Культурноисторическая концепция евразийства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурноисторическая концепция евразийства.



Культура русских эмигрантов после окт переворота. Николай Трубецкой Вернадский, Савицкий карсавин. Основные идеи в сборнике «исход к востоку». 1921г. Евразийство это идейное движение которое обновляло взгляд на Россию её историю и культуру. Они стремились отказаться от традиционного противопоставления восток-запад. Предполагали что Россия одновременно принадлежит двум мирам. Основная идея – Россия особое географ пространство- особый культурный мир. По мнению евразийцев русская культура тодественная православию. Православная русская церковь – русская культура. Церковь и есть цель культуры. Еврозийскй психологический уклад – связь общества с природой. Материковый размах, русская широта. Определилось матириковое рациональное самосознание. Евразийский тип мышления не привязан к политическим или государственным рамкам. Он допусткает саамы рискованные опыты и бурные взрывы стихий. Мы не пригимаем герм педантизм польск гонор Европ рационализм и скучность городов. Русским родна азиатские культуры. Обращение к европейскому опыту они считали необходимым тактическим поворотом. Но теперь пора совершить органический поворот к Азии. Существуют особые места развития где геогр и соц среда сливаются воедино. Рос раздел на округи культуры которые не зависят от народов. Всем велик державам которые существовали им свойственен трип военной империи. Революция это не конец истории а новая страница трагедии.

Гумилев – 1912-1992. в истории идет процесс исчезновения одних этносов и появления других. Новые народы возникают в результате мутации. Причины- внешние воздействия. Он вводит понятие пассионариев – признак возникающий в результате мутации. Пассионарность определяет то что внутри популяции возникает несколько людей с повышенной тягой к действию: Жана д арк, чингаз хана. Пассионарии организаторы. Вырабатыват новые стереотипы поведения и навязывают их всем остальным. Создается новый этнос. Для жизни этноса он отводил 1.5тыс лет. Изменение числа пассионариев характеризует возраст этноса.

 

Барокко.

Появ в Риме, Венеции и Флоренции. Порочный, склонный к излишиствам. Европейская культура с 16-18вв. центром была Италия. Ученые связавют с ним с формированием европейской цивилизации. Человек рассматривается как игрушка в руках судьбы. Жизнь- череда случайных эпизодов. Барочный человек отвергает естественность. В его понимании это дикость и варворство. Идеалом женщины становится манерная красавица с вычурной прической. Идеалом мужчины становится джентльмен – мягкий спокойный. Его обязательный атрибут-напудренный парик. Нет почета мужской силы. Галерею парочных партретов создал художник антони вандейк. Во всех своих портретных образах он подчеркивает утонченное аристократическое начало. Он любовно изображал руки на первом плане. Появляются вилки салфетки. Изысканный флирт к противоположному полу. Сора- дуэль. Характерна идея спящего бога – дэизм. Они мыслят бога не как спасителя а как великого архитектора. Он создал мира как часовшик часы. Для мировосприятия характерен механицизм. Но сотворив мир бог удалился от суетных дел, не вмешивается в дела человека. Такому богу бесполезно молиться, у него можно только учиться. Эпоха барокко отличается огромным количеством развлеченй. Вместо поломничества европейцы используют прогулки в парках. Вместо турниров популярны карусели(прогулки на лошадях). Большое место занимают карточные игры. Появился театр и бал-маскарад. Новый вид развлечений это фейерверки. В интерьере особняков партреты и пейзажи. Духовную музыку заменили приятными мелодиями. При всей своей легкомысленности барокко связано с культом разума. В Версале появился первый европейский парк где идей леса выражена математически. Сеть дорожек и аллей, деревья в виде фигур. Французский парк не стремится к пейзажу как английский. Барочной культуре свойственна констрастность напряженность и динамичность образов- стремление к величию и пышности. Реальность совмещают с иллюзией. Происходит процесс сближения различных видов искусства при обновременной автономии многих жанров. Мировоззрение сложилось в результате потрясений 16 столетия(реформация и открытие Коперника). Изменились представления о мире для античного сознания мир построен на разумном и гармоничном единстве. Человек определялся как разумнейшее существо. Барочная культура определяет человека как среднее меж всем и ничем. Человек не может понять начала и конца явлений. Италия которая цвела в эпоху возрождения потеряла свое могущество. Теперь там хозяйничают испанцы и французы но при этом она остается культурным центром Европы. Центром католического мира оставался Рим. Итальянское искусство не обладало реальными богатствами, барокко стал выходом из этой сетуации – мастера придавали пышность и монументальность –рубенс тароваджо. Их творчество- интенсивные цвета и динамичность. Они разнились. Рубенс был популярен. Микелянджело меризи 1571-1610гг его назвали Караваджо он много писал на религиозные сюжеты но его картины напоминают реалистических героев в мраке где лучи света ловят выразительные жесты. Последователей называли караваджистами. Рубенс 1577-640. учился в Италии где освоил манеру кароваджо. Хотя раньше учился в антвертене. Он сочитал все достоинства живописи севера и юга. Вадейк оказал влияние на становление на манеру ренбранта.

