О бережном отношении к траве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О бережном отношении к траве



Существует точное человеческое наблюдение: цы начинаем за­мечать воздух только тогда, когда его начинает не хватать. Даже точнее можно сказать не «замечаем», а «дорожим». Действительно, мы не дорожим воздухом, не думаем о нем, пока нормально дышим. Хотя, наверное, это не совсем правда. Мы наслаждаемся воздухом, когда потянет теплом с юга, когда он промыт майским дождем или облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда мы дышим обыденно, иногда бывают сладчайшие глотки воздуха, которые мы запоминаем на всю жизнь.

По незамечаемости к воздуху ближе всего, пожалуй трава. Мы привыкли, что мир зеленый, поэтому мы спокойно ходим по траве, сдираем ее колесами, срезаем лопатами, заливаем асфальтом и при­крываем бетонными плитами, заваливаем ее всяким хламом. Высы­пать машину заводского шлака и закрыть траву от солнечных лучей? Подумаешь, сколько там травы! Десять квадратных метров? Травы вон сколько! Не человека закапываем — еще где-нибудь вырастет.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине больше был не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на лужайку около нашего деревенского дома. Антифриз вымы­ло дождями, но на земле остался ожог. Среди плотно растущей тра­вы зияло черное пятно. Три года не могла земля залечить свою рану, и только потом там опять выросла трава.

Но это под собственным окном: видишь, что неосторожно испор­тил лужайку, и жалеешь об этом. А если где-нибудь подальше: в ов­раге или на лесной опушке? Да мало ли на земле травы? Не жалко. Ну высыпали шлак, ну придавили несколько миллионов травинок! Неужели такое высшее существо, как человек, должен думать о ка­ких-то травах? Трава везде: в поле, в лесу, даже в пустыне. Начина­ешь задумываться о страшной картине: земля есть, а травы нет. Жут­кое зрелище! Представляю себе человека, который в бескрайней черной пустыне, которой стала наша земля после космической или не космической катастрофы нашел единственный зеленый ростбк, пробивающийся из мрака к солнцу.

Глоток воздуха, когда человек уже задыхается. Зеленый росток, когда человек полностью отрезан от природы... Но, вообще, это про­сто трава. Топчи ее, жги, заваливай мусором, презирай...

А между тем ласкать глаз человека, радовать и успокаивать его — одно из побочных назначений любого растения, особенно цветка.

Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

Я согласен с автором, что люди небрежно относятся к окружаю­щей среде. Действительно, мы настолько привыкли, что трава — зеленая, воздух — чистый, небо —• голубое, что мы даже не думаем о них. А ведь если с ними что-нибудь случится, человечеству станет жить очень трудно, или оно вообще погибнет. Я считаю, надо воспи­тывать в себе бережное отношение к природе, не считать, что она для всех, а расценивать ее как свою.

 

 

№52

II

Воздух и трава

Существует одно точное человеческое наблюдение: мы не заме­чаем воздух, пока дышим нормально. Даже не «не замечаем», а «не дорожим/). Мы не дорожим воздухом, пока нормально и беспрепят­ственно дышим. Хотя иногда мы все-таки его замечаем. Мы наслаж­даемся, когда потянет теплом с юга, или когда воздух омыт майским ливнем или облагорожен грозовыми раскатами. Иногда такие мо­менты мы запоминаем на всю жизнь.

По не замечаемое™ к воздуху ближе всего трава. Мы привыкли, что мир зеленый, поэтому мы топчем траву, срезаем ее лопатами, запиваем цементом, покрываем асфальтом и заваливаем мусором. Ну высыпали машину шлака на траву, ну и что? Это всего лишь трава — вырастет в другом месте.

Однажды, когда зима кончилась и антифриз в машине был боль­ше не нужен, я открыл краник, и вся жидкость вылилась на траву перед окном деревенского дома. Жидкость вымыло дождями, но для земли это был ожог, и черное пятно среди плотно растущей травы не зарастало в течение трех лет.

Под окном, конечно, заметно. Каждый день я смотрел на это место и сожалел, что испортил лужайку. А если это произойдет где-нибудь подальше: на лесной опушке или в овраге? Ну, подумаешь, трава? По­чему человек должен заботиться о какой-то траве? Травы много' в лесу, на поле, даже в пустыне. Но начинаешь замечать, что может быть так: земля есть, а травы нет. Жуткое зрелище! Представляется человека, который в бескрайней черной пустыне, которой стала наша земля после космической или не космической катастрофы, нашел единственный зеленый росток, пробивающийся из мрака к солнцу.

