Предмет и методология тгп. Место тгп в системе юрид. Науки и практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методология тгп. Место тгп в системе юрид. Науки и практики



ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Особ-тью предмета ТГП является то, что дисциплина изучает гос-но-правовую основу общества в целом (в их единстве).

ТГП выступает, как общеправовая базовая наука. На нее опираются в своем формировании и развитии все юр.науки:

Чтобы определить Место ТГП в системе юр. наук, подразделим их на группы:

1) историко-правовые науки – ТГП, история гос. и права зарубежная и отечественная, история правовых и полит. учений.

2) отраслевые юр. науки – ГП, УгП, КонстП, АдП, + НалП, БанкП, ЭколП (занимаются исследованием 1 сферы гос-но-правовой жизни).

3) прикладные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, суд. статистика и др.

4) организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.

5) международные науки – МПП, МЧП, морское, космическое право и др.

Методология – это совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, при помощи которых изучается право и гос-во в общем. Основные направления (функции) ТГП:

1) Методологическая

2) Познавательная

3) Прикладная

4) Идеологическая

Основные группы методов ТГП:

1) общие служат основанием, на котором развивается наука ТГП.(метафизика, диалектика)

2) специальные это те, которые используются во всех или многих областях научного знания.

- (исторический - гос-но-правовые явления должны изучаться не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, истор. традиций, культуры, обычаев и др.;

- логический – основывается на исполнении таких приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция.

- системный – лежит исследование гос-но-правовых явлений как систем;

- функциональный – позволяет выявить в гос-но-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия.

3) частные - это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук

- метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необх. информации о важнейших сторонах юр. практики.

- метод моделирования – один из главных методов изучения гос-но-правовой действительности, состоит в изучении гос-но-правовых процессов, институтов в моделях.

- статистический - получение количественных показателей гос-но-правовых явлений и процессов.

- метод социально-правового эксперимента – способ проверки науч. гипотез или проектов какого-либо решения.

- - математический – способ оперирования с количественными характеристиками (применяется в криминалистике, суд. экспертизе при исследовании следов преступлений).

- - кибернетический – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать гос-но-правовые явления.

- - синергетический – взаимодействие разл. систем, способных к самоорганизации, саморегулированию.

ТГП является наукой фундаментальной, т.к. раскрывает глубинные связи и отношения в гос-но-прав-вой действительности и формулирует положения, используемые иными юр.науками.

ТГП явл. Обобщающей наукой, т.к. синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие модели и понятия, применимые ко всем отраслям права.

ТГП имеет методологич. значение для др. юр.наук, т.к.разрабатывает базовые идеи, концепции и приемы изучения тех или явлений.

ТГП есть исходная по отношению к др. юр. наукам дисциплина, т.к. от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом.

Таким образом, ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, теоретико-историческую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

 


СООТНОШЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА

 

Право и гос-во тесно связаны. Если право — определённый порядок в обществе, то оно не может не опираться на гос-во, как на механизм, который его поддерживает.

Если исходить из нормативного понимания права, сводящего право к нормам, то в соотношении ”право – гос-во” главная роль принадлежит гос-ву. Это естественно. Правовые нормы издаются гос-вом, отсюда и подчиненное отношение права, как системы норм, к гос-ву, творцу этих норм. Об обусловленности гос-ва правом говорить не приходится: если что-либо в праве не устраивает гос-во, то правовые нормы просто изменяются.

Если исходить из социологического понимания права, где право понимается как реально сложившиеся отношения (право - это то, что делает судья), то право и гос-во оказываются на равном уровне. При таком понимании право формируется как через гос-во (законы), так и в фактически складывающихся отношениях людей. Как право не предопределяется гос-вом, поскольку право складывается и, минуя гос-во, так и гос-во не связано правом, поскольку право формируется и через посредство гос-ва.

