Тоталитаризм: история и современность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тоталитаризм: история и современность



Тоталитаризм— политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Исторически понятие «тоталитарное государство»появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим – политический режим, основанный на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Деспотический - характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях

Тиранический - форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении

Демократия: политико-правовая характеристика

Демокра́тия — политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Принципы демократии:

1) признание народа источником власти и носителем суверенитета;

2) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;

3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

4) принцип большинства;

5) право меньшинства на оппозицию;

6) политический плюрализм;

7) правовое государство;

8) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

9) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;

10) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

11) развитая система органов местного самоуправления.

Условия демократии:

1) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;

2) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства;

3) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.

Теоретические основы правового государства.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать:

1.Идеи о незыблемости и верховенстве закона, о необходимости соответствия закона праву

2.Правовое опосредование и оформление политических отношений

3.Идея необходимости соответствия действий власти к требованиям справедливости

Признаки современного правового государства.

Принципы правового государства – основополагающие идеи определяющие в своей совокупности идеальную модель государства которое могло бы называться правовым.

1.Принцип приоритета права – право неразрывно связано с человеком; гос-во не единственный источник формирования права; право возникло раньше, а потому носит естественный характер.

2.Принцип правовой защищенности человека и гражданина – равенство сторон и взаимная ответственность гос-ва и гражданина; особый тип правового регулирования и формы правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3.Единство права и закона – в правовом гос-ве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.

4.Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей гос. власти - для правового гос-ва характерен демократический способ приобретения власти.

Понятие и элементы политической системы общества.

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих различных элементов в рамках, посредством которых протекают политические властные отношения. Политическая система, впрочем как и любая другая система, состоит из нескольких компонентов:

1.Институциональный компонент – это государство, политические партии, общественные организации, органы местного самоуправления и другие виды политических объединений, политические лидеры, должностные лица и т. д.

2. Субстанциональный компонент. Обозначает сущность политической системы и заключается в политических общественных отношениях, складывающихся по поводу захвата, удержания или осуществления государственной власти.

3. Нормативный компонент. Включает в себя политические нормы, в том числе и позитивного права, политические традиции, обычаи и другие социальные нормы, регулирующие политические отношения государства. Данный компонент регламентирует политические процессы, протекающие в обществе

4. Субъективный элемент. Отражает отношение людей к политической действительности в государстве. Состоит названный компонент из политического сознания, представляющего идеологические и психологические элементы системы. Политическое сознание представляет собой единую, целостную систему идей, взглядов, оценок, чувств, эмоций, отношений представляющих собой субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей к действующему или желаемому государственному руководству, другим явлениям политической действительности, к поведению людей в сфере политических отношений.

5. Объективный элемент. Состоит из объективных экономических, социальных, национальных, исторических и других детерминантов, которые оказывают влияния на политические процессы в стране. Носят они объективный характер, поскольку не зависят от воли и сознания людей.

Государство в политической системе общества.

Государство является фактором формирования политической системы общества.

ПСО – упорядоченная на основе права система всех политических явлений, которые функционируют и взаимодействуют в обществе с целью завоевания, удержания либо участия в политической власти.

Особое место в ПСО принадлежит государству, т.к. оно является главным средством достижения целей, стоящих перед обществом, контролирует в себе многообразие политических интересов, придает устойчивость политической системе путем упорядочения ее деятельности. Признаки государства, отличающие его от общественных объединений:

- в каждой ПСО может существовать только одно государство, а в общественных объединениях много;

- государство – организация всего населения, общественное объединение части населения;

- государство единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

- государство располагает специальным аппаратом управления;

- государство располагает специальными учреждениями принудительного характера, монопольным правом издавать юридические нормы;

- государство – это официальное лицо внутри страны и на международной арене – суверенная организация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.007 с.)