Формы проведения «огонька- анализа» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы проведения «огонька- анализа»



 

«Цепочка». Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о прожитом этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька для получения большого количества информации.

«Машина времени». Игра - отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене так, как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепляет навыки построения перспективы, творческий подход. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.

«Свободный микрофон». Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность самореализации ребенка, укрепления его позиции в отряде как личности; имеется возможность диалога.

 

Тематический «огонек»

 

В течение основного периода необходимо провести несколько тематических огоньков. Проводятся эти огоньки в зависимости от логики и событий смены. На таких огоньках можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь.

Тематический огонек является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают тему, и каждому предлагают подготовиться к общему разговору. Инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты огонька.

Задача этих огоньков: организация разговора по актуальной для отряда теме. При проведении таких огоньков важно использовать необычную обстановку.

Примерная тематика огоньков:

· «Помните. Через века, через года…».

· Пока жива память…

· Страницы Великой Отечественной войны в истории моей семьи.

· Детство, опаленное войной.

· Традиции моей семьи.

· Учительница первая моя.

· Как я в первый класс собирался…

 

Формы проведения конфликтных «огоньков»

 

«Письмо другу». Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным (принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

«Я не понимаю». Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся: «Я не понимаю, почему...?» Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.

«Разговор с попутчиком». Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере, и закрепление положительных.

«Наедине с собой». Говорящий выходит в круг к свече. Через использование свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души». Внимание акцентировано на проблеме в отряде.

«Чёрные и белые стулья». В центре комнаты стоят 2 стула - белый и чёрный. Если человек садится на чёрный стул - ему высказывают его отрицательные черты, говорят о его недостатках. Если на белый - говорят комплименты. Ребёнок имеет право выбирать, на какой стул он сядет. Альтернатива - чёрные и белые камни.

«Ящик Пандоры». Детям рассказывается легенда про девушку Пандору, которая выпустила из ящика все земные пороки. Затем ребята пишут на бумажках всё, что, по их мнению, мешает отряду быть дружным и сплочённым. Ведущий зачитывает (по необходимости корректируя формулировку), складывает в ящик (лучше заранее оформленный им) и сжигает. Таким образом, психологически ребята избавляются от тех пороков, которые мешают им жить в согласии.

После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

 

Формы проведения прощальных «огоньков»

 

Очень важно настроить детей на расставание, попеть прощальные или просто лирические песни. Этот «огонек» можно провести по-разному.

«Расскажи мне обо мне». Принцип свободного микрофона, каждый участник просит 2-3 человек рассказать о нем. Взгляд со стороны на деятельность в течение смены и поведение ребенка дает ему возможность корректировать свои поступки в дальнейшем.

«Живой огонь». Все собираются у костра, в руках у каждого участника огонька - свеча. Каждый говорит по кругу, передавая эстафету - зажженную от костра свечу. Можно вспомнить о том, что больше всего запомнилось в лагере и почему, можно говорить добрые и хорошие слова в адрес любого члена отряда. К окончанию разговора у всех участников огонька зажжены свечи. 3авершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечи в сумерках на поляне в виде сердца, загадать самое заветное желание и всем вместе задуть эти свечи.

«Созвездие». Вожатые заранее вырезают из цветной бумаги звездочки и пишут на них черты характера или качества людей, например, самый внимательный, отзывчивый, добрый, тактичный, справедливый, честный, активный, спокойный, трудолюбивый, шустрый и т.д. Количество звездочек должно превышать количество членов отряда. Звездочки раскладываются в центре круга, около свечки. Ребята по очереди берут звездочку и передают ее тому человеку, которого они считают самым внимательным, отзывчивым и т.д., тому, у кого это качество наиболее выражено. В конце такого огонька у каждого ребенка в руках - своя маленькая звездочка, вожатый обращает на это внимание детей и говорит, что и начале смены наше созвездие только начало свое формирование и вот теперь готово к тому, чтобы продолжать свою жизнь. Можно пожелать ребятам, чтобы эта звездочка из общего созвездия никогда не гасла, помогала им и освещала их путь.

«Комплимент». В руках вожатого зажженная свеча. Вожатый: «Сегодня у нас прощальный вечер. И я хочу, чтобы сегодня мы сделали друг другу комплименты, которые в течение смены так и не смогли сказать. Я хочу сделать комплимент... (имя). Она была лучшим помощником, и...» Вожатый передает свечу тому, кому сказал комплимент. Так дальше дети говорят друг другу. Если кому-то не сделали комплимент, вожатый его делает сам. Повторять комплимент и того, кому его делали, нельзя.