Глоток воздуха, когда человек уже не может дышать. Зеленая травинка, когда человек отрезан от природы... а вообще, траву мож­но топтать, жечь, вырывать...

А между тем ласкать глаз человека, радовать и успокаивать его — одно из побочных назначений любого растения, особенно цветка.

Определите тему, главную мысль и стиль текста Обоснуйте свое мнение о стилевой принадлежности текста

Тема данного текста — бережное отношение к окружающей сре­де. Главная мысль — надо относиться с заботой ^природе, иначе однажды земля превратится в черный шар, без травы, деревьев, солнце не будет видно за плотными облаками.

Стиль данного текста — публицистический. Его основная цель — привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить его задуматься, поразмышлять о том, как важны для человека, казалось бы, самые простые вещи

 

 

№ 53

I

В работе над собой

Один из однокурсников Ландау вспоминал, какое огромное впе­чатление произвела на Льва статья о знаменитом артисте, в которой он говорил, что великий актер — это прежде всего великое отречение.

— Что же тогда говорить о физиках, — грустно улыбнулся Ландау. Ландау ненавидел хвастовство. Он никогда не говорил громких слов. Однажды один приятель неосторожно обронил, что он, то есть этот приятель, на пороге великого открытия. Дау фыркнул: «Вспомни Гоголя. Он говорит, что никогда не стоит хвастаться будущим».

О своей же работе он не говорил ни слова (он занимался изучени­ем квантовой механики), хотя в скором времени о его труде загово­рили все физики.

Студенческие годы сильно изменили Ландау: сказалось влияние коллектива и преподавателей, но больше всего — работа над собой, которая по плечу лишь по-настоящему сильным натурам. Исчезли его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков,

Эту борьбу он держал в тайне, по крайней мере, не показывал4'ее. Только близкие друзья по отдельным репликам могли догадаться, что происходит в душе Ландау. Однажды речь зашла о том, что че­ловеку даны огромные творческие возможности, но не каждый мо­жет их развить.

Один из друзей Дау сказал: «Кажется, Анатоль Франс сказал, что без усилий нельзя быть счастливым, а каждое усилие — это уста­лость и внутреннее страдание».

Дау возразил ему, что если ему нужны цитаты, то пусть лучше он вспомнит Пирогова, который сказал, что без усилия нет воли, без воли нет борьбы, а без борьбы — ничтожество и произвол. «Надо бояться не усталости и внутреннего страдания, а бояться впасть в ничтожество», — сказал Ландау.

Ландау с каждым днем становился все взрослее. Раньше его по­ражала способность Жюльена Сореля выучить за один присест страницу газетного текста. Теперь же его более интересовал внут­ренний мир героя — величайшая трагедия человека, который по­нял, что все, чего он добивался, не стоит затраченных усилий. Дау решил, что важен не только сильный характер, но и достойная цель. Его цель — наука, физика. Уже с молодых лет он научился ограждать себя от помех: время, отведенное на занятия, уходило только на занятия.

Каким предстает Л. Ландау в данном тексте?

В этом тексте Л. Ландау предстает перед нами цельной натурой. Он знает, чего хочет и как этого добиться. Ландау никогда не дает себе расслабиться, постоянно находится в борьбе с самим собой. Выводы будущего ученого обдуманны и взвешенны. Ландау береж­но относится к своему времени, он не теряет ни минуты зря. Мне кажется, именно такие качества, как ответственность и целеустрем­ленность, позволили Ландау добиться многого в жизни.

 

 

№53

II

Внутренняя борьба Ландау

Один из однокурсников Ландау вспоминал, какое впечаглсние произвела на Льва газетная статья про одного актера, в ко юрой он утверждал, что великий актер — это прежде всего самоотречение. «Что же тогда говорить о физиках!» — грустно улыбнулся он.

Ландау никогда не хвастался своей работой. Однажды кто-то из его знакомых заявил, что он на пороге великого открытия. Ландау напомнил ему Гоголя, который всегда говорил, что никогда не сле­дует хвастаться будущим.

