Подача голоса, раскапывание «пострадавшего» и его вещей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подача голоса, раскапывание «пострадавшего» и его вещей



Безотказная подача собакой голоса является важнейшим навыком ПСС, поэтому собаки с дефектами голоса и так назы­ваемые «молчуны» отбраковываются. На занятиях и в работе в ответ на какой-либо раздражитель (чужая собака и пр.) собаки могут лаять и самостоятельно. В поисково-спасательной службе от собак требуется при нахождении «пострадавшего» не беспорядочное облаивание, а строго трехкратная подача голоса.

Приступать к отработке этого навыка следует с первого же занятия. Для того чтобы научить собаку трехкратно пода­вать голос и закрепить этот навык, достаточно всякий раз после третьей его подачи, моментально воскликнув «Хорошо», сунуть ей в рот лакомство. Сильно возбудимым собакам после третьей подачи можно сунуть в рот рукавицу. В зависимости от поведения собаки выполнение этого приема целесообразно чередовать по команде голосом, жестом, при раскапывании источника запаха (апортировка, кость).

Раскапывание в земле и снегу интересующего собаку ис­точника запаха заложено в ее инстинкте. Но собака может быть и не заинтересована в зарытой дрессировщиком вещи. Поэтому с первых же занятий собаку обучают раскапыванию по команде «Копай», сочетая ее, по обстановке, с подачей голоса.

При выработке этого навыка зарывают любимый апортировочный предмет или крупную кость на глубину 15—20 см и дрес­сировщик, разрывая ее своей ногой, подает команду «Копай». В дальнейшем движения ногой будут служить собаке жестом для раскапывания источника запаха без команды. Иногда дрес­сировщику приходится брать лапы собаки в руки и, копая ими, повторять «Копай», «Хорошо». За энергичное раскапывание со­бака поощряется, но грызть и переносить найденный предмет позволять нельзя. При раскапывании нор грызунов и прочего подается команда «Фу». Закрепив первоначальный навык раскапывания источника запаха с одновременной подачей голоса, предмет со знакомым собаке запахом заменяется другим, с запа­хом незнакомых собаке людей.

Заключительный этап дрессировки.

На этом этапе занятий весь комплекс выработанных у со­баки навыков: поиск — раскапывание — голос доводится до автоматической слитности, то есть они сливаются в единый комплексный навык поисковой работы. Чтобы добиться этого, в процессе занятий нужно постепенно прибавлять к знакомому собаке приему следующие (знакомые ей в отдельности) и пов­торять их в строго определенной последовательности. Так, для выработки вышеуказанного комплекса соответствующие коман­ды «Ищи», «Копай», «Голос» всегда и везде подаются соба­ке только в данной последовательности. При соблюдении этого правила после многократных повторений вырабатывается определенный динамический стереотип, и собака будет выпол­нять все три приема лишь по команде «Ищи». В физиологии ВНД это называется «цепным условным рефлексом».

Прибавление каждого следующего приема к начальным следует делать не на стадии выработки первоначального на­выка, а лишь после его прочного закрепления. Выработка у со­баки комплексного навыка поисковой работы возможна лишь при строгом соблюдении основных принципов дрессировки: сис­темность, регулярность, последовательность, постепенность пе­рехода от простого к сложному.

Высшим показателем подготовленности собаки ПСС явля­ется умение делать подводку. Подводка проводника к найден­ному человеку или предмету заключается в том, что собака, обнаружив источник запаха, трижды подала голос, затем, подбежав к находящемуся на некотором расстоянии от нее проводнику, подала еще раз голос и по команде «Веди» подвела его к месту источника запаха.

Рекомендуется следующий метод выработки этого навыка. Дрессировщик держит собаку на длинном поводке у старта. Помощник на виду у них удаляется на 10—12 м и прячется. Дрессировщик командой «Ищи» и жестом посылает собаку на поиск. Найдя без затруднений помощника, собака подает го­лос. Дрессировщик подзывает собаку к себе. Если она плохо реагирует на подзыв, подкрепляет команду подергиванием по­водка. Вернувшись к дрессировщику, собака еще раз подает голос. Дрессировщик укорачивает поводок, дает команду «Ве­ди» и следует за собакой. Подведя дрессировщика к помощни­ку, собака получает лакомство. Так завершается комплексный поисковый навык, состоящий из 4 приемов: поиск — раскапы­вание — голос — подводка.

Тренировочные занятия по подготовке к испытаниям следу­ет проводить на участках с пересеченным рельефом. Чем более пересеченный рельеф, тем более сложно движение воздушных потоков на его поверхности. Возле каждого значительно­го возвышения над поверхностью возникают воздушные за­вихрения (рис. 119).

Рис. 119. Движение воздушных потоков на пересеченной местности.

Если источник запаха находится да­же на поверхности, завихрения не позволяют запаху распрост­раняться в сторону, образуя вокруг него «воздушный мешок», препятствующий собаке взять запах. На рис. 119 изображены различные виды завихрений в зависимости от рельефа поверхности.