«Напоследок». Заготавливаются изображения следов, на них пишутся пожелания (выдающихся успехов в спорте, отличной учебы и т.д.). Пожелания должны быть адресными, действительно соответствовать интересам детей. Следы складывают в коробку или просто кладут перевёрнутыми в центр круга. Каждый вытягивает и дарит тому, кому хочет, аргументируя выбор (каждому достается по одному следу). Это следы в сердце, которые будут напоминать о лагере.

«Письмо из лета». На открытках ребята пишут себе письмо из лета с указанием своего адреса. Через полгода вожатый просто опускает эти письма в почтовый ящик; и среди зимы ребятам приходит открытка с письмом из лета.

 

 

Легенды

 

 

Мир окружающий нас. Ученик спросил учителя:

- Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?

- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель. – Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» - и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?» Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине: целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла всё громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, - и ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями.

- Теперь ты видишь, - закончил учитель, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Всё происходящие вокруг нас – всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир – это большое зеркало.

 

Истина. По одной восточной легенде, однажды боги решили создать мир. Они создали солнце, луну, землю, небо, цветы... И, наконец, они создали Истину. Задумались боги: куда спрятать Истину, чтобы человек ее не сразу нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее дольше.

- Давайте спрячем ее на самой высокой горе! - сказал один.

- Давайте спрячем ее в самой глубокой яме! - предложил другой.

- Лучше спрячем ее во мраке морских глубин! - ответил третий.

- Нет! Давайте скроем ее на обратной стороне луны!

Наконец самый мудрый Бог сказал: «Нет! Мы спрячем ее в сердце человека. И он будет искать ИСТИНУ по всей вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».

Истина - что это такое? Истина?! Произнеси это слово. Попробуй его на вкус. Что чувствуешь в нем? Что слышишь? Что для тебя является Истиной?

Все дело в нас самих. В нас самих и в нашей вере. Невозможно заставить человека верить во что-либо или в кого-либо, но необходимо предоставить ему возможность выбора. Пусть же это будет только доброе! Только вечное! Добро, любовь, преданность, дружба, помощь, красота... Все это необходимо человеку, чтобы он смог жить. Смог идти по белому свету, не боясь никого и ничего. Не боясь самого себя.

Легенда о мудрости. У одного старого человека был единственный сын. И он хотел женить его на такой девушке, чтобы она содержала всю семью как следует, чтобы в доме сына был всегда уют и порядок.

И этот человек собрал сливы из собственного сада, загрузил в телегу и стал ездить по аулам. Он обменивал сливы на мусор. Которая девушка принесет больше мусора, той давал больше слив, а в одном из аулов случилось так: одна девушка принесла горсть мусора на ладони. Старик спросил: «Почему ты так мало принесла? Я за него и одну сливу не дам». Девушка ответила: «У меня дома нет мусора. А этот мусор мне дала соседка за то, что я ей помогла подмести двор». Старик, дал девушке горсть слив и поплелся домой. А на следующий день он приехал сватать эту девушку. Свадьбу сыграли очень пышную. Почему? Ну, об этом вы уже сами догадайтесь. А мне пора заканчивать свой рассказ. Только не думайте, что это выдумка. Так оно и было много лет назад.

 

Истоки мудрости. К одному мудрецу пришел человек и сказал: «Что мне следует делать, чтобы стать мудрым?» Учитель ответил: «Выйди и постой там». А на улице шел дождь. И человек удивился: «Ну как это может помочь мне?» Он вышел из дома и стал там, а дождь лил и лил. Человек полностью промок, вода проникла под одежду. Через десять минут он вернулся и сказал: «Я постоял там, что теперь?» Мудрец ответил: «Что случилось? Когда ты там стоял, дано ли тебе было какое-нибудь открытие?» Человек ответил: «Открытие? Я просто думал, что выгляжу как глупец!» Мудрец сказал: «Это великое открытие! Это начало мудрости! Теперь ты можешь начинать. Ты на правильной дороге. Если ты знаешь, что ты глупец, то изменения уже начались» («Хасидская мудрость»).

 

Мудрец и бабочка. Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.

Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.

Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

- Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: - У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: - Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.

