Базисные экологические стратегии предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базисные экологические стратегии предприятия



После проведения анализа внешней и внутренней среды предприятия, а также после уточнения на этой основе принятой предприятием миссии, целей, переходят к разработке экологических стратегий.

Экологическая стратегия – один из центральных элементов экологического менеджмента на стратегическом уровне. Базисные стратегии фирмы направлены сегодня преимущественно на снижение затрат, повышение качества продукции, лидерство в скорости поставок и быстроте реагирования на требования рынка.

Экологические требования могут быть учтены в стратегии предприятия по-разному - могут быть включены в уже существующие стратегии или может быть разработана экологическая стратегия как самостоятельный документ и инструмент. В зависимости от варианта учета экологических требований стратегии делятся на пассивные и активные.

Пассивная экологическая стратегия ограничивается выполнением существующих экологических законов, стандартов, нормативов.

Активная экологическая стратегия заключается в том, что противоречия между экономикой и ООС разрешаются на более глубоком уровне. Природоохранные требования рассматривают как шанс изменить продукт, технологию, поднять уровень компетенции персонала. Процесс управления предприятием в целом организуется таким образом, чтобы коммерческие и природоохранные цели были согласованы. Именно на такой активной основе сегодня строят экологическое управление все лидеры зарубежного и российского бизнеса.

Степень приближения к требованиям активной экологической политики фирма может оценить самостоятельно, используя рейтинговые критерии и их оценки. Сравнительная характеристика активного и пассивного подхода к экологической политике предприятия приведена в табл.

 

  Пассивная (реактивная) компания: ООС как угроза для компании «Зеленая» (активная) компания с активной экологической политикой
  «Сильный» загрязнитель среды «Слабый» загрязнитель среды
Продукты - Высокий уровень потребления энергии, ресурсов (включая редкие и невозобновляемые) и экологически опасных материалов; - Низкий уровень рециклирования - Низкая энергоемкость; - Ориентация на возобновляемые ресурсы; - Рециклируемые, экологически чистые материалы
Процессы - Экологически опасные, с образованием больших объемов отходов, включая токсичные, энергоемкие; - С высоким риском для здоровья персонала - Экологически чистые, с низкой отходо- и энергоемкостью, ресурсосберегающие; - Безопасные для здоровья персонала
Экологическая «озабоченность» потребителей Потребители равнодушны к экологической стороне деятельности предприятия Потребителя заинтересованы в экологической деятельности предприятия
Отношение предприятия к экологическим стандартам Ориентация на низкие стандарты, несоблюдение строгих стандартов Следование строгим стандартам
Обязательность менеджеров и персонала к ООС Обязательность отсутствует Менеджеры и персонал обязательны в области экологии
Профессиональный уровень персонала Низкий, персонал узко специализирован в традиционных технологиях Высокий, наличие широкого образования и квалификации
Возможности в исследованиях и разработках Отсутствие творческого потенциала в коллективе Обладание творческим коллективом с коротким «внедренческим» циклом
Капитальное оборудование Недостаток капитального экологического оборудования Обладание экологически ответственными финансовыми и капитальными ресурсами

 

В настоящее время можно назвать ряд базисных стратегий, основанных на принципе устойчивого развития:

стратегию достаточности. В основе такой стратегии – добровольное ограничение потребления и соответствующего изменения стиля жизни;

стратегию чистого производства. Обеспечивает минимизацию негативного влияния на ОС отдельного предприятия путем радикального изменения технологии (чистое производство), номенклатуры выпускаемой продукции и применяемого сырья;

стратегию эко-эффективности. Обеспечивается существенное увеличение коэффициента использования сырьевых ресурсов и коэффициента полезного действия всех техпроцессов;

стратегию циркулярности. Обеспечивается минимизация отходов и сокращения нагрузки на ОПС посредством формирования индустриальных снабженческих цепей, которые фактически реализуют кругооборот потоков сырья и отходов;

стратегию кооперирования. Обеспечивается согласованное сокращение отрицательного воздействия на состояние природной среды со стороны целой группы предприятий, кооперирующихся между собой для совместного решения экологических проблем, ресурсосбережения и минимизации отходов.

Особое внимание стоит обратить на последние две стратегии. Они позволяют решать экологические проблемы не только за счет возможностей и ресурсов отдельных предприятий, а пользуясь преимуществами концентрации и централизации. Происходит согласованное решение проблем группой предприятий (одного региона, отрасли, межотраслевые группы).

При разработке производственной экологической стратегии внимание уделяется четырем основным элементам: продуктам, производству, сотрудникам и коммуникациям.

Каждый из этих элементов может серьезно влиять на нагрузку на ОПС. Продукт – путем использования экосырья, производство – через чистые технологии, работники рассматриваются как носители экологических действий, коммуникации - через обратные связи и организацию конструктивных диалогов как внутри предприятия, так и за его пределами.

В настоящее время широко известна расширенная модель конкурентных стратегий М.Портера. Согласно этой модели, существует три равноправные составляющие, которые позволяют фирме достичь конкурентных преимуществ:

− лидерство в экологической области;

− лидерство в издержках;

− дифференциация.

 

 
 

 

 


Рисунок. Модель конкурентных стратегий М.Портера

 

Экологическая составляющая модели М.Портера обозначает нагрузку на ОПС, инициируемую продуктом на всем протяжении его жизненного цикла. Издержки означают производственные затраты на единицу продукции. Дифференциация означает степень исключительности продукта (принимают во внимание преимущественно экологические признаки продукции).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.005 с.)