О своей же работе — ни слова. В то время он занимался кванто­вой физикой, и через некоторое время о нем заговорили все физики.

Студенческие годы изменили Ландау: сказалось влияние коллек­тива и учителей, а еще — внутренней работы над собой, которая по плечу лишь сильным людям. Исчезли робость и застенчивость Льва, он перестал расстраиваться по пустякам.

О своей борьбе он никому не говорил, лишь близкие друзья по отдельным репликам могли понять, что твориться у него в душе. Однажды речь зашла о том, что человеку даны огромные творческие способности, но не каждый человек может их развить.

Один из друзей Ландау вспомнил Анатоля Франса, который го­ворил, что без усилий нельзя стать счастливым, а каждое усилие — это усталость и внутреннее страдание. Ландау не согласился с этой точкой зрения и вспомнил слова Пирогова, который утверждал, что без вдохновения нет воли, без воли нет борьбы, а без борьбы — ни­чтожество и произвол. Ландау считал, что надо больше всего в жиз­ни бояться впасть в ничтожество.

Ландау с каждым днем становился все взрослее. Если раньше его поражала способность Жюльена Сореля за один присест выучить страницу газетного текста, то теперь его волновал внутренний мир героя — трагедия человека, который осознал, что все, чего он доби­вался в жизни, не стоило затраченных усилий. Ландау решил, что важен не только сильный характер, но и достойная цель. Его целью была наука, физика. Он научился ограждать себя от помех: время, отведенное для занятий, уходило только на занятия.

Напишите о своем впечатлении от рассказа о Л. Ландау.

Рассказ про Ландау очень поучителен. Он повествует читателям, что если хочешь чего-то добиться в жизни, надо работать над собой. Автор ставит нам в пример Л. Ландау, который со студенчества знал, как надо работать, что надо находиться в вечной борьбе против са­мого себя. Нет ничего невозможного — вот смысл этого рассказа. Главное — захотеть и приложить максимум усилий.

 

№54

I

И очень просто...

Булочная Филиппова всегда была полна покупателями. В даль­нем углу около горячих железных ящиков стола толпа, жующая знаменитые жареные пирожки с мясом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика — от студенческой молодежи до старых чи­новник, от расфранченных дам до просто одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем, пятачковый пирог был так велик, что им можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной. Прославившийся далеко за пределами Москвы калачами и сайками, а главное, вкуснейшим чер­ным хлебом.

Левая сторона булочной, у который был отдельный вход, всегда была полна народом, покупавшим черный и ситный хлеб.

Иван Филиппов говорил: «Хлебушко черненький труженику пер­вое питание». Когда его спрашивали, почему он у него так хорош, он отвечал, что все дело в муке. У него не было покупной муки, вся своя, отборную рожь он покупал на местах, а на каждой мельнице у него были свои люди, который следили, чтобы ни одна пылинка не попала в муку. Он считал, что рожь надо выбирать. «И очень про­сто!» — всегда прибавлял он.

Ежедневно черный хлеб, калачи и сайки отправляли к царскому двору. Филиппов всегда доказывал, что в Петербурге такие колачи никогда не выйдут, потому что «вода невская не годится».

Кроме того, каждой зимой шли обозы с его сухарями и калачами в Сибирь. Они были испечены на соломе, особым способом заморо­жены прямо сразу после выпечки. Когда они прибывали на места, их оттаивали (тоже особым способом), и ароматные калачи подавались где-нибудь в Иркутске с пылу с жару.

Филиппов никогда не пользовачся случаем, чтобы нажить по­больше денег. Там, где другие белочники мошенничеством деньги зарабатывали, Филиппов поступал иначе.

Огромные деньги зарабатывали булочники перед праздниками, продавая лежалый товар за полную стоимость по благотворительным заказам для заключенных.

Издавна был обычай на большие праздники и на родительские субботы посылать подаяние заключенным. Булочные получали зака­зы от жертвователей на тысячу или две калачей и саек. Наживапись на этих подаяниях булочники и хлебопекарни, только Филиппов в этом случае был честным человеком.

Он никогда не посылал лежалый товар, и у него велся особый счет, по которому было видно, сколько барыша давали эти заказы, и сам этот барыш целиком отвозил в тюрьмы и жертвовал на улучше­ние питания больным арестантам. И делал он все это <<очень просто», а не для медалей и похвалы.