 

О силе моряков. В давние времена на территории Крыма жили смелые и мужественные люди (скифы), охотники, земледельцы, скотоводы. Осенью в пору урожая приходили они на берег моря и веселились. В песнях славили Нептуна, от которого, как они считали, зависит богатый урожай и благополучная охота. И часто сам владыка моря выходил из пучины, чтобы принять участие в праздниках. На празднике юноши стреляли из лука. Те из них, кто хотел быть охотником, пускали стрелы в сторону леса, будущие скотоводы - в сторону пашен. Но никогда не пускали люди стрелы в сторону моря. Они боялись нарушить покой морского владыки.

Но однажды несколько юношей осмелились нарушить покой морского владыки, вековой обычай. Разгневался Нептун и сказал: «Идите в море, и пусть оно покарает вас за величайшую дерзость».

И ушли сыновья в лодках в море, а матери, чтобы помочь сыновьям бороться со стихией, отдали им свою силу. И стали сыновья сильными и мужественными. Еще больше разгневался Нептун: «Навечно останетесь в море! Не вернуться вам назад! Рано или поздно волны все равно опрокинут ваши челны!»

Услышали дочери Нептуна, что разгневался отец, вышли на берег, чтобы отвлечь и развеселить его. Очень понравилась дочерям Нептуна красота матерей. «Отдайте нам свою красоту, - предложили русалки, - а мы вам со дна морского принесем волшебные травы. Вы совьете из них мускулы для своих сыновей. И тогда им не будут страшны самые сильные и свирепые волны. Из этих трав свиты мускулы нашего батюшки».

И опять во имя сыновей своих отдали свою красоту. Но за то, что русалки выдали самую великую тайну Нептуна, он превратил своих дочерей в чаек. Гневался морской царь: «Пусть над морем будет вечная ночь, - сказал он, - тогда сыновья не найдут дорогу назад».

И матери снова пришли на помощь детям. Они отдали свет очей своих звездам, чтобы звезды могли осветить сыновьям путь домой. И сыновья вернулись из моря. Нептун, покоренный самоотверженностью матерей, уже не сердился. Он встал из морских глубин и низко поклонился матерям: «Преклоняюсь перед подвигами вашими, женщины, вы, которые отдали силы, красоту и свет своих очей, достойны самых высоких почестей».

С тех пор светят, помогая морякам, звезды, кричат об опасности чайки.

 

Брат и сестра. Жили-были брат и сестра. Хоть они и приходились друг другу близкими родственниками и жили в одном доме, они были совсем чужими людьми. У каждого была своя жизнь. Они однажды встретились на лесной тропинке. Сестра равнодушно посмотрела на брата, тот на нее, и оба разошлись, как будто незнакомы.

Брат шел и ни о чем не думал, как вдруг сзади сверкнула молния, и грянул гром, разразилась буря. У брата внезапно защемило в груди, и он бросился в ту сторону, куда ушла сестра. Он нашел её окруженную пожаром. Огонь подбирался все ближе и ближе. Брат бросился сквозь пламя, подхватил сестру и вынес ее из огненного круга. Сестра была без сознания. Брат испугался, что она умрет, и впервые за много лет ему вдруг стало одиноко. Но тут сестра открыла глаза и, заплакав, прижалась к брату. Между ними больше не было стены непонимания, и в их домике навсегда поселился мир, доброта и забота друг о друге. Каждый понял, что есть на земле человек, жизнь которого дороже его собственной. Ведь только заботясь о чужом счастье, мы находим свое.

 

Легенда о друзьях. Жил в одном ауле старик. Однажды он собрал свои вещи и отправился высоко в горы, чтобы построить там дом и стать отшельником. Как-то вечером он сидел в своём доме, вдруг в дверь постучали. «Кто там?» - спросил старик. «Это счастье», - услышал он в ответ. «Зачем мне счастье, я уже очень стар - отправляйся в аул, там живут мои дети и внуки, счастье им пригодится, - сказал старик и не открыл дверь. Прошло время, и однажды в дверь постучали снова. «Кто там?» - снова спросил старик. «Это богатство», - услышал он в ответ. «Зачем мне богатство, я очень стар, отправляйся в аул, там живут мои дети и внуки, богатство им пригодится», - сказал старик и снова не открыл дверь. Через некоторое время снова раздался стук в дверь. «Кто там?» - опять спросил старик. «Это здоровье» - услышал он в ответ. «Зачем мне здоровье, я уже очень стар - отправляйся в аул, там живут мои дети и внуки, здоровье им пригодится», - сказал старик и не открыл дверь.

