Нравственные аспекты человеческого бытия в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные аспекты человеческого бытия в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».



Роман «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением М.А.Булгакова. В нём поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: вопросы Добра и Зла, подлости и коварства, свободы и несвободы, смысла жизненного счастья, любви и ненависти, истины и лжи.

Булгаков изображает в своём произведении целую галерею незабываемых образов. Мир земной представлен людьми обыкновенными, с обычными, повседневными заботами и мелкими страстями. Это люди несвободные, живущие по установленным планам и зависящие от узаконенных установок. Мир их материалистических размышлений ограничивается коммунальной квартирой и личным опытом. Они не верят в библейские и потусторонние временные измерения. Это неверие в предсказуемость судьбы привело к болезни Ивана Бездомного, попавшего в клинику Стравинского, и к гибели Берлиоза – человека без фантазии, догматика, признающего лишь общепринятые истины. В «земных главах» властвует главная для всех инструкция: «положено – не положено». Здесь «положено» говорить только разрешённые слова, действовать только в дозволенных пределах. Булгаков, живя в таком обществе, прекрасно понимал ценность свободы.

«Свобода и несвобода» в философском аспекте поставлена в спорах Иешуа Га-Ноцри с могущественным римским прокуратором Понтием Пилатом. В душе его происходит борьба человеческого и должностного. Пилат, как государственный человек, вынужден делать то, что расходится с его человеческой совестью, хотя и соответствует идее государственности. Он, дослужившись до большого чина, переродился, стал бояться за карьеру. Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Душевные человеческие порывы уступают место рассудочному политиканству. Несвобода берёт верх над свободным волеизъявлением.

Пилат, будучи умным человеком, прекрасно понимает величие собеседника, его талантливость как врача телесного и духовного, которого ни в коем случае нельзя убивать. Но является прямым виновником его смерти, так как общественное мнение толпы, на которое он переложил свою вину, расходилось с его личными симпатиями. Зло, совершённое им, не пройдёт бесследно. Он обрёк себя на вечную иллюзорность существования.

Независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри, недоступная для простых смертных, тем значительней, что исходит из добрых побуждений, из любви и веры к человеку. Главное для правдолюбца – делать людям добро, не держать «камня за пазухой», уметь прощать заблудших врагов. Он даже хлопочет перед духом Зла за Маргариту, отдавшую Дьяволу свою душу во имя любви. Важна, по его мнению, духовная сторона, которую-то как раз и нужно развивать. Он верит людям, надеется на их духовное возрождение.

По принципу антитезы рассматривается проблема Добра и Зла, так или иначе затрагивающая все образы романа и особенно Воланда. Именно с ним связан эпиграф ко всему произведению: «…так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд, прежде всего, наказывающая сила по отношению к тем, кто пропагандирует несвободу, к людям подлым и корыстным, и совершающий благо по отношению к честным и справедливым. Он даже может простить трусливого человека, например, Понтия Пилата.

Воланд знает цену всему: невежеству и бездуховности, демагогической рассудочности, страсти к деньгам. Он признаёт и то, что по-настоящему истинно и ценно – творчество Мастера, любовь и достоинство Маргариты, раскаяние Понтия Пилата. У него нет презрительного отношения к людям.

Образ Мастера не совсем чётко обрисован в романе. Но он решил для себя главную проблему: что первично и что вторично – Добро или Зло. Доброе, утверждает его герой Иешуа, высвободит из человека злое энергией доброты, словесным убеждением, а не силой власти, ибо такая власть является орудием насилия.

Маргарита - сильная и цельная натура. Она ради встречи с любимым готова даже стать ведьмой и быть королевой на балу у Сатаны. Богатство, комфорт – не это всё нужно Маргарите. Встреча с Мастером дала ей то, чего не хватало для счастья: любовь. Только после встречи с любимым она обрела смысл жизни.

Таким образом, проблемы, поставленные в романе, дают богатую пищу для размышлений. Написанный несколько десятилетий назад, он и по сей день не потерял своей актуальности.

