Организация финансового менеджмента на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация финансового менеджмента на предприятии



Казахская Академия Труда и Социальных Отношений

Шарипова Н.А.

Организация финансового менеджмента на предприятии

(на примере ИП «MIRUSDESK»)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Специальность 5В050900 «ФИНАНСЫ»

 

Алматы 2016

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахская Академия Труда и Социальных Отношений

 

«Допущена к защите»

________________________

Декан экономического факультета

________________________

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему: Организация финансового менеджмента на предприятии

(на примере ИП «MIRUSDESK»)

 

Специальность 5В050900 «ФИНАНСЫ»

Выполнила Шарипова Н.А.

Научный руководитель

К.э.н., доц. Садыкова Ж.Е.

Алматы 2016

КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ФАКУЛЬТЕТ экономический

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ________________________________

ЗАДАНИЕ

На выполнение дипломной работы (проекта)

Студенту ___________________________________________________

Тема работы (проекта) ___________________________________________________________________

Приказом по вузу № ________от «____»_______________200____г.

Срок сдачи законченной работы (проекта) «_____»______________200____г.

Исходные данные к работе (проекту)

1. Законодательная и нормативная база Республики Казахстан.

2. Статистические данные национальной экономики Казахстана.

3. Основная научная, учебная и специальная литература.

4. Основные производственно-экономические и финансовые показатели объекта исследования (предприятия)

Рекомендуемая основная литература:____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРАФИК

подготовки дипломной работы (проекта)

№ разделов Наименование разделов, перечень раскрываемых направлений Объемы часов на раздел Сроки представления
  Теоретическая часть:   с «____» «__________» до «____» «__________»
- поиск, изучение и систематизация научной и учебной литературы;  
- формирование теоретической части по подразделам;  
- написание подразделов;  
- формирование теоретических выводов и заключений.  
  Основная часть:   с «____» «__________» до «____» «__________»
- изыскание необходимых показателей;  
- формирование показателей;  
- систематизация показателей;  
- проведение анализа показателей.  
  На основе проведенного анализа осуществляется выработка:   с «____» «__________» до «____» «__________»
- направлений, путей, предложений по совершенствованию систем (процессов и т.д.);  
- заключение;  
- формирование списка использованной литературы;  
- систематизация приложений;  
- предзащита дипломной работы.  

 

Дата выдачи задания___________________________

 

Декан факультета (Заведующий кафедрой) _______________________ доц. А.К.Саурукова

 

Научный руководитель проекта (работы) ________________________ Ж.Е Садыкова.

 

Задание принял к исполнению студент _________________________ Н.А. Шарипова

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..  
  Теоретические основы финансового менеджмента и его организация на предприятии  
1.1 Финансовый менеджмент как система управления……………………  
1.2 Особенности организации финансового менеджмента на предприятии………………………………………………………………  
  Анализ финансового менеджмента на предприятиях малого и среднего бизнеса (на примере ИП «MIRUSDESK»)  
2.1 Организация финансового менеджмента на предприятии……………  
2.2 Общая характеристика экономической деятельности ИП «MIRUSDESK»…………………………………………………………...  
2.3 Анализ финансового менеджмента ИП «MIRUSDESK»……………..  
  Направления по совершенствованию финансового менеджмента в малом и среднем бизнесе РК  
3.1 Совершенствование финансового менеджмента на предприятиях РК  
3.2 Предложения по улучшению финансовой деятельности на предприятии ИП «MIRUSDESK»………………………………………  
Заключение…………………………………………………………………….  
Список использованной литературы…………………………………………  
Приложение А Анализ структуры активов за период 2014-2015 гг. Приложение Б Анализ структуры активов за период 2014 -2015 гг  
Приложение В Динамика активов за 2014-2015 гг.  

Приложение Г Анализ структуры пассивов за 2014 -2015 гг.

Приложение Д Анализ структуры пассивов за 2014 -2015 гг.

Приложение Ж Динамика пассивов за 2014 -2015 гг.

Приложение И анализ платежеспособности за 2014-2015 гг.

Введение

 

Актуальность темы дипломной работы. Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.

Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с 70-х - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Например, в США - в малом предпринимательстве занято 53% населения, в Японии - 71,7%, в странах ЕС - примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малый бизнес необходим потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства. Реформирование экономики Казахстана невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых является и малый бизнес.

В Послании Президента РК народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечено, что « Развитие малого и среднего бизнеса – вот главный инструмент индустриальной и социальной модернизации Казахстана в ХХI веке. В этом моя позиция, как известно, однозначна, и я её много раз высказывал. Чем больше доля малого и среднего бизнеса в нашей экономике – тем более устойчивым будет развитие Казахстана. У нас действуют более 800 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, в них работает 2,4 миллиона казахстанцев. Объём продукции этого сектора вырос за четыре года в 1,6 раза и составляет более 8,3 миллиарда тенге» [1].

Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества.

В настоящее время, с развитием рыночных отношений, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств, поэтому комплексная разработка финансовой стратегии развития предприятия являются важнейшей составляющей его развития.

В новых условиях хозяйствования и становления рыночных отношений в Казахстане особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

На сегодняшний день в малом бизнесе Казахстана имеется множество проблем, среди которых основными являются административные барьеры, высокий уровень налогообложения и недоступность кредитных ресурсов. Предприятия малого и среднего бизнеса в своей работе сталкиваются с различными проблемами и угрозами, как то: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция.

При управлении финансами на малом предприятии может возникнуть ряд факторов, способных повлиять на принимаемые решения:

а) особенности структуры капитала;

б) специфичная иерархия рисков;

в) высокие кредитные проценты;

г) отсутствие гарантий;

д) попытки поглотить

е) распространить влияние над предприятием.

Отсюда видно, что для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента.

Организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса связана с преодолением конкурентных преград на рынке и получением прибыли, что является достаточно важным фактором.

Финансовый менеджмент в условиях рыночных отношений можно рассматривать как самостоятельную форму предпринимательской деятельности. Он представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма [2, С.23].

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. [3, С.41].

Финансовый менеджмент уверенно входит в отечественную практику хозяйствования, используя богатый арсенал методов, накопленных рыночной экономикой. Эту сферу экономики составляют довольно весомые достижения, так и довольно существенные экономические катастрофы. Если рассматривать достижения, то наибольшее число Нобелевских премий было присуждено за разработки эффективных методов финансового менеджмента. К катастрофам же можно отнести катастрофы “местного” уровня каждого хозяйствующего субъекта – их банкротства. Причем, если зарубежная практика базируется именно на плохо организованных и неработоспособных предприятиях, то отечественный перечень организаций – банкротов в первую очередь составляют бывшие государственные предприятия (в основном из военно-промышленного комплекса), которые после перевода экономики в рыночное русло не смогли организовать эффективную работу и выпуск продукции, пользующейся спросом.

Отечественный финансовый менеджмент в условиях рыночной экономики, характеризуется динамизмом своих подходов и методов, определяемыми быстрыми изменениями внешних и внутренних условий хозяйствования предприятий. Те управленческие решения, которые вчера обеспечивали предприятию финансовый успех, сегодня могут привести к противоположному результату.

Однако, несмотря на высокий динамизм финансового менеджмента, ему присущи и свои стабильные принципы, без знания которых довольно рискованно принятие решений в условиях казахстанской рыночной экономики. Это относится к принципам формирования структуры капитала и состава активов, методам управления финансовыми рисками, механизмом финансового управления в условиях кризисного развития предприятия. Знание и практическое использование современных принципов и механизмов, методов эффективного управления финансовой деятельностью предприятий позволяет обеспечить их относительно безболезненный переход к новому качеству экономического развития в рыночных условиях.

Применение новых форм в управлении финансами способствовали рождению новой специальности в сфере управления – финансового менеджера. Руководитель финансовой службы предприятия (финансовый менеджер) должен быть высокообразованным, творческим, мыслящим специалистом с широким кругозором, знающим и умеющим применять в своей работе результаты развития таких наук как: финансы, статистика, бухгалтерский учет, финансовый и экономический анализ, ценообразование, налогообложение и др.

