Воспитание и учебная практика в странах Древнего Востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание и учебная практика в странах Древнего Востока



 

 

Древний Восток - условное название стран, которые существовали в IV-I тыс. до н. э. на территории Южной Азии и частично в Северной Африке. На западном краю этой территории находится Египет, на восточном - Китай.

 

Воспитание подрастающего поколения уже четко выделяется как самостоятельная социальная функция общества.

 

Главным его признаком в этот период было появление специальных учебно-воспитательных заведений - школ, где происходило систематическое обучение детей. Появление школ способствовало созданию различных систем письма (шумерское, египетский, китайский и т. д.) и накопления научных знаний, которые развивались благодаря запросам производства (построение сложных сооружений), военным, медицинским, религиозным и др. потребностям.

 

Первые школы возникли в III-II тыс. до н. э. в таких государствах как Шумер, Египет, Индия, Китай. Обучение с этого времени становится основной, но не единственной стороной воспитания.

 

Школы в Шумере возникли в середине III тыс. до н. э. Шумер - ранняя рабовладельческое государство, существовавшее с V до конца II тыс. до н. э. на территории Двуречья (между реками Тигр и Євфрат).

 

Шумеры превратили пиктографическое письмо в клинопись, который представлял собой передачу информации с помощью комбинации различных вертикальных и горизонтальных клиновидных рисков. Эта система письма была сложной и трудной для изучения. Она насчитывала около 600 знаков.

 

Школы у шумеров возникали с целью подготовки писцов - людей, которые умели пользоваться клинописью. Собственного названия они не имели и назывались “дома глиняных табличек“, учитель - “отец дома глиняных табличек“, ученик - “сын дома глиняных табличек“. Это потому, что писали шумеры на глиняных табличках (по мокрой глине).

 

Тексты на найденных учеными глиняных табличках свидетельствуют, что в шумерских школах изучали сведения по ботанике, зоологии, географии, математике, астрономии.

 

Школы в Египте также возникают в III тыс. до н. э. Примерно в это время здесь появляется и письменность.

 

Египтяне использовали для письма папирус. Именно письмо было иероглифическим, то есть - “священным“ (иероглиф - священный знак). Оно было чрезвычайно сложным (насчитывало около 700 различных иероглифов).

 

В Египте существовали дворцовые школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих.

 

Первыми здесь появились, как и в Шумере, школы для писцов. Ученик сначала упражнялся в писании на глиняных табличках или дощечках и только тогда, когда приобретал достаточных навыков, ему давали папирус.

 

Только в школах для жрецов изучали иероглифическое письмо, которое считалось священным. В этих школах все окутывалось мистикой и таинственностью, здесь передавали умение отправлять религиозные культы, а также сообщали научные сведения по математике, астрономии, географии и медицины, которые держались в тайне от других людей.

 

Во II тыс. до н.э. возникают первые учебные заведения в Китае. О них узнаем из древнейших китайских записей, сделанных на костях и панцирях черепах. На рубеже II и I тыс. до н. э. появляются летописи на бамбуковых и деревянных дощечках. Важные документы с VIII в. до н. э. записывали на дорогом шелке. В I в. китайцы научились изготовлять бумагу.

 

В Древнем Китае писали иероглифическим письмом, которое насчитывало несколько десятков тысяч иероглифов. Обучение грамоты продолжалось много лет, оно было доступно только детям чиновников и богачей.

 

Первыми китайскими школами были общинные школы, которые впоследствии делились на центральные и местные. Для подготовки различных чиновников открывались специальные учебные заведения: юридические, математические, медицинские, художественные. С развитием науки в Китае возникают высшие аристократические школы, где учили, прежде всего, ораторскому искусству, философии, религиозной морали, астрономии, медицины и т.д.

 

Кроме государственных существовали также частные школы. Первую частную школу открыл Конфуций.

 

Основу обучения составляли "шесть искусств": стрельба из лука, управление лошадью, музыка, письмо, арифметика, этикет. Изучению письму и счету не придавали такого особого значения как всем другим дисциплинам.

 

На рубеже I и II в. н. э. в Китае впервые была введена система государственных экзаменов на занятие государственных должностей: кто хотел в будущем стать ученым или чиновником, должен был составлять ряд экзаменов на протяжении нескольких лет. Поэтому вся умственная образование, как правило, была направлена на подготовку к сдаче этих экзаменов.