Что привлекает вас в личности Ивана Филиппова?

В личности Ивана Филиппова меня привлекает, прежде всего, его отношение к своему делу. Он любит свою профессию и относится к ней со всей ответственностью. Он делает все по совести. Он никогда не предложит покупателю лежалый товар, потому что репутация ему дороже, чем выгода. Именно поэтому он стшт известен далеко за пределами Москвы. Однако Филиппов не кичится своей славой. Трудолюбие и любовь к людям — вот что характеризует Ивана Фи­липпова.

 

№54

II

Московский булочник

Булочная Филиппова всегда была полна покупателями. В даль­нем углу у горячих железных ящиков стояли люди разных сословий и занятий и жевали знаменитые филипповские жареные пироги. На хорошем масле, со свежим фаршем, пятикопеечный пирог был так велик, что им было можно сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за преде­лами Москвы калачами, сайками, а главное, черным хлебом.

Левая сторона булочной, у который был отдельный вход, всегда была полна народа, покупавшего черный и ситный хлеб.

Филиппов считал, что черный хлеб первое питание для тружени­ка. Когда его спрашивали, отчего его хлеб был так хорош, он отве­чал, что все дело в муке. Филиппов покупал рожь на местах, в-мель­ницах у него были поставлены свои люди. «И очень просто!>> — лю­бил добавлять он.

Ежедневно черный хлеб, калачи и сайки отправлялись в Петер­бург в царскому двору. На месте печь не выходило: Филиппов ут­верждал, что невская вода не годится.

Кроме того, каждую зиму шли в Сибирь обозы с филипповскими сухарями, а также калачами и сайками, замороженными особым спо­собом. Перед едой их также особым способом размораживали, и где-нибудь в Иркутске подавали горячие сайки с пылу с жару.

Филиппов был разборчив в работе, никогда, в отличие от других булочников, не наживал денег мошенничеством.

Булочники получали огромные деньги, продавая лежачый товар за полную стоимость по благотворительным заказам на подаяние заключенным. Испокон веков было принято на большие праздники и на родительские субботы посылать арестантам подаяние. Булочные получали заказы от жертвователей на тысячу или две калачей и саек. Наживались на этих подаяниях булочники и хлебопекарни, только Филиппов в этом случае был честным человеком.

Он никогда не посылал лежалый товар, и у него велся особый счет, по которому было видно, сколько барыша давали эти заказы, и сам этот барыш целиком отвозил в тюрьмы и жертвовал на улучше­ние питания больным арестантам. И делал он все это «очень просто», а не для медалей и похвалы.

Как вы думаете, в чем секрет успеха предпринимательской дея­тельности Филиппова?

Мне кажется, что секрет предпринимательской деятельности Ивана Филиппова заключается в его честности. Он старается сделать все лучшим образом. Он следит за всем процессом приготовления хлеба: от того, как он попадает на мельницу, до того, как горячие калачи и булки будут проданы. Филиппов готов получать не так много прибыли, как другие, но своими принципами он никогда не поступится: он не станет продавать лежалый товар. Именно своей честностью прославился Иван Филиппов и получил доверие покупа­телей.

 

 

№55

I

Анна Павлова

Анна Павлова!

Какое найти ей определение? Балерина? Танцовщица? Но тех и других в мире огромное множество, а она такая была одна.

Она дебютировала в 1899 году на сцене Петербургского импера­торского балета.

В ту пору среди балетоманов был известен Дандре, выходец из аристократической французской семьи. Он увлекся Павловой, и ув­лекся на всю жизнь, которую, впрочем, ей и пожертвовал. Он устро­ил ей квартиру с «залой для танцевального класса» — роскошь, мало кому доступная. Он познакомил ее с Дягилевым, который уже наме­чал свою труппу для заграницы. Все это требовало от Дандре боль­ших расходов и толкнуло его на всякие финансовые дела, к которым он не был приспособлен. В конце концов он угодил в тюрьму.

Анна Павлова отреагировала на эту историю как будто равно­душно и уехала с Дягилевым за границу.