В современной экономике предпринимательские структуры зачастую осуществляют необдуманные действия. Это обусловлено не только меняющимися условиями внешней среды, но и отсутствием цельных планов деятельности, сопоставляющих расходы предприятий с их доходами. На основе подобных сопоставлений возможен не только анализ текущего финансового состояния, но и разработка комплексных финансовых планов.

Долгосрочное планирование деятельности вообще и финансовой деятельности в частности является одним из краеугольных камней современного менеджмента. Использование современного инструментария позволяет достаточно достоверно предсказать основные источники финансовых опасностей и разработать возможные мероприятия по локализации нежелательных последствий и недопущению убытков или наступления кризиса.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы обусловлена не только практическими, но и теоретическими аргументами.

Целью работы является определение содержания и организации финансового менеджмента в малом и среднем бизнесе РК в современных условиях, выявление основных проблем финансовой деятельности и выработка рекомендаций по совершенствованию организации и управлению финансами.

В рамках поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

а) исследовать теоретические аспекты финансового менеджмента;

б) изучить основы организации финансового менеджмента на предприятии;

в) рассмотреть способы организации финансового менеджмента в малом и среднем бизнесе;

г) проанализировать организацию финансового менеджмента в ИП «MIRUSDESK»;

д) предложить направления по совершенствованию организации финансового менеджмента на предприятии.

Объектом исследования в данной работе является ИП «MIRUSDESK»

Предметом исследования являются вопросы организации финансового менеджмента на малом предприятии.

Теоретической и методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме и развитию финансового менеджмента на предприятиях. В процессе исследования были использованы фактические отчеты и данные результатов деятельности ИП «MIRUSDESK»

Рисунок 1.1 - Общая схема финансового менеджмента.

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления - это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Во-первых, любой объект управления, любой процесс представляют собой систему. Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Финансовая система входит в социально-экономическую систему. Главным свойством социально-экономической системы является то, что в ее основе лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов влияет на состояние системы и процесс ее развития. Любая система состоит из элементов. Под элементом системы понимается такая подсистема, которая в условиях данного исследования (наблюдения и его цели) представляется неделимой, не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие. Следовательно, элемент всегда является структурной частью любой системы. Например, финансовая система в целом в качестве элемента системы включает финансовые фонды (денежные, основные, оборотные фонды, фонды обращения, уставный капитал). Для финансов хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансы структурного подразделения этого субъекта. Для финансов подразделения хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансовые ресурсы.

Каждому элементу присущи различные свойства. Основными свойствами элемента системы являются следующие: [6, С.21].

а) Элемент системы выполняет только ему присущую функцию, которая не повторяется другими элементами данной системы.

б) Элемент обладает способностью взаимодействовать с другими элементами и интегрировать с ними. Это является признаком целостности системы.

в) Элемент тесно связан с другими элементами своей системы.

Свойства элементов финансовой системы позволяют вывести общее правило финансового менеджмента: всегда надо стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов, подсистем.

Во-вторых, воздействие субъекта на объект управления, т. е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

В-третьих, финансовая система является сложной, динамичной и открытой системой.

Сложность финансовой системы определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, структурным разнообразием элементов. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности. Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Это обеспечивает увеличение и углубление связей финансовой системы с внешней средой и усложняет процесс ее управления. Финансовая система является открытой системой, так как она обменивается информацией с внешней средой.

Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Различают два основных типа функций финансового менеджмента: функции объекта управления и функции субъекта управления. К функциям объекта управления относятся: организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), организация финансовой работы и т. д. Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. Эти функции, т. е. конкретный вид управленческой деятельности, последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. Речь идет о таких функциях, как планирование, прогнозирование или предвидение, организация, регулирование, координирование, стимулирование, контроль [6, С.22].

Планирование в финансовом менеджменте играет существенную роль. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления - финансовое планирование - охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. Финансовое планирование представляет собой также процесс разработки людьми конкретного плана финансовых мероприятий, т. е. обычный вид деятельности человека. Для того чтобы эта деятельность была успешной, вырабатываются методология и методика разработки финансовых планов.

Прогнозирование (от греческого prognosis - предвидение) в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояние объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление вза­имосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.

