Понятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла.



 

Для использования мотивации в первой теории мотивации использовалось понятие инстинкта. Инстинкты «тащат» нас по биологической программе.

Дарвин рассматривал инстинкт в основном как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Кроме того, инстинкт можно рассматривать как совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.

 

Критика Маслоу: критиковал инстинкт и влечения, как термин предшествующий потребности. Если есть инстинкты у человека, то мотивы у ребенка и пожилого человека должны быть одинаковы.

"Стремление человека к пище точнее описывается понятием аппетит, нежели голод".

Критика Мюррея: критиковал мягче. Создал понятие "потребность", как тождественное "влечению", но позже оставил лишь "потребность" (внутренняя динамическая сила организма).

 

Уильям Мак-Дауголл – основатель академической психологии мотивации.

Макдугалл понимал инстинкт как «врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты или обращать внимание на них и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию».

Уильям Мак-Дауголл указывал на то, что понятие инстинкта размылось и вышло за рамки научного знания, популяризировалось и стало употребляться неверно. Но на тот момент не было других терминов для определения побуждений человека, поэтому Мак-Дауголл вынужден был его использовать.

 

Факторы инстинкта:

· Когнитивный (познавательный)

· Аффективный (эмоциональный)

· Волевой (поведенческий)

 

Инстинкт не позволяет понять смысл.

 

У человека нет инстинктов – современная точка зрения.

 

 

Мак-Дауголл строит свою теорию умозрительно, не проводя особых экспериментов. В модели 1911 года он использовал термин «инстинкт» и описал 12 инстинктов человека. Позже он использовал другой термин – «склонность» и описал 18 склонностей:

· пищедобывание

· отвращение

· сексуальность

· страх

· любознательность

· покровительство и опека

· общение

· самоутверждение

· подчинение

· гнев

· призыв о помощи

· созидание

· приобритательство

· смех

· комфорт

· отдых и сон

· бродяжничество

· группа примитивных склонностей (кашель, чихание и др.)

Теория Мак-Дауголла утверждает, что мотивы (инстинкты) человека и животных не сильно отличаются друг от друга.

Каждому виду поведения поставлен в соответствии инстинкт (склонность).

 

Структура инстинкта:

· селективность по отношению к выбору объекта

· эмоциональный импульс - ядро инстинкта (неизменно)

· моторная - инструментальная активность

Селективность и инструментальная активность варьируют в зависимости от ситуации. Ядро инстинкта неизменно.

 

 

Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.

 

Фрейд использовал для обозначения движущих сил понятие «влечение».
В англоязычном варианте «влечение» переводится как «инстинкт». Фрейд исходил из того, что поведение человека исходит из одних и тех же мотивационных источников. Внешнее разнообразие возникает из внутреннего единства. Существует некая базовая неспецифичная мотивационная энергия, которая трансформируется и порождает разные формы поведения. Психодинамика – система закономерностей трансформации энергии влечения. Влечение – это гипотетический конструкт, раздражение, исходящее изнутри (раздражение внутри соматического источника), от которого нельзя избавиться иначе, чем выполнить его требование. Фрейд использует метафору сообщающихся сосудов и жидкостей в них.

 

Дополнительные понятия для влечения:

· Напряжение (движущая сила, энергия)

· Цель (предполагаемый эффект)

· Объект (то, с чем должно связаться влечение, чтобы была достигнута цель)

· Источник (тот соматический процесс, который воплощается во влечение)

 

Условно влечения можно разделить на две группы – влечения «Я» (самосохранение) и сексуальные влечения (видосохранение).

 

В разные периоды Фрейд по-разному смотрел на влечение:

· Влечение – двигатель прогресса

· Влечение – это стремление к равновесному состоянию (гомеостаз)

· Каждая жизнь неизменно приходит к смерти. Поэтому все влечения направлены на то, чтобы умереть в конце концов естественным образом. Только сексуальное влечение противостоит влечению к смерти, поскольку направлено на сохранение рода.

· В последних работах – группа агрессивных влечений – стремление к разрушению.

 

Судьба влечений (психодинамическая трансформация влечений):

1) Превращение в противоположное: поворот влечения от активности к пассивности (садизм - мазохизм и любовь к подглядыванию - эксгибиционизм) и превращение содержания влечения в противоположное.

2) Обращение на собственную личность – становится нам понятным благодаря соображению, что мазохизм представляет собой садизм, обращенный против собственного Я, а эксбиционизм включает в себя также рассматривание собственного тела. Сущность процесса составляет перемена объекта при неизменности цели.

3) Вытеснение – перевод психического содержания из сознания в бессознательное и (или) удерживание его в бессознательном состоянии. Вытеснение поддерживается определенным бессознательными силами. Один из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными.

4) Сублимирование – такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

 

Проективная диагностика мотивации

Проективные методы диагностики мотивации построены на анализе продуктов воображения и фантазии, они основаны на представлении Фрейда о защитных механизмах (в частности, проекции), а также многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Эти методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно, неосознаваемых мотивов. Подобные методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали использоваться и в экспериментальной психологии.

Вообще проективные диагностики мотивации направлены на вычленение единой системы личности.

 

Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.

