Сбор первичной научной информации, ее фиксация и хранение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор первичной научной информации, ее фиксация и хранение



Работа по накоплению научных фактов по избранной теме всегда многоаспектна. Здесь и глубокое изучение опубликованных материа­лов, ознакомление с архивами и ведомственными данными, получе-


ниє разного рода консультаций и, разумеется, анализ и обобщение собственных научных результатов.

Накопление такой предварительной информации — не механи­ческий, а творческий процесс, требующий целеустремленной энер­гии, настойчивости и творческой страсти. Ученый похож на строите­ля сложного и оригинального сооружения. Бережно и любовно он собирает нужные строительные материалы, все складывается в стро­гом и определенном порядке. Не беда, если материалы собраны в не­котором избытке, лишь бы не было в них недостатка. Совершенно не обязательно все накопленные фактические данные использовать в диссертации.

При сборе первичной информации очень полезно развивать свою память. Для ее лучшего запоминания разработано много раз­личных приемов и способов.

Первое условие хорошего запоминания — это сосредоточение вни­мания на объекте. Если внимание сконцентрировано на характерных особенностях объекта, то запоминание их происходит почти в 10 раз быстрее и надежнее, чем при рассеянном внимании. Конечно, нет необходимости держать в памяти повседневно всю ту массу инфор­мации, с которой диссертанту приходится иметь дело. Многое из такой полезной информации можно сохранить, не перегружая свою память. Техника ее сохранения сравнительно проста. Для этой цели используются:

1) алфавитный словарик фамилий, адресов, телефонов и т.п.;

2) блокнот для черновых записей разного рода;

3) еженедельник или вкладыши в записную книжку для сроч­ных записей, облегчающих их быстрое нахождение и исполь­зование;

4) карточки, образующие картотеку;

5) полевая записная книжка для экспедиционных условий;

6) альбом для зарисовки с натуры;

7) магнитофон.

Собранную первичную научную информацию следует регистри­ровать. Формы ее регистрации различны. Это могут быть:

1) записи самого различного характера, в том числе выписки из протоколов опытов, заседаний кафедры (лаборатории), наблю­дений в лабораторных журналах, историях болезней и т.п.;

2) оформление новой информации на специальных бланках, ан­кетах, статистических и других карточках, образующих в ко­нечном результате тематическую картотеку;

3) фиксация различного рода звуковых сигналов (природных шумов, голосов животных, пения птиц и т.п.) на магнитных лентах или других видах звукозаписи;


4) регистрация научной информации методами фотографии, рентгенографии, осциллографии, прием сигналов различных датчиков и регистрация их самописцами;

5) графики, рисунки, схемы и другие графические материалы;

6) расчеты, выполненные с помощью машинной техники;

7) научные отчеты;

8) материалы консультаций и отзывы специалистов по научным результатам;

9) выписки из анализируемых документов, литературных источ­ников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.).

Записи ценных мыслей, пришедших как бы неожиданно, реко­мендуется делать, не откладывая. Иначе, как это часто бывает, мысли эти забываются, и воспроизвести их потом трудно. Весьма полезно всегда иметь «под рукой» бумагу и карандаш. Еще лучше, если для этой цели использовать магнитофон.

Еще на ранней стадии организации научного исследования представляется необходимым выбрать наиболее приемлемую систе­му хранения первичной документации. Это поможет сберечь в даль­нейшем много времени и облегчить пользование такого рода мате­риалами.

Выписки и другие подобного рода материалы обычно хранят в обычных канцелярских папках или конвертах большого формата, а библиографические карточки — в деревянных или картонных ящи­ках.

Тематические разделы такого «личного архива» индивидуально различны. Вот один из таких вариантов:

1) выписки из литературных и ведомственных источников по теме и списки литературы;

2) ксерокопии опубликованных статей, тезисов, рефератов, на­учных докладов и сообщений;

3) деловая переписка по отдельным вопросам темы;

4) записи результатов экспериментальных и других исследова­ний;

5) иллюстрации (технические рисунки, фотографии, чертежи, схемы, эскизы и т.п.);

6) первые варианты обобщений научных материалов (черновые рукописи, сводные таблицы расчетов, выводы, предложения), а также отзывы по ним специалистов. Отдельным папкам следует давать тематические названия и де­лать на них замечания справочного характера.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифро­вые данные и т.п. При этом особую роль играет классификация, без которой невозможны научное построение или вывод.


Классификация дает возможность наиболее коротким и правиль­ным путем войти в круг рассматриваемых вопросов. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависи­мости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изу­чения материала. Она является одной из центральных и существен­ных частей общей методологии любого научного исследования.

Процесс сбора, фиксации, хранения и классификации первич­ной научной информации желательно завершить написанием целост­ного обзорного текста, обобщающего и систематизирующего такую информацию.


