысле легизм представляет собой нормативное выражение авторитаризма. Господствует взгляд на человека как на подчиненный объект власти, а не свободное существо. Своим приказом государственная власть порождает право - таково кредо данного типа правопонимания. С этой точки зрения все, что приказывает власть, есть право. Отличие права от произвола тем самым в принципе лишается объективного и содержательного

В таком легистском определении нет никакого критерия для того, чтобы отличить право от произвола, правовую норму - от произвольного установления власти, правовой закон - от антиправового закона.

Естественноправовой тип правопонимания (юснатурализм (от "ivs naturale") - "естественное право") - сам термин "ius positivum" - "позитивное право" возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции.

Естественное право - в теории государства и права - совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных природой человека и не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. Естественное право противопоставляется позитивному праву.

Естественное право - это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

Поэтому философия права в трактовке юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права. Различают естественное право и позитивное право.

Естественное право нередко обозначается как право по природе, как неизменное право, как подлинное право, как разумное право, как право в собственном смысле, как правильное право и т.д.

Соответственно и позитивное право обозначается по-разному: как искусственное (неестественное) право, как человеческое право, как волеустановленное (волевое) право, как изменчивое право, как условное право, как неподлинное право и т.д. Естественное право как единственно подлинное, разумное, нравственное и справедливое право дано самой природой и коренится в объективной природе - в природе бога или человека, в физической, духовной или социальной природе, в "природе вещей" и т.д.

Позитивное право, напротив, рассматривается юснатуралистами как отклонение (как игнорирование, искажение, отрицание и т.д.) от естественного права, как искусственное, ошибочное или произвольное установление людей (официальных властей).

Естественноправовому подходу присущи как достоинства теоретического и практического порядка - поиски объективной сущности права, провозглашение естественной свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав и свобод человека, идей правового государства и т.д., так и недостатки - смешение права с неправовыми явлениями - моралью, нравственностью, религией и т.д., формально-правового - с фактически-содержательным, отсутствие четкого формализованного критерия отличия права от всего неправового, невнимание к позитивному праву и отсутствие необходимой взаимосвязи между естественным и позитивным правом. Либертарно-юридический тип правопонимания (или юридико-либертарный) – где сущность права - это формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей. В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального равенства. Либертарно-юридическое правопонимание включает в себя не только понимание права (как сущности права, так и правового явления в форме правового закона), но и правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти. Формальное равенство как сущность и принцип права включает в себя три взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимно предполагающих (подразумевающих друг друга) составных компонента, три сущностных свойства права: 1) всеобщую равную меру (норму), 2) формальную свободу всех адресатов этой равной регулятивной меры (нормы), 3) всеобщую справедливость этой одинаково равной для всех формы регуляции. Только на основе и с учетом необходимой связи между правовой сущностью и правовым явлением возможно достижение их искомого единства в виде правового закона, т.е. устанавливаемого государством и официально действующего общеобязательного позитивного права, выражающего в нормативно-конкретизированной форме свойства и требования принципа формального равенства. С позиций легизма и юснатурализма такое единство правовой сущности и правового явления в виде правового закона недостижимо!!

 

5 Сущность права (онтология права [от греч. on (род. п. ontos) - сущий и logos - учение] (филос.) - учение о бытии права (что есть право?).

Право - это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование общественных отношений.

Основные признаки права:

а) право создается государством;

б) имеет общеобязательный характер;

в) устанавливает права и обязанности субъектов;

г) имеет волевой характер;

д) находит выражение в правовых документах;

е) гарантируется государственным принуждением.

По социальному назначению

Типичные нормы права, которые сост.из правил поведения участников общества, а также мер принуждения, которые прим. к нарушителям правопорядка. Данные нормы, дел.на следующие виды:

* регулятивные нормы права, которые вкл. в себя предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия;

* обязывающие нормы права, которые устанав. для субъектов права совершать опред. положительные действия;

* запрещающие нормы права, с помощью которых устанав. обязанности не совершать поступки, которые недозволенны законом;

* охранительные нормы права, которые регулируют порядок наказания неправомерное поведение и порядок освобождения от такого наказания, если в этом есть законная необходимость;

Нетипичные нормы права, которые регламентируют основ. понятия, касающиеся правового регулирования отношений внутри общества.