 

В бихевиористских теориях научения и влечения целевые состояния называ­ются подкреплением. Оно означает событие, которое осуществляет контроль за предшествующим пове­дением, например, в состоянии голо­да прием пищи сообщает предшеству­ющему поведению характер действия, ведущего к еде. Мотивация есть стремление к целе­вому состоянию, к подкреплению. Для возникновения стремления необ­ходимы две предпосылки. Во-первых, должна существовать возможность предвосхищения наступления целево­го состояния в соответствующем ожи­дании. Во-вторых, целевое состояние, пос­кольку оно служит подкреплением, должно обладать для живого суще­ства определенной ценностью.

С 1919 году в научную психологию вводится понятие «драйв». Драйв – это влечение, побуждение, которое при достаточной силе может выполнять роль стимула.

Понятие мотивации в бихевиоризме неотделимо от понятия научения.

Основные направления в бихевиоризме

1. Теория классического обусловливания (Д. Уотсон, Э. Торндайк) – респондентное обсуловливание – подкрепляется стимул

Схема научения:

1 этап: условный стимул → безусловный стимул → безусловная реакция

2 этап: условный стимул → условная реакция

Законы научения:

· закон готовности

· закон эффекта (подкрепления)

· закон упражнения

2. Теория оперантного научения (Б. Скиннер) – оперантное обсуловливание – подкрепляется правильная реакция

Модель научения:

Реакция → положительное подкрепление → усиление реакции

 

Дж. Уотсон

Изучение человека в целях выявления закономерностей его поведения. Классический бихевиоризм не интересуется психикой и внутрипсихическими процессами. Формула «Стимул – Реакция».

То, что раньше считалось сознанием, является внутренним поведением и происходит из внешнего, отличаясь от него лишь тем, что реакции слабы и не видимы для наблюдателя.

Эксперимент на формирования чувства страха на нейтральный или приятный объект. Ребёнку демонстрировался кролик + резкий звук, в итоге на все похожие предметы ребёнок реагировал плачем (явление генерализации). Уотсон предположил, что всё нерациональное поведение (в том числе, асоциальное) имеет в своей основе неправильно замыкание стимула и реакции.

 

Однако концепция Уотсона не учитывала прошлый опыт и привычки.

На аналогичные стимулы могут возникать разные реакции.

 

Необихевиоризм

Необихевиористами выявлено, что организм действует иногда без отчетливой внешней стимуляции. Было сделано предположение о том, что деятельность вызывается внутренним состоянием организма. Так, в необихевиоризме появляются понятия побудительной силы, потребности, нужды.

Мотивация – источник активности и направленности поведения организма; то, что побуждает, поддерживает, направляет.

Эдвард Толмен – концепция когнитивного бихевиоризма

Поведение – функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерения, ожидания, знания - прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности мы можем адекватно описать поведение.

Ввел понятие когнитивной карты – целостная структура представления мира. Наличие когнитивных карт было показано на примере поведения животных; эксперимент: крыса, изучив лабиринт, бежит к корму, в независимости от точки начала движения. Она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели её к успеху (налево-направо-направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Причём, крыса может научаться и без подкрепления, просто бродя по лабиринту.

В 1943 году Кларк Леонард Халл сформулировал «Общую теорию влечения». Есть единый энергетический резервуар. Энергетический резервуар питает поведение, но его направление определяется не самим неспецифическим влечением. Механизмами перераспределения влечения управляют процессы научения, стереотипы и навыки, полученные в результате жизненного опыта.

К. Халл утверждал, что поскольку потребность предшествует действию организма и сопровождает его, то она имеет мотивирующий характер. Он выделял первичные и вторичные побуждения. Первичные побуждения врожденны – это голод, жажда, дыхание, дефекация, сон и др. Вторичные побуждения – соединение с другими, господствование, зависимость, подчинение – также врожденны. Бихевиористы пытались определить силу потребности, измеряя величину электрического тока, удар которого самец согласен пережить, чтобы добраться до самки. Изучалось влияние силы потребности на научение; животные для того, чтобы получить пищу, решали задачу. К. Халл сделал вывод, что в организме животного происходят невидимые процессы, поэтому их поведение можно записать в виде формулы: стимул – организм – реакция. В большинстве случаев промежуточные переменные формируются в процессе поведения.

Первичное подкрепление существует тогда, когда объект сам обладает подкрепляющим свойством.

Вторичное подкрепление возникает тогда, когда подкрепляющие свойства переносятся на стимулы. Объекты изначально являются биологически нейтральными (пример: свет, звук).

Б. Скиннер – оперантный бихевиоризм

Отрицание существования промежуточных переменных. Недостаток простой схемы «Стимул-Реакция» заключается в неучёте роли реакции в поведении. Идея о существовании обратной связи в построении поведения. Два типа поведения:

· Респондентное (отвечающее) – условные, безусловные рефлексы

· Оперантное (произвольное) – правильные реакции закрепляются методом проб и ошибок. Здесь большую роль играет подкрепление.

Типы подкрепления:

· Положительное (добавление хорошего)

· Отрицательное (добавление или устранение плохого)

· Условное (биологически нейтральный стимул становится значимым)

· Генерализованное (обобщённое) – подкрепляется не какая-то конкретная потребность; обобщённое подкрепление может удовлетворить несколько потребностей.

К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимания, мышление. Восприятие, по его мнению, - особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением его является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввёл понятие «символическое подкрепление» и описывал социум как систему символических подкреплений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.228 (0.026 с.)