Система права: понятие, основные элементы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система права: понятие, основные элементы.



Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

 

В качестве структурных элементов системы права выступают:

 

правовые институты;

отдельные юридические нормы;

отрасли права.

 

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

 

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

 

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

 

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

 

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

 

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

 

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

 

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

 

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

 

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

 

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

 

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

 

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

 

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Система законодательства, ее отличие от системы права.

Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Различия между этими правовыми явлениями весьма существенны. Уяснение этих различий позволит лучше представить себе понятие и особенности указанных явлений.

Во-первых, система права отражает внутреннее содержание права, а система законодательства - его внешнюю форму.

Во-вторых, в отличие от системы права система законодательства носит в большей мере субъективный характер, т.к. законодатель распределяет содержание нормативно-правовых актов, руководствуясь прежде всего удобством пользования. Система права, как уже отмечалось, объективна.

В-третьих, структурным элементом системы права является отрасль права, а структурным элементом системы законодательства - отрасль законодательства. Отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих какую-либо группу, разновидность общественных отношений.

В-четвертых, система права носит одноуровневый характер, представляя собой совокупность отраслей права. Систему законодательства можно рассматривать двояко:

1. горизонтальное деление системы законодательства - в зависимости от предмета регулирования, т.е. деление на отрасли;

2. вертикальное деление системы законодательства - в зависимости от иерархии нормативно-правовых актов, от их юридической силы.

Система права носит единый характер. Система законодательства в связи с федеративным характером устройства нашего государства имеет два уровня:

- система федерального законодательства,

- система законодательства субъектов федерации.

Впятых, помимо внешнего несоответствия, система законодательства имеет и содержательные отличия от системы права. Законодательство, кроме норм, включает призывы, декларации, указания на мотивы и уели издания норм права. В систему права входят только нормы права.

Взаимодействие системы права и системы законодательства проявляется прежде всего в том, что система права лежит в основе системы законодательства. Каждой отрасли права соответствует такая же отрасль законодательства, однако система законодательства более разнообразна, чем система права. Отраслей законодательства гораздо больше, чем отраслей права. Отрасль законодательства может соответствовать правовому институту, обособленной группе вопросов в рамках системы права, иметь комплексный, межотраслевой характер.

Таким образом, система права и система законодательства представляют собой тесно взаимосвязанные, но все же различные по сути правовые явления.

18.4.1. Соотношение международного и российского права

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Эту норму нельзя понимать упрощенно. Выражение согласия РФ на обязательность для нее международного договора и другие вопросы регулируются Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Применение международного права на территории России проявляется в следующих видах:

- непосредственное применение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в случае пробелов в российском законодательстве;

- применение ратифицированных договоров вместо не соответствующих им норм российского законодательства;

- применение не подлежащих ратификации межгосударственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов Президента;

- применение не подлежащих ратификации межправительственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов Правительства;

- применение международных договоров межведомственного характера вместо не соответствующих им ведомственных нормативных актов.

 

Понятие правовой системы. Правовые системы современности.

ЛЕКЦИИ

60. Законность: понятие, требования, гарантии.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

ребования законности (то, что "требует" законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны, прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п.

К требованиям законности можно отнести:

- гарантированность прав и свобод личности выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

- неотвратимость наказания за нарушения законности состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание.

- недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.

- реальность законности - это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

Перечень требований законности не исчерпывается вышеназванными. Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.

Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:

- все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;

- подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;

- акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;

- акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.

Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые -либо прямо зафиксированы в законе, -либо вытекают из его текста:

- законы должны соответствовать конституции;

- законы республик, входящих в Федерацию, должны соответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т.д.

Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить их нормативное закрепление и конкретизацию, что создает дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка.

Гарантии законности - объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность.

24.3.1. Виды гарантий законности.

Общие условия - это объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

§ экономические - состояние экономического развития общества, организация системы хозяйства и др.

§ политические - состояние государственной власти, развитие институтов демократии и др.

§ духовные - определяются уровнем общей политической и правовой культуры населения.

§ социальные - условия социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих прав и свобод; жизненный уровень населения, рост (отсутствие) безработицы, стоимость жизни, социальных услуг самым непосредственным образом влияют на состояние законности, провоцируя граждан на обход закона -либо, наоборот, на законопослушное поведение.

Специальные юридические гарантии - это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационноправовая деятельность государства по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

§ средства предупреждения правонарушений

§ средства выявления (обнаружения) правонарушений

§ средства пресечения правонарушений (задержание, арест, обыск, подписка о невыезде и др.)

§ меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений

§ юридическая ответственность

§ процессуальные - состоят в процессуальном обеспечении прав и свобод граждан

§ организационные (надзор т контроль за состоянием законности, деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Прокуратуры России, а также президентский контроль, Уполномоченный по правам человека.

 

61. Правопорядок: понятие, принципы, содержание.

Правопорядок - состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.

Определенность. Правопорядок базируется на формальноопределенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства и его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими охранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию политической власти.

Соотношение законности и правопорядка проявляется в том, что правопорядок есть реализованная законность.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОПОРЯДКА — система собственно юридических и неюридических элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования. Принято различать материальное и юридическое содержание. Материальное содержание представлено системой реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, правовых) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников — физических и юридических лиц. Поскольку отношения складываются в результате осуществляемой субъектами права деятельности и поведения, то можно говорить о том, что содержанием правопорядка являются фактические правомерные действия. Это значит, что правовой порядок знаменует собой общественную жизнь, упорядоченную, согласованную в действиях, цивилизованное общение социальных субъектов. Юридическое содержание охватывает систему реализованных субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированности общественных отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.047 с.)