Бжд как область научно-практической деятельности человека, ее научные основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бжд как область научно-практической деятельности человека, ее научные основы



БЖД как область научно-практической деятельности человека, ее научные основы

БЖД с область научных знаний, охватывающих практику защиты от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, обеспечение безопасности и сохранение здоровья в среде обитания с решает следующие основные задачи:

-идентификация негативных воздействий среды обитания;

-защита от опасностей и предупреждение воздействия негативных факторов на человека; -ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; -создание комфортного состояния среды обитания человека.

Основные задачи курса БЖД для студентов вузов с научить:

-распознавать опасную ситуацию;

-определять степень ее сложности;

-соразмерять свои силы и возможности со сложившимися условиями каждом

конкретном случае;

-прогнозировать возможные осложнения и опасности;

-выходить из ситуации с наименьшими потерями, правильно и вовремя

-вызывать квалифицированную помощь.

Объективные потребности человека и общества в защите от опасностей, возникшие с появлением человека, в настоящее время достигли наивысшего уровня. В развитие науки о БЖД большой вклад внесли отечественные научные школы, активно работающие в области защиты человека от вредных и травмоопасных факторов (защита от поражений электрическим током, защита от шума и вибраций, электромагнитных полей и излучений, ионизирующих излучений и т.п.). Достигнуты успехи отечественных ученных в области нормирования воздействия опасностей на человека, как в производственной среде, так и в условиях населенных мест. В последнее десятилетие в России значительный прорыв реализован в развитии и совершенствовании системы образования в области БЖД. Общее направление научной и практической деятельности в области БЖД соответствует программе действий «Повестка дня на 21 век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), заложившей основы дальнейшего развития Мира. В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее – это комплексно решить проблемы развития экономики, сохранения окружающей среды и здоровья людей. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процессов, всемирная экономика ресурсов, безопасные и экологические технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание в программе предлагается уделить подготовке будущих руководителей всех сфер деятельности.

 

 


4. Предмет, структура и функции дисциплины БЖД. Цель дисциплины

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета. Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления иценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качествеприоритета.

БЖД решает три взаимосвязанных задачи:
1. Идентификация опасностей, т.е. распознание образа с указанием количественных характеристик и координат опасности
2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.
3. Ликвидация возможных (исходя из концепции остаточного риска) отрицательных опасностей.
История развития человечества с самых ранних стадий отмечена вниманием к условиям деятельности, в том числе вопросам защиты здоровья человека.Деятельность - необходимое условие существования человеческого общества.
Труд - высшая форма деятельности.


5. Негативные факторы в жизни человека и их классификация Негативные производственные факторы принято также называть опасными и вредными производственными факторами (ОВПФ), которые качественно принято разделять на опасные факторы и вредные факторы.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному (смертельному) исходу. В связи с этим ОПФ называют также травмирующим (травмоопасным) фактором. К ОПФ можно отнести движущие машины и механизмы, различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, электрический ток, отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента и т. д.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия или, при длительном воздействии, к заболеванию. К ВПФ можно отнести повышенную или пониженную температуру воздуха в рабочей зоне, повышенные уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений, радиации, загрязненность воздуха в рабочей зоне пылью, вредными газами, вредными микроорганизмами, бактериями, вирусами и т. д.

Между опасными (травмирующими) и вредными производственными факторами существует определенная взаимосвязь. При высоких уровнях ВПФ они могут становиться опасными. Так, чрезмерно высокие концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны могут привести к сильному отравлению или даже к смерти.

Важной значение на первой стадии идентификации опасностей имеет классификация опасных и вредных производственных факторов. По воздействию на человека опасные и вредные производственные факторы подразделяются на 4 группы:

Физические;Химические;Биологические;Психофизиологические.

К физическим факторам относят электрический ток, кинетическую энергию движущихся машин и оборудования или их частей, повышенное давление паров или газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества в различных состояниях.

Биологические факторы – это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных.

Психофизиологические факторы – это физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.