Она и ее партнер Нижинский завоевали в Париже небывалый ус­пех. Дягилев построил свою труппу именно на них. И пока он дого­варивался о гастролях не только в Европе, но и в Америке, Павлова, не считаясь ни с чем, заключила другой контракт, чем очень подвела Дягилева. По контракту Павлова должна была в течение года танце­вать в Англии, Шотландии и Ирландии. Танцевала она не в театрах первого ранга, а в мюзик-холлах, на которые в то время артисты смотрели с презрением. Павлова выступала вперемежку с клоунами и акробатами. Зато она получала небывалый оклад. Все думали, что при ее взбалмошном характере она не доведет дело до конца и вер­нется к Дягилеву. Но она не только дотанцевала весь год, но даже и не помышляла о возвращении к Дягилеву.

Надо отметить, что за границей чем выгоднее контракт, тем он жестче. В них неустойка за нарушение превышает сумму заработка.

Все думали, что из-за неустойки Павлова и довела свой тяжелый ан­гажемент до конца. Но подоплека на самом деле была другая. Она обо­жала Дандре. Именно обожала, потому что она не любила его обыкно­венной человеческой любовью, и это было мукой для них обоих.

Она понимала, что всем в жизни обязана Дандре. Без него она не стала бы той мировой Павловой, которую все знали. Она считала своим долгом отплатить с лихвой все те жертвы, на которые пошел Дандре ради нее.

Никому не сказав, она подписала тяжелый контракт. Получила аванс, внесла залог за Дандре и выписала его к себе.

Петербургский позор его закончился, и эти два человека на всю жизнь покинули Родину. Дандре был менеджером Павловой до са­мой ее смерти.

О каких чертах характера А. Павловой можно сделать вывод на основании данного текста?

На основании данного текста можно сделать вывод, что Анна Павлова была женщиной сильной и волевой. Она умела любить и была готова ради любви на все. Она была решительной женщиной: отказалась от выгодных контрактов на унизительный для нее как балерины. Но она пошла на это, потому что у нее была определенная цель: вызволить любимого и отплатить ему сполна за все, что он для нее сделал. Также мне кажется, она была очень независимой: ее не интересовало мнение других.

 

 

№55

II

Анна Павлова

Анна Павлова!

Какое определение ей дать? Балерина? Танцовщица? Но и тех и других в мире сотни, а она была единственной во всем мире.

Она дебютировала в 1899 Году. В то время среди балетоманов был известен Дандре, выходец из аристократической французской семьи. Он сразу же увлекся Павловой, увлекся на «всю жизнь, кото­рой и пожертвовал ради нее, Он устроил ей квартиру с «залом для танцевального класса» — небывалая роскошь, познакомил ее с Дяги­левым, который уже намечал свою труппу для заграницы. Все это требовало от Дандре больших расходов, и он начал заниматься фи­нансовыми делами, которым он не был приспособлен. В конце кон­цов он попал в тюрьму.

Павлова отнеслась к его аресту как будто спокойно и уехала с Дягилевым за границу.

Там она и ее партнер Нижинский добились большого успеха, Дя­гилев организовал всю труппу на них. И пока он договаривался о новык гастролях, Павлова подписала другой контракт, чем сильно подвела Дягилева. По этому контракту Павлова должна была в тече­ние года танцевать два раза в день и гастролировать по всей Велико­британии. Она танцевала в мюзик-холлах, на который артисты тогда смотрели с презрением. Павлова выступала вперемежку с клоунами и акробатами! Но зато она получала небывалый оклад. Все считали, что при ее взбалмошном характере она вскоре все бросит и вновь вернется к Дягилеву. Но этого не произошло: она дотанцевала весь год до конца.

Некоторые говорили, что она выдержала такой тяжелый анга­жемент, потому что боялась неустойки (на Западе она превышает сумму заработка). Но подоплека была другая. Дело в том, что она обожала Дандре; она понимала, что всем обязана ему, что без него она не была бы всемирно известной балериной. Она знала, что ради нее он пожертвовал собой, и она хотела с лихвой отплатить ему за это.

Поэтому, подписав контракт и получив аванс, она внесла необхо­димую сумму залога за Дандре и выписала его к себе.

Петербургский позор Дандре кончился, они оба больше не воз­вращались на Родину. Дандре сделался менеджером Павловой до самой ее смерти.

Какие мысли и чувства вызываем у вас этот рассказ?