Если исходить из ценностного понимания права, согласно которому сод ержание права составляют общечеловеческие идейные ценности, то можно говорить о приоритете права перед гос-вом. Гос-во не произвольно в установлении правовых норм, оно связано идейным содержанием права; далеко не все законы, принятые гос-вом, оказываются правовыми. Именно при таком понимании права, когда оно приобретает приоритет перед гос-вом, можно говорить о правовом гос-ве. Определяющий содержательный признак правового гос-ва - связанность гос-ва правом. Во вне этот содержательный признак проявляется, по крайней мере, в двух важнейших ипостасях. Во - первых, основное направление деятельности правового гос-ва состоит в закреплении и обеспечении прав человека (идея приоритета человека перед обществом и гос-вом) и, во - вторых, в последовательном проведении разделения властей (идея предотвращения тирании, демократической организации гос-венной власти).

В современной литературе указываются 3 модели (подхода) взаимоотношений гос-ва и права:

§ тоталитарная (гос-во выше права и им не связано);

§ либеральная (право выше гос-ва);

§ прагматическая (гос-во поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

П редполагает, что право — продукт гос. деятельности, следствие гос-ва. Еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к гос-ву. Фактическим условием для данного подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток гос-ва. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых гос-вом. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

П раву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с гос-вом. Такой подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Связь между правом и гос-вом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (гос-во порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и гос-во друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Этот подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и гос-вом, избежать односторонности, понять, что дает право гос-ву, выяснить истинную роль гос-ва в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке.

 

Исходя из прагматической (3) модели соотношения гос-ва и права можно остановиться на 3 ее главных аспектах:

1. единство (выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в опред. степени обусловленности экон., культурными и иными условиями; общей истор. судьбе)

2. различие (гос-во осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни)

3. взаимодействие (первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Воздействие гос-ва на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Гос-во способствует распространению права, обязывает участников обществ. отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов)

 

Т.о. гос-во как организация нуждается в праве не меньше, чем право в гос-ве. Зависимость гос-ва от права проявляется, как во внутренней организации гос-ва, так и в его деятельности.

Теологическая теория

Господствовала в средние века (при феодализме). В наст. время наравне с др. теориями распространена в Европе (офиц. доктрина Ватикана) и др. континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сауд. Аравия) носит офиц. характер.

Суть: Гос-во возникло по воле Бога, следовательно, гос-во, его институты, власть:

= вечны, незыблемы и святы;

= их возникновение и упразднение не зависит от человека;

= являются выразителями воли Бога на Земле

Теологическая теория призывает:

· принять гос-во и власть как данность, полученную свыше;

· признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский-представитель Бога на Земле, монархи-представители Папы и через него Бога в своих гос-вах);

· полностью и во всем подчиняться власти – небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - т.е. монархам и гос-ву,

· не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства:

+ укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

+ препятствует насилию, революциям и гражд. войнам, переделу власти

Недостатки:

- основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, т.е. не научна

- теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть

Современный вариант – христианско-демократическая концепция гос-ва, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, заботе каждого гражданина об обществе, а также помощи со стороны гос-ва тем, кто не может самостоятельно себя обеспечить: инвалидам, детям, безработным, пожилым.

Патриархальная теория

Основатель – Аристотель, потом Конфуций. Люди, как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, из нескольких семей складывается селение (род), а из всех селений или родов образуется Гос-во.

Суть: Гос-во возникает по модели семьи (т.е. Гос-во – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

= власть правителя является продолжением отцовской власти в семье, т.е. монарх - отец всего народа;

= благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

= король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

= власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

= подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему (как члены семьи отцу)

Достоинства:

+ способствует сплочению общества; уважению, почитанию гос. власти;

+ культивирует дух родства, братства, взаимосвязи членов общества (как членов семьи)

Недостатки:

- прямое отождествление гос-ва и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат след. факты:

- в семье существуют действительные родств. связи, в то время как народ вряд ли правильно объявлять родственниками;

- монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (зачастую монарх призывался из др. гос-ва, и его власть сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами и опирается на аппарат принуждения).