 

Виды жизнедеятельности и общие условия их опасности

Условия жизнедеятельности – это обстоятельства, необходимые для поддержания жизни и здоровья человека, а также его активной, полезной деятельности.

Всем осужденным обеспечиваются условия для занятий общественно полезным трудом, физкультурой и спортом, творческой деятельностью. Для этого создаются объекты труда, физкультурные залы и спортивные площадки, организуются творческие кружки, работают библиотека, клуб и т.д.

Однако в этом процессе разделения теряется основное качество городской жизни - ее богатство, в основе которого лежат разнообразие и контрастность. Для восполнения этой потери недостаточно вновь соединить функции между собой, необходимо изучить каждый из основных видов жизнедеятельности человека - жилище, работу, отдых в отдельности, а затем во взаимодействии, чтобы понять, каким образом они могут быть соединены внутри многофункционального сооружения.

Перед тем как изучить каждую из этих трех функций более детально, важно понять, что произошло с городской средой при их изоляции, которую отстаивали в теории и на практике современные градостроители.

Концепция допустимого риска

Сущность концепции приемлемого (допустимого) риска состоит в стремлении создать такую малую опасность, которую воспримет общество в данное время, исходя из уровня жизни, социально-политического и экономического положения, развития науки и техники,

Допустимый риск объединяет технические, экономические, социальные и политические аспекты и является определенным компромиссом между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Размер приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм бюджета, который позволяет распределить затраты общества на достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами. Необходимо поддерживать соответствующее соотношение затрат в указанных сферах, поскольку нарушение баланса в пользу одной из них может послужить причиной резкого увеличения риска и его уровень выйдет за пределы приемлемых значений.

С увеличением затрат на обеспечение безопасности технических систем технический риск уменьшается, но возрастает социально-экономический. Тратя чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, в условиях ограниченности средств, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

Суммарный риск имеет минимум при оптимальном соотношении инвестиций в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока что вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели людей обычно считается риск, который равняется 10-6 на год. Малым считается индивидуальный риск гибели людей, который равняется 10-8 на год.

Концепция приемлемого риска может быть эффективно применена для любой сферы деятельности, отрасли производства, предприятий, организаций, учреждений.

Бесспорно, не существует абсолютной безопасности, всегда будет существовать некоторый уровень остаточного риска.

Насколько риск есть приемлемым или неприемлемым, решает
руководство государства и конкретного предприятия, учреждения и организации. Результат этого решения будет влиять на много входных
данных и соображений, среди которых не последнее место занимает стоимость риска, поскольку главной задачей управления есть и всегда будет определение стоимости риска.

 

 

Общие положения управления риском

Этапы управления риском
Известно, что управление как целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую обычно проявляется в виде множества взаимосвязанных между собой процессов подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений, составляющих технологию процесса управления.
Как система управления, управление риском также предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск. К ним можно отнести: определение целей рисковых вложений капитала, сбор и обработку данных по аспектам риска, определение вероятности наступления рисковых событий, выявление степени и величины риска, выбор приемов управления риском и способов его снижения.

Рис. 1 Общая схема процесса управления риском

Общие понятия управления рисками По мере развития цивилизации, техники, технологий, повышением роли человеческого фактора значение управления рисками только возрастает. Управление рисками так же влияет на эффективность операции и системы, как и управление получением целевого эффекта, управление ресурсами, что позволяет рассматривать управление рисками как одну из составляющих общеорганизационного процесса управления. Для предприятия в равной мере важно управлять политическими, финансовыми технологическими, кадровыми рисками, обеспечивать противопожарную безопасность, управлять действиями в условиях чрезвычайных ситуаций, экологическую защиту и др. Управление рисками должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию.

Потребности человека, как мотивация жизнидеятельности.Примеры потребностей.

