Правовое государство: понятие и принципы формирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое государство: понятие и принципы формирования.



Пр.гос-во- гос-во, пределы власти которого формирования, полномочия, функция его органов регламентированы правом и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защиты прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство характеризуется тем, что:1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство. Правовое государство — государственная власть ограничена правом. Принципы правового гос-а: 1. Признание человека основной социальной ценностью, гарантированность его прав и свобод(приоритет человека).2.Подчинение государства гражданскому обществу, предполагающее господства права и верховенство закона.3.Взаимная ответ-сть государства и личности. Гражданин несет перед государством все виды ответственности, в то время как государство отвечает перед ним лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный вред.4. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью закрепленной системы сдержек и противовесов. 5.Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

нское общество - это система негосударственных экономических, семейных, нравственных, религиозных, национальных, других отношений и институтов, по средствам которых удовлетворяются интересы индивидов и их легально и добровольно созданных объединений в процессе самоорганизации жизнедеятельности общества. Пример: общественная палата РФ, профсоюзы, Союз промышленников и предпринимателей. Структурные элементы: личность, семья, религия и религиозные объединения, негосударственные социально-экономические отношения и институты, частная собственность, частные фирмы, свободный труд, предпринимательской, общественные организации и объединения, политические партии, негосударственные СМИ и т.д. Социальные задачи правового государства в ст. 7 конституции,. Гражданское общество является определяющее относительно самостоятельно и противостоящей государству силой, находится с ним в противоречие ом единстве, способно контролировать его деятельность сделать его правовым. Государство также оказывает воздействие на общество. Принимаемые государством нормы права либо стимулируют развитие общества, либо оказываются его тормозом. В правовом государстве его право творческая деятельность находится под контролем,обеспечивает его псупательное развитие, демократизацию всех сторон его жизни, правовое государство представляет собой управляющую систему, признаки,юную свою зависимость от гражданского общества и направляющие работу своего механизма на удовлетворение потребностей, реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающую вместе с тем исполнение обязанностей всеми субъектами социальных отношений. В этих условиях Гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы, но не позволяет ему монополищировать власть, подмятьпод себя Гражданское общество, а политический режим сделать авторитарным.)

 

Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

В Конституции(ст.10), Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В РФ им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой. Каждая ветвь самостоятельна и выполняет свои функции. Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу­ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограниче­ний в отношении конкретной государственной власти: законодатель­ной, исполнительной, судебной. Законодательная власть сущ-т юр. процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право приме­нить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Дея­тельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Закон-й орган- Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов гос. власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов РФ.В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательст­ва, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, кото­рые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отне­сти сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Прави­тельству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммер­ческой деятельностью. Испол. орган – Правительство РФ – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения доп. федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средст­ва, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на за­щиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состяза­тельности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые за­прещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность гос. структур должна ограничи­ваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозво­лено только то, что прямо разрешено законом». Суд. органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей гос. власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд РФ.

Понятие формы государства.

Форма государства это способ организации политической влас­ти, включающий форму правления, форму гос. устрой­ства и полит. режим. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов гос. власти, специфику их теоретической обособленности, характер их взаимоотношений друг с другом и населением и методы организации гос. власти. На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:1) социально-экономические, культурные;2) исторические, национальные и религиозные традиции;3) природные и климатические условия и т. д. Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов: Структурные элементы ФГ: 1) форма правления – организация высших гос. органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом.(кто и как правит гос-м) Основные формы правления: монархия (монарх,пожизненно,по наследству) и республика (власть в коллег.или единолич. Органе, избир на срок);2 ) форма гос. устройства – отражает политико-территориальную организацию гос. власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные (единое гос-во, нет др.гос-в, гос.образований, тер.состоит из адм.тер.единиц), федеративные (несколько субъектов, объед.для решения общих задач), конфедеративные( межгос.объедин,времен.союз суверен.гос-в для общих целей); 3 ) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный (частичные возможности для выражения соц. интересов, отношения гос-ва и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооружённого насилия) демократический (законность, правопорядок,гарантир-ть прав), тоталитарный (полный контроль и жёсткая регламентация со стороны гос-ва всех сфер жизнед-ти общества и жизни каждого человека, который обеспечивается силовым.и, воорж средствами. Таким образом, форма государства определяет: 1) порядок формирования органов гос. власти;2) структуру гос. органов;3) особенность территориальной самостоятельности населения;4) характер взаимоотношений органов гос. власти друг с другом;5) специфику отношений гос. органов и населения;6) приемы, способы, методы осуществления полит.власти. РФ в соответствии с Конституцией (ст. 1) - демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Характерные черты гос. строя Российского гос-ва:1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) гос. суверенитет, носитель которого – многонациональный народ РФ 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие. РФ- полупрезидентская республика. По своему гос. устройству Рос.государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов РФ; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) гос. целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами гос. власти РФ и органами власти субъектов РФ и др. Гос.-правовым режим РФ – демократический.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.007 с.)