Этот текст вызывает у меня восхищение решимостью Анны Павловой. Она пожертвовала всемирной славой ради любимого человека, сделала все, чтобы быть вместе с ним. Несомненно, такой поступок вызывает глубокое уважение к Павловой. Не многие лю­ди выдержат столько, сколько смогла пережить эта хрупкая бале­рина. Мне кажется, она была человеком добрым, отзывчивым и благодарным.

 

 

№56

I

Один день Горького

Большая часть моего общения с Горьким прошла в обстановке почти деревенской, когда природный характер человека не заслоня­ется городскими обстоятельствами.

Вставал он рано, часов в восемь, выпивал кофе и съедал два сы­рых яйца, а потом работал до часу дня. В час был обед, который с послеобеденными разговорами затягивался часа на полтора. Потом его начинали уговаривать прогуляться, а он всячески уклонялся от этого. После прогулки Горький снова кидался к столу. Стол был большой. На нем в порядке лежали письменные принадлежности. Горький любил хорошую бумагу, разноцветные карандаши, новые перья и ручки. Здесь же были разноцветные мундштуки — курил он много.

Время после прогулки и до обеда обычно уходило на прочтение корреспонденции и рукописей. На все письма, кроме самых нелепых, Горький немедленно отвечал. Он прочитывал все присылаемые ему рукописи, иногда многотомные, делал пометки. А потом излагат свои замечания в подробных ответах авторам. Он не только делал в рукописях пометки, но и помечал все опечатки и пунктуационные ошибки красным карандашом. Иногда он делал то же самое с книга­ми: с рвением старательного корректора он правил все опечатки. Случалось, так же он поступал и с газетами, после чего их тотчас же выбрасывал.

Примерно в семь часов был ужин, потом чай и общий разговор.

Около полуночи он уходил к себе и либо писал, облачившись в свой красный халат, либо читал в постели, которая у него всегда была проста и опрятна как-то по-больничному. Спал он мало, а работал много, по десять часов в сутки. Ленивых не любил и имел на то право.

За свою жизнь он прочел огромное количество книг и помнил все их. Память у него была изумительная.

От нижегородского цехового Алексея Пешкова до Максима Горького, писателя с мировой известностью, — огромное расстоя­ние, которое говорит само за себя, как бы ни относиться к его талан­ту. Казалось бы, сознание пройденного пути и память о прошлом должны были дурно повлиять на него, но этого не случилось. Он не гонялся за славой, не прилагал усилий, чтобы удержать ее; он спо­койно относился к критике и к похвале какого-нибудь невежды; он не старался найти доказательства своей известности, не разыгрывал из себя, как многие знаменитости, капризного ребенка. Я не видел человека, который бы носил славу с большим благородством и уме­нием, чем Горький.

Какова главная мысль данного текста?

Главная мысль данного текста — показать личность М. Горького в домашней обстановке. Автор обрисовал дневной распорядок дня писателя, показал его отношение к близким, а главное, к работе. Горький много работал, и именно поэтому добился мировой славы. Но эта известность, как отмечает Ходасевич, ничуть его не испорти­ла. Горький носил свою славу с умением и благородством.

 

 

№56

II

Горький в работе

Большая часть общения Ходасевича с Горьким прошла в почти деревенской обстановке, когда природный характер человека не за­слонен обстоятельствами городской жизни.

Вставал Горький рано, часов в восемь, быстро завтракал и садил­ся работать примерно до часу. В час был обед, который вместе с по­слеобеденными разговорами затягивался часа на полтора. После обе­да Горького начинали уговаривать прогуляться, а он старался всяче­ски увернуться от этого. После прогулки он вновь бросался к пись­менному столу. Стол был большой, на нем в полном порядке лежали письменные принадлежности. Он любил хорошую бумагу. Новые ручки и перья, цветные карандаши. Здесь же были мундштуки — Горький много курил.

Время после прогулки и до ужина писатель посвящал корреспон­денции и присылаемым ему рукописям. Он отвечал почти на все письма, писал развернутые отзывы писателям на их рукописи. Горь­кий делал в рукописях не только пометки, но еще он красным каран­дашом правил опечатки и пунктуационные ошибки. Иногда он делал то же самое с книгами и газетами, причем последние тут после про­верки выкидывал.

Ужин был часов в семь, потом — чай и общий разговор. Пример­но в двенадцать Горький уходил к себе и работал или читал на своей простой и аккуратной кровати. Писатель много работал — по десять часов в день. Он не любил ленивых и имел на то право.