К первому уровню потребностей относятся физиологические потребности, удовлетворение которых, как считает Маслоу, дает человеку возможность элементарного выживания. Это потребности в пище, одежде, отдыхе и пр. Они удовлетворяются минимальным уровнем заработной платы при более или менее сносных условиях труда. Без удовлетворения потребностей первого уровня не возможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека. Второй уровень объединяет потребности в безопасности и уверенности в будущем, которые могут быть удовлетворены заработной платой, превышающей минимальный уровень и позволяющей приобрести страховой полис, сделать взносы в страховой фонд. Кроме того, эта потребность требует работы в надежной организации, в которой сотрудникам предоставляются определенные социальные гарантии. На более высоком, третьем, уровне находятся потребности в поддержке со стороны окружающих. Для их удовлетворения необходимо участие человека в коллективной, творческой работе, внимание и одобрение руководителя и коллектива. Четвертый уровень образует потребности в самоутверждении, в общественном признании окружающих. Их удовлетворение связано с завоеванием авторитета, лидерства, известности, публичного признания. И наконец, на пятой ступени иерархии у Маслоу находятся потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей. Для удовлетворения этих потребностей необходимо иметь свободу творчества и выбора средств решения поставленных задач. В концепции Маслоу имеются слабые места. В частности, отсутствие учета ситуационных факторов, влияющих на потребности; жесткая последовательность при переходе от одного уровня к другому только в направлении снизу-вверх и др. Д. Мак-Клелланд выдвинул теорию приобретенных потребностей, В отличие от Маслоу, представил потребности без иерархичности в виде групп: успех, власть и причастность. Потребность в успехе выражается стремлением человека достичь поставленных целей более эффективно, чем прежде. Цели человек ставит самостоятельно с учетом реальности их достижения и ответственности. Потребность во власти проявляется в стремлении оказывать влияние на поведение людей и брать на себя за это ответственность. Это не просто административная власть, но власть авторитета и таланта.В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа.В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др. Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:материальные блага для индивидуума и семьи;власть и слава;знания и творчество;духовное совершенствование. Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем:потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму — потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;

выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.

 

 

Токсикоманія як небезпека.

Токсикомания — один из самых злокачественных видов наркомании, вызывающая серьезное разрушение организма и сильную зависимость.

Токсикомания отличается от наркомании только в юридическом аспекте: она вызывается употреблением веществ, не отнесенных Минздравом к группе наркотиков, и на нее не распространяются правовые и уголовные акты, действующие в отношении наркоманов.

За последние годы токсикомания — вдыхание «летучих наркотически действующих веществ» (ЛНДВ) — приобрела характер эпидемии.

Существует огромное множество веществ, которые используются для вдыхания: бензин, бутан, лаки, различные распылители, клей, жидкости для очистки, расстворители, средства для травли насекомых. Сейчас стал популярный газ бутан. Обычный очищенный газ для зажигалок, который продается и стоит очень дешево. Раскусить подростка, употребляющего эту гадость очень не просто. Обычно ребенок просто уходит из дома и увлекается этим на улице, со своими друзьями либо в одиночку. Как распознать токсикомана. Ну во-первых человек заметно обособляется, во-вторых можно найти у него баллончики от газа, упаковки пустые или полные из под клея и т.п. Если это едкое вещество наподобие клея, то не избежать запаха. При вдыхании пары остаются в организме. Так же по симптомам ломки можно распознать то, что человеку плохо после ЛВ.

Ежегодно сотни детей и подростков с кульками на голове отправляются в мир иной. Средний возраст потребителей продукции химической промышленности — 8—15 лет. Учитывая масштабы распространения токсикомании и те необратимые разрушения, которые она производит в детском организме и психике, можно серьезно говорить об угрозе будущему нации.

 

Меры безопасности при использовании горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов?О мерах пожарной безопасности при хранении и использовании горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (ЛВЖ и ГЖ), другими огнеопасными и взрывоопасными веществами (ОВ и ВВ) допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний, прошедшие инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в сроки, определенные руководителем учреждения.

1.2. Работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами выдачи и правильно их использовать во время работы.

