Виды актов применения права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды актов применения права.



1. По отраслевому признаку: уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые и т.д.

2. По субъектам их издания: на акты судебных органов, прокурорских, следственных;органов законодательной власти, исполнительной власти; местного самоуправления; акты президента; правительства; федеральных министерств и ведомств.

3. По юридической природе: правоохранительные; правоисполнительные; правовосстановительные; правообеспечительные.

4. По последствиям: правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие

5. По форме выражения: письменные; устные (штраф за переход улицы в неположенном месте).

Требования предъявляемые к актам применения.

1. Требование обоснованности - изданный на основании достоверно установленных фактических обстоятельств.

2. Требование законности - 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности; 2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.; 3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае; 4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3. Требование целесообразности - проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности.

Структура акта (документа) применения права.

1. Вводная часть - содержит наименование акта (приговор и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

2. Описательная часть - описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и каким способом совершены действия.

3. Мотивировочная часть - включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

4. Резолютивная часть - формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).

Пробелы в законодательстве -это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Существуют в основном вследствие двух причин: 1) в результате появления новых отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; 2) из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона - это применение к неурегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.

Аналогия права - это применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства (принципов).

Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: 1) при обнаружении пробела в законодательстве и 2) при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

Условия применения аналогии закона и аналогии права прямо предусмотрены в гражданском законодательстве. Аналогия закона используется в случаях, когда отношения, подлежащие гражданско-правовому регулированию, «прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота». При невозможности использования аналогии закона необходимо исходить не только из общих начал и смысла гражданского законодательства, но «и требований добросовестности, разумности и справедливости».

Аналогия во всех случаях допустима лишь тогда, когда данный вопрос прямо не урегулирован в законе и законодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом, а соответствующий вопрос все же находится в сфере права, требует юридического решения.

Использовать аналогию могут только органы правосудия – суды, с соблюдением всех процессуальных норм и процессуальных гарантий (с заслушиванием мнения сторон в процессе, с указанием в решении, что оно принято на основании применения аналогии, с возможностью обжалования и опротестования такого решения и др.). Выработанное с помощью аналоги решение юридического дела не должно противоречить действующему законодательству.

В то же время решения суда в случаях применения аналогии содержат правоположения, которые существенно обогащают юридическую практику, могут иметь характер прецедентов и служить основой для развития законодательства.


Вопрос 57. Система права: понятие, элементы; публичное и частное право.

Система права -это внутреннее строение (структура) права, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся отношений, это строение права, деление его на отрасли и институты.

Нужно четко различать два понятия – «правовая система» и «система права». Первое – это взятые в единстве основные правовые явления данной страны: и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Второе же – «система права» - касается только самого права, его строения, подразделения на отрасти и институты.

Признаки системы права.

1. Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений.

2. Система права рассматривается как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга.

3. Система права как сложное правовое явление имеет определенную структуру, подразделяется на составляющие ее относительно самостоятельные части - отрасли права и институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений.

4. Первичным элементом системы права, регулирующим типовые общественные отношения определенной разновидности, является норма права.

5. Система права характеризуется устойчивостью правовых положений.

6. Динамизм системы права - выражается в изменении, дополнении системы права новыми правовыми институтами, отраслями права.

 

Элементы системы права.

1. Норма права - это выраженное в статье нормативно-правового документа правило поведения. Самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения.

2. Правовой институт - это система принципов и норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Институт - это структурное подразделение отрасли. Если отрасль регулирует всю совокупность однородных отношений (например, гражданско-правовых), то институт - лишь их отдельные виды (институты: «дарения», «аренда», «подряд» и т.д.).

3. Отрасль права - это система принципов и норм права, регулирующих целый комплекс однородных общественных отношений. Отрасль права - это наиболее крупное подразделение системы права, отличается специфическим режимом правового регулирования.

Каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования - это круг регулируемых общественных отношений.

Другим критерием, позволяющим выделить отрасли в системе права, служит методправового регулирования - это совокупность приемов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: 1) метод координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право); 2) метод субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право).

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

1) структура нормы права;

2) структура правового института;

3) структура отрасли права;

4)структура права в целом.

Все эти уровни образуют достаточно сложную конструкцию - систему права.

Государственное (конституционное) право - устанавливает основы общественного строя, внутренней и внешней политики России, основные права, свободы человека и гражданина, их обязанности, национально-государственное (федеративное) устройство страны, избирательную систему, систему высших и местных органов власти, судебную систему. Основным источником государственного права является Конституция РФ.

Гражданское право - регулирует основанные на равенстве, автономии, воле, самостоятельности участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, в частности, вопросы собственности, авторства, наследования и т.д. Основной источник - Гражданский кодекс РФ.

Трудовое право - регулирует правовые отношения всех работников с предприятиями, учреждениями, организациями. Трудовое право регламентирует трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработную плату и трудовую дисциплину, охрану труда, трудовые споры и т.п. Основной источник - Трудовой кодекс РФ.

Семейное право - определяет условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Основной источник - Семейный кодекс РФ.

Административное право - регулирует отношения в области государственного управления (исполнительно-распорядительная деятельность) хозяйством, образованием, наукой, культурой, обороной страны, государственной безопасностью, охраной общественного порядка и т.д. Устанавливаются правила организации и деятельности государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, предприятий, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления. Особенность: одним из участников является государственный орган, наделенный властными полномочиями. Источники административного права - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ «О полиции», Кодекс об административных правонарушениях.

Финансовое право - упорядочивает отношения в области бюджета, налогов, денежной системы, денежного обращения и финансового контроля. Источники - Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.

Земельное право - регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития форм хозяйствования на земле, охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Источник - Земельный кодекс РФ.

Уголовное право - устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления. Источник - Уголовный кодекс РФ.

Гражданско-процессуальное право - регулирует порядок рассмотрения судами споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, земельных и некоторых иных отношений; определяет правовое положение и поведение всех участников гражданского процесса. Источники - ГПК РФ, АПК РФ, Основы законодательства о нотариате и др.

Уголовно-процессуальное право - регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел. Источник - УПК РФ.

Конституционное право:

I. Профилирующие отрасли:

А) Материальные отрасли – гражданское право, административное право, уголовное право.

Б) Процессуальные отрасли – гражданское процессуальное право, административно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

II. Специальные отрасли – трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право.

III. Комплексные отрасли – хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранное право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

Отрасли права относятся к публичному либо частному праву.

Публичное право - это совокупность отраслей права, закрепляющих общественный и государственный строй, основы организации и деятельности аппарата государства, вид и меру ответственности за посягательства на общественные интересы, общественный порядок. К публичному праву относится государственное, административное, уголовное право.

Частное право - это совокупность отраслей права, выражающих и защищающих права, свободы, интересы отдельных лиц, т.е. самостоятельных, юридически равных субъектов. Частным является гражданское, семейное право.

Для публичного права характерны следующие черты:

1) императивность норм;

2) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;

3) иерархические отношения субъектов публичных отношений;

4) одностороннее волеизъявление субъектов;

5) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;

6) санкции преимущественно штрафного (карательного) характера;

7) большая степень централизованного урегулирования.

 

Частному праву присущи следующие особенности:

1) равенство субъектов правоотношений;

2) диспозитивное содержание правового регулирования;

3) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;

5) самоответственность по своим обязательствам и действиям;

6) правовосстановительные санкции;

7) децентрализованность, т.к. субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в семейном праве, условия авторского договора и т.д.)

 

Не все национальные системы права знают деление права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, право справедливости и статутное право.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.036 с.)