Он прочел огромное количество книг и помнил их все — у него была изумительная память.

От простого нижегородского цехового до писателя с мировой из­вестностью — огромное расстояние, которое говорит само за себя, как бы ни относиться к таланту Горького. Казалось бы, сознание пройден­ного пути и память о прошлом должны были дурно повлиять на него, но этого не случилось. Он не гонялся за славой, не прилагал усилий, чтобы удержать ее; он спокойно относился к критике и к похвале ка­кого-нибудь невежды; он не старался найти доказательства своей из­вестности, не разыгрывал из себя, как многие знаменитости, капризно­го ребенка. Горький носил славу с большим благородством и умением.

О каких чертах характера Горького можно соелать вывод на основании данного текста?

На основании данного текста можно сделать вывод, что Горький был чрезвычайно трудолюбивым и трудоспособным человеком. Да­же в деревне он проводил все свое свободное время за работой. Не­смотря на мировую известность, Горький не кичился своей славой. Он носил ее с умением и благородством. Он всегда отвечал почти на все письма, правил все присылаемые ему рукописи, даже если они были многотомными. Он был отзывчивым человеком, был готов по­мочь начинающим авторам.

 

 

№57

I

Мать

Мать родилась в сибирской деревне. Долгие зимы в душной, пе­реполненной народом и скотом избе, заронила у нее любовь к весне. Породили жажду первой заметить малейшие ее проявления, желание первой увидеть и почувствовать то, что не видят и не ^чувствуют дру­гие. С детства для нее большой радостью стали поля, леса и все жи­вое в них.

Как-то ранней весной отец взял меня и мать на пашню, где соби­рался засеять десятину пшеницей. На меже он распряг лошадь и от­пустил ее пастись. Вдруг из-под его ног выпорхнул жаворонок и, трепеща крыльями, поднялся по невидимой лестнице в голубую высь. Отец даже не заметил этого жаворонка. Но мать!

— Смотри, Алеша! — сказала она. — Чуть покрупней воробья, а большекрылый, потому и трепетун неустанный.

Я действительно заметил, что по сравнению с телом крылья у жа­воронка длинные и широкие. И тогда же я подивился ее зоркости.

Много времени прошло, но я до сих пор помню ее поднятое к не­бу лицо, ее восторженно-напряженную фигуру, когда она слушала переливчатое урчание, доносившееся из поднебесья.

Солнце заливало голые поля, а мать все стояла и слушала. Воз­можно, она уже и не видела певца, но слышала его радостный голо­сок, чувствовала в своем сердце ту же радость.

А сколько горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей!

И все же до старости глаза у нее оставались незамутненными, что свидетельствовало о ясности ума, лицо было свежим и свободным от морщин. Способность радоваться и чутко улавливать красоту земли дана не каждому. Она говорила: «Дурак и радость обратит в горе, а умный — ив горе утешится».

Лицо ее, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к ра­дости. Мать обладала особым талантом доброты, который она бес­сознательно старалась привить своим детям. Я и сам стал жадно смо­треть на дерущихся воробьев или ждать первой капели. Слова мате­ри западали нам в память, оберегали гзс от тысячи пагубных соблаз­нов

Она всегда нам говорила, что много лкхлей живут злобой и коры­стью, они не могут понять красоту весны, птичьего звона — глаза у них мутные, как у слепцов.

Как сделать счастливыми всех, она не знала. Она видела источ­ник радости в окружающей ее природе, Это любование природой было заложено в ней от рождения. Мать не представляла другой си­лы, способной так окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не могли это понять,

Какие черты характера матери особенно дороги Е. Пермитину?

Пермитину особенно дороги такие черты характера матери, как доброта, чуткость. Мать для него — самый добрый и дорогой чело­век на Земле. Чувство прекрасного передалось Пермитину именно от нее. Мать многому научила его, на многое открыла ему глаза. Она научила сына любить природу, людей, научила радоваться жизни. Именно эти уроки любви и запомнил автор на всю оставшуюся жизнь и вспоминает мать с благодарностью.

 

 

№57

II

Мать

Мать родилась в сибирской деревне. Зима в душной, перепол­ненной народом и скотом избе заронила у нее с детства любовь к весне. Она старалась раньше всех заметить ее первые проявления, увидеть то, что другие не видят. С детства для нее большой радостью стали леса, поля и все живое в них.