 

Во II тыс. до н. э. возникли школы в Индии. Об их существовании свидетельствуют Веды - древнейший памятник индийской религиозной литературы. Веды были составлены с помощью санскрита - древнего индийского языка.

 

В Индии была развитая устная традиция, которая до последнего времени оставалась ее характерной чертой. Уже в III в. до н. э. здесь существовали два алфавита - кхароштхи и брахме. Последний является источником всех позднейших индийских алфавитов.

 

Материалом для письма в Индии служило пальмовые листья. На севере страны для письма использовали внутреннюю сторону бересты.

 

В Ведах сохранились сведения об школы для двух высших состояний ("варны"): школы брахманов и школы кшатриев.

 

На время обучения учащиеся жили в доме учителя. Обучение в школе продолжалось 10-12 г. Для ученика день делился на две части. Часть дня выделялась для выполнения различных хозяйственных обязанностей в доме учителя, оговоренных при поступлении ребенка в школу. Другая часть дня предназначалась для школьных занятий. Занятия заключались, прежде всего, в заучивании наизусть стихотворений, гимнов и других религиозных текстов. Письмо в школах прививалося, как и в обществе в целом, очень медленно.

 

В разные периоды в древнеиндийских школах изучались: грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка, философия, красноречие.

 

2.2. Воспитание и школьное образование в государствах Древней Греции. Образование эпохи эллинизма

 

 

Экономический и культурный расцвет государств Древней Греции датируется VI-IV вв. до н. э. Хорошо известны две воспитательные системы тогдашней Греции: спартанская (Спарта - главный город Лаконии) и афинская (Афины - главный город Аттики).

 

Общие черты афинской и спартанской воспитательных систем:

 

- предназначались только для состоятельного полноправного населения;

 

- пренебрежительное отношение к физическому труду и к людям труда (неповноправного населения и рабов).

 

Особенности спартанской воспитательной системы. Воспитание в Спарте имело ярко выраженный военно-физический характер. Его главной задачей выступала подготовка мужественного, физически развитого, здорового, закаленного и выносливого воина - защитника земельной аристократии.

 

Воспитание было государственным и строго контролируемым ею. Контроль государства над воспитанием начиналось с первых дней жизни ребенка: новорожденных осматривали в специальном месте, которое называлось лесха. Только здоровые дети возвращались родителям.

 

До 7 лет осуществлялось семейное воспитание. С 7 и до 18 лет мальчики находились в специальных заведениях интернатного типа - агелах, а в промежуток времени от 18 до 20 лет переходили в группу ефебиев (“ефебія“ - молодой человек, молодость) и несли гарнизонную военную службу. После военной службы юноши становились полноправными гражданами Спарты. Гражданское совершеннолетие наступало в 30 лет.

 

В зависимости от года обучения детей в агелах делили на отдельные отряды. Руководитель агелу - пейдоном - специальное должностное лицо от государства. К воспитательной деятельности привлекались наиболее ловкие и умные юноши в возрасте 15-17 лет. Их называли іренами.

 

Уклад жизни в агелах был полностью построен по военному образцу. Все воспитание было направлено на выработку беспрекословного послушания, развитие выносливости и усвоения науки побеждать. На первом месте стояли физическое воспитание и военные упражнения. Много внимания уделялось таким военно-гимнастическим упражнениям как бег, борьба, метание диска и копья, приемы кулачного боя. К этому присоединялись музыка, пение и религиозно-обрядовые танцы. Искусство читать и писать официально не входило к содержанию обучения. Об особенностях спартанского воспитания достаточно ярко свидетельствует древний историк Плутарх в своих “Сравнительных життєописах”.

 

Одним из наиболее важных направлений умственного воспитания в агелах считалось умение юношей коротко и точно отвечать на поставленные вопросы ("лаконичный язык").

 

С 15-летнего возраста юноши получали право носить оружие и участвовать в так называемых криптіях - ночных облавах на илотов.

 

После каждого года обучения проводились публичные испытания - агоны.

 

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей.