1.3. К наиболее опасным в использовании ЛВЖ относятся спирт, эфир, бензин, керосин, различные органические растворители. Они способны создавать взрывоопасные концентрации паров в воздухе, воспламенение которых может произойти от искры или открытого огня. Причинами возникновения пожаров могут быть неисправная электроаппаратура и проводка к ней, неосторожное обращение с огнем и электронагревательными приборами, разряды статического электричества.

1.4. Места для работы с ЛВЖ, ГЖ, ОВ должны быть обеспечены необходимыми средствами пожаротушения, оказания неотложной медицинской помощи, исправной вытяжной вентиляцией и автоматической пожарной сигнализацией.

1.5. В производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками). Осветительная арматура и сети электропитания во взрывоопасных зонах должны быть во взрывозащищенном исполнении и соответствовать классу помещения.

1.6. В лабораториях и других помещениях допускается хранение ЛВЖ в количествах, не превышающих сменную потребность.

1.7. Места хранения ЛВЖ, ГЖ, ОВ должны соответствовать требованиям правил пожарной безопасности.

При наличии у реактива или раствора огнеопасных и взрывоопасных свойств на таре должна быть дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью: «Огнеопасно» (красная),

51. Защитные меры от опасностей, связанных с электрическим током?

Защитными средствами называются приборы, аппараты, переносные и перевозимые приспособления и устройства, а также отдельные части устройств, приспособлений и аппаратов, служащие для защиты персонала, работающего на электроустановках от поражения электротоком, от воздействия электрической дуги и продуктов ее горения и т. п.

Все изолирующие защитные средства делятся на:

а) основные защитные средства;

б) дополнительные защитные средства.

Основными называются такие защитные средства, изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение электроустановок, и которыми касаются токоведущих частей, находящихся под напряжением.

Дополнительными называются такие защитные средства, которые сами по себе не могут при данном напряжении обеспечить безопасность от напряжения током. Они являются дополнительной к основным средствам мерой защиты, а также служат для защиты от напряжения прикосновения, шагового напряжения и дополнительным защитным средством для защиты от воздействия электрической дуги и продуктов ее горения.

В необходимых случаях кроме основных и дополнительных изолирующих средств должны применяться вспомогательные средства (защитные очки, брезентовые рукавицы, предохранительные пояса, страхующие канаты, временные ограждения, переносные заземления и предупредительные плакаты).

 

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

способам эвакуации – различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориаль-ному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ

Аварийные работы.

1. локализация и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ;
2. подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;

3. вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений.

Спасательные работы

1. розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;
2. оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
3. санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, убежищ, сооружений, воды и продовольствия.

4. вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы

Неотложные работы.

1. разведка маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ;
2. прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;
3. локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
Дополнительные работы
1. обеззараживание очагов поражения;
2. сбор материальных ценностей;
3. обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;


93 Сущность и особенности оперативного управления в условиях возникновения ЧС.
Основные особенности функционирования систем управления в условиях ЧС состоят в том, что проблема (чрез­вычайная ситуация) возникает неожиданно, внезапно; возникая она ставит перед системой управления задачи, не соответствующие стационарному режиму работы организации и ее прошлому опыту. Контрмеры должны быть приняты срочно, однако обычный порядок не позволяет этого сделать по ряду причин:

— существующие планы работы не соответствуют новой ситуации;

— возникают новые задачи;

— информация, которую следует изучить и проанализировать, поступает мощным потоком.

Таким образом, система управления ЧС должна функционировать в следующих четырех режимах:

— режим повседневной деятельности;

режим повышенной готовности (активная подготов­ка и осуществление превентивных мероприятий);

чрезвычайный режим (действия в чрезвычайных си­туациях);

пост чрезвычайный режим (ликвидация долговре­менных последствий ЧС).

 

Поняттякоефіцієнтавідносноїекологічноїнебезпекиречовини (КНВ)

Kэi– коэффициент относительной экологической опасности i-го вещества

Ca= Yудr* Kэr* Kи,

Yудr– показатель удельного ущерба от выброса единицы приведенной массы загрязняющих веществ по r-му региону, грн./у.т

Kэr– коэффициент экологической ситуации.

