По курсу «правотворческий процесс» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «правотворческий процесс»



Опорный конспект лекций

По курсу «правотворческий процесс»

 

Тема 1: Теоретические основы правотворческого процесса в Республике Беларусь.

 

Вопросы:

1. Понятие правотворчества

2. Виды правотворчества.

3. Принципы правотворчества.

4. Правотворческий процесс. Стадии правотворческого процесса.

5. Юридическая техника и ее значение в правотворчестве.

6. Влияние норм международного права на правотворчество в Республике Беларусь.

Понятие правотворчества и его виды.

Правотворчество выступает основной формой придания нормам юридической силы, закрепления за ними общеобязательного характера, возможности принудительного осуществления закрепленных в них правил поведения. В результате правотворчества появляются нормативные правовые акты.

Правотворчество выступает частью более масштабного процесса — формирования права (правообразования). Это объективно обусловленный уровнем развития общественных отношений исторический процесс создания (формирования) права. Он включает в себя: А) оценку основополагающих социальных и правовых факторов: уровня развития общественных отношений, уровня развития действующего права, объективной потребности определенных общественных отношений в правовом регулировании, традиций, социальных ценностей; Б) формирование концепций перспективного развития права в контексте общесоциального развития; В) правотворчество — создание, изменение или отмену правовых норм.

Правотворчество — это деятельность уполномоченных государственных органов или народа (при референдуме), направленная на установление, изменение или отмену правовых норм в результате которой находит официальное выражение и закрепление воля государства или народа

Законодательством Республики Беларусь воспринят термин нормотворчество. В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З с изменениями и дополнениями в ст. 1 дано определение нормотворческой деятельности — это научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию) либо отмене нормативных правовых актов.

Результатом правотворчества выступает принятие нормативного правового акта.

Нормативные правовые акты образуют иерархическую соподчиненную систему в которой последовательно располагаются акты большей или меньшей юридической силы. Юридическая сила нормативного правового акта чаще всего определяется местом принявшего его государственного органа в системе органов государственной власти и видом самого нормативного правового акта.

Законодательные акты (Конституция, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь) принимаются высшими органами государства или народом на референдуме. Подзаконные акты не могут им противоречить и должны издаваться в их исполнение.

Виды нормативных правовых актов закреплены в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В совокупности они составляют систему, построенную на и принципах взаимодействия и соподчиненности. Во главе иерархической системы нормативных правовых актов стоит Конституция Республики Беларусь, далее последовательно располагаются акты о толковании Конституции, международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь, за ними программные законы, за которыми идут обычные законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, изданные в целях реализации полномочий, непосредственно указанных в Конституции, заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, затем указы Президента Республики Беларусь, изданные во исполнение закона, далее постановления Совета Министров Республики Беларусь, после которых занимают место постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка, местных органов управления и самоуправления.

Виды правотворчества.

В юридической литературе основными критериями по которым классифицируют виды правотворчества являются: субъекты правотворчества, способ его осуществления, виды актов, издаваемые в процессе правотворчества и т.п.

А) По субъектам выделяют: правотворчество государственных органов, правотворчество народа на референдуме, правотворчество уполномоченных негосударственных организаций (общественных объединений). Дополнительно выделяют правотворчество международных организаций, правотворчество органов местного самоуправления, локальное правотворчество (правотворчество в рамках предприятия, организации).

Б) По способам осуществления правотворчества (нередко говорят о формах правотворчества): непосредственное правотворчество и санкционирование (санкционирование правового обычая).

В) По видам принимаемых нормативных правовых актов: законотворчество (издание законов), подзаконное правотворчество и т.д. Нередко в литературе дополнительно выделяют такой вид правотворчества как делегированное правотворчество.

Принципы правотворчества.

Правотворчеству как иным сложным формализованным процессам, осуществляемым на разработанной научной основе, присущ ряд принципов. К основным принципам в литературе относят: законность, справедливость, демократизм, гласность, научную обоснованность и др.

Законность как принцип правотворчества выражается прежде всего в том, что вся правотворческая деятельность строго регламентирована законодательством. Компетенция каждого субъекта нормотворчества заранее определена, оговорены те группы, сферы общественных отношений которые он вправе регулировать, указаны конкретные виды нормативных правовых актов в которых он может принимать правотворческие решения. Субъекты правотворческой деятельности обязаны обеспечивать верховенство Конституции и законов, не нарушать положения актов высшей юридической силы.

Гласность предусматривает всестороннее обсуждение с компетентными заинтересованными лицами проектов правотворческих решений, распространение в необходимых случаях информации о готовящемся нормативном правовом акте через СМИ, доведение до сведения граждан, организаций и юридических лиц содержания адресованных им нормативных правовых актов.

Демократизм, как принцип правотворчества обусловливает ряд аспектов. Прежде всего, содержания правотворческих решений, которые не должны без крайней необходимости, продиктованной общественными интересами, ущемлять права граждан. Решения должны отражать интересы большинства с учетом мнения меньшинства. При принятии решений по наиболее важным вопросам государственного и общественного строительства необходимо предоставлять гражданам возможность высказать свое мнение.

Справедливость, как принцип правотворчества выражается в беспристрастности принимаемых решений (нормативные правовые акты принимаются руководствуясь общественным интересом, а не интересом отдельных лиц; закреплении правовых гарантий (презумпции невиновности, гарантия возможности судебного обжалования постановления о избрании меры пресечения в виде заключения под стражу) и т.д.

Научная обоснованность диктует необходимость наличия научной основы (учета научных положений, теорий и закономерностей, правовой доктрины, мнений и научных разработок ученых) и научного обоснования правотворческого решения этого решения (обоснования с научно-практических и теоретических позиций необходимости принятия решения, его позитивной оценки с точки зрения науки).

Стабильности законодательства. Стабильное законодательство является важной гарантией правопорядка. Данный принцип нашел воплощение в ст. 38 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Правовые акты республиканских органов государственного управления. Значение Министерства юстиции в правотворческом процессе

Видами нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления являются постановления и приказы. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений.

Постановления и приказы — самый значительный массив подзаконных актов. Их положения уточняют, разъясняют требования актов законодательства, постановлений Правительства.

Принятые (изданные) нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции Республики Беларусь.

Особую роль в правотворческом процессе играет Министерство юстиции. В соответствии с положениями Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» этот орган исполнительной власти обеспечивает координацию нормотворческой работы в Правительстве, системе республиканских органов государственного управления в целом.

Особенности участия Министерства юстиции в правотворческом процессе содержатся кроме прочих актов законодательства в Положении о Министерстве юстиции Республики Беларусь. Основными функциями этого органа в сфере правотворческого процесса выступают функции обеспечения нормотворческой деятельности иных государственных органов и контроля за правотворческим процессом.

 

Опорный конспект лекций

по курсу «правотворческий процесс»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.01 с.)