Архитектура барокко

В итальянской архитектуре видным был Карло Мадероа – римская церковь санкта Сусанна. Основной фигурой в скульптуре был ларенсо Бернини который был и архитектором. В Европе слились живопись скульптура и архитектура. Со временем стиль распространился в Испании германии Бельгии. Во вландрии он достигает апогея- версальский дворец люксенбургскй и фр академия в Париже. В 18в французы вырабатывают свой стиль- разновидность барокко – рококо. Он проявился в оформлении зданий и в интерьере. в германии знаменит новый дворец в сан сюсильи.

Литература барокко

Писатели и поэты воспринимали мир как иллюзию. Не случайно они были мастерами аллигорических изображений – символы метафоры театральные приемы. (строки стихов составляли рисунок. стиль осложнен риторическими фигурами антитезами аксюморонами. Литература претендовала на энциклопедизм. Кольдерон де лобарго- голантный героический и реально бытовой романы. Герои перенесены в мир античности.пасторали – девушки и парни в нарядх пастушек. Гангоризм. Во Франции правит в это время Людовик 14. при дворе царил строгий этикет и сложный церемониал. Франция стала законодателем моды. В это кремя в Европе была единой национальные особенности перешли на 2 план. Людовик был королем солнце. Носил высокие каблуки. В моду вошли короткие курточки они богато украшены кружевами, кафтан и камзол. Женское платье строилось не на каркасе а на подкладке из китового уса. Декольте было широким а талия узкой. Парики были общим элементом. Людовик 13был лысым. Парики стали пышнее. Как мужчины так и женщины носили трость. Материалы одежды были тяжелыми и плотными. Мебель была предметом искусства – украшала интерьер. Огромные кровати. Мебель делали из ценных сортов дерева. Мебель была легкой ажурной тк комната не должна смотреться как музей. Статуетки и вазы с ростительным орнаментом. Габелены на стенах, золоченое зеркало. Стулья с резными спинками. В итоге очарование помещения определялось вкусом хозяина и хозяйки.

 

40. Классицизм

Образцовый. В основе лежат идеи национализма (Декарт). Произведения должны строиться на основании строгих канонов. Неизменно они должны быть логичными. Входят только вецные внеременные образы. Типологические черты важнее индивидуальных черт. Эстетика классицизма придает большое значение искусству. Многие каноны взяты из античности. Высокие(трагедия эпопея партрет) и низкие женры(сатира басьня комедия). Каждый жанр имеет строгие признаки и смешение из невозможно. Систематизация и закремление достижений художников(рафаель) составили программу практической деятельности балонкой школы. Балонцы пропогандировали мысль о том что путь к искусству идет через изучение рафаеля и микельанжелло. В 17в в Италию стекаются молодые иностранцы чтобы постигнуть азы и секреты живописи. Но многие из них были состоявшимися мастерами. В скульптуре ведущим был викторио кано.. изображение кодели ноги нарушало норму классицизма и чтобы разрешить противоречие. Деятель русской истории изображался в виде греческих богов. Частные заказчики оставляли свои имена на надгробных памятниках и формируются публичные кладбища. Скульптурные фигуры находятся в состоянии глубокого покоя. Култтуря тяготилась рациональной скульптурой. Пропорции и формы были близки к античным. Большую популярность приобретает планировка виллы – андрео палладио.

В период после наполеоновских войн классицизм оживался с романтическими традициями и уживаться с нео готикой. Появился жанр сатирической комедии – мальер. Басня – тамбен. Карнель ирасимо – трагедия. (все имена слышно было плохо). Классицизм развивался под влияием идеи просвящения. Вольтер был его сторонником- против религ гнета и абсолютизма. Мир изменяется в лучшую сторону. Идея равенства и батства были близки классическим фр писателям. Они использовали тот сюжет который бы включал авторскую оценку.

В России классицизм зародился в нач 18в ломоносов провел ревформу русского стиха. Теория трех штидей – через сочитание согласных. Это адаптация фр классич правил к русскому языку. Тридиалковский – силабатанический стих- наличе размера и рифны. Под влиянием классицизма появилась необходимость быть ближе к природе. Крупнейшим был казаков – его постройки из дерева погибли от пожара.

