Соотношение системы права и системы законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение системы права и системы законодательства



При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание еще на один учебно-практический вопрос. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось выше, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

Второй вариант — включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяющая понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, содержит четыре пункта, каждый из которых является самостоятельной нормой.

Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 Семейного кодекса РФ (СК РФ) содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

Тенденции развития системы права и системы законодательства

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить:

общие тенденции, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления;

тенденции развития структуры (системы) права; тенденции совершенствования законодательства. 8.1. К общим тенденциям относятся следующие. Первая. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом

направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Конституции РФ, Г К РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных правовых актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитив- ным методам, преобладание об недозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому — установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

Вторая. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов РФ, местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

Третья. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств — участников СНГ, ЕврАзЭс, Таможенного союза в экономическом и информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

Тенденций развития структуры (системы) права

Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

Рост значения правового регулирования, что влечет образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства

Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту РФ и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с указанным Законом.

Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

Выводы

Правовая норма имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.

Правовые нормы в своей совокупности составляют систему (структуру) права, которая внешне объективируется, закрепляется в системе законодательства (совокупности нормативных правовых актов). Система права и система законодательства — это две стороны одного целостного явления — права.


57. Правоприменение закона и подзаконных актов.

Под правоприменением понимается активная, властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. В результате такого применения выносится индивидуальный акт, обязательный для его адресатов.

Правоприменение отличается от других форм реализации (соблюдения, исполнения, использования) следующими признаками:

• оно осуществляется уполномоченными на то органами государства и в пределах их компетенции;

• правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело и по нему выносится решение индивидуально, конкретного характера (указ президента о награждении, постановление правительства, приговор суда и т.д.);

• указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять;

• правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела;

• правоприменительная деятельность регламентирована процессуальными нормами, определяющими последовательность и порядок совершения тех или иных действий в ходе правоприменения.

Выделяют три основных стадии правоприменительного процесса:

• установление фактических обстоятельств дела;

• установление юридических основ дела;

• решение дела.

Например, разрешая гражданское дело, суд устанавливает фактические взаимоотношения сторон (истца и ответчика), определяет на основании соответствующей статьи Гражданского кодекса РФ то правоотношение, которое имеется между сторонами, и на основании данной статьи Гражданского кодекса РФ удовлетворяет иск или отказывает в иске.

Одним из принципов применения права является принцип законности. Это означает, что в любом случае подлежит применению именно та норма права, которая данный случай предусматривает, и не может быть применена иная норма, к данному случаю не относящаяся. Это означает также, что предусматривающая данный случай норма должна быть применена в точном соответствии с её содержанием, с её смыслом, именно так, как она выражена в законе или подзаконном акте, без малейших отступлений от них. Суды и иные государственные органы не могут отступать от закона и подзаконного акта, изменять их, произвольно истолковывать.

Поэтому в каждом отдельном случае должна быть точно определена действующая норма права, подлежащая применению к данному случаю; эта норма должна быть правильно уяснена, понята, истолкована.


58. Толкование закона и подзаконных актов.

Выбор правовых норм в ходе правоприменения неизбежно связан с уяснением их содержания. Часто в этом помогают правоприменителю разъяснения нормативно-правовых актов, кото­рые дают разные органы и лица в официальном и неофициальном порядке.

И уяснение требований норм как внутренний интеллектуаль­ный процесс, и разъяснение их как выражение вовне своих за­ключений о содержании права с целью показать, как надо пони­мать правовой акт, чаще всего объединяют одним понятием - «толкование права».

Проблема толкования выходит за рамки правоприменения или реализации права. Во-первых, она имеет самостоятельное значение в процессе научного или обыденного познания государствен­но-правовой жизни. Во-вторых, необходимость четкого представ­ления о содержании действующих норм возникает в ходе правотворческих работ. Ни издать новый акт, ни систематизировать имеющиеся нельзя без знания подлинной воли законодателя, ко­торая получила официальное выражение.