Данная классификация выделяет также ряд следующих правовых норм:

**Общезакрепительные правовые нормы;

**Декларативные правовые нормы;

**Дефинитивные правовые нормы;

**Коллизионные правовые нормы;

**Оперативные правовые нормы.

Данная классификация не заканчивается на данных видах норм и включает в себя также:

- Абсолютно-определенные правовые нормы, в кот.абсолютно точно и конкретно прописаны, права и обязанности участников правоотношений, а также условия своего действия, меры юр. ответственности за несоблюд. предписаний нормы;

- Относительно-определенные правовые нормы, которые устанавливают различные варианты поведения участников правоотношений и не определяют точно и конкретно полные сведения о правах и обязанностях;

- Альтернативные правовые нормы являются закрепителями ряда вариантов поведения участников правоотношений, а также варианты ответственности за правонарушения.

Данные правовые нормы классифицируют по степени определенности изложения элементов правовой нормы.

По сфере действия

--Региональные нормы права, которые действуют на территории субъектов РФ;

--Общефедеральные нормы права, которые имеют действие на территории всего государства;

--Локальные нормы права, которые действуют на территории определенного объекта, к примеру, на территории завода.

По времени действия

--Постоянные нормы права, которые содержатся в законодательных актах;

--Временные нормы права, которые носят временный характер и действуют на территории определенного региона.

По юридической силе

**законодательные акты;

**Подзаконные акты.

 

 

11 Структура правовых норм - т.е. определенный порядок изложения сожержания, взаимосвязь элементов:

Гипотеза - структурный элемент, который указывает на условия действия нормы права, содержит конкретные жизненные условия (юридические факты), при наступлении которых начинает действовать н.п.:

-простая - указывает одно конкретное обстоятельство;

-сложная - указывает комплекс обстоятельств;

-альтернативная - содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых начинает действовать н.п.

Пример гипотизы нормы права, касающейся отказа судьи принять заявление по гражданскому делу, являются: несоблюдение истцом установленного законом порядка предварительного внесудебного разрешения спора; неподсудность дела данному суду; подача заявления недееспособным лицом и т. д.

Диспозиция -(от лат. dispositio - расположение) - раскрывает содержание поведения субъекта права, имеющее юридически значимый характер - т.е. содержит само правило поведения (требование, запрет...), которым должны руководствоаться участники правоотношений.

-простая - один определенный вариант поведения;

-альтернативная - указывает на возможные варианты поведения на выбор учатников;

-бланкетная - отсылает субъекта к другим нормам.

Пример диспозиции нормы права: п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ предписывает, что "родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования" (в отличие от гипотезы - предпосылки применения властного предписания). Д. является ядром юридической нормы, поскольку указывает на форму поведения субъекта права, которая непосредственно влечет за собой юридические последствия.

Санкция -устанавливает юридическую ответственность за правонарушение - указывает на последствия которые могут наступить при нарушении предписаний диспозиции нормы права.

-абсолютно определенная - содержит конкретный вид наказания;

-относительно определенная - указывает пределы размера наказания (мин.-мах.);

-альтернативные - указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать нужное.

Формы изложения. По характеру нормативных обобщений:

Абстрактный способ формулирования - это такой способ, при котором фактические данные охватываются родовыми признаками, правовые предписания излагаются с использованием обобщающих формулировок. Например: абз.1 п.1 ст.49 ГК РФ «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой целью обязанности...». «+» Абстрактный способ изложения позволяет в кратких формулировках охватить большинство фактов данного рода. «--» Используются понятия высокой степени общности, при реализации таких норм возникают трудности в понимании их содержания. Казуистический или казуальный способ (описательный) - способ формулирования норм в статьях нпа, когда фактические данные - правовые предписания указываются при помощи индивидуальных признаков (случаев, казусов). При помощи этого способа в статьях подробно описываются права и 11. обязанности, или меры наказания, или правила поведения, по которым должны следовать участники правоотношений.Например: ст.758 ГК РФ «По договору подряда на выполнение проектных и изыскательных работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательные работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат». «+» Способ удобен для правоприменителей, т. К. предполагает конкретику и подроб. по каждому из случаев. «-» Способ оставляет место для правовых пробелов, т.к. заранее невозможно предвидеть все конкретные случаи и указать на них нормами права. По характеру (приему, способу) изложения:

Прямым способом (буквальным) - законодатель прямо формулирует, перечисляет все элементы норм права в данной статье. (Например: п.1. ст. 253 ГК РФ «Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом»). Отсылочным способом - в статьях нпа содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. (Например: ст. 103 УК РФ «Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, указанных в статье 102 настоящего кодекса, - наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет».) Бланкетный способ - является разновидностью отсылочного способа - в статье нпа не все элементы нормы права изложены в полном объеме и нет отсылки к другим статьям этого акта; недостающие сведения содержатся в другом или других нормативных правовых актах. Бланкетный способ позволяет не только устранить ненужные повторения (Например: абз.2 ст. 10 ФЗ «О введение в действие части первой ГК РФ» «К предусмотренному пунктом 2 статьи 181 Кодекса, иску о признании оспариваемой сделки недействительной о применении последствий ее недействительности, право на предъявление, которого возникло до 01.01.1995 г. применяется срок исковой давности, установленный для соответствующих исков ранее действовавшим законодательством».)Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права -это логически завершенное правило поведения, а статья закона -это форма его изложения. В статье закона, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. При этом, норма права может излагаться в ряде статей 1 или неск. нормативно-правовых актов.

