Правосознание и механизм социального действия права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правосознание и механизм социального действия права



Правовые идеи, взгляды возникают как отражение объективных потребностей общественного развития.

Отражение общественного развития в виде объективных потребностей – сложный процесс, первой стадией которого является осознание этих потребностей в виде интересов общества.

Осознанный интерес составляет стержень правового развития и создает возможность перевода экономических факторов в юридические формы (мотивы, цели, волю). От правильного осознания потребностей, точного определения интереса в значительной мере зависит эффективность правового регулирования.

Осознание потребности и определение интереса – проявление гносеологической функции правового сознания. Цель является синтезом объективного и субъективного. Промежуточным звеном между осознанием потребностей и определением цели являются мотивы.

Юридический мотив выражает оценочное отношение законодателя не только к потребностям, интересам, целям общественного развития, но и к системе психологических мотивов, которыми будут руководствоваться субъекты (адресаты) юридических предписаний.

Юридический мотив есть социально-психологическое отношение людей (общностей) к потребностям и интересам общественного развития и целям.

Юридический мотив включает не только осознание потребностей и интересов, но и понимание того, что для достижения цели наиболее эффективными являются именно правовые средства. Мотивы представляют собой неотъемлемый элемент правового сознания, сопутствующий правотворчеству, но не получающий правовой формы.

Изучение поведения личности, как правомерного, так и противоправного, невозможно без уяснения мотивов поведения. Мотив – не только отношение, а именно оценочное отношение как к требованию нормы, так и к своим действиям.

Особое место в механизме поведения людей составляет воля. Как и все другие элементы системы психологической регуляции, воля детерминирована объективными потребностями общественного развития. Она приводит в движение всю систему.

Воля связана с деятельной стороной сознания потребностей, определения интереса и цели, формирования мотива. Она – движущая сила рациональных (познавательных) и эмоциональных процессов сознания.

Воля – объективное (выраженное вовне) сознание. Воля обусловлена не только внешними, но и внутренними (психологическими) факторами.

Волевая деятельность в правовой сфере связана с тем, что решение о деятельности соотносится с требованиями правовых норм. Свободная воля индивида проявляется в том, что из нескольких возможных вариантов поведения выбирается тот, который является наиболее приемлемым.

Действие механизма психической регуляции поведения человека в правовой сфере определяется уровнем и состоянием правового сознания (общественного и индивидуального).

 

Правовая культура

Правовой нигилизм в целом следует отнести к наиболее низкому уровню правосознания, в котором преобладают отрицательные правовые установки, то есть проявляется готовность, предрасположенность субъекта к противоправному поведению.

В связи с этим правосознание нуждается в систематическом, рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Необходимо правовое воспитание как целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта, воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностей, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность. Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления.

Правовая культура общества – это ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее достижений цивилизации.

Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности «обязует» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности – необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем, это степень и характер правового развития самой личности, которая находит выражение в уровне ее правомерной деятельности.

Правовая культура личности предполагает ее позитивное правовое сознание в действии. Она представляет собой творческую деятельность, соответствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря которой и происходит постоянное правовое обогащение индивида.

Модель правокультурной личности предполагает наличие следующих качеств:

– фактическое правовое и правозначимое поведение личности;

– ее отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, уважительное отношение к правам другого человека;

– привычка к правомерному поведению;

– гражданско-правовая активность.

Обладая высокой правовой культурой, гражданин в состоянии свободно себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения.

Сегодня мы уже столкнулись со многими противоречиями, имеющими непосредственное отношение к правовой культуре. Противоречия объясняются глубиной и тяжестью деформации минувших лет, запущенностью в различных сферах экономики и социальной жизни, в том числе и правовой. Все это влияет на нашу правовую культуру, состояние которой продолжает оставаться крайне низким.

 

 

                                           
   
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ
 
     
 
   
 
 
   
ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ (ПО СУБЪЕКТНОМУ СОСТАВУ)
 
       
 
   
УРОВНИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
 
   

 


Темы рефератов

1. Проблемы взаимодействия правосознания и права.

2. Особенности правовой культуры современного российского общества.

3. Соотношение правового нигилизма и правового идеализма.

 

Литература

1. Иванов Н.Г. Нравственность, безнравственность, преступность / Н.Г. Иванов // Государство и право. – 1994. – № 11.

2. Капустин В. Либеральное сознание в России / В. Капустин // Общественные науки и современность. – 1994. – № 4.

3. Кузнецов Э. Кризис современного правосознания / Э. Кузнецов, В. Игумен // Правоведение. – 1994. – № 3.

4. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали / Н.И. Матузов // Правоведение. – 1994. – № 2.

5. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии / А.А. Молчанов // Правоведение. 1991. – № 1.

6. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А. Туманов // Государство и право. – 1993.– № 8.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.007 с.)