II. Работа над физиологическим и фонационным дыханием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Работа над физиологическим и фонационным дыханием



Воспитание дыхания и развитие голоса – это единый процесс. Основное внимание при подборе упражнений направлено на:

· воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха;

· тренировку носового дыхания;

· умение произвольного расслабления;

· выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

1) не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений,

2) следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом,

3) чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота,

4) движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Рекомендуются

· статические дыхательные упражнения – для воспитания смешанно-диафрагмального типа дыхания, координации правильного соотношения носового вдоха и ротового выдоха, сознательного произвольного управления дыханием;

· динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания;

· фонационные дыхательные упражнения.

Статические дыхательные упражнения используются при нарушениях голоса, независимо от характера заболевания. Производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями.

Для тренировки нижнерёберного типа дыхания используется прибор «TRIFLO-II». При вдохе нижняя часть грудной клетки расширяется, при этом передняя стенка живота слегка выдвигается вверх и вперёд. Большое внимание уделяется короткому бесшумному вдоху и длительному выдоху, с сознательным сохранением выдыхательной установки – «опоры дыхания».

Упражнения могут включать дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники и т.д.

Упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос, подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы. Например:

1) вдох (5 сек.) — задержка (3 сек.) — выдох (5 сек.);

2) вдох (8 сек.)— задержка (5 сек.) — выдох (8 сек.);

3) вдох (8 сек.) — задержка (6 сек.) — выдох (10 сек.);

4) «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаха цветов);

5) «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

6) «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха. Ребенок ощущает движение мышц живота;

После установления ровного ритмичного дыхания через 5-7 дней занятий следует переходить к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.

Динамические дыхательные упражнения физически укрепляют организм, развивают фонационное дыхание, подготавливают к интенсивным голосовым нагрузкам. Их проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель тренировки достигается за счёт изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений.

Примеры упражнений для гипертонусных нарушений:

1) Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, пф, пш.

2) Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести — вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе «ух» (упражнение «дровосек»).

3) Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки через стороны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе гласных звуков с, ух, уф.

 

Примеры упражнений для снятия напряжений:

1) руки с напряжением вытянуть в стороны, поочерёдно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук.

2) вдох – голову с напряжением повернуть к правому плечу, на выдохе медленно перевести к левому плечу. Повторить 3-4- раза и наклонить голову вниз, чтобы расслабить мышцы шеи.

3) вдох – голову с напряжением закинуть назад, выдох – наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнение, произнося при наклоне поочерёдно гласные звуки «а», «о», «у».

При гипотонусе рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру. При гипертонусе рекомендуются упражнения, способствующие снятию излишней напряжённости
Исходное положение: стоя. Смещение центра тяжести вверх. Вовлечение максимального числа крупных мышечных групп. Использование отягощения для оказания активного сопротивления движению. Полная амплитуда движений. Увеличение сложных упражнений. Увеличение числа повторений. Быстрый и средний темп выполнения. Укороченные паузы отдыха. Исходное положение: лёжа, сидя. Смещение центра тяжести вниз. Ограниченное число мышечных групп. Исключение отягощения движений.   Ограниченная амплитуда движений. Увеличение простых упражнений. Уменьшение числа повторений. Средний и медленный темп выполнения. Продолжительные паузы.

Фонационные дыхательные упражнения начинают с глухих щелевых согласных, которые не вызывают трудностей (независимо от характера нарушений). Их выполнение осуществляется статически или динамически (сопровождая медленным разведением рук в стороны, наклонами и поворотами головы и туловища, движениями ног и т.д.)

Например: «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением: ф! ф! ф! ф! Свеча погасла;

«Насос»— тренировка продолжительного, сильного выдоха при длительном произнесении звука с––.

 

 

При гипотонусе голосовых складок При гипертонусе голосовых складок
рекомендуется произнесение сонорных звуков «м», «н». Произнесение гласных, работать начинаем с того звука, где лучше смыкание (если щель в середине голосовых складок, начинаем с «и», «у»). Затем отрабатывается произнесение глухих взрывных согласных, при твёрдой атаке такое произнесение воспринимается на слух как «голосовой удар». При произнесении «п» должен быть щелчок, «т» произносится с напряжением кончика языка и нёба, звук «к» обеспечивается активностью корня языка. Толкательный метод Фрешельса, при котором произнесение слогов и слов сопровождается резкими отрывистыми движениями вниз или в стороны, разжиманием кулаков. Van Riper и Irwin (1958) рекомендуют внезапно начинать вокализацию, для чистоты звучания сильно напрячь мышцы живота, затем коротко, отрывисто произнести звук. Для повышения тонуса можно использовать различные голосовые упражнения, изменяющие привычные для обучающегося высоту и интенсивность голоса.   подготовительные упражнения для того, чтобы человек почувствовал разницу между напряжением и расслаблением: поднять руки, сжать кулаки, расслабить, опустить; напрячь шейные мышцы, расслабить, уронить голову. Некоторые авторы для снятия повышенного тонуса рекомендуют перед логопедическими занятиями использовать «жевательные упражнения» (по Фрешельсу). Основываясь на некотором подобии жевания и речь, автор рекомендует сочетать жевательные упражнения с одновременной подачей звука. Однако, нужно помнить, что для снятия напряжения следует применять комплексный медико-педагогический подход. Рекомендуется придыхательная фонация (как при произнесении слов «холм», «хата») – вырабатывается плавная воздушная струя при имитации «согревания» рук. Другой способ подачи звука: вокальные упражнения – распевание (а-а-а). Для закрепления кинестезий расслабленной гортани рекомендуется произносить тихим шёпотом на придыхательной атаке слоги «ххах», «ххох», держа у губ маленькое зеркало. При правильном выполнении зеркало запотевает.
Режим молчания полезен при любом функциональном нарушении, так как способствует ослаблению патологических связей, что обеспечивает успешное формирование голосового стереотипа. Однако, полное ограничение трудно выдерживается, поэтому правильнее говорить об ограничительно-голосовом режиме. В первую очередь, ограничиваются разговоры по телефону.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.009 с.)