 

12 Источник права — это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера. К основным формально-юридическим источникам права относятся: - нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами гос-ва и содержащий общеобязательные юр. нормы(правила поведения). Виды нпа: законы и подзаконные акты. Нормативно-правовые акты: дифференцированы; иерархизированы ( при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках, - нормативный договор - документ заключенный между гос-вами или санкционирвоанный гос-вом, содержащий правовые нормы (общеобязат. правила поведения). Договоры международные и внутригосударственные (федеральный дог-р - между огранами гос. власти субъектов и федерации); коллективный дог-р - между администрацией предприятия и профсоюзом). - правовой прецедент -решение суда по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел. Судебный прецедент применяется, главным образом, в странах англосаксонской правовой семьи. Прецедентное право является неотъемлемой частью такой системы. Более того, возможность решения дел по аналогии определяет ее специфику. Нормы, вырабатываемые в результате прецедента, являются, в конечном счете, прямым отражением общечеловеческих ценностей, проверенных временем. Примером фактического применения судебного прецедента (хотя юридически этот источник права в России не может быть использован) в нашем государстве могут служить решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений Законов противоречащими Конституции РФ. - правовой обычай - разновидность социальной нормы - правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемым обществом. Правовым обычай становится после официального одобрения государства.. Правовой обычай — общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в установленных случаях субъектами права в силу целесо­образности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного принуждения. Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы, в основу которых были положены опреде­ленным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древ. памятниками обычного права являются своды обычаев - Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т.д Правовой обычай прямо не закрепляется в действующем законодательстве. Однако для применения обычая в качестве правовой нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, необходима отсылка в нормативно-правовых актах на допустимость применения правового обычая. Примером этому может служить статья 5 Граждан. кодекса РФ, опред. возможность прим.обычаев делового оборота.- в юр.науке встреч. такие источн. права как юридическая доктрина, религиозные догмы и др.

 

 

14 Нормативно-правовой акт — основной источник права современного государства. В нем содержится большинство правовых норм, регулирующих наиболее социально значимые общественные отношения. Нормативно-правовой акт имеет общерегулятивный характер, а правовые нормы, содержащиеся в нем, в отличие от иных источников права, являются конкретными, достаточно определенными и носят, как правило, общий характер.

Нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, представляющий собой властное предписание, содержащее нормы права.

Отличительные признаки нормативно-правового акта, выражающие его сущность и значение:

1) особый порядок создания нормативно-правового акта. создается в результате правотворческой деят. и представляет собой оф.акт правотворчества. Правотворческая деятельность — осуществляемая в установленном законом порядке компетентными гос. органами (законодат., исп, судеб.) и непосредственно народом (референдум) деятельность по подготовке, установлению, изменению и отмене норм права;

2) нормативно-правовой акт имеет общерегулятивный характер. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, обладающие гос. обязательностью. НПА необходимо отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, рассчитан на одноразовое применение и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, приговор суда по конкретному уголовному делу);

3) НПА представляет собой оф. государственный документ; имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство и т. д.), номер и дату принятия и др.;

4) НПА всегда имеет внутреннюю структуру, посредством которой нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.

Все НПА могут быть условно разделены на несколько групп.

1. По объему действия: • общегосударственные, • региональные,; • местные.

2. По характеру действия: • акты общего действия; • акты чрезвычайного действия.

3. По кругу лиц, выступающих субъектами конкретных правоотношений, регулируемых тем или иным нормативно-правовым актом, они могут быть подразделены на: • общеправовые акты;• специальные правовые акты, распространяющиеся на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (законодательные акты о статусе военнослужащих, о государственной регистрации юридических лиц и. т. д.).

4. По содержанию • отраслевые НПА, содер. в себе нормы только одной отрасли права (например, Трудовой кодекс РФ);• комплексные, содержащие в себе нормы нескольких отраслей права (например, Земельный кодекс РФ).

5. По основным субъектам государственного правотворчества НПА подразделяются на: • акты законодательной власти (законы); • акты исполнительной власти; • акты судебной власти.

6. По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на: • законы; • подзаконные акты.

