Структура НПА и способы изложения норм права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура НПА и способы изложения норм права.



Билет 1.

Понятие и признаки гос-ва.

Государство – это особая полит. организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом. Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Основные признаки государства:

1. наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения.

2. территориальная организация населения

3. государственный суверенитет. Верховенство. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем. Независимость.

4. общеобязательный и всеобъемлющий характер актов

5. наличие государственной казны,

6. Правотворчество – издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права;

7. Наличие правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.);

8. Наличие вооружённых сил и органов безопасности (аппарат принуждения);

9. Тесная органическая связь государства с правом;

Государство – это особая территориальная организации полит. власти, располагающая спец. аппаратом управления и принуждения, взимающая налоги и другие денежные сборы, устанавливающие общеобязательные для всех правила поведения (нормы прав) и наделенное суверенитетом. Государство – это организация политической власти всего общества и регулирующая как узко массовые, так и общесоциальные интересы.

Основная задача - управление.

Аристотель считал (384-322 до н.э.), что государство - «самодавлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и не от кого другого не зависящее». Николо Макиавелли (1469-1527) определил государство, как общественное благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Крупный французский мыслитель 16 столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство, как «как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Известный английский философ 16 века Томас Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютиской власти гос-ва - гаранта мира и реализации естественного права, определял гос-во как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты.

Английский философ-материалист Джон Локк (1632-1704) представлял гос-во как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, входящих в гос-во. Он рассматривал гос-во в виде совокупности людей, соединяющих в единое целое ими уже установленного общего закона. И. Кант воспринимал гос-во как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой».

Л. Дюги, «гос-во обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом — политическая власть». Л. Гумплович определял гос-во как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопоря­док. В.И. Ленин: «Гос-во есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении од­ному классу прочие подчиненные классы».

Из всего выше изложенного было верным дать следующее определение (с Марксистским уклоном): «гос-во- организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

Лазарев: Гос-во — это особая организация публичной, политичес­кой власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппа­ратом управления и принуждения, которая, представляя общест­во, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение.

Гос-во руководит обществом, осуществляет политичес­кую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется гос-венный аппарат, который не совпадает с обществом, от­делен от него. Для содержания этого аппарата гос-во исполь­зует налоги, собираемые с населения.

Гос-во — не единственная организация, которая осущест­вляет власть в обществе. Есть политические партии, есть професси­ональные организации, молодежные, спортивные и т.д.

Признаки:

· Гос-во — единственная организация власти в масштабе всей страны..

· Гос-во обладает суверенитетом как внешним, т.е. независимостью, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти.

· Наличие специального аппарата принуждения. специальные силовые структуры, кот. обеспечивают реализацию гос.решений

· Только гос-во имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, поста­новления и т.п.

Марченко:

Признаки:

· Наличие выделенного из общества нередко стоящего над ним аппарата власти и управления, состоящего из особого слоя людей основным занятием которых является- выполнение властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных ни духовных благ, а лишь управляют. свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования, замещения. основными составными частями аппарата гос-венной власти являются органы законодательной, исполнительной, суда прокуратуры.

· Наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей (армия, полиция, разведка) и всякого рода принудительных учреждений 9тюрьмы, лагеря).

· Выступление гос-ва в качестве официального представителя своего общества; теснейшая связь гос-ва с правом (санкционирование актов, содержащих нормы права)

· Обладание суверенитетом

· Наличие налогов и займов, гос-венная казна

· Наличие у каждого гос-ва своих символов, памятных дат, различных атрибутов (гимн, флаг)

Морозов:

В современной отечественной юридической литературе понятие гос-ва определяется через перечисление его признаков:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в гос-венном аппарате служит профессией.

Итак, гос-во — это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать пра­вопорядок и определенный режим властвования. Политическая публичная власть пер­вична.

2) территориальную организацию населения; Отличается от тер­ритории, на которой проживала первобытная община тем, что появляются гос-венные границы: означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение без согласия на то гос-венных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Территори­альные связи первобытной общины в условиях гос-венно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

3) Гос-венный суверенитет означает верховенство гос-венной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в уста­новлении режима жизни общества в пределах своей территории, и независимость во взаимоотношениях с другими гос-вами.