 

19. Нравственные истоки героизма русского народа в годы Великой Отечественной войны (на примере одного из произведений).

 

Василь Быков — автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести «Знак беды», написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие. Прекрасная природа, незамысловатый круг забот Степаниды— это нравственные истоки ее будущего подвига. «В мирную жизнь вторгается страшное слово — война. Немцы быстро наступают», оставляя героям повести совсем мало времени на размышления. И все-таки Петрок не может избавиться от мысли: «Что ждать от немцев?» Слабый и податливый, герой уверен, что и при немцах можно будет благополучно прожить, если особо не высовываться. Степанида не прячет ценное, заботится о детях. Не верит она в утешительные слова Петрока: «Ничего, как-нибудь. Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они... Не съедят, может...»

 

Однако надежды Петрока, что «война пройдет стороной», не сбываются. Во время испытаний есть только два пути: за или против. Третьего не дано. Вскоре после прихода немцев местные полицаи проводят первую «боевую операцию», требуют у Петрока и Степаниды водки. Петрок готов подчиниться, гнать самогон, Степанида же не скрывает своего презрения к предателям-полицаям. Она их «не боится, потому что презирает и ненавидит».

 

Проходит некоторое время, и на хуторе поселяется целая немецкая команда. Оккупанты не считают за людей хозяев Яхимовщины, безжалостно избивают из-за пустяка Степаниду. Петрок же безропотно выполняет распоряжение. А в Степаниде зреют сразу два чувства: глухой внутренний протест и предчувствие большой беды. Женщина не боится нанести врагам непосредственный урон, она тайком бросает в колодец немецкую винтовку.

 

Множатся преступления немцев и полицаев, и вот даже миролюбивый Петрок поднимается до своеобразного протеста, до мысли, что фашисты — звери. Тем более, что Степанида не покоряется палачам. Она тщательно готовится к проведению вооруженной акции против немцев. Жизнь героини опалена огнем высокой жертвенности. Спасаясь от врагов, Степанида сама поджигает собственный хутор, свой привычный и устоявшийся мир и гибнет в огне. Примечательна последняя фраза повести о бомбе, приготовленной Степанидой... «Но бомба дожидалась своего часа...»

 

В повести «Знак беды» показан героизм простых людей во время Великой Отечественной войны. До бунта поднимается не только Степанида, которая до войны отличалась правдолюбивым и мужественным характером, независимостью, но даже мягкохарактерный Петрок. Эти обычные деревенские люди восходят на своеобразную нравственную Голгофу. И высота их подвига — это высота подвига всех людей, одержавших над врагом такую трудную, но необходимую победу. Она досталась народу и стране очень дорогой ценой.

 

У Василя Быкова нет ни одного произведения с благополучным концом — во время войны не может быть благополучия одних за счет других. И писатель это прекрасно понимает. Такой беззаветно преданный Родине народ невозможно победить — доказывает писатель каждым своим произведением. Не в этом ли кроется популярность его произведений на протяжении многих лет?

 

Основная идея его произведений - поведение людей в экстремальных ситуациях, когда в одно мгновенье приходится решать такие сложные вопросы, как: Кто прав? Кто виноват? Умереть или предать?. "Сотников" не исключение, в этой повести Быков смог показать, что происходит с внутренним миром человека, когда решается его судьба.

 

Вспомним эпизод, когда Сотников и Рыбак приходят к старосте. По суровым законам военного времени они должны были убить его. Он сотрудничает с фашистами, значит, предатель. Но был ли у него выбор? По своей воле он сделал этот шаг? Нет! Но какое это имеет значение для партизан, которые перевидали за военное время много таких, как он. Сам Петр, даже не пытается оправдываться, - знает, что бесполезно. Почему же Рыбак не убил его? Ведь должен был, по всем понятиям должен. Пощадил он его только потому, что "очень уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр". Значит, война не сделала из солдата машину для убийств, не смогла противостоять здравому смыслу и гуманизму. Рыбак совершает безупречно правильный выбор, положившись на свое чутье.