Как-то ранней весной отец взял ее и меня на пашню, где собирал­ся высеять пшеницу. Лошадь он выпряг на меже и оставил пастись. Вдруг из-под его ног выпорхнул жаворонок. Он даже не заметил его, но зато мать заметила. Она показала жаворонка мне. Я, как и мать, заметил, что по сравнению с туловищем у жаворонка очень длинные и широкие крылья.

Много времени прошло с тех пор, но я помнил ее поднятое к небу лицо, ее восторженно-напряженную фигуру, когда она слушала пе­реливчатое урчание, доносившееся из поднебесья.

Солнце заливало голые поля, а мать все стояла и слушала. Она уже и не видела певца, но слышала его радостный голосок, чувство­вала в своем сердце ту же радость.

А сколько горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей!

И все же до старости глаза у нее оставались незамутненными, что свидетельствовало о ясности ума. Способность радоваться и чутко улавливать красоту земли дана не каждому. Она говорила: «Дурак и радость обратит в горе, а умный — ив горе утешится».

Лицо ее всегда было обращено в радости. Мать обладала особым талантом доброты, который она бессознательно старалась привить своим детям. Сын сам стал жадно смотреть на дерущихся воробьев или ждать первой капели. Слова матери западали в память детям, оберегали их от тысячи пагубных соблазнов.

Она всегда говорила, что много людей живут злобой и корыстью, не могут понять красоту весны. Как сделать счастливыми всех, она не знала. Она видела источник радости в окружающей ее природе. Это любование природой было заложено в ней от рождения. Мать не представляла другой силы, способной окрылять душу, и поражалась, как другие не могли это понять.

Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?

Из данного текста можно извлечь такую жизненную мудрость: человек рожден, чтобы радоваться жизни и окружающему его миру. Несмотря на все жизненные трудности, он должен оставаться опти­мистом. Творить добро, радоваться и приносить радость другим лю­дям — вот смысл жизни.

 

 

№58

I

Русь колокольная

Любила Русь колокольный звон. Уже в XIV веке (а может, и раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись гласит, что в 1342 году архиепископ Василий повелел отлить колокол для Софии и привел мастера Бориса из Москвы. Этот же Борис, по свидетельству летописей, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, стал основоположником колокольного дела на Руси. Звон колоколов, звучавший на десятки километров, был своеобразной музыкой для всех. Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал жизни людей: оповещал о приближении врагов или опасности, приветствовал победоносные полки, приносил в праздни­ки торжественность и веселье.

Радостным звоном встретила Москва воинов с Куликовской бит­вы. Под колокольный звон шествовали по Москве ополченцы Мини­на и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокольный звон собирал новгородцев на вече, где решалась судьба Отечества.

Большие колокола обычно изготавливали в пушечных мастер­ских, а маленькие звоны и билы отливали колокольники. Литье ко­локолов было почетным делом. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в летопись, не забывая упомянуть о его создателе. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и пошло выраже­ние «серебряный звон».

С колоколами были связаны различные поверья. Например, когда принимались отливать колокол, нарочно распускали ложный и мало­вероятный слух. Считалось, что чем дальше распространится этот слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

Считалось плохой приметой, если колокол зазвонит ночью сам по себе. Человек, который услышит ночью звон, должен был ждать вся­ческих несчастий. Так, в Москве висел набатный колокол, который в простонародье называли всполошным. Всем было известно, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоко­лом Великого Новгорода, потом его у новгородцев отобралч и пере­везли в Москву. Но в 1681 году царь Федпр Алексеевич проснулся ночью: ему показалось, что всполошный колокол звонит. Утром царь держал совет с боярами. Колокол отправили в ссылку в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.

О колоколах слагалось много притч, пословиц, шуток. Колокол был для сельских жителей своего рода часами. Поэтому и была пого­ворка: первый звон — пропадай мой сон, второй звон — земной по­клон, третий звон — из дому вон.

О колокольных звонах повествовали метафорично, например, си­дит петух на воротах.

Трудное дело — отливка колоколов. Колокол — это огромный музыкальный инструмент. У каждого колокола свои переливы, у каждого звона свое назначение.

Как вы понимаете значение слов «набатный» и «вечевой»?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.13 с.)