Часть 4. Работа над рукописью диссертации

Подготовка черновой рукописи

Этот этап работы диссертанта состоит из анализа, обобщения и теоретического объяснения новых научных фактов, полученных в ре­зультате исследования, а затем отображения всех материалов в виде рукописи диссертации, выполняемой в форме ее черновой версии (т.е. до ее окончательной перепечатки).

Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных лис­тах писчей бумаги. Такие листы надо заполнять только на одной сто­роне, чтобы в случае необходимости можно было делать различные текстовые вставки или, наоборот, выкидки, не переписывая страницу заново.

Каждую страницу не заполняйте полностью, оставляйте место для последующих дополнений и изменений. Располагайте записи на странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или по­нятия являются основными. Наиболее значительные определения, формулировки и т.п. желательно подчеркнуть или напечатать враз­рядку, используйте цвет, обвод, маркер и другие известные вам спосо­бы.

Обязательное условие успешного написания любой научной ра­боты — необходимость составления ее подробного плана. Общий план диссертации, как уже отмечалось, отражается в ее плане-про­спекте. Но этого мало. Прежде чем начинать писать тот или иной раздел (главу, параграф, подпараграф), следует также составить и его подробный план.

Для составления такого плана надо основательно продумать, что конкретно нужно сказать в каждом разделе, зафиксировать конспек­тивно отдельные мысли, прикинуть, какой логикой их связать, с чего начать раздел, и главное, чем он должен быть закончен, какую задачу можно решить, закончив написание раздела.


Лишь детально проработав план раздела, можно начинать пи­сать, следуя этому плану. При этом имеет смысл приблизительно прикинуть количество страниц, которое следует выделить для изло­жения того или иного раздела или его отдельных частей. Конечно, в процессе дальнейшей работы эти пометки могут исказиться, их при­дется корректировать, но кое-какие ориентиры все же сохранятся и позволят работать дальше более осмысленно.

Постоянно следите за тем, чтобы не отклоняться от задуманной темы. Увлечься какими-либо одним-двумя аспектами и получить в результате текст, в котором не затронут целый ряд ключевых момен­тов, чрезвычайно легко.

Следите также за тем, чтобы все части рукописи были примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объе­му. Они должны быть соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.

В конце каждого раздела желательно делать краткие выводы из предшествующего изложения в виде отдельных фраз-резюме: «итак, (таким образом и т.п.) мы рассмотрели то-то и то-то», а следующую за ней часть начинать словами: «Теперь перейдем к рассмотрению (описанию, обоснованию и т.п.) того-то».

Не обязательно в конце каждой главы или параграфа формули­ровать выводы по пунктам, как это часто делается, но резюме, итог каждого раздела должен быть. В нем нужно четко и конкретно сфор­мулировать, что же вытекает из всего изложенного в данном разделе, какие задачи здесь решены. Кроме того, желательно одной фразой обозначить переход к последующему разделу и показать, как полу­ченные результаты будут в нем (или в параграфе, главе) использова­ны.

Черновую версию основной части подготовьте как можно рань­ше. Чем дольше вы будете работать с черновой версией текста, тем в большей степени вам удастся ее улучшить.

При написании текста выбирайте один из трех типов его изло­жения: описательный, повествовательный или объяснительный. Их роль и эффективность в процессе литературного оформления резуль­татов проведенного исследования различны, ибо каждый их них об­ладает особыми коммуникативными свойствами и различной инфор­мативностью.

В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем — характеристику отдельных его частей.

В таком тексте можно наиболее точно отразить характеристику предмета или явления. Описание предпочтительнее других типов из­ложения в тех случаях, когда в диссертации необходимо раскрыть структуру объекта исследования, его составляющие части, проанали­


зировать направление движения. Описание позволяет уточнить форму, состав, свойства, качества объекта научного исследования. Как правило, научное описание носит констатирующий характер, ут­верждает наличие или отсутствие каких-либо признаков.

В повествовательных текстах (то есть текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитываются их продолжительность во времени и смысло­вая значимость для раскрытия всей темы.

Повествовательный тип изложения создает наиболее благоприят­ные условия для адекватного отражения в тексте диссертации вре­менных связей предметов и явлений объективной действительности.

Этот тип изложения динамичен, особенно при фиксации сооб­щений о развивающихся событиях или состояниях объекта исследо­вания. В диссертации повествование может быть конкретным, обоб­щенным или информационным. Конкретное передает сообщение о расчлененных, хронологически последовательных действиях, обоб­щенное отражает только типичные для данных условий изменения, информационное содержит констатацию каких-либо действий, изме­нений без их конкретизации и воссоздания хронологической после­довательности.