 

2.Романский стиль – первый общеевропейский стиль (10-12вв). Он явился подражанием искусству Др.Рима. Подражание античности выразилось прежде всего в архитектуре. Мастера еще не умели возводить высокие здания, и храмы были приземистыми. Выработался базиликальный тип храма. Базилика – прямоугольная постройка с двускатной крышей, внутреннее пространство которой делится двумя рядами колонн на три части. Базилики были ориентированы с востока на запад. С восточной части стала пристраиваться апсида. Романские храмы венчала круглая башня. Поперечный неф (трансепт) позволили расширить пространство храма, не нарушая общей идеи. На боковых лестничных башнях стояли дозорные и висели колокола.

В восточной части храма располагалось изображение Богородицы (оранта – молящаяся, умиление, одигитрия – путеводительница). На западной стене изображались сцены страшного суда. По двум другим стенам изображались короли, святые. Обязательным было изображение сцен праздничного цикла.

Романское искусство обслуживало главным образом неграмотное население и было дидактичным. Романские образы тяжеловесны, телесны.

Центральный образ искусства – бог, выступавший как добрый пастырь и строгий судья, т.е. как бог отец.

Наибольшее распространение романское искусство получило во Франции и Италии. Франция с 10 века стала культурным лидером Европы. Французские мастера стали распространителями романской культуры.

Романская скульптура не получила большого развития. Литературные традиции еще только нарождались. Литературным языком была латынь, интернациональный язык. Литература была целиком подчинена религиозным нуждам. Художественная литература была представлена античными произведениями. Распространителями античной культуры были арабы.

В романский период формируется европейская интеллигенция, университеты, коммунальная система. Города становятся центрами культуры.

На рубеже 11-12вв в Европе произошел мощный культурный сдвиг.

 

 

Эстетика постмодернизма.

Этот термин означает сходные явления бщественной жизни и культуры 20го века. Этот термин определяет философские течения и комплекс стилей в худож культуре. Считается что авангард в своем развитии прошел несколько этапов. 1)1910-20г формируется сюрриализм дадаизм итд. Для этих течений характерен интерес к форме, с ней связывался духовный смысл. 2)1920-40г появляются течения риджеонализм биокосмизм неореализм театр жестокости. Формотворчество дополняется вниманием к реальности. 3)1940-60 авангардизм пеобретает академический характер – появился поп арт, кинетическое искусство, абсурдизм. Интерес к организации художественного пространства, его пытаются наполнить действием. Революция авангардизма шла в рамках формирования постмодерниской культуры. Классический тип сменяется на неоклассический(постклассическое). Постмодерн зарождаетс в 60-70гг. Панвиц в своей рабое «кризис европейской культуры». 1934г литературовед Онис в книге антологии исп и латиноамер использует термин постмодернизм для обозначения реакции на культуру модерна. 1947 арнольд тоинби в книге постижение истории придает термину постмодернизм культурологический смысл. Для Тойнби постмодернизм символизирует конец зап господства в религии и культуре. Зарождение постмодерн эстетики связано с Фидлером который опубликовал статью «пересикайте границу – засыпайте рвы» - плей бой. Эстетич концепцию развивал Кокс в работе о лат амер. Чарли дженкс «язык архитектуры постмодернизма». Он отмечал что постмодернизм отказывается от нигилизма и экстремизма который характерен для неоавангарда. Постмодернизм это частичный возврат к традициям. В рамках постмодерна возникает коммуникативная роль архитектуры. Главным звеном культуры становится эстетизированный артефакт. Пора вернуть Парфенону его исконное значение – раньше он был богатым храмом, для знатаков это были упрощенные пропорции, в реальности это явление имеет массовое значение и элитарное. Надо создавать архитектуру которая будет интересна двум сторонам. В культуру постмодернизма включаются и общественные движения – фиминистское и антирасистское. Есть несколько направлений хабермас определяет его как политику неоконсерватизма. Он определячет смешание стандартов и фетишизацию предметов потребления. Пост модернизм – культура постиндустриального общества. Умберто эко – постмодерн закономерный результат развития который наступает после того как авангард исчерпал свою возможность «если прошлое нельзя уничтожить его нужно иронически переосмыслить». По мнению Леотара постмодерн связан с установкой на восприятие мира в качестве хаоса. Но есть ученые не признающие постмодерн. Сулейман не видел его. Философия постмодерн –процесс сближения с искусством а не с наукой. Философская мысль становится маргинальной. Флософия постомодернизма характеризуется взаимоисключающи подходами которые обладают всеми правами на существование. В искусстве он характеризуется как использование готовых форм – происхождение форм не имеет принципиалього значения – предметы быта. Сетуация художественного заимствования и глобальной интерпретации – ремейк как плод этой культуры, теражирование, дописывание. Постмодерн обращается к прошлому опыту стремясь убрать недостаток собственного содаржания. Использование прошлого опыта позволяет подчеркивать традиционность искусства в противовес нетрадиционному искусству авангарда. Художник это не производитель. Его здача комбинировать имеющиеся худож ценности. Маргинальность – любая форма это не более чем строительный материал.неразборчивость в выборе худож средств – китч. Есть мнение что между китчем и постмодерн можно поставить равенство. Еще одна черта – ирония весь опыт мировой культуры используется посредством ироничного цитирования. Это позволяет искусству обращаться к вечным темам. Еще одна черта это синкретизм. Сращивание различных признаков и приемов, стилей позволяет создавать новые авторские формы. Новизна это сплав старого в новом маргинальном контексте. В настоящее время постмодерн надо рассматривать как новый стиль- он обращен к красоте вторичной реальности. Исследователи подчеркивают связь искусства с реальной жизнью. Искусство вновь становится лимитичным. Для постмодернизма характерна сетуация публичного скандала. Основные черты связывают со следующими общественными явлениями: мобильность общества, ускорение истории, обилие рекламы которая навязывает эфимерные ценности, ностальгия по незапятнанному прошлому.