Объектом толкования являются законы и подзаконные акты. Важное значение имеют не только сформулированные в них нормы, но и преамбулы актов, другие содержащиеся в них пра-воположения.

Предметом толкования является историческая воля законо­дателя (нормодателя), выраженная в законе (в нормативном акте). Воля законодателя времени применения закона также учитыва­ется, так как в последовавших за толкуемым актом могут содер­жаться нормы, прямо или косвенно меняющие содержание пред­шествующих актов. История разных государств дает примеры такой практики, когда под видом толкования провозглашались новые нормы. Режим твердой законности и нормальный правопо­рядок в принципе исключают смешение правотворческого и праворазъяснительного процессов.

Толкование подразделяется на виды, прежде всего, в зависи­мости от того, идет ли речь об уяснении нормативных актов или об их разъяснении (рис. 3).

 


59. Правосознание и правовая культура.

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура представляет собой часть обшей культуры.

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

§ идеологический элемент (правовая идеология);

§ психологический элемент (правовая психология);

§ поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей. К ним, в частности, относятся:

§ уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки;

§ уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.);

§ уровень правосознания граждан и должностных лиц;

§ уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов;

§ состояние правового образования, правовою воспитания и др.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей:

§ знания и понимания права;

§ уважения к праву в силу личного убеждения;

§ умения пользоваться правом;

§ подчинения своего поведения требованиям норм права.


60. Правовая идеология и правовая психология как структурные элементы правового сознания.

Правосознание в своей структуре содержит правовую идеоло­гию и правовую психологию.

Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) со­ставляют сознание и переживание связанности поведения с юри­дическими последствиями (мнимыми, действительными или же­лательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъ­ективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.

Правовая идеология есть систематизированное научное вы­ражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

Она должна формироваться как процесс выявления теорети­ческого сознания, координации и согласования различных обще­ственных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нрав­ственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высо­кую роль суда как антипода командно-бюрократическому управ­лению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идео­логия обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, эко­номисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, со­циальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

Правовая психология охватывает совокупность чувств, цен­ностных отношений, настроений, желаний или переживаний, ха­рактерных для всего общества в целом или конкретной социаль­ной группы (групп). Она является наиболее непосредственным от­ражением жизненных отношений членов общества, составляю­щих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически прису­щие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, закон­ность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит воз­можность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «вла­ствовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслу­живания правовой идеологии и правовой психологии как струк­турных элементов правосознания.

Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловив­шие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполни­тельность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личнос­ти и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства. Итак, как элемент право­вой культуры правовое сознание, включающее правовую идеоло­гию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).

Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда раньше не имела в качестве цели созда­ние социально ориентированного государства и свободного рынка.

Теперь такая цель появилась. Ее достижению должны способ­ствовать общественная нравственность, философия социальной за­щищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука, реализуемые через законодательно закрепленные функции государства. Рынок и частная собственность изначальны в чело­веческой истории, но они должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной идеологии и психологии.


61. Роль законности и правопорядка в жизни общества.

Роль законности и правопорядка может быть рассмотрен с различных позиций, и прежде всего с точки зрения интересов государства и личности. Для государства эта роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.

Особое место этого метода связано, во-первых, с тем, что пра­вовые нормы регулируют все самые главные стороны жизни об­щества: экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака и т.д. Следовательно, от со­блюдения и исполнения соответствующих норм зависит порядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности, само существование общества. Во-вторых, другие методы государствен­ного руководства обществом часто реализуются через правовое ре­гулирование. Так, планирование (метод организационный) неред­ко осуществляется посредством утверждения плана нормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (метод эко­номический) устанавливается через нормативное закрепление ее размеров, порядка начисления и выплат и т.п.