Наиболее полно передает особенности научной коммуникации объяснительный тип изложения материала. Он строится на выведении новых положений из исходных научных посылок, отношения при­чинного следования формируют здесь целостную, логически упоря­доченную картину проведенного исследования.

Объяснительный тип изложения позволяет адекватно отразить в тексте причинно-следственные связи предметов и явлений. Такой тип изложения материала дает возможность воссоздать авторскую логику исследования, всесторонне проанализировать истинность научных утверждений, их соответствие современным достижениям научного познания.

Объяснительный тип изложения наиболее органичен для диссер­таций, так как позволяет воспроизвести системный характер научно­го познания, представить информацию в целостном виде, воплотить логику научного мышления.

Особая эффективность этого типа изложения связана с тем, что в научном тексте фиксация отдельных этапов научного познания происходит ретроспективно. Диссертант отбирает из совокупности выполненных познавательных операций наиболее важные с точки зрения отражения сущности научного исследования. Хронология со­знательно подменяется логической очередностью этапов изучения предмета или явления. Поэтому в диссертации отношение причинно­го следования формирует целостную, логически упорядоченную кар-


тину исследования, которая характеризуется преобладанием иерар­хичности, субординативной связанностью звеньев, доминированием целого над частями.

При пользовании объяснительным типом изложения особо часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые диссертант употребляет в своих рассуждениях. В этой связи ему необ­ходимо уметь строить их определения. Выражая в сжатом виде зна­ние о предметах, они являются существенным моментом в их изуче­нии.

Разумеется, содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Вместе с тем, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегая от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

Чаще всего определения дают через родовой признак и ближай­шее видовое отличие. Обычно вначале называется родовое понятие, в которое определяемое понятие входит как составная часть. Затем на­зывается тот признак определяемого понятия, который отличает его от всех ему подобных, причем этот признак должен быть самым важ­ным и существенным.

Чтобы дать правильное определение чему-либо, надо соблюдать несколько требований, которые принято называть правилами. Прави­ло соразмерности требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего понятия. Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении тождества. Например: «Банкир — это собственник денежного капитала, который специализируется на ведении банковских операций». Если же «банкир» определяется как лицо, специализирующееся на ведении банковских операций, то пра­вило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия (лицо, специализирующееся на ведении банковских операций) уже объема определяемого понятия (банкир). Такое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком узкого поведения.

Ошибка будет иметь место и в том случае, если мы определим банкира как собственника денежного капитала. В этом случае опре­деляющее понятие будет значительно шире, чем определяемое, по­скольку собственниками денежного капитала являются не только банкиры. Такую ошибку называют ошибкой слишком широкого оп­ределения.

Если при определении понятия мы прибегаем к другому поня­тию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Разновидностью круга в оп­ределении является тавтология — ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Например: «Эконо­мист — это лицо, занимающееся экономикой». Подобное определе­


ние не раскрывает содержания понятия. Если мы не знаем, что такое экономист, то указание на то, что этот человек занимается экономи­кой, ничего не прибавит к нашим знаниям.

В некоторых случаях при определении понятий указывается не один видовой признак, а несколько. Обычно это делается тогда, когда невозможно указать такой единственный признак, который от­личал бы данное понятие от всех других и раскрывал бы существен­ным образом его содержание. Поэтому в таких случаях указывается несколько признаков, достаточных для отличия определяемого поня­тия и раскрытия его содержания.

Подлинно научное определение сложных явлений и фактов не может ограничиваться формально-логическими требованиями. Оно должно содержать оценку определяемых фактов, исключающую односторонний подход, присущий в недавнем прошлом всей отечест­венной науке.

Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли в наиболее ясном и понятном виде. Но один полагает, что для этого достаточно лишь кратко рассмотреть ход исследования и по­дробно изложить конечные результаты. Другие исследователи как бы вводят читателя в свою творческую лабораторию, неторопливо ведут его от этапа к этапу, подробно и последовательно излагая методы своей работы, ее удачи и неудачи, весь ход исследовательского про­цесса. Так перед читателем проходит весь сложный путь исканий уче­ного: от творческого замысла до заключительного этапа работы — подведения итогов, формулирования выводов и предложений.

Первый вариант изложения часто используется авторами науч­ных монографий, рассчитанных на сравнительно узкий круг специа­листов. Для любой диссертации более приемлем второй вариант из­ложения, позволяющий лучше судить о способностях соискателя к самостоятельной научно-исследовательской работе. Это позволяет полнее выявить глубину его научной эрудиции в данной области науки и специальные знания по вопросам диссертации, т.е. соответ­ствие ее автора официальным требованиям, предъявляемым к соис­кателям соответствующей ученой степени.

В арсенале авторов диссертационных работ имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие приемы:

1) строго последовательный;

2) целостный <с последующей обработкой каждой главы);

3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последователь­ности).