 

 

15 Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц Н-п а – офиц. документ, созданный компетентными органами гос-ва и содерж. общеобязательные юр. нормы (правила поведения). Виды нпа: законы (ФКЗ, ФЗ, Законы субъектов)и подзаконные акты (Постановления Правительства, Указы и Распоряжения Президента и т.д.). Закон - нормативно-правовой акт, принимаемый высшим законодательным (представитлеьным) органом гос-ва (парламентом - Федеральным Собранием) в особом порядке или путем референдума, обладающий наибольшей (после Конституции) юр. силой и регулирующий наиболее важные гос. или общественные отношения. Законы бывают: 1) Конституционные (принимаются в особом порядке) - сама Конституция, законы, которыми вносятся изменения или дополнения в К. и законы, необходимость издания которых предусмотрено в К. 2) Обыкновенные (текущие) - все оставльные. Законы подразделяются на: 1) Федеральные (ФКЗ, ФЗ) - изд. высшими орг. гос. власти федерации и распр. на всю ее территорию, в случае расхождения с законами субъектов имеют приоритет. 2) Законы субъектов (конституционные и обыкновенные) - издаются высшими орг. гос. власти субъектов и действуют на их территории. 1. Действие законов ВО ВРЕМЕНИ.

Начало действия опред-ся вступл. в юр. силу: а) в самом НПА прямо или косвено опред. Вступл. в силу: - прямо - (ФЗ о введении в действие УК РФ, издан 1 января 1997г.) - косвено - (с момента опуб. в офиц. Изд.) б) время вступл. в действие не определено: - закон вступает в силу через 10 дней с момента опубликования; - подзаконные акты - через 7 дней. Прекращение действия - с момента утраты юр. силы:- в результате истечения срока действия, если был принят на опред.срок (при введении и отмене ЧП, создании временных гос. органов...) - в результ. прямой отмены, путем издания другого акта. - в результ. прекращения его действия принятием друго акта, регулирующего теже обществ. отношения, либо актом более высокой юр. силы - юр. сила прежнего утрачивается в момент введения в действие нового акта (напр., с принятием К.РФ, вступившей в силу со дня офиц. опубликования» 23 декабря 1993г., одновременно прекратила действие К.РФ, принятая от 12 апреля 1978 г.) Закон не имеет обратной силы, т.е. не распр. свое действие на отношения существ.до его вступления в силу (только в искл-х случаях, когда это прямо предусмотрено законом и предполагается смягчение последствий применения). Закон может действ. на отношения возникшие до его введения, если права и обязанности по этим правоотношениям начали действ. после его введения. Обратную силу может иметь только закон, но не иной правовой акт. 2. Действие законов В ПРОСТРАНСТВЕ - НПА распространяют свое действие на: -территорию* своей страны (ФКЗ, ФЗ, иные акты высших орг. гос. власти); -на территорию субъекта федерации; -на тер-ию указ. в самом НПА; -на локальную территор.(предприятия, учреждения, организации) - локальные п.а.* Территория гос-ва - терр. суши в пределах гос. границ, возд. пространство в пред. этих границ, недра земли, контин. шельф, внутр. воды, 12мильная зона вдоль морской территории вглубь, территор. посольств, консульств, дип. представительств, терр. военных и морских судов, иных судов только в открытом море. Действие законов ПО КРУГУ ЛИЦ: в отношении всех граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства, в отношении отдельных категорий граждан (военные, пенсионеры и др.) Искл. Сост.: дипломат. Состав

 

 

16 Понятие и виды правотворчества

Правотворчество - особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Виды правотворчества - в зависимости от субъектов:

- народное правотворчество (референдумы);

- правотворчество государственных органов (Федерального Собрания);

- правотворчество законодательных (представитлеьных) органов субъектов РФ;

- санкционированное правотворчество, результатом которого являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания (Президента РФ, главы субъекта, глав министерств...);

- правотворчество органов местного самоуправления - локальное;

- правотворчество общественных организаций.

Правотворчество - одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение.

В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

Стадии правотворческого процесса:

1) определение потребности в правовом регулировании;

2) разработка проекта НПА;

3) его обсуждение, согласование, доработка;

4) принятие НПА;

5) Опубликование НПА.

Внешняя выраженность.

Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. П-ми не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом, пока не выразились в поведении человека. Бездействие является правонарушением в том случае, когда человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

2. Общественная опасность.

Правонарушение должно причинять вред общественным отношениям или содержать в себе реальную угрозу причинения такого вреда этим отношениям.

Законодатель объявляет правонарушениями только такие деяния, которые являются опасными для общества и причиняют ему вред.

Следовательно, правонарушение - это деяние, причинившее или создающее угрозу причинения вреда общественным отношениям.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения.

Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или неизмеримым, восстановимым или нет.

 

37. Состав правонарушения -совокупность элементов, при наличии которых возмож



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.104 с.)