С позиций личности законность и правопорядок выступают в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных дей­ствий других лиц. От состояния законности и правопорядка за­висят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уро­вень и реальность демократии. А поскольку в современных усло­виях интересы личности становятся приоритетными для государ­ства, эта сторона законности и правопорядка также является важ­нейшей целью государственной деятельности.

Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, су­щественные части правовой и общей культуры.

Укрепление законности и правопорядка является непремен­ным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

В свете изложенного можно сделать некоторые прогнозы по поводу развития законности в условиях формирования правового государства.

Во-первых, произойдет последовательное расширение пред­метной стороны законности, т.е. круга тех объектов, которые при­обретут свойство законности. Это будет относиться к различным видам деятельности (поведения) людей, к правовым актам (нор­мативным, правоприменительным и иным актам реализации права), управленческим и иным документам, отношениям людей и их организациям. При этом в сферу законности все больше будут входить те объекты, которые традиционно рассматривались как неправовые, что связано с осуществлением принципа: «Разрешено (т.е. законно) все, что законом не запрещено».

Во-вторых, произойдут изменения в субъектной стороне законности. Формирование правового государства предполагает, что все субъекты общественных отношений без исключения (государство, его органы, общественные объединения, должностные лица, трудовые коллективы и др.) реально станут носителями как обязанности строго соблюдать правовые предписания, так и права требовать соблюдения законности от других субъектов. При этом реальность этих прав и обязанностей будет постоянно повышаться, пока не станет практически абсолютной.

В-третьих, будет совершенствоваться нормативная сторона законности. Это совершенствование произойдет, по меньшей мере, в трех направлениях. С одной стороны, содержание законодательства во все большей степени будет соответствовать реальным условиям и прогрессивным тенденциям развития общества (изменение методов руководства экономикой, демократизация социальной жизни и проч.). С другой стороны, будет улучшаться сам нормотворческий процесс, что связано, прежде всего, с его демократизацией, участием в нем широких кругов общественности, с расширением его научной базы. И наконец, коренным образом должна измениться структура законодательства. Основным источником права на деле должен стать закон. При этом, в отличие от многих существующих, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализовать принцип верховенства закона.


62. Правонарушение: понятие, признаки, социальная природа.

Противоправное поведение как вид правового поведения является антиподом правомерного поведения. Но, в отличие от правомерного, противоправное поведение является не формой свободы, а формой несвободы или произвола.

Правонарушения - это общественно опасное или общественно вредное противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, которое влечет за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

• это всегда деяние (действие или бездействие), то есть фактическое противоправное деяние или противоправное несовершение регламентированной законом поведения;

• общественно опасное (вредное) действия. Это деяние способно осуществить такие изменения в функционировании общественных отношений, которые не соответствуют социальному прогрессу, нормальным условиям существования человека и общества (нарушение субъективных прав и юридических обязанностей, причинение материального или морального вреда и др.);

• противоправное деяние, то есть нарушение требований норм права, невыполнение юридических обязанностей, закрепленных в нормативно-правовых документах;

• виновное деяние, которое отражает внутреннее отрицательное отношение субъекта к интересам людей и общества, проявляющаяся в форме умысла или неосторожности. О виновности говорят тогда, когда лицо должно было выбрать вариант поведения, но поступила вопреки праву;

• сознательно-волевое деяние, зависит от воли и сознания субъекта, находится под его контролем, то есть деяния деликтоспособного лица. Для этого нужно, чтобы субъект правонарушения достиг определенного возраста, определенного законом, понимал свои действия и был способен ими управлять;

• уголовное деяние, которое выражается в том, что за совершение правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность.

Классифицировать правонарушения можно по следующим критериям:

1. По степени общественной опасности: преступления (предусмотрены уголовным законодательством общественно опасные деяния) и проступки (предусмотренные законодательством общественно вредные деяния (административные, гражданские, дисциплинарные, конституционные)).

2. По сферам общественной жизни: в экономике, политике, социально-бытовой сфере и др.

3. формами вины: совершенные с умыслом и совершенные по неосторожности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.047 с.)