Строго последовательное изложение материала диссертации тре­бует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередного раздела, он не может переходить к следующе­му. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать


несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подго­товку беловой рукописи, так как сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.

Выборочное изложение материалов также часто применяется дис­сертантами. По мере готовности фактических данных автор обраба­тывает материалы в любом удобном для него порядке, подобно тому как художник пишет картину не обязательно с верхней или нижней части. Выберите тот прием изложения, который считаете наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или в беловую (окончательную).

На этом этапе работы над рукописью желательно выделить сле­дующие композиционные элементы диссертации:

1) введение;

2) выводы и предложения (заключение);

3) библиографический список использованных литературных ис­точников;

4) приложения;

5) указатели.

Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания со своим научным руководителем и еще раз все основательно проду­мать.

В результате осмысления содержания написанного выделяются части по предметно-тематическому и проблемно-тематическому принципу. Выделив тематически самостоятельные фрагменты, дис­сертант должен определить, какую роль в его диссертационном сочи­нении играют те или иные факты, и объединить равнозначные по со­держательной нагрузке материалы, т.е. речь идет о классификации фактического материала по содержательной значимости. Для этого в тексте диссертации находят ключевые (главные, опорные) части со­держания, а также аргументы и примеры.

Очень часто в рукописи диссертации встречаются материалы, лишние по отношению к рассматриваемым вопросам, или могут от­сутствовать необходимые сведения. В процессе критического прочте­ния написанного надо исключить все лишнее и восстановить недо­стающие звенья, выстроив их в логически обоснованный ряд.

После разбора и систематизации фактического материала по его логической значимости следует проанализировать содержательные блоки текста, каждый из которых объединяет ключевое положение, аргументацию и примеры. При этом надо установить связи между всеми ключевыми положениями и исследовать аргументацию и ил­


люстративный и текстовой материал в целом, а также уточнить со­держание всех понятий, т.к. неточное их толкование приводит к ло­гическим и фактическим ошибкам.

Когда макет черновой рукописи готов, т.е. все нужные материа­лы собраны, сделаны необходимые обобщения, получившие одобре­ние научного руководителя, начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, таблица, формула, каждое предложение, каждое отдельное слово, т.е. диссертант проверяет степень полноты изложения темы, достовер­ность и убедительность своих рассуждений, а также доказательность.

Чтобы ответить утвердительно относительно достоверности и убедительности проделанной работы, надо убедиться, что в ней:

— были проведены исследовательские операции лишь с безус­ловно реальными фактами, четко отделяемыми от допущений и гипотез;

— обобщения и выводы допускают проверку;

— исследовательские операции можно воспроизвести.

Что касается проверки доказательности полученной в процессе проведенного исследования научной информации, то здесь следует еще раз убедиться, что все выдвинутые положения доказаны, а не декларированы.

После завершения всех проведенных работ над основной частью черновой рукописи диссертации ее автор должен принять одно из следующих решений: признать основную часть работы выполненной или провести дополнительный сбор и отбор научного материала с его последующей проверкой. Здесь целесообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими глазами», строго критически и без каких-либо послаблений.

Заключительным этапом работы над черновой рукописью дис­сертации является построение выводов и предложений. Для этого не­обходимо:

— проверить завершенность каждой отдельной части рукописи и доказательность аргументации в масштабе всей работы в целом;

— сформулировать выводы: а) по существу поставленных про­блем, б) по побочным вопросам и в) по вопросам практичес­кого значения и использования полученных результатов;

— наметить дальнейший ход работы при продолжении исследо­ваний рассмотренной проблемы;

— сравнить ранее выдвинутую гипотезу с полученными вывода­ми.

Черновая рукопись вначале пишется от руки, а затем ее текст перепечатывается на пишущей машинке. Однако в последнее время диссертанты стремятся получить доступ к компьютеру и договарива­ются с оператором ПЭВМ, который будет набирать их материалы.


В этом случае снимаются многие сложности с распечаткой текста в случае внесения в него каких-либо исправлений и добавок.

Однако лучше всего самому освоить компьютер. Благодаря раз­личным текстовым редакторам (так называются программы, позво­ляющие создавать и редактировать тексты) вы получаете возможность делать с вашим материалом все что угодно. При этом не надо писать, печатать, перепечатывать и т.п., поскольку все исправления в ком­пьютере не нуждаются в физической замене текста в целом. Кроме того, в текстовом редакторе вы можете проверить орфографические ошибки в тексте.

Вообще возможностям работы с текстом на компьютере можно посвятить отдельную книгу, поэтому не будем останавливаться на этом подробно, а лишь посоветуем — не жалейте своих усилий на ос­воение компьютера. С его помощью можно работать продуктивнее и с меньшими затратами времени, которого при написании диссерта­ции почти всегда очень недостает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.039 с.)