Пособие по ориентированию на местности и работе с топографическими картами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие по ориентированию на местности и работе с топографическими картами



Пособие по ориентированию на местности и работе с топографическими картами

Глава 1

ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА МЕСТНОСТИ

Местность как элемент боевой обстановки

Местность - то часть земной поверхности. Совокупность ее неровностей называется рельефом, а все расположенные на ней объекты, созданные природой или трудом человека (реки, леса, населенные пункты, дороги и т. п.), - местными предметами.

Рельеф и местные предметы взаимно связаны между собой. Так, рельеф влияет на распространение почвогрунтов и растительного покрова, конфигурацию гидрографии и дорожной сети, на планировку населенных пунктов, а почвогрунты при этом во многом определяют характер растительности, качество грунтовых дорог, глубину залегания грунтовых вод. Выступая в различных сочетаниях, рельеф и местные предметы в комплексе с климатом образуют различные типы местности, каждый из которых по-своему оказывает влияние на все стороны боевой деятельности войск. Поэтому уставы и наставления рассматривают местность как один из важнейших элементов боевой обстановки.

Влияние местности на ведение боя определяется на фоне боевой задачи с учетом вооружения подразделения, времени года и суток, а также метеорологических условий и характера действий противника. Местность может способствовать успеху боевых действий своих подразделений и ослаблять противника, но не сама по себе, а лишь в том случае, если командир правильно ее оценит и умело использует в конкретной боевой обстановке.

При оценке обстановки командир обязан: изучить общий характер местности и ее влияние на действия подразделений; установить наиболее вероятные направления действий самолетов, вертолетов и других воздушных целей противника на малых и предельно малых высотах; определить танкоопасные направления; выбрать наиболее выгодные позиции для размещения своих огневых средств. Определяя замысел боя, командир, кроме того, должен установить наиболее доступные направления действий подразделений и участки местности, от удержания которых зависит устойчивость обороны, рубежи боевых задач мотострелковых и танковых подразделений, места развертывания командно-наблюдательных пунктов подразделений, обеспечивающие наилучшее наблюдение за местностью, противником и действиями своих подразделений, наиболее устойчивые от разрушения местные предметы, которые можно использовать в качестве ориентиров.

Свойства местности, оказывающие влияние на организацию и ведение боя, применение оружия и боевой техники, принято называть тактическими свойствами. К основным из них относятся проходимость местности, ее защитные свойства, условия ориентирования, наблюдения, маскировки и ведения огня. В некоторых районах существенное влияние на ведение боя оказывают условия инженерного оборудования местности.

Проходимость местности - это свойство местности, способствующее или затрудняющее передвижение подразделений. Она учитывается при выборе направления сосредоточения основных усилий подразделения, определении ширины фронта наступления, возможности и способности применения различных видов военной техники, а также при организации маневра, выборе путей подвоза боеприпасов и материальных средств.

Основным фактором, определяющим проходимость местности, является дорожная сеть. Чем сильнее развита сеть дорог и выше их класс, тем местность доступнее для действий всех родов войск. Автомобильные дороги с твердым покрытием допускают движение транспорта в любую погоду. Проходимость грунтовых дорог определяется главным образом характером почв и грунтов, рельефом местности, временем года и состоянием погоды.

Роль дорожной сети еще больше повышается в лесисто-болотистой, пустынной и горной местности, где передвижение подразделений вне дорог является крайне затруднительным. Резко возрастает значение дорожной сети в период весенней и осенней распутицы. В таких условиях дороги с твердым покрытием приобретают значение важнейших направлений, вдоль которых сосредоточиваются основные усилия подразделений как в наступлении, так и в обороне.

Проходимость местности вне дорог определяется ее пересеченностью. Местность с оврагами, крутыми скатами и обрывами, реками и заболоченными участками, с большими площадями лесных массивов существенно снижает проходимость по ней боевых машин и автотракторной техники.

Ориентировочная скорость движения вне дорог в зависимости от крутизны скатов при сухом и твердом грунте приведена в табл. 1.2.

Защитные свойства местности - это свойства местности, ослабляющие действие поражающих факторов ядерного и обычного оружия. Правильное определение и использование защитных свойств местности облегчает организацию защиты личного состава и боевой техники от поражающих факторов различных видов оружия.