Ещё одно трудное решение предстоит сделать ему во время перестрелки с полицаями. Он встает перед выбором: или спасти тяжелобольного товарища, или семнадцать человек от голодной смерти. В первый миг он выбирает второе, но, отступая, он слышит, как отстреливается Сотников. Именно звуки выстрелов заставляют его бросить овцу и вернуться на помощь. Зачем? Ведь в лесу целый отряд, не евши несколько дней, а тут один лишь больной, к тому же раненый. Не может, значит, Рыбак пойти против законов морали, не в его духе трусить и бросать товарища, который на протяжении всего задания был для него только обузой.

 

Во время перестрелки Сотников видит, как уходит его товарищ, но не винит его за предательство: сам прекрасно понимает, что Рыбаку он только мешался, и решает задержать полицаев, дав тем самым уйти напарнику.

 

Проблема нравственного выбора характерна для всего творчества В. Быкова. Скорее всего, что как фронтовик, он мог наблюдать подобные ситуации, именно поэтому так тонко передает он мысли и действия человека, оказавшегося «на распутье».

Поэтому людей, не поддавшихся обстоятельствам, имеющих нравственный стержень, он ставит на пьедестал. Например, в повести «Сотников».

 

Отряд окружен немцами. Партизаны голодают и мерзнут на болоте. Без пищи они обречены. Рыбаку и Сотникову приказано добыть еды. Глубокой ночью они уходят на задание. Именно с началом пути автор начинает исследование своих главных героев. Сотников тяжело болен. Его душит постоянный кашель. Рыбак советует больному товарищу вернуться в отряд. Тот отказывается: «все эти дни он был голоден и ему хотелось погреться в домашнем тепле». Тогда Рыбак предлагает ему вафельное полотенце, чтобы обмотать простуженное горло, и становится теплее. Мы невольно начинаем проникаться симпатией к бывшему старшине Рыбаку. Нам трудно представить, что, спустя несколько глав, Рыбак будет уже другим человеком.

 

Писатель, будто нейрохирург, постепенно и осторожно раскрывает нам своих героев. Наверное, своеобразным апогеем повествования становится сцена в доме старосты, когда уважение к хватке Рыбака, да и к его житейской морали - максимальное. А сам Сотников предстает далеко не добрым человеком:

 

- Что, отпускаешь? – сипло спросил Сотников, когда они вдвоем остались посреди двора.

-А, черт с ним.

 

Сотников полагал, что Рыбак, после того как отберет овцу старосты, расстреляет его, как пособника фашистов. Он не мог сочувствовать человеку, который согласился на службу у немцев. Однако Рыбак «не любил причинять людям зло – обижать невзначай или с умыслом». Еще один эпизод с женщиной, которая колет дрова у своей избы. Сотников, ссутулясь, уныло ожидал под стеной. А Рыбак закинул за спину карабин и, взявшись за топорище, нарубил ей дров.

 

Однако нравственные испытания все более усложняются. Сотникова ранят в перестрелке с полицаями. Сначала Рыбак обрадовался, что оторвался от преследователей. Их задержал Сотников своим карабином. И все же Рыбак «вдруг отчетливо понял, что уходить нельзя. Как можно столько силы тратить на эту проклятую овцу, если там оставался товарищ?». И он, стараясь не рассуждать больше, быстрым шагом двинулся по своему следу назад. Для него это был трудный выбор.

 

Сотникова же страшило другое: «стать для других обузой» или попасть в руки полицаев. Он уже выбирает смерть. Василь Быков подробно описывает, как Сотников стягивает со здоровой ноги «смерзшийся бурок», чтобы в случае чего «только впереть в подбородок ствол винтовки и пальцем ноги нажать на спуск». Сотников – из тех, кто не уклоняется и не сворачивает, и хотя последний выбор ему еще только предстоит, он уже живет с ним в душе. Рыбак же жаждет жизни и постоянно ведет борьбу за нее. Ради жизни он готов на все. Нам импонирует и героическая позиция Сотникова, и страстное желание Рыбака наслаждаться «свободой, простором, ветром в поле». Здесь герои как бы на равных перед читателем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.012 с.)