- вряд ли можно считать гос-во прямым продолжением семьи, т.к. оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория.

Возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Авторы: Ж.Ж.Руссо, Дж.Лок, Радищев.

Суть: В основе гос-ва лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:

· первоначально люди находились в догос-венном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век»)

· каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

· чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

· в результате был создан Институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – Гос-во.

Данная теория имела большое прогрессивное значение:

= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении гос-ва, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиятиь на власть;

= сделан шаг к созданию гражд. общества;

= фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу;

= гос. структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= подготовила почву возникновения республик – как альтернативы монархиям 17-18вв;

= гос-во и народ имеют взаимные обязательства – народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и др. повинности; гос-во регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

= право менять власть, если она перестала выражать интересы народа

Недостатки:

- ее идеалистичность: «общественный договор» скорее идеал, чем реальность, т.к. гос-ва возникали зачастую другими путями – войнами, насилием и при наличии иных условий;

- ни одно гос-во не возникло на основе договора между гражданами и правителями;

- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей гос-ва, физически не способных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время, как в реальной действительности оно разделено на разл. группы – классы, сословия, касты, общины, имеющие, как правило, разные интересы и враждебные друг к другу.

Органическая теория

Возникла в 19 в. в связи с успехами в естествознании.

Суть: Гос-во возникает и развивается подобно биологическому организму:

= люди образуют гос-во, как клетки - живой организм;

= гос. институты подобны частям организма: правители - головной мозг, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносная система, рабочие и крестьяне – руки,

= между гос-вами, как в живой среде, идет конкуренция, выживают самые приспособленные, т.е. самые разумно-организованные

Достоинства:

+ восприятие гос-ва, как единого целостного и взаимосвязанного организма;

+ признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

+ оригинальность теории

Недостатки:

- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

- сильное влияние дарвинизма;

- отождествление гос-ва с биологическим организмом, в то время, как оно является организмом социальным.

Психологическая теория

Автор: Фрейд, Петражицкий

Суть: гос-во возникает как результат добровольного повиновения людей представителям власти, исходя из особенностей человеческой психики. Предшественницей гос. власти являлась власть верхушки первобытного общества (шаманы, вожди, жрецы), которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества

Достоинства:

Отчасти она справедлива, т.к. стремление к общению, подчинению, доминированию свойственны человеческой психике.

Недостатки:

Теория не учитывает др. факторы, благодаря которым возникло гос-во (социальные, эконом., политические)

Теория насилия

Авторы: китайский политик еще до н.э. Дюринг, Кауцкий, Гумплович.

Суть: при повышении роли войн, при необходимости захвата чужих и удержания собственных территорий, появилась необходимость в гос-ве.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных королю (феодалу) территорий

- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий) и.т.д.

Многие иные формы гос. деятельности подкреплены принудительной силой гос-ва в том случае, если обязанности не исполняются добровольно.

Недостатки:

Насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение гос-ва. Для этого необходим такой уровень экон. развития общества, который позволил бы содержать гос. аппарат. Если этот уровень не достигнут, никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению гос-ва.

Ирригационная теория

Д. Китай, Месопотамия, Египет

Суть: гос-во возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация)

За: первые гос-ва возникли в долинах крупных рек. Против: теория не объясняет причины появления государств, расположенных не в долинах рек (горных, степных)

Экономическая теория

К. Маркс, Ф.Энгельс

Теория происхождения права

1. Теологическая (Фома Аквинский) «Право имеет божественное происхождение, и действующие права составляют высший божественный закон и естественное право».

2. Естественно-правовая. Заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными гос-вом, право включает в себя естественное право и гос-во не имеет право посягать на него.

3. Историческая школа права. Право создается законодателем, возникает самопроизвольно в результате развития народного духа.

4. Реалистическая школа права. Право-это защищенный гос-венный интерес, и оно ничто без гос-венной власти.