Регулирование (от латинского regulate - подчинение определенному порядку, правилу) в финансовом менеджменте - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Координация (латинское слово, вместе + ordinatio - расположение в порядке) в финансовом менеджменте - согласованность работ всех звеньев системы управле­ния, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Стимулирование в финансовом менеджменте выра­жается в побуждении работников финансовой службы к за­интересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределе­нием материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Контроль в финансовом менеджменте сводится к про­верке организации финансовой работы, выполнения фи­нансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о фи­нансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Кон­троль предполагает анализ финансовых результатов. Ана­лиз - часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финан­сового планирования и должен рассматриваться как его со­ставная часть - контроль за выполнением финансового пла­на, за исполнением принятых решений.

Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому финансовый менеджмент обладает многовариантностью. Многовариантность финан­сового менеджмента означает сочетание стандарта и нео­рдинарности финансовых комбинаций, гибкость и неповто­римость тех или иных способов действия в конкретной хо­зяйственной ситуации. Главное в финансовом менеджмен­те - правильная постановка цели, отвечающая финансовым интересам объекта управления. Финансовый менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменения ус­ловий финансового рынка, финансовой ситуации, финансо­вого состояния объекта управления. Поэтому финансовый менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления, на умении быстро и правильно оце­нивать конкретную финансовую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный, выход из этой ситуации. В финансовом менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, до­биться ощутимого успеха для конкретного хозяйствующего субъекта [7, С.32].

Рисунок 1.4- Принципы составления финансовой отчетности

Примечание: источник [18]

Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью, а также нейтральностью данных.

Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует события хозяйственной жизни. Требование преобладания содержания над юридической формой означает, что все включаемые в отчетность сведения рассматриваются прежде всего с точки зрения их экономического содержания, даже если их юридическая форма предусматривает иную трактовку.

Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой группы.

Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

Сопоставимость требует, чтобы сохранялась последовательность в применяемых методах бухгалтерского учета на данном предприятии, и тем самым обеспечивалась сопоставимость данных о деятельности предприятия за несколько отчетных периодов.

Каждая единица информации включается в отчетность исходя из того, что учет этой финансовой информации производился на основе определенных принципов учета, а также принимая во внимание существующие ограничения на включение данных в отчетную информацию.

Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за прошлые периоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые возможности предприятия на предстоящие периоды. Такая информация должна содержать сведения, необходимые для [19]:

а) оценки текущего финансового положения предприятия, его активов, обязательств и собственного капитала, а также оценки изменений в этих статьях за определенный период;

б) оценки потоков денежных средств предприятия, их суммы, времени притока и оттока и связанного с этим фактора риска;

в) принятия инвестиционных решений и решений по выбору источников финансирования.

Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе. Баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования — с другой (пассив).

Баланс содержит подробную характеристику ресурсов предприятия. Однако для финансового менеджмента необходимо выделить некоторые основные параметры, которые характеризуют эффективность решений, принятых в прошлые отчетные периоды, и являются базой предстоящих финансовых решений. К этим показателям относятся.[20]:

а) общая стоимость активов предприятия;

б) доли долгосрочных и краткосрочных активов в общей сумме активов;

в) доли вложений в физические и финансовые активы в общей сумме активов;

г) общая стоимость собственного капитала;

д) прирост стоимости вложенного капитала;

ж) стоимость заемного капитала;

и) доли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в общей сумме пассивов.

Некоторые из этих показателей содержатся непосредственно в балансе. Большой объем информации содержится в пояснительной записке. Однако ряд показателей должен быть получен с помощью дополнительных расчетов, перегруппировки данных баланса или же привлечения данных бухгалтерского учета.

Активы предприятия отражают инвестиционные решения, принятые компанией за период ее деятельности. В основе расположения статей актива баланса находится критерий ликвидности (способность превращения средств предприятия в денежную наличность), являющийся одним из наиболее важных показателей финансового менеджмента.

Принципиальным для финансового менеджмента является разделение активов на долгосрочные и краткосрочные активы.

Долгосрочные активы — это средства, которые используются в течение более чем одного отчетного периода, приобретаются с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года. Долгосрочные активы представлены в первом разделе баланса «Основные средства и внеоборотные активы».

Краткосрочные активы или оборотные средства (активы) — это средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного отчетного периода, который, как правило, составляет один год. Оборотные активы представлены в балансе во втором и третьем разделах актива.