В юридической литературе принято выделять два главных свойства суверенитета: верховенство и независимость.

Верховенство предполагает полноту власти гос-ва на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции гос-венной власти, т.е. гос-во:

а) распространяет свою власть на всю территорию страны;

б) опре­деляет весь строй правовых отношений;

в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;

г) регламентирует пра­ва, свободы и обязанности личности;

д) регулирует компетенцию гос-венных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство не означает неограниченности гос-венной власти: в демократическом обществе ограничена правом и основана на праве.

Независимость гос-венной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими гос-вами, в т. ч. с международными организациями. Эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое гос-во испытывает воздействие норм и принципов междуна­родного права. Суверенитет современных гос-в самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, взаимными обязательства­ми гос-в по международным договорам.

4) Всеобъемлющий общеобязательный характер актов гос-ва

5) Гос-венная казна

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику гос-ва.

Иногда еще указывают:

- еди­ный язык общения,

- наличие армии,

- единой системы обороны и внешней политики и др. Данные признаки нельзя отнести к важнейшим, они вспомогательные, дополнитель­ные.

Государствовластно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавли­вающая правовой порядок на определенной территории.

проф. В.М. Корельский: гос-во — это политическая организация общества, обес­печивающая его единство и целостность, осуществляющая посред­ством гос-венного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязатель­ное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

проф. М.И. Байтин: Гос-во — это организация политической власти, необходи­мая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Билет 2.

Билет 3.

Билет 4.

Билет 5.

Билет 6.

Билет 7.

Билет 8.

Глобализация и унификация

Глобализация представляет собой процесс, который в значительной мере определяет историческое развитие в новом веке. Объективная закономерность, и воспрепятствовать её развитию не способны никакие силы. Развивается процесс сотр-ва между гос-вами => неизбежно сближение правовых систем для взаимовыгодного сотр-ва. Напр, в атомной сф, экологич.сф. В романно-герм все большую роль игр. прецедент, в системе общего права- зак-во (Великобр. входит в Совет Европы - должна применять его акты). Есть свои + и -. Развитые страны выкачивают ресурсы из слаборазвитых, ТНК, и они же формируют право, выгодное для них и не выгодное для беднейших стран. Для России негатив - утрата экономической самостоятельности и гибели отдельных отраслей промышленности из-за их неконкурентоспособности в случае вступлении её в ВТО.

Положит. аспект глоб-ции - формирование наднац. межд. права, а так же межд. организаций. Глоб. оказывает большое влияние на развитие внутринац. права государств. Формируя свою правовую систему, государства заимствуют опыт друг друга. В интернационализации права большую роль играет межд. право, так как оно служит основным инструментом гармонизации и унификации права государств. Универсализирована такая важнейшая часть конституц. права, как права и свободы человека. Получила развитие такая категория, как общие принципы и нормы права, присущие и межд. и внутр. праву государств. Центральное положение среди них занимают нормы о правах человека. Это направление привело к гуманизации права государств. Россия воспринимает и включает в свою правовую систему межд. стандарты в первую очередь в области прав человека. Конст- «В Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Тем самым признается, что основным источником прав и свобод человека стало межд. право. Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экон., соц. и культурных правах и Пакт о гр. и политич. правах (СССР ратифицировал пакты в 1966 г., вступили они в силу в 1976 г. после ратификации 35 государствами.) Ратификация Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. На территории России признана юрисдикция Европейского Суда по правам человека. При вступлении в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе по реформированию законод. базы, приведению её в соответствие с нормами и стандартами Совета Европы.

В последние годы некоторые мусульманские страны встали на путь политического реформирования. Во многих мус. странах были созданы такие отрасли, как конституц. право, адм. право, гражд. и торговое пра­во, угол. и трудовое право.

Влияние процессов глобализации проявляется в нарастании тенденций унификации и гармонизации, в интенсивном развитии интеграционных процессов в правовом регулировании отношений.