Большую трудность для поиска представляет полное от­сутствие движения воздуха. В этом случае проникший на поверх­ность запах как бы «прилипает» к месту выхода и собаке удает­ся обнаружить его, лишь тщательно пронюхивая каждый метр поверхности.

Тренировки рекомендуется проводить обязательно с закапыванием человека по следующей методической схеме (рис. 120).

После выборки вещи незнакомого собаке помощника, ко­торый в дальнейшем будет «пострадавшим», дрессировщик и со­бака удаляются в укрытие, исключающее видимость участка. В это время «пострадавший» заходит на участок с одной из боковых границ не ближе 20 м от старта и закапывает на зачетную глубину 2 свои веши на расстоянии одна от другой 20—30 м. Снег (грунт) слегка утрамбовывается. В качестве отвлекающих запахов на расстоянии 5—10 м от зарытых вещей делаются 2 «ложные закопки» (без вещей) и петли следов второго помощника. Затем в конце участка второй помощник зарывает «пострадавшего». Поблизости делаются еще 2—3 «лож­ные закопки».

Рис. 120. Приучение собаки к поиску (пострадавшего).

Дрессировщик с собакой и лопатой на старте. По сигналу инструктора командой «Ищи» и жестом он посылает собаку на поиск. Сам дрессировщик следует в 10—15 м за собакой по средней линии участка, отклоняясь не более чем на 10 м в каж­дую сторону. Если собака пытается выйти за границу участка, привлекает ее внимание произношением клички и руководит дальнейшим поиском командой и жестом.

Рис. 121. Собака поисково-спасательной службы.

Собака должна начать поиск зигзагообразными парал­лелями с расстоянием между ними 5—7 м и показать вблизи старта умение работать «челноком». В дальнейшем, если соба­ка взяла запах верхним чутьем, она может, прекратив «челнок», устремиться к нему напрямик. При нахождении «пострадавшего» и его вещей она должна, начав раскапывать, подать трехкрат­но голос и подвести к ним дрессировщика. Полное раскапы­вание всех источников запаха делает дрессировщик лопатой (рис. 121).

При выработке навыков поисково-спасательной службы встречаются следующие ошибки:

1. Проведение первоначальных занятий по поиску на участ­ке, сильно загрязненном отвлекающими запахами, что затруд­няет выработку навыка.

2. Долгое занятие с собакой на одном и том же учебном участке, в результате чего животное, привыкнув к данному участку, плохо ориентируется и ищет на новом, незнакомом ей месте.

3. Однотипное закапывание помощника и предметов — на одинаковом расстоянии друг от друга, в одних и тех же местах учебного участка.

4. Частое наведение собаки на источник запаха, то есть излишние подсказки, необходимые лишь на первых занятиях.

5. Излишнее сдерживание собаки поводком для соблюдения правильных зигзагов «челночного» поиска. Частая подача команд (излишнее управление поиском) и недоверие чутью со­баки.

6. Применение на занятиях одних и тех же источников запаха (помощника и его вещей). В результате собака привы­кает искать лишь один, знакомый ей запах.

7. Закапывание в качестве вещей неношеного белья помощ­ников или белья, употреблявшегося на занятиях долгое время и потерявшего запах человека.

8. Нарушение последовательности подачи команд при выра­ботке комплексного поискового навыка «ищи — копай — голос — веди».

Требования к собакам поисково-спасательной службы.

После окончания курса дрессировки по поисково-спаса­тельной службе собака должна:

1.После занюхивания предмета помощника по команде «Нюхай» самостоятельно выбрать его из 4 вещей других по­мощников, обозначить взятием в рот или подачей голоса, не под­нося его к дрессировщику.

2. По команде «Ищи» и направляющему жесту рукой, активным, зигзагообразным поиском обыскать участок размером 70х70 м. Найти на нем «пострадавшего», зарытого на глуби­ну в снегу — 40 см, в грунте — 25 см и 2 вещей с его запа­хом на глубину в снегу — 35 см, в грунте — 20 см. Макси­мальное время для нахождения «пострадавшего» и его вещей — 20 минут.

3. Обозначить нахождение «пострадавшего» и его вещей трехкратной подачей голоса и начать их раскопку. Если дрес­сировщик находится на значительном расстоянии, подбежать к нему и по команде «Веди» подвести к найденному.

ДРЕССИРОВКА СОБАК ДЛЯ ПАСТУШЬЕЙ СЛУЖБЫ

Пастушьи собаки используются во многих странах. Опыт, накопленный в нашей стране, свидетельствует о том, что приме­нение пастушьих собак способствует облегчению труда чабанов и повышению его производительности. В связи с этим появляется возможность без выделения в бригады дополнительных людей упорядочить режим труда и отдыха чабанов, сделать их рабочий день нормированным.

По видам применения пастушьи собаки делятся на две группы:

собаки, применяемые для охраны овец и жилья чабанов;

собаки, применяемые для пастьбы овец и управления отарой (выравнивание фронта отары при пастьбе, загонная пастьба, пастьба вблизи посевов и на крутых горных склонах, подгон и перегон овец в заданном направлении, повороты отары в нужную сторону, подгон овец в базы и расколы, для погрузки на авто­машины и др.).