Для принятия финансовых решений важно из состава оборотных средств выделить следующие группы ресурсов.[21]:

а) денежные средства;

б) краткосрочные финансовые вложения;

в) дебиторская задолженность;

г) материально-производственные запасы.

Наиболее ликвидная часть оборотных активов — денежные средства. Это денежные средства в кассе и денежные средства в банках, включая денежные средства в валюте. Денежные средства используются для текущих денежных платежей. Денежные средства, на расходование которых установлены определенные ограничения и которые не могут быть сняты с банковского счета в течение соответствующего цикла, а также денежные средства, не предназначенные для текущих платежей, не должны при анализе включаться финансовым менеджером в состав оборотных средств.

Оптимальная для предприятия сумма денежной наличности определяется под влиянием противоположных тенденций. Деловая репутация фирмы и возможные конъюнктурные осложнения обязывают предприятие иметь определенный денежный запас. В частности, это необходимо для своевременного погашения текущих обязательств, оплаты труда, развития производства и так далее.

Отсутствие денежных средств может привести к банкротству предприятия. Неоднозначное влияние на сумму денежных средств предприятия оказывает инфляция. С одной стороны, она увеличивает опасность обесценения свободных денежных средств. С другой стороны, с учетом инфляции для соответствующих выплат требуется все больше и больше денег. Вместе с тем, крупные суммы денежных средств осложняют проблему учета и контроля за движением этих средств.

Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции предприятия в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года. В системе финансового менеджмента покупка этих ценных бумаг (государственных или частных) производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании, а в интересах выгодного помещения временно свободных денежных средств. Эти вложения делаются компаниями на период, в течение которого не потребуются денежные средства для погашения текущих обязательств или других текущих платежей. Условием эффективности размещения таких средств является реализуемость этих ценных бумаг, что требует наличия достаточно емкого рынка для их продажи в любой требуемый момент.

Следующая статья баланса — дебиторская задолженность, т. е. причитающиеся фирме, но еще не полученные ею средства. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года. Дебиторская задолженность учитывается в балансе по фактической стоимости реализации, то есть исходя из той суммы денежных средств, которая должна быть получена при погашении этой задолженности. Однако для финансового менеджмента необходимо получить более реалистическую картину дебиторской задолженности. С этой целью должна быть рассчитана чистая дебиторская задолженность — разница между фактической суммой дебиторской задолженности и резервом по сомнительным долгам. Следующая укрупненная статья, рассчитываемая по данным баланса - «Материально-производственные запасы».

Материально-производственные запасы - это материальные активы, которые предназначены для продажи в течение обычного делового цикла, производственного потребления внутри предприятия и производственного потребления в целях дальнейшего изготовления реализуемой продукции [22, С.23].

В эту статью включаются сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, а также другие статьи, которые характеризуют краткосрочные вложения денежных средств предприятия в хозяйственную деятельность, предшествующую реализации продукции. Материально-производственные запасы являются наименее ликвидной статьей из всех статей оборотных активов. Обращение этой статьи в денежные средства требует времени не только на то, чтобы найти покупателя, но и чтобы получить с него плату за продукцию.

Анализ статьи «Материально-производственные запасы» имеет большое значение для эффективного финансового управления. Запасы могут иметь значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает затруднения со сбытом своей продукции, что, в свою очередь, может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры.

Нарушение оптимального уровня материально-производственных запасов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения запасов и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов, если это вызвано нарушением каких-либо характеристик готовой продукции. Таким образом, вопросы определения и поддержания оптимального объема запасов являются важным разделом финансового менеджмента. [23, С.25].

2 Анализ финансового менеджмента на предприятиях малого и среднего бизнеса (на примере ИП «MIRUSDESK»)

Рисунок 3.1- Основные функционирующие подсистемы

Источник: [23]

 

При помощи анализа финансового состояния, становится очевидным, что в условиях рынка оказалось в крайне неустойчивом финансовом положении, которое осложняется ещё и тем, банк не даёт кредиты на льготных условиях, к тому же увеличивается число конкурентов. Все эти факторы встают на ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, руководству необходимо не т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.07 с.)