Шло время и однажды вечером в дверь его дома снова постучались. «Кто там?» - в очередной раз спросил старик. «Это твой лучший друг», - услышал он в ответ. Старик подошел к двери и открыл ее. Лучший друг вошел и вместе с ним вошли Счастье, Богатство и Здоровье!

 

Картофель и Способность Прощать. Однажды учитель заставил учеников принести чистый пластиковый мешок и сумку с картофелем. Для каждого человека, которого они в своей жизни отказались простить, нужно было выбрать картошку, написать на ней имя этого человека и положить в пластиковый мешок. Некоторые мешки стали достаточно тяжелыми.

После этого целую неделю ученики таскали эти мешки все время с собой, ночью оставляя их около кровати, во время поездки в машине - на соседнем сиденье, на столе во время работы.

Неудобство таскать везде с собой этот мешок заставило их понять, что такой же груз не прощеных обид, только духовный, люди постоянно носят с собой, думая об этом, переживая, оставляя эти воспоминания в себе.

Естественно картошка скоро стала портиться и становиться склизкой.

Это стало потрясающим примером той цены, которую люди платят за то, что сохраняют в себе боль и негативные эмоции.

Слишком часто мы думаем, что прощение - это подарок другому человеку. Конечно, это правда, но лишь отчасти. Потому что это еще и величайший подарок самому себе!

Поэтому в следующий раз, когда вы решите, что не можете кого-то простить, спросите сами себя: «Разве мой мешок недостаточно тяжел?»

 

Юноша и морские звезды. Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! - сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

- Толк есть для этой морской звезды.

 

Человеческие ценности. У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

 

След на земле. Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался - ни руками, ни душой. Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию - никто не помнит его.

- Что ты оставил о себе? - спрашивают люди.

- Есть ли у тебя сын или дочь?

- Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

- Может быть, ты посадил дуб?

- Нет, не посадил я дуба.

- Может быть, взлелеял поле?

- Нет, не взлелеял я поля.

- Ну так значит, ты песню сложил?

- Нет, и песни я не сложил.

- Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? - изумились люди.

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему, то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке - окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле! - с горечью подумал человек. - Но ведь этого мало... Не так надо было жить!»

 

 

Мир – знает, страна – помнит, поколение – чтит!

 

 

Города-герои

 

Звание «Город-герой» - высшая степень отличия СССР. Присвоено 12 городам в СССР после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград (Волгоград), Севастополь и Одесса в приказе Верховного Главнокомандующего 1 мая 1945 года, а официально в качестве государственной награды звание установлено 8 мая 1965 года, когда Президиум Верховного Совета СССР своим Указом утвердил Положение о высшей степени отличия - звании «город-герой». В этот же день звание присвоено городам Ленинграду, Волгограду, Севастополю, Одессе, Киеву и Москве, а Брестской крепости присвоено звание «Крепость-Герой».

В настоящее время четыре из них находятся на территории Украины, города Минск и Брестская крепость-герой на территории Белоруссии, остальные в России.

Города-герои:

Ленинград (ныне Санкт-Петербург) - с 1 мая 1945 г.

Сталинград (ныне Волгоград) - с 1 мая 1945 г.

Тула - с 7 декабря 1976 г.

Смоленск - с 6 мая 1985 г.

Мурманск - с 6 мая 1985 г.

Новороссийск - с 14 сентября 1973 г.

Москва - с 8 мая 1965 г.

Севастополь - с 1 мая 1945 г.

Одесса - с 1 мая 1945 г.

Киев - с 8 мая 1965 г.

Керчь - с 14 сентября 1973 г.

Минск - с 26 июня 1974 г.

Брестская крепость (Крепость-Герой) - с 8 мая 1965 г.

 

Города воинской славы

 

Го́род во́инской сла́вы - почётное звание Российской Федерации, установлено федеральным законом от 9 мая 2006 года № 68-ФЗ «О почётном звании Российской Федерации «Город воинской славы»» и присваивается городам РФ, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм, в том числе городам РФ, которым присвоено звание «Город-герой».

Города воинской славы:


Белгород.

Курск.

Орел.

Владикавказ.

Малгобек.

Ржев.

Ельня.

Елец.

Воронеж.

Луга.

Полярный.

Ростов-на-Дону.

Туапсе.

Великие Луки.

Великий Новгород.

Дмитров.

Вязьма.

Кронштадт.

Наро-Фоминск.

Псков.

Козельск.

Архангельск.

Волоколамск.

Брянск.

Нальчик.

Выборг.

Калач-на-Дону.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.086 с.)