Антидемократический государственно-правовой режим: понятие и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антидемократический государственно-правовой режим: понятие и виды



Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления государственной власти, определяющих характер взаимоотношений государства и политической системы, а также правовое положение личности в государстве и обществе.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1.Ущемление прав и свобод личности, воспрепятствование со стороны властных структур ее свободному развитию.

2.Огосударствление всех общественных организаций.

3.Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закреп­ление в конституции.

4.Примат государства над правом, что является следствием произвола со стороны государ­ственных органов, а также следствием нарушения законности и следствием ликвидации право­вых начал в общественной жизни.

5.Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократиче­ского аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной жизни.

6.Отсутствие легальной оппозиции существующей власти.

7.Ликвидация парламентаризма или превращение представительных учреждений в прида­ток власти одного человека или узкой социальной группы.

8.Фактическая ликвидация политических партий и общественных организаций, кроме пра­вящей политической партии.

9.Концентрация власти в руках главы государства или правительства.

10.Отказ от принципов конституционности и законности.

11.Широкое применение политических репрессий.

Авторитарные режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при респуб­ликанской формах правления. Авторитарные режимы также имеют свои разновидности.

Так, например, крайняя форма - фашистский режим, который представляет собой откры­тую диктатуру, осуществляемую определенными экономически господствующими кругами об­щества. При определенных обстоятельствах могут установиться и неофашистские режимы.

Другой разновидностью тоталитарного режима является диктаторский режим, опорой ко­торого является армия. Примеры таких режимов: в недавнем прошлом - Чили, в настоящее вре­мя - Ирак и отдельные страны в Африке и Латинской Америке.

В ряде стран существовали клерикальные политические режимы, которые обеспечивают господство религиозных кругов в стране, оказывающих решающее влияние на политическую жизнь в государстве.

Для такого политического режима, как кауделизм, характерно установление личной вла­сти диктатора, ликвидация элементарных прав и свобод, установление кровавого террора и ре­прессий, прямые расправы со своими политическими противниками.

Самодержавные политические режимы имеют место в ряде монархических государств Арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман).

Конечно, существует целый ряд промежуточных форм авторитарных режимов, которые отличаются различной степенью авторитарности, однако каждой из этих разновидностей может быть свойственен тоталитаризм. При таких режимах либо запрещена любая политическая дея­тельность, кроме политики диктатора и его окружения, либо разрешена всего одна политиче­ская партия или политическое движение, которое исключает возникновение оппозиции.

Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и жизни отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата.

Механизм государства и принципы его организации и деятельности

Механизм государства есть та реальная организацион­ная материальная сила, располагая которой государство осу­ществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет со­бой материальное "вещество", из которого оно состоит. Мож­но сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функ­ционирующее выражение государства.

Механизм государства — это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государствен­ных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государ­ственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) ме­ханизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновни­ки, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и ко­ординации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуж­дения, соответствующие техническому уровню каждой эпо­хи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, послед­ним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к из­меняющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или нацио­нальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выхо­дят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения

В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин "механизм" лишь под­черкивает целостность аппарата, его направленность на ре­зультативную деятельность.

Единый и целостный механизм государства дифферен­цируется (расчленяется) на составные части — органы, под­системы. Между ними существует своя иерархия: различ­ные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отноше­ниях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разно­образна, но при всех условиях в него входят органы управ­ления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только при­нуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном,

да и на ранних этапах развития капиталистического госу­дарства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высо­кой степенью сложности, многообразием органов и учреж­дений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государ­ства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется об­щественное мнение. Другая подсистема — это органы пра­вопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют реше­ния высших органов государства, в том числе методами го­сударственного принуждения (военное подавление, полицей­ские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осу­ществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные уч­реждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.008 с.)