Интернационализация права означает сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния. Интер-ция права проявляется в двух взаимосвязанных процессах — У. и гармонизации права. В частности этот процесс активно прох. в МЧП. Униф. права — это создание одинаковых, единообразных норм во внутреннем праве разных гос-в. Единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество гос-в, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга гос-в. Процесс трудоемкий и часто длительный, поиски компромиссных решений с целью согласования позиций разных гос-в, иногда десятилетия. Принятие межд. дог. завершает первую стадию У. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. 2 этап- Восприятие межд-правовых норм нац. правом гос-в. В РФ правовая основа предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции:«...Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». -общая или генеральная трансформационная норма, согласно которой нормам межд. договоров, в которых участвует Россия или в которых она будет участвовать, придается национально-правовая сила.

Первая стадия У. преимущественно осуществляется в рамках межд. организаций - тенденция роста роли межд. организаций. Существуют международные организации, специализирующиеся на У. права в МЧП: Гаагская конференция по международному частному праву, Римский институт по У. частного права (УНИДРУА), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Гармонизация права — процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Гарм. и униф. — взаимосвязанные процессы. Главное отличие гарм. права от униф. — отсутствие в этом процессе межд.-правовых обяз-в государств, закрепленных межд. договором.

Одним из способов гарм. права является рецепция - одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права. - крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами, => к формированию единой системы (школы) континент. права. При этом ставится цель гарм. своего права с правом других государств, так как серьезные расхождения в праве препятствуют успешному взаимодействию между странами.

Виды гарм.: односторонняя или взаимная. При односторонней гарм. право одного гос-ва адаптируется к праву другого государства. При взаимной гарм.участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права, это относительно новый способ, получивший большое распространение к концу ХХ в., и осуществляется преимущественно с помощью межд. механизмов, включая межправит. организаций. - создание модельных или типовых законов.

Любая — полная или частичная унификация будет проводиться тем успешнее, чем теснее она будет связана с классификацией прав. систем. Классиф-ция, объединяя правовые системы между собой по цивилизационному (системы, находящиеся на одном уровне развития), географическому (системы, существующие на одном континенте), региональному (системы. функционирующие в одном регионе) и иным общим внешним и внутренним признакам, создает для процесса унификации права благоприятные предпосылки, делает данный процесс более динамичным и целенаправленным. Классиф - объединенные между собой на основе общих признаков и черт правовые системы, избавляет законодателей и исследователей, занимающихся проблемами унификации, от необходимости предварительного анализа и выявления правовых систем, более или менее «склонных» к взаимному сближению друг с другом, к глубокой унификации или лишь к внешней гармонизации своих отдельных сторон или аспектов.

Процесс сближения системы общего права с системой континентального права обусловливается и стимулируется также тем, что между странами, в пределах которых возникали и развивались данные правовые семьи, устанавливались разносторонние связи, приведшие, в частности, к созданию в Западной Европе Европейского сообщества и к значительной унификации расположенных на ее территории национальных правовых систем. Что же касается так называемой рецепции американского права в Западной Европе - речь в данном случае идет, по свидетельству западноевропейских авторов, об элементарной американизации некоторых отраслей и институтов европейского права, о методологическом переносе элементов американского права как одной из важнейших составных частей общего права на почву романо-германского, континентального права.

 

Билет 9.

Билет 10.

Билет 10.

Правовое воздействие.

«Воздействие» шире, чем «регулирование».

«Регулирование»– это частный случай, в системе воздействия; это форма управляющего воздействия. Предмет правового регулирования уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно распространяет влияние).

Правовое воздействие это процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.). Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.Правовое воздействие, с учетом особенностей права как формы общественного сознания, имеет такое же влияние на общественную жизнь, как и иные средства и формы влияния – духовные, идеологические. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно.

Есть мнение, что правовое воздействие закрепляет статику в праве, так как в данном случае нет прямого опосредования поведения их участников. Правовое регулирование – это динамика в праве, так как право активно вмешивается в жизнь людей, регулируя их поведение (спорно). Правовое воздействие динамичнее, более гибкое. В процессе правового воздействия правовая норма может отсутствовать, она может существовать в своем прообразе - правовой идее, которая может и не трансформироваться в правовую норму.

Билет 11.

Билет 12.

Тоталитарное гос-во.

