Храм Христа Спасителя в Москве. Проектирование, строительство, воссоздание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Храм Христа Спасителя в Москве. Проектирование, строительство, воссоздание.



Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.

Архитектура и убранство храма

Храм — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор)[2]. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

Первый проект: Карл Витберг

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина[4]. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив[5]. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).

Второй проект: Константин Тон

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Сооружение храма

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов.

Разрушение

2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Воссоздание

В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект восстановления храма подготовил реставратор Алексей Денисов.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

 

 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_27

Рационалистическое направление в архитектуре эпохи эклектики. Новые типы зданий и сооружений XIX века.

Во второй половине 19 века стиль позднего классицизма с ордерной системой, тормозящей развитие новых тенденций, сменяется эклектическим использованием отдельных приемов и форм различных стилей прошлого. Определение этого стиля в архитектуре термином "Историзм" говорит о том, что искусство этого периода обратилось за темами и образами к истории. Историзм допускал обращение не только к классике. Любой исторический период или стиль могли отныне стать прообразом для будущей постройки, в том числе и классика, но наравне со всеми. Ордер перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора. Различные художественные (а иногда антихудожественные) вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания. Свобода выбора касается пока только облика здания. Конструктивный каркас практически одинаков при любой внешней декорации. Со сложением в России новой государственной доктрины, определяющей национальную идею, появилось целое направление в официальной архитектуре, называемое "русский стиль". К славянофильскому пониманию "народности" в 50-е годы добавилось еще и обращение к византийскому прошлому, связанному с реабилитацией византийской архитектуры и работой Императорской Археологической комиссии по изучению, обмерам и зарисовкам памятников древнерусского искусства. Именно к археологической точности деталей и форм стремились архитекторы историзма. Их не очень занимал образный строй исторических прототипов.
Самым признанным и продуктивным архитектором этого направления был К. Тон. Именно по его проекту был построен храм, имевший сколь скандальную, столь и трагическую судьбу - храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883). Он строился невдалеке от Кремля как памятник героической победе русского народа над Наполеоном, которая теперь уже понималась как победа православия. Для выражения большой общей идеи были выбраны формы, напоминавшие византийскую архитектуру. Эти формы вызывали ряды ассоциаций, так как сама архитектура не рождала особых эмоций, она должна была о чем-то напоминать, к чему-то отсылать. Архитектура наделяется новыми качествами - иллюстративностью и повествовательностью, которые проявляются на уровне деталей. Русско - византийские ассоциации рождаются не от восприятия художественных или конструктивных особенностей прототипа, а передаются с помощью деталей-знаков, служащих некими намеками на национальную традицию. При этом композиционная схема храма, и особенно его внутреннее устройство, следует ясным принципам и логике классической архитектуры. Если говорить о чисто технической стороне этого здания, то сооружение подобного огромного зального пространства стало возможным только с использованием современных (19 века) технологий.

Храм Христа Спасителя К.А.Тон
1832-1884 Москва

Церковь Сакре-Кер П.Абади
с 1875 Франция, Париж

Здание парламента Барри, Пьюджин,
1840-1857 Англия, Лондон

Здание парламента Барри, Пьюджин,
1840-1857 Англия, Лондон

Статуя Свободы Ф.А.Бартольди
1871-1886 США, о.Беллоу

 

 


 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_28

«Кирпичный стиль» в архитектуре Петербурга.

Кирпи́чный стиль — одно из направлений в архитектуре конца XIX века, отличительной чертой которого являлась замена лепных украшений и штукатурки декором из необлицованного кирпича.

Особенности стиля

остройки с неоштукатуренными фасадами встречались в России уже в конце XVIII века — это были, в основном, производственные и складские сооружения, казармы, парковые павильоны, однако как самостоятельное направление кирпичный стиль сформировался начиная с середины XIX века[1].

 

Кирпичный стиль это рационалистическое направление в архитектуре тех времён, его принято считать одним из течений эклектики. Поскольку представители данного стиля отказывались от штукатурки, сама кирпичная кладка выполняла декоративное значение — выкладывалась из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, терракотовых вставок, нередко использовался природный камень.

 

Постройки в этом стиле были относительно недороги и более «неприхотливы» в условия российского климата, поэтому быстро приобрели популярность по всей стране. Таким образом, кирпичный стиль представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства.

 

Особое распространение кирпичный стиль получил в промышленной архитектуре, зарождение которой в Российской империи некоторые авторы (Алферов) связывают с первой половиной 19-го века, с эпохой классицизма. Если в «гражданской» эклектике кирпичный стиль был только одним из направлений, то в промышленной архитектуре второй половины 19-го века, он стал господствующим. Более того, в этой области кирпичный стиль продолжал жить и в начале ХХ в., органически вписываясь в модерн и ретроспективизм.

 

В связи с тем, что использование пластических свойств кирпичной кладки очень доступно и не дорого, кирпичный стиль 19-го века был «подхвачен» народной архитектурой 20-го века. Строительство жилых домов в малых городах и на селе вплоть до 1960-х годов часто сопровождалось оформлением экстерьера с помощью «узоров», выполненых кирпичной кладкой. Не отошел в прошлое кирпичный стиль и в наши дни. В сельском жилищном строительстве он продолжает эффективно использоваться, как в аспекте традиций, так и при поисках новых форм и способов архитектрной выразительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.013 с.)