5. Теория солидаризма. Объективное право составляют правила социальной солидарности, которым подчинено гос-во и граждане.

6. Психологическая теория. Право состоит из официального права, которое установлено гос-вом и подлинного права, то есть психологических переживаниях людей об их правах и обязанностях.

7. Теория нормативисткая. Право-это есть нормативный регулятор, оно немыслимо без гос-ва, а гос-во не мыслимо без права.

8. Социологическое право. Право – система правоотношений (т.е. реальное поведение людей в обществе.

9. Марксисткая, классовая. Право выражает волю господствующего класса, отражает и закрепляет общественное неравенство.

 

 


ПРИНЦИПЫ (ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА) ПРАВА

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права участвуют в регулировании обществ. отн-й, т.к. они не только определяют общие направления прав. воздействия, но и м.б. положены в обоснование решения по конкр. юр. делу (при аналогии права).

В зав-сти от сферы распространения выделяют:

1. Общеправовые пр-пы (действительны во всей прав. сис-ме):

1) справедливост ь ( соразмерность труда и его оплата, преступление и наказание);

2) юридическое равенство перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);

3) гуманизм (ст.21 Конституция: человечность, нет пыток, наказания);

4) демократизм (право исходит от власти народа);

5) единство прав и обязанностей (не может быть прав без обязательств или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юр. обязанность);

6) федерализм ( только для федеративных гос-в);

7) законность (система требований общ-ва и гос-ва, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. ч.1 и 2 ст. 15 Кон-ции РФ:

Эти принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

2. Межотраслевые пр-пы (действ. в неск. отраслях права)

- пр-пы судопроиз-ва: гласность, нац. язык, незав-сть судей (и в ГПр и в УгПр)

-неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);

- равенство сторон (в ГрП и Семейном праве).

3. Отраслевые пр-пы (действуют в отдел. отраслях права)

- свобода труда (в ТП);

- принцип индивидуализации наказания (в УП);

- всеобщность защиты гр. прав (ГП);

-принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

- презумпция невиновности (в УПП);

- принцип целевого характера использования земли (в земельном праве).

 

4. Пр-пы прав. институтов – положения, опред-щие ту или иную группу норм в составе отрасли права

- ист-т договора в ГрП строится на осн. пр-пов:

* обязат-сти выполнения усл-й договора

* недопуст-сти односторон. отказа от исполнения договора

Общеправ. принципы:

А) Общесоциальные – хар-ют общ-во в целом, фиксир-ют и закрепляют основы обществ. отн-ний, устои общ-ва

* полит. начала права (пр-п демократизма, разделения властей)

* экон. начала права (свобода демократ. Де)

* нравств. начала права (пр-п соц. справ-сти, гуманизма)

 

Б) Специально-юридические – хар-ют право с юр. стороны, предст. собой начяала прав. регул-ния

* пр-п закон-сти

* пр-п рав-ва перед законом

* пр-п отв-сти за вину и презумпция невиновности

* пр-п суд. защиты прав и св-д гр-н

* пр-п единства прав и обяз-й

* пр-п сочетания убеждения и принуждения в праве


ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО

Частное право (ЧП) - это совок-ть прав. норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Т.е. регулирует отн-ния между ФЛ и ЮрЛ

Публичное право (ПП) сос-ют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок Де органов гос. власти и управления, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй. Т.е. регулирует отн-ния с гос-вом и его органами.

Суть разделения права в том, что есть нормы, призванные обеспечивать публичные интересы общ-ва, гос-ва в целом (конст-ное право, УП, УПП, АП, фин-ое), и нормы, защищающие интересы частных лиц (ГП, ТП, СП, торговое, предпр-кое, кооперативное и т.д.).

Указанные функции в конечном счете отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, т.к. последнее призвано охранять и защищать первое.