Kи – коэффициент индексации базовых нормативов по отношению к определенному году., который по типовой методике определяется как отношение коэффициента индексации платы за вредные выбросы текущего года по отношению к определенному году.

БЖД как область научно-практической деятельности человека, ее научные основы

БЖД с область научных знаний, охватывающих практику защиты от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, обеспечение безопасности и сохранение здоровья в среде обитания с решает следующие основные задачи:

-идентификация негативных воздействий среды обитания;

-защита от опасностей и предупреждение воздействия негативных факторов на человека; -ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; -создание комфортного состояния среды обитания человека.

Основные задачи курса БЖД для студентов вузов с научить:

-распознавать опасную ситуацию;

-определять степень ее сложности;

-соразмерять свои силы и возможности со сложившимися условиями каждом

конкретном случае;

-прогнозировать возможные осложнения и опасности;

-выходить из ситуации с наименьшими потерями, правильно и вовремя

-вызывать квалифицированную помощь.

Объективные потребности человека и общества в защите от опасностей, возникшие с появлением человека, в настоящее время достигли наивысшего уровня. В развитие науки о БЖД большой вклад внесли отечественные научные школы, активно работающие в области защиты человека от вредных и травмоопасных факторов (защита от поражений электрическим током, защита от шума и вибраций, электромагнитных полей и излучений, ионизирующих излучений и т.п.). Достигнуты успехи отечественных ученных в области нормирования воздействия опасностей на человека, как в производственной среде, так и в условиях населенных мест. В последнее десятилетие в России значительный прорыв реализован в развитии и совершенствовании системы образования в области БЖД. Общее направление научной и практической деятельности в области БЖД соответствует программе действий «Повестка дня на 21 век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), заложившей основы дальнейшего развития Мира. В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее – это комплексно решить проблемы развития экономики, сохранения окружающей среды и здоровья людей. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процессов, всемирная экономика ресурсов, безопасные и экологические технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание в программе предлагается уделить подготовке будущих руководителей всех сфер деятельности.

 

 


4. Предмет, структура и функции дисциплины БЖД. Цель дисциплины

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета. Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления иценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качествеприоритета.

БЖД решает три взаимосвязанных задачи:
1. Идентификация опасностей, т.е. распознание образа с указанием количественных характеристик и координат опасности
2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.
3. Ликвидация возможных (исходя из концепции остаточного риска) отрицательных опасностей.
История развития человечества с самых ранних стадий отмечена вниманием к условиям деятельности, в том числе вопросам защиты здоровья человека.Деятельность - необходимое условие существования человеческого общества.
Труд - высшая форма деятельности.


5. Негативные факторы в жизни человека и их классификация Негативные производственные факторы принято также называть опасными и вредными производственными факторами (ОВПФ), которые качественно принято разделять на опасные факторы и вредные факторы.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному (смертельному) исходу. В связи с этим ОПФ называют также травмирующим (травмоопасным) фактором. К ОПФ можно отнести движущие машины и механизмы, различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, электрический ток, отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента и т. д.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия или, при длительном воздействии, к заболеванию. К ВПФ можно отнести повышенную или пониженную температуру воздуха в рабочей зоне, повышенные уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений, радиации, загрязненность воздуха в рабочей зоне пылью, вредными газами, вредными микроорганизмами, бактериями, вирусами и т. д.

Между опасными (травмирующими) и вредными производственными факторами существует определенная взаимосвязь. При высоких уровнях ВПФ они могут становиться опасными. Так, чрезмерно высокие концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны могут привести к сильному отравлению или даже к смерти.

Важной значение на первой стадии идентификации опасностей имеет классификация опасных и вредных производственных факторов. По воздействию на человека опасные и вредные производственные факторы подразделяются на 4 группы:

Физические;Химические;Биологические;Психофизиологические.

К физическим факторам относят электрический ток, кинетическую энергию движущихся машин и оборудования или их частей, повышенное давление паров или газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества в различных состояниях.

Биологические факторы – это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных.

Психофизиологические факторы – это физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.093 с.)