Государство и общественные объединения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и общественные объединения.



Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

 

Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека - право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т.д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей. Право на объединение закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950).

Выделяют три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:

- информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества;

- совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем;

- законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов.

Государство же в свою очередь контролирует:

1) законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов.

Оно может приостановить деятельность общественных объединений или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда).

Согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях" общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования.

Законодательством выделяются следующие признаки общественного объединения: а) добровольность создания, формирования или вступления в уже существующее объединение; б) государство не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нарушает законодательство; в) некоммерческий характер деятельности, т.е. общественное формирование не должно ставить целью извлечение прибыли из своей деятельности; г) инициатива граждан в создании общественного объединения; только граждане или негосударственные юридические лица могут создавать общественные объединения, но не государственные органы; д) основа объединения - общность целей и интересов.

В Российской Федерации предусмотрена возможность создания следующих пяти видов общественных объединений:

1)общественные организации;

2)общественные движения;

3)общественные фонды;

4)общественное учреждение;

5)органы общественной самодеятельности.

Членами и участниками общественных объединений могут быть как физические лица - российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица - общественные объединения. Создаются общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет). Для молодежных организаций установлен возрастной ценз их членов в 14 лет, а для детских организаций - 10 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями или участниками общественных объединений.

Общественные объединения имеют довольно широкие права. Среди них - право свободы распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации; участвовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность.

Среди обязанностей наиболее значительные - соблюдать законодательство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и др. Политические объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, иностранных организаций и граждан, связанную с избирательной кампанией.

Государство не может вмешиваться в деятельность общественных объединений, если они не нарушают законов. В то же время государство: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений; 2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно полезных программ по заявкам общественных объединений; 3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение государственных заказов и др.

Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются государством с участием соответствующих объединений или по согласованию с ними.

Деятельность общественного объединения может быть прекращена в следующих двух случаях: самороспуска и по решению суда.

Государство и церковь.

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

 

В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для от­правления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.

В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности ве­роучения и культа.

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилеги­рованное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жиз­ни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Право­славной Церкви.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объек­тов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в об­ласти брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образова­ния подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждени­ях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Герма­ния, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуще­ствляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмеши­вается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовле­творением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юриди­чески закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права госу­дарства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Конституция РФ РФгласит: «1. Российская Феде­рация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения от­делены от государства и равны перед законом».

Согласно Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждому, нахо­дящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероис­поведания.

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма.

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в свет­скую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни.

Под «теократией» понимается форма государства, где поли­тическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященни­ка» (Ватикан и Иран).

Теократическая модель общественно-политического устройства предпо­лагает:

1. обо­жествление фигуры правителя.

2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что про­воцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористи­ческие акты и т. п.

3. Примат государства над обществом, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.

4. Примат религии над правом: Например, такие мусуль­манские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без консти­туции - ее роль выполняет Коран.

5. В теократически организованном обществе существует не просто госу­дарственная религия, а религиозное государство, то есть государство пред­ставляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми ат­рибутами государственной власти.

6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосре­доточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность ад­министрации.

7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

8. Деспотические и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые ут­верждают ценности ислама (Алжир, Египет).

Положительные резуль­таты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.

Государство и экономика.

 

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

 

Государство и экономика тесно связаны между собой. Государство может способствовать развитию экономики либо тормозить ее развитие.

 

Советское государство осуществляло политику "планирования 1000 мелочей", то есть вмешивалось во все экономические процессы, пыталось ими управлять на всех уровнях, начиная от высшего и кончая конкретным заводом и совхозом.

 

Подобная экономическая политика лишала инициативы и самостоятельности, понижала заинтересованность исполнителей в результатах труда и тормозила предприимчивость наиболее способных людей. Эта политика была направлена на уравниловку и распределение материальных благ.

 

Буржуазные государства накопили богатый опыт регулирования социально-экономических процессов.

 

Специалисты выделяют три теории государственного регулирования экономики: 1) классическая экономическая теория (автор - английский экономист Ж. Сэй); 2) кейнсианская экономическая теория (автор - Дж. Кейнс); 3) монетаристская экономическая теория (автор - М. Фридман).

 

Эти теории признают, что конкурентная рыночная экономика должна функционировать под воздействием государства. Однако границы вмешательства государства в экономику разные теории определяют неодинаково.

 

Классическая экономическая теория отрицает необходимость какого-либо государственного вмешательства в экономику. Ее сторонники абсолютизируют способность рыночной экономики к саморегулированию. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времени "великой экономической депрессии". Постулаты теории, согласно которой государство - "ночной сторож собственности", были справедливо поставлены под сомнение и отвергнуты на практике.

Эту теорию сменила концепция кейнсианства. Центральное положение этой теории заключается в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования и государственного регулирования. По мнению Джона Кейнса, государство должно осуществлять регулирование экономики как при уже свершившемся нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения или блокирования неравновесия. Наиболее целесообразным использование кейнсианской теории является в экономике переходного периода.

Монетаристская экономическая теория предполагает ограниченное вмешательство государства в функционирование экономики. В соответствии с этим подходом задача государства заключается в установлении баланса денежной массы, находящейся в обращении, с суммарной стоимостью товарной массы. По мнению специалистов, монетаристская теория наиболее приемлема для стабильной экономики.
Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица. Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирования экономической жизни.
1. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей).

3. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.026 с.)