Тоталитарный режим – господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия, ограничение политических свобод, запрещение полит партий и легализация деят-ти партии власти, жесткая централизация гос управления, подавление эконом свободы, частных интересов.

Термин «тоталитаризм» был введен в оборот идеологом итальянского фашизма Джентиле в начале ХХ в. Также этот термин использовал лидер итальянского фашизма Муссолини.

В каждой из стран, в кот возникал и развивался полит тоталитарный режим, он имел свою специфику. Однако есть общие черты, кот присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило,

• наличием одной офиц идеологии, кот формируется и задается общественно-политическим движением, полит партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем парода»

• допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить.

• конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды.

• правящая партия захватывает всё гос управление: происходит сращивание партийного и гос. аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и гос. должности, а там, где этого не происходит, гос. должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

• монополия гос-ва на информацию

• упразднение местного самоуправления

• центром тоталитарной системы явл-ся вождь.

• усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение кот согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях.

• широко и постоянно применят террор по отношению к населению.

• устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В полит. жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

• Милитаризация. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря.

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, кот хар-ся: нац идеологией,

представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.),

крайней агрессивностью.

Целью: охрана национ. общности, решение геополит., соц. задач, защита чистоты расы.

Странами, где впервые возникли фашистские орг-ции были Италия и Германия. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Целью фашизма в Германии было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат.

Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные, в конечном счете должны уничтожаться.

Поэтому фашистский режим – человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги и, геополитические интересы и т.п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Переход к демократическому режиму появляется зачастую тогда, когда социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении гос. власти.

Билет 13.

Билет 14.

Функции соц. государства:

· поддержка соц. независимых слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

· охрана труда и здоровья;

· поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

· сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, спец. соц. программ, средств гос. бюджета и др.;

· поощрение благотворит. деятельности (льготы);

· фин. и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;

· борьба с безработицей;

· участие в реализации межгос. экон, культ., образ., соц. программ;

· матер. обеспечение соц. уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожиточ минимума.

Применение права.

Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Применение права властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

· осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения);

· имеет индивидуальный характер;

· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности);

· реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

· завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения;

· его основания регулируются законодательством.

Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:

· совершение правонарушения;

· обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);

· регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);

· возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.

Стадия установления фактической основы дела стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторож­ность) и другие обстоятельства; при возникновении граж­данско-правового спора – обстоятельства заключения сдел­ки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол­нения, взаимные претензии сторон. Фактические об­стоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальны­ми и нематериальными следами прошлого, зафиксирован­ными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:

· относимости (имеют отношение к делу);

· допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);

· полноты (наличие всех доказательств).

Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем срав­нения фактических обстоятельств реальной жизни и юриди­ческих фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:

· Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъек­тивные права и юридические обязанности обеспечены воз­можностью государственного принуждения, однако, послед­няя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов при­менения права обусловливает их особенности и предъявляе­мые к ним требования обоснованности и законности.

Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.


Билет 15.

Акты применения права.

Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Применение права властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

· осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения);

· имеет индивидуальный характер;

· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности);

· реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

· завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения;

· его основания регулируются законодательством.

Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:

· совершение правонарушения;

· обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);

· регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);

· возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.

Стадия установления фактической основы дела стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторож­ность) и другие обстоятельства; при возникновении граж­данско-правового спора – обстоятельства заключения сдел­ки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол­нения, взаимные претензии сторон. Фактические об­стоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальны­ми и нематериальными следами прошлого, зафиксирован­ными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:

· относимости (имеют отношение к делу);

· допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);

· полноты (наличие всех доказательств).

Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем срав­нения фактических обстоятельств реальной жизни и юриди­ческих фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:

· Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъек­тивные права и юридические обязанности обеспечены воз­можностью государственного принуждения, однако, послед­няя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов при­менения права обусловливает их особенности и предъявляе­мые к ним требования обоснованности и законности.

Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.

Акты правоприменения (АП) – итог выражения правоприменительной деятельности, закрепление решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.

По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают:

· Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением;

· Правоохранительные – издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов).

По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства, Правительственные акты, Акты юрисдикционных органов, Органов госуд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.113 с.)