Критерии, отнесения норм к частному либо публичному праву:

1) интерес (если ЧП призвано регулировать частные интересы, то ПП - общественные, гос-ные);

2) предмет правового регулирования (ЧП свойственны нормы, рег-ие имущественные отношения, а ПП - неимущественные);

3) метод правового рег-ия (в ЧП гос-ет метод координации, а в ПП - субординации);

4) субъектный состав (ЧП регулирует отношения частных лиц между собой, а ПП - частных лиц с гос-ом либо между гос-ными органами).

Способов систематизации частноправовых норм:

  1. институционального (наставнического);
  2. пандектного (свободного, совокупного).

 


 

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА

Закон (З) -это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юрид.силой и направл-ый на регулир-ие наиболее важных общ-ых отношений.

Право (П) - это система особых соц.норм, которые устанавливаются и защищаются гос-вом, формально определены и общеобязательные для всех.

Норма права не тождественная статье закона!

Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – форма его выражения.

В статье закона м. выражаться часть нормы права или часть ее эл-тов, поэтому норма права м. излагаться в ряде статей 1 з-на или даже нескольких НПА

 

Стремление отождествить П и З имеет опред. основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые, притязания трансформировать в субъективные права — "юридическую кладовую" всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное использование обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. "возведение его в закон", осуществляется гос-вом. Формула "Право создается обществом, а закон-гос-вом" наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол гос-ной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные гос-ва).

Существует 2 принципиальных подхода:

а) П есть творение гос-венной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) З, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей проце­дурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым за­коном и выражать политический произвол.


 

Действия НПА во времени

Нач. и конечн. моментами такого действия явл-ся вступление в силу закона и прекращение его действия. (с мом. опублик-я или с даты, указанной в з-не)

Во многих странах дейст-ют определенные правила вступл-я в силу НА:

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действ-ть по истечении опр. срока после его опубликования.

3. Акт вступает в силу со времени указанного в самом акте.

Обратной силы З-н не имеет, это означает, что предписание закона не распространяется на те отн-, к-рые. возникли и существовали до его вст. в силу.

Искл-я допускаются только в 2-х случаях:

– если самим актом устан-ся его обратная сила;

– если уг. законы смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяний.

НПА акты утрачивают свою силу на осн-ях:

1. По истечении срока действия акта

2. В св. с изданием нового НА, заменившего ранее действующего.

3. На осн-ии прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

 

Действия НПА по кругу лиц

Распр-ся на гр-н РФ, нах-хся на тре-рии РФ или др. страны, а также иностр. гр-н на тер-рии РФ или при наличии м/унар. договоров.

Бывают НА общего действия, кот. распр-ся на всех лиц, прож-х на терр-ии дан. гос-ва. НА спец. значения распр-ся только на определ. категорию лиц. Уг. з-ны распр-ся на граждан дан. гос-ва, независимо от места их нахождения.

Главы гос-в, сотрудники дипломат. и консульских представительств наделены дипломат. иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не м.б. применены меры отв-ти за наруш-я уг. и адм. закон-ва.

Ин. гр-не и лица без граж-ва в соотв. с з-ном дан. гос-ва не м. обладать рядом прав. Н-р, правом избираться и быть избранным, быть судьями, сотрудниками тамож. органов, капитанами и членами экипажей морских, возд. судов


 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА И ЕЁ ВИДЫ

Реализация прав. норм – это фактич. осущ-ние их предписаний в поведении субъекта.

 

В зав-сти от поведения субъекта, сущ-ют 4 формы реал-ции права:

 

– Дозволение – управомочивающие нормы – использование;

– Запрещение – запрещающие нормы – соблюдение;

– Обязывание – обязывающие нормы – исполнение.

1) соблюдение запретов (субъект строго следует установленным запретам (не убивать, не похищать).

2) использование обяз-тей (субъект исп-ет возможности, предоставляемые ему нормой права, т.е. осущ-ет свои права (передача своей собств-ти в залог, осущ-ние труд. Де)

3) использование субъект. права – это форма реал-ции права, при к-рой уч-ки правоотн-й удовлетворяют свои интересы путем юр. действий (субъект совершает активные действия для исполнения возложенной на него юр. обязанности (уплата страховых взносов).