 

3. Готический стиль. В 12 в формируется готический стиль (12-14вв). Основным выразителем новых культурных идей была архитектура.

Мастера научились делать легкие своды. Храм по-прежнему остался базиликальным. Вход оформляла стрельчатая арка. Над входом находилось крупное окно (роза). Сбоку стали пристраиваться дополнительные башни (пинакли), на которые посредством конструктивных арок (аркбутанов) ложилась часть распорной нагрузки. К боковым башням для устойчивости пристраивались ступенчатые основания (контрфорсы).

Башни венчал крестоцвет (фиал), по скатам располагались завитки (краббы). Роза оформлялась витражем. Для готики характерна стрельчатая арка. Вход в храм оформлялся с помощью вписанных друг в друга стрельчатых арок (перспективный портал). Для ранней готики характерна сдвоенная арка, для более поздней – более сложная.

Франция была центром готики. Здесь находится собор Парижской Богоматери, крупнейшая готическая постройка, вмещавшая 9тысяч человек. Самый высокий собор (около 42метров) находится в Америке.

Важным элементом оформления храма стали скульптура и рельеф. Животный и растительный орнамент символизировал сотворение мира. Фантастические образы чаще всего символизировали греховность.

Все человеческие фигуры в готической скульптуре и живописи имеют удлиненные очертания, тела скрыты одеждой. Духовной мощи противопоставлялась телесная немощь.

В готическом искусстве широкое распространение получил мотив распятия Христа.

Первоначально понятие готического искусства имело негативный смысловой оттенок.

Основной стихотворной формой готики был сонет. Классическая форма сонета два катрена (четырехстишия) и два терцета (трехстишия). Последняя строка называлась сонетным замком. Существовали безголовые и хвостатые сонеты. Классическая форма сонета сложилась в Италии (Петрарка).

Поэзия европейских трубадуров связана с христианской литургией. Слово трубадур связано с латинским словом соntropare (сочинять стропы – неканонические вставки в литургические тексты).

Очагом куртуазной культуры в 12-13 вв был юг Франции и прежде всего Прованс. Здесь наиболее быстрыми темпами развивалась светская культура. Трубадур был странствующим поэтом. Непосредственными исполнителями были жонглеры. Наиболее популярным жанром поэзии трубадуров была сирвента (песнь слуги). Сирвенты были не только????? содержания, но и выполняли политический заказ.

Рыцарский роман отчасти связан с культурой трубадуров, из кт черпались многие сюжеты и темы. Рыцарский роман содержал любовную интригу, но являлся произведением «энциклопедическим», потому что содержал информацию по истории, географии и даже естественным наукам. Роман требовал композиционного мастерства и опоры на источники. Поэтому первыми авторами романов могли быть смотрители монастырских библиотек клирики – секретари замков.

Кретьек Де Труа считается мастером психологического портрета. Он был знаком с античной литературой и историей европейских народов (в особенности кельтов). Он автор романа «Тристан и Изольда». Рыцарский роман изначально был направлен на постановку моральных вопросов и проблем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.019 с.)