Широкое внедрение в овцеводство нашей страны пастушьих собак потребовало завоза узкоспециализированных пород собак, создания племенных питомников и племенных гнезд по их репро­дукции.

В овцеводстве применяются кавказ­ская овчарка, среднеазиатская овчарка, южнорусская овчарка, немецкая овчарка, шотландская овчарка (колли), английская овчарка (бордер-колли), венгерская овчарка (пули), венгерская овчарка (пуми), австралийская овчарка (келпи), которые по биологическим особенностям резко различаются между собой.

В основе применения собак для охраны овец и жилья чаба­нов лежит активно-оборонительная реакция (злобность, агрес­сивность) или, как назвал эту сложную форму поведения собак академик И. П. Павлов, сторожевой рефлекс. Такое поведение свойственно кавказским, среднеазиатским, южнорусским и неме­цким овчаркам, а также некоторым разновидностям крупных беспородных собак. Особенно надежно и активно эту службу несут наши отечественные овчарки — кавказские, среднеазиат­ские и южнорусские.

Активно-оборонительная реакция является хозяйственно-полезной формой поведения собак и основным селекционным признаком, по которому производится отбор для разведения собак, предназначенных для караульной службы. Собаки, у ко­торых такая форма поведения слабо выражена или отсутствует, для караульной службы непригодны.

Согласно методике Л. В. Крушинского (1960) количествен­ная и качественная оценка данной формы поведения производит­ся по семибальной шкале: ЗО — полное отсутствие активно-обо­ронительной реакции, ЗЛ1—ЗЛ3 и ЗХ1—ЗХ3 — возрастающие сте­пени выражения этой реакции.

Породоиспытание пастушьих собак (Ю. Н. Пильщиков, 1971, 1972, 1973), находящихся в чабанских бригадах, при полной изоляции от собак, ранее обученных караульной службе, пока­зало, что по характеру проявления и степени выраженности активно-оборонительной реакции среди собак имеются резкие породные различия (см. табл. 1).

В основе применения собак для пастушьей службы лежит пастуший инстинкт — стремление подгонять собак, который свойствен австралийским овчаркам (келпи), венгерским овчар­кам (пули), венгерским овчаркам (пуми), английским овчаркам (бордер-колли), шотландским овчаркам (колли) и немецким овчаркам, в меньшей степени — южнорусским овчаркам.

Собаки, не имеющие пастушьего инстинкта, не пригодны для пастьбы овец. Поэтому пастуший инстинкт является хозяй­ственно полезной формой поведения и основным селекционным признаком собак, предназначенных для разведения и после­дующего использования для пастьбы овец.

Согласно методике Ю. Н. Пильщикова (1971) количествен­ная и качественная оценка этой формы поведения производится по пятибалльной шкале: ПО — пастуший инстинкт отсутствует: П1—П2 и ПЛ1—ПЛ2 — возрастающие степени выражения этого инстинкта.

Породоиспытание пастушьих собак (Ю. Н. Пильщиков, 1971, 1972, 1973), находящихся в чабанских бригадах, при пол­ной изоляции от собак, ранее обученных пастьбе овец, показало, что по характеру проявления и степени выраженности пастушьего инстинкта среди собак имеются резкие породные различия (см. табл. 2).

Существенное значение в пастушьем собаководстве имеет воспитательная дрессировка, которую следует вести с раннего щенячьего возраста. С месячного возраста щенков целесообраз­но содержать совместно с взрослыми, обученными пастушьими собаками. При этом каждое проявление щенком в порядке под­ражания взрослым собакам пастушьих форм поведения (облаивание приближающихся незнакомых людей, подача голоса при приближении хищника, подгонка овец и др.) по возмож­ности должно своевременно поощряться восклицанием «Хоро­шо», поглаживанием и периодически — лакомством.

Дрессировку пастушьих собак рекомендуется проводить в непосредственной близости от овец. Это способствует их взаимному привыканию. В летний период наиболее подходящим временем суток для дрессировки являются прохладные утрен­ние и вечерние часы, а в зимний — середина дня (более теплое время). Занятия с собаками нужно проводить ежедневно по 2 часа. За каждый день дрессировки отрабатывается не более 2—3 приемов.

Из общего курса дрессировки пастушьим собакам особенно необходимы:

привязанность (контакт) с дрессировщиком;

реаги­рование на свою кличку;

подход к дрессировщику (коман­да «Ко мне»);

возвращение на прежнее место (команда «Место»);

движение вперед (команда «Вперед»);

замедление темпа дви­жения (команда «Тише»);

прекращение нежелательных действий, в том числе не брать корм, даваемый посторонними и найденный на земле (команда «Фу»).

Если собака воспитывалась в удалении от овечьих отар, то для приучения к овцам ее сначала на поводке проводят вокруг отары, затем содержат на привязи возле отары и лишь после привыкания к животным оставляют отвязанной около овец. При этом в первые дни более внимательно наблюдают за ней с тем, чтобы немедленно пресекать нежелательные действия (набрасывание на овец и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.035 с.)