Характ. чертой всех 3-х форм явл-ся то, что они м. осущ-ся самими уч-ками дан.отн-й

4) применение права - это властно-организующая Де компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизн. случаях реал-цию правовых норм. Осущ-ся в тех случаях, когда соблюдение, исполнение и использование права недостаточно для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных гос. органов (при назначении пенсии, при выдаче паспорта, при определении меры наказания)

 

 


 

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРАВИЛЬНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВА

Применение права разрешение конкрет. юр. дела компетент. гос. органами путем принятия соотв. индив. акта.

 

В отличие от др. форм реал-ции права, акты применения имеют свои отличит. особ-ти:

1. осуществляется компетентными или уполномоченными долж. лицами (суд, муниципалитет, Прав-во);

2. носит властный хар-р (компетент. орган следит за исполнением обяз-й);

3. состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

4. носит процессуально-процедурный характер;

5. имеет под собой соответствующие юридические основания;

6. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

7. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

8. связано с вынесением правоприм-ых актов, т.е. завершается вынесением индив. юр. решения

 

Путем применения права гос-во в своей Де осущ-ет 2 основные функции:

а) организационная (организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивид. актов)

б) охранительная (охрану и защиту права от нарушения)

цель -упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного хар-ра.

Необходимость в применении правовых норм возникает при обстоятельствах, когда:

1) совершается правонар-е и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к отв-сти;

2) нет добров. исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения усл-й договора);

3) появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (Н-р, гр-н получил ордер на кв-ру, но занять ее не может, т.к. она самоуправно занята другим).

4) спор о праве и стороны не могут сами найти соглас-ое решение, уладить конфликт (раздел имущ. домовлад-я; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) юр-ки значимые действия, к-рые в силу особой важности должны пройти контроль со стороны гос-ва с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистр. нотариусом завещания, заверение копий документов);

6) опред. права и обязанности, соотв. им правоотношения не м. возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должн.лицом содействующего правоприменительного акта (представление гр-на к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на др. работу);

7) по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

 

Осн. требования к применению права:

· законность

· обоснованность

- д.б. выявлены все обст-ва

- обст-ва д.б. достоверными

- все сомнения и противоречия д.б. устранены

· целесообразность

· справедливость (учит-ся мнение населения)

 


Толкование нормы права

Устан-ся действ. смысл нормы, устранение возможных коллизий и противоречий, пробелов.

5. Принятие решения компет. орг-м и издание акта

Решающ. стадия применения права, когда на осн-и всех предварит. стадий вынесена юр. оценка обст-вам дела и правильно избрана н-ма по дан. делу, можно приступать к вынесению решения.

Результат решения юр. дела - это индив. гос. властное предписание, облекаемое в документальную форму (решение, приговор, заключение)

 

Признаки

· самост. форма обществ. сознания

· содержанием явл-ся идеи, эмоции, чувства, регул-щие поведение людей в юр-ки значимых ситуациях

· явл-ся источником права

· вкл. представления о прошлом, наст., будущем права

· осущ-ся посредством спец. юр. понятий: правоотн-е, юр. отв-сть, правомерность и т.д.

Осн. функции (направления воздействия правосознанияна обществ. отн-я):

1) оценочная (с пом. правосознания дается оценка конкр. жизн. обст-вам = прав. оценка);

2) регулятивная (реал-ся через сис-му мотивов, ценностных ориентаций, прав. установок);

Особая значимость в реал-ции этой функции в Правовой установке, т.е. готовности субъекта к правомерному (или противоправному) поведению

3) познавательная (через восприятие и осмысление происходит познание жизни);

Правосознание - не внешний, а внутренний регулятор Де индивида. В отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).

Структура правосознания:

1. идеологическая сторона, это система правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин, оказывающих существенное воздействие н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.188 с.)