Функции государства: виды и формы реализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государства: виды и формы реализации.



В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. В научной литературе предложено много классификаций функций государства. В значительной мере это связано с различными подходами ученых. Хотя функции сами по себе представляют объективную реальность, их классификация производится субъективно, в соответствии с теми или иными основаниями деления, избранными людьми.

Различают внутренние функции, осуществляемые государством внутри страны, и внешние, осуществляемые за ее пределами.

Внутренние функции – главные направления внутренней политики государства, деятельность, направленная, на выполнение его внутренних задач. В их числе можно назвать нижеследующие.

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества.

Марксизм особо выделяет такую функцию, по сути также охранительную, как функцию подавления сопротивления классовых противников.

Рассматривать ее в качестве самостоятельной или включать в общую охранительную функцию зависит, очевидно, от принятия или непринятия марксизма. Однако история подтверждает такую направленность государства, когда оно жестоко подавляет сопротивление классов, стремящихся изменить существующий строй.

Экономическая функция заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики: определение общих программ экономического развития страны, стимулирование наиболее приоритетных

отраслей экономики, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

С экономической тесно связана социальная функция государства, которая выражает направление деятельности государства, призванное обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Она выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке.

Функция развития науки, культуры и образования призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями.

Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.

Функция налогообложения и взимания налогов будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны.

Внешние функции государства – основные направления его деятельности во внешней политике, в отношениях с другими государствами. К ним относятся:

Функция обороны страны базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

Функция содействия обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.

Не менее важным является выделение основных и неосновных функций государства. Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. С точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает сосредоточие усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий спектр обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни. Следствием этого является отнесение основных функций к деятельности государства в целом, и выполнение их всеми или многими звеньями государственного аппарата.

Сообразно с этим основные функции государства группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множества других его функций, называемых неосновными. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни.

В зависимости от продолжительности существования функций различают постоянные (осуществляемые государством на всех этапах своего развития, например, правоохранительная функция), и временные, преходящие. Основные функции чаще всего имеют постоянный характер, неосновные могут быть временными.

Существуют и иные классификации. Однако следует помнить, что разделение функций государства на группы имеет условный характер.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применяя в своей деятельности различные методы.

Под формами осуществления функций государства понимают однородную деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

К оценке и классификации форм и методов осуществления функций государства в отечественной литературе подходят с разных позиций: юридических, социологических, политологических, конкретно-управленческих. С юридических позиций различают прежде всего правовые и неправовые формы и методы функций государства.

К правовым относятся законодательствование, государственное управление, правосудие и государственный контроль. Эти формы являются правовыми, поскольку их использование детально регулируется правом.

Законодательствование – это установление общеобязательных правил наиболее общего характера, правовых норм, регулирующих поведение и деятельность субъектов права. Такие правила устанавливаются при помощи различных нормативно-правовых актов. За нарушение этих правил устанавливается ответственность – гражданская, административная, уголовная и др.

Государственное управление – это исполнительно-распорядительная, административная деятельность государства, его органов, должностных лиц. Она включает прежде всего исполнение конституции и законов.

Правосудие – специфическая форма осуществления функции государства.

Оно всегда имеет конкретный характер: это – рассмотрение уголовных, гражданских, трудовых и других дел и споров, то есть разрешение конфликтов в обществе. Правосудие может осуществляться только судом.

Контрольная деятельность государства осуществляется всеми вышестоящими органами государства по отношению к нижестоящим. Для контрольной деятельности создаются также особые органы, которые осуществляют контроль по отношению к неподчиненным им объектам (различные органы вневедомственного контроля – например, пожарная охрана).

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства:

– организационно-регламентирующая – оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.; – организационно-хозяйственная – оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (бухучет, статистика, снабжение, сбыт и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

организационно-идеологическая – повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Методы осуществления функций государства – способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

Убеждать – значит побуждать субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора.

Принуждать – склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления, ограничивая свободу их выбора.

Рекомендовать – ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

Поощрять – побуждать с помощью системы вознаграждений следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.01 с.)