Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законодательная техника и е роль в правотворчестве.
Под законодательной техникой, отмечается, например, в одних источниках, понимается «система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов». Законодательная техника, формулируется в других источниках, определяется как «система правил познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона». В числе закономерностей развития законодательной техники выделяются также такие, которые связаны с созданием, особенно в кризисные периоды развития общества и государства, не только и даже не столько «чисто» отраслевых законов, сколько сложных, многоотраслевых законодательных комплексов. Само собою разумеется, что последнее с неизбежностью требует участия в этом процессе не только высококвалифицированных юристов, но и представителей других профессий— социологов, экономистов, филологов, демографов и др. Среди закономерностей развития законодательной техники и ее использования в процессе правотворчества на уровне государства в целом, а также на уровне регионов и субъектов федерации в федеративных государствах выделяются такие закономерности, которые непосредственно ассоциируются с необходимостью разработки методов моделирования жизнедеятельности различных регионов в системной увязке как с другими регионами или субъектами федерации, так и с федерацией в целом. Говоря о законодательной технике, необходимо обратить внимание на ее весьма важную для законодательного процесса и качества принимаемых законов служебную роль. Своим непосредственным объектом воздействия законодательная техника имеет форму закона — его внутреннюю структуру, логику и порядок расположения нормативного и иного материала, язык предлагаемого юридического текста, процедуру рассмотрения, обсуждения и принятия законов и т.д. Однако она оказывает значительное влияние через форму законодательных актов также и на их сущность и содержание. Основные требования, предъявляемые к законодательной технике, самым непосредственным образом «вписываются» в систему требований, предъявляемых ко всей законодательной деятельности.
Правовые отношения: понятие, виды и место в системе общественных отношений. Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права. Виды правовых отношений, как правило, различаются: по своему функциональному назначению; своей непосредственной принадлежности к отраслям права; субъектному составу; характеру выполнения юридических обязанностей; составу их участников; длительности. Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить: государственно-правовые отношения; гражданско-правовые отношения; уголовно-правовые отношения и др. По своему функциональному назначению они делятся: на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений; охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений. По субъектному составу правовые отношения делят: на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей; относительные, в которых точно и поименно определены все участники. По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения: на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий; пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний. По длительности можно выделить: кратковременные правовые отношения; длительные правовые отношения. Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Но также широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей. По данному критерию различают правоотношения:
односторонние; двусторонние; многосторонние. Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей. Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.
49. Содержание правоотношений. Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право — это установленная и обеспеченная нормой права возможность субъекта реально воспользоваться им в конкретном правоотношении. Субъективное право включает три возможности поведения носителя субъективного права: а) действовать самому; б) требовать поведения от другого участника этого правоотношения; в) опереться на помощь, защиту компетентных государственных органов в случае препятствий для реализации субъективного права. Юридическая обязанность – это установленное нормой права должное поведение субъекта в конкретном правоотношении. В одном случае лицо должно: 1)воздерживаться от совершения определенных действий 2)в других случаях наоборот совершать активные действия предписанные нормой права, в целях удовлетворения интересов управомоченного, 3) также есть обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Субъективное право и юридическая обязанность – не само поведение субъектов права, а лишь то, что им дозволено или наоборот запрещено. 55 Применение права – это властная организующая деятельность компетенктных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая. Субъекты применения права. Одна из важнейших особенностей применения права, отражающая его властно-государственный характер, состоит в том, что применять юридические нормы могут только специальные (компетентные) органы. Большинство правоприменительных органов – органы государства[6]. Значительное число их административные органы, осуществляющие иногда довольно глубокую индивидуально-правовую деятельность (при социализме – в связи с необходимостью обеспечения планового руководства экономическим и социальным развитием, справедливым, на социалистических началах, распределением материальных благ из общественных фондов и др.).
Необходимо указать на то особое место, которое занимают среди субъектов применения права органы правосудия – суды. По самой направленности своей деятельности, ее организации и формам они призваны судить (и способны судить) "о праве", т.е. о самой правомерности поведения участников общественных отношений, с введением в действие всех вытекающих отсюда государственно-правовых последствий – назначением наказания за преступление, принудительным изъятием имущества и т.д.
С этой точки зрения, отмечая немалое науковедческое и политико-правовое значение понятия "применение права", научно-строгое воплощение в нем идеи законности, нужно иметь в виду и другое. Данное понятие имеет и отрицательную сторону: охватывая "на равных" индивидуально-правовую деятельность всех властных субъектов, оно несколько затеняет главное на данном участке правовой деятельности – единство права и правосудия. По самой сути специфически правовых закономерностей правовой надстройки индивидуально-правовая деятельность должна быть воплощена, прежде всего, в правосудии, в судебной деятельности. Именно она при прогрессивных социально-классовых условиях способна обогатить нормативное содержание правовой системы. Не случайно, поэтому К. Маркс, подчеркивая необходимость деятельности по применению закона к конкретному случаю, говорил о том, Что здесь "требуется также и судья"
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.012 с.) |