 

Особенности афинской воспитательной системы. Здесь воспитания мало выражен индивидуалистический характер. Афиняне стремились к сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического развития. Конечной целью воспитания выступала гармонично развитая личность. Эта цель определялась греческим понятием "калокагатія" (внутренняя и внешняя совершенство). Идеальный человек - тот, кто прекрасный телом и душой.

 

Семейное воспитание для мальчиков продолжалось до 7 лет, а для девочек - до замужества. Воспитание девочек было ограниченным и замкнутым. Они находились в отдельных частях жилых помещений - гінекеях. Мальчики после 7 лет начинали посещать школу. С целью избежания нежелательных уличных знакомств, мальчика в школу и из школы сопровождал специально приставленный раб - педагог (с гр.: “пайс“ - ребенок, “аго“ - веду за руку)

 

Школа (“схоле“) с греческого означает покой, досуга. В дальнейшем этим словом называли беседы философов с учениками, а еще дальше - и школьные занятия вообще.

 

Школы были частными и платными. Отдельно существовали мусические и гимнастические (палестры) школы. Первые давали всесторонний интеллектуальное развитие, а вторые - такую же культуру тела.

 

Посещение мусичної школы приходилось на возраст с 7-16 г.; в 12-16 г. мальчики занимались параллельно еще и в гимнастической школе. В дальнейшем (16-18 г.) наиболее обеспеченная часть молодежи поступала в государственные гимназии - учебные заведения повышенного типа. Весь образовательный путь заканчивался 2-летней ефебією (18-20 г.) - военной службой.

 

Мусична школа (с гр.: “мусична“ - искусство муз) имела два отдела - граматиста i кіфариста. Здесь занятия проводили учителя - дидаскали (“дидаско“ - я учу).

 

В школе граматиста учили читать, писать и считать. В процессе обучения грамоте применялся "буквоскладальний метод". Для письма использовали навощені деревянные дощечки, по которым писали заостренными палочками - стилем. Изучали все четыре арифметические действия. Считать учились с помощью пальцев, камешков и рахувальної доски (абаки). Цифры обозначались с помощью букв алфавита.

 

В школе кіфариста давалась литературное и музыкальное образование. Изучали произведения Гомера, Гесиода, а с конца V в. до н. э. штудировали Эсхила, Софокла, Еврипида. Литературные произведения часто декламировали в музыкальном сопровождении. Чаще всего в школе учили игры на лире и кефали. Тесно с музыкой стояло обучение пению.

 

В гимнастической школе - палестре (палестра - площадка для занятий гимнастикой) мальчики занимались системой физических упражнений, которые получили название пятиборье. Сюда входили: бег, борьба, прыжки, метание диска и метание копья. Кроме этого, в систему физических упражнений школы входило и плавание. Во главе этой школы стоял учитель - педотриб - специалист из всех видов гимнастики.

 

Гимнасий - государственное учебное заведение повышенного типа в Афинах. В V-IV вв. до н. э. здесь насчитывалось три гимнасия, содержавшихся за государственный счет: Ликей, Академия i Кіносарг. Здесь молодежь тщательно изучала философию, политику, ораторское искусство, литературу, а также продолжала заниматься гимнастикой.

 

Образование эпохи эллинизма. Период с IV в. до н. э. (со времени походов О.Македонського) к I в. н. э. в греческой истории называют эпохой эллинизма. В настоящее время греческая культура широко распространилась на огромной территории, завоеванной Македонским. Афинская философия, литература и искусство сочетались с математикой, астрономией и пусками естествознания, что издревле развивались в Древнем Востоке.

 

Центром этой культуры стало город Александрия. Здесь была создана богатейшая библиотека древнего мира, которая имела до 700 тыс. рукописных книг. В городе существовали музей, обсерватория, ботанический сад, зверинец.

 

Система школ в эпоху эллинизма напоминала афинскую. Но школьная дело усуспільнюється: школы из частных постепенно превращаются в государственные. Нарушается гармония умственного образования и физического воспитания. Физическое воспитание понесло упадка.

 

В образовании постепенно выделяется круг учебных дисциплин, которые становятся основой ее содержания: грамматика, диалектика, риторика, а также арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Они позже будут оформлены в “семь свободных искусств“, которые станут основой содержания повышенной (среднего) образования для всего европейского средневековья.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.021 с.)