Таблица 1.2

Объект передвижения Скорость движения (км/ч) при крутизне ката, градусы
3 - 6 6 - 10 10 - 13 15 - 20
Подразделение в пешем порядке 6 - 5 5 - 4 4 - 3 3 - 2.5
Автомобиль повышенной проходимости 20 - 15 16 - 12 12 - 8 8 - 5
Гусеничный тягач с прицепом 12 - 10 10 - 7 7 - 5 5 - 3
Танк 15 - 12 12 - 10 10 - 6 6 - 4

Примечания:

  1. На увлажненных почвогрунтах скорость движения снижается в 1,5 - 2 раза,
  2. Крутизна доступных скатов:
  3. для автомобиля повышенной проходимости - 20-30°,
  4. для гусеничного тягача с прицепом -- 17-30°,
  5. для танка-30-35° (при коротких подъемах 5-10 м - до 40°).

Защитные свойства местности определяются, прежде всего, характером рельефа, растительного покрова, наличием на местности естественных различных и искусственных укрытий, способных полностью или частично обеспечить защиту подразделений.

Различные формы рельефа могут усилить или значительно ослабить воздействие ударной волны, светового излучения и проникающей радиации. Так, на передних (обращенных в сторону ядерного взрыва) скатах возвышенностей давление ударной волны заметно повышается. На обратных (по отношению к ядерному взрыву) скатах поражающее действие ударной волны существенно уменьшается. О степени усиления или ослабления поражающего действия ударной волны на личный состав и технику, находящихся на скатах, по сравнению с открытой местностью можно судить по данным, приведенным в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Крутизна ската, град. Коэффициент изменения давления в ударной волне
на переднем скате на обратном скате
  1,1 - 1,2 1,0
10 - 15 1,2 - 1,4 0,9
15 - 30 2,0 0,7
  2,5 0,5

Овраги, лощины, канавы, промоины, рвы и другие углубления также ослабляют действие ударной волны, если она пересекает их в поперечном направлении. При этом ослабление поражающего действия ударной волны тем больше, чем больше их глубина и извилистость и чем меньше ширина. Так, поражающее действие ударной волны на дне оврага глубиной 5 м при ширине 5 м уменьшается по сравнению с равнинной местностью в 2,5 раза, при ширине 10м-в 1,5 раза, при ширине 15 м-в 1,3 раза.

Защитные свойства местности во многом определяются и характером растительного покрова. Так, лесные массивы ослабляют ударную волну в 2 раза и более, уменьшают воздействие светового излучения в 6-8 раз, а также снижают уровень радиации в 2- 3 раза по сравнению с открытой местностью.

Условия ориентирования - это свойства местности, способствующие определению своего местоположения и нужного направления движения относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, а также относительно расположения своих войск и войск противника. Они определяются наличием на местности характерных элементов рельефа и местных предметов, отчетливо выделяющихся среди других объектов по своему внешнему виду или положению и удобных для использования в качестве ориентиров.

Условия наблюдения - это свойства местности, способствующие получению сведений о противнике. Они определяются степенью просматриваемости окружающей местности, дальностью обзора и зависят от характера рельефа, растительного покрова, наличия населенных пунктов и других объектов, препятствующих обзору местности.

Маскирующие свойства местности - это свойства местности, позволяющие скрыть от противника расположение и передвижение личного состава и боевой техники. Они определяются наличием естественных укрытий, образуемых формами рельефа, растительным покровом, населенными пунктами и другими местными предметами, а также общим характером, цветом и пятнистостью местности (чем разнообразнее цветовая гамма, тем лучше условия маскировки).

Хорошими маскирующими свойствами обладает пересеченная местность с лесными массивами и многочисленными населенными пунктами. Так, лощины" балки, овраги создают благоприятные условия для укрытия подразделении.

. Наиболее удобными естественными укрытиями для подразделений являются леса. Маскирующие свойства их определяются в основном высотой деревьев, сомкнутостью крон, составом пород и наличием подлеска. Возможности маскировки личного состава и боевой техники а зависимости от густоты леса приведены в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Вид леса Среднее расстояние между деревьями, м Сомкнутость крон Возможности маскировки
Густой лес До 6 1 - 0,5 Объекты надежно укрываются без искусственных масок
Лес средней густоты 6 - 10 0,5 - 0,2 Для надежной маскировки в отдельных случаях требуются искусственные маски
Редкий лес 10 - 15 0,2 - 0,1 Для удовлетворительной маскировки нужны искусственные маски

Условия ведения огня - это свойства местности, обеспечивающие удобное и скрытое от наблюдения противника расположение огневых средств, ведение точного огня из стрелкового оружия, орудий, танков, противотанковых средств, минометов, а также корректирование стрельб. Они зависят от характера рельефа, растительного покрова, наличия дорог, населенных пунктов и других местных предметов.

При определении условий ведения огня устанавливают участки местности, не простреливаемые стрелковым оружием и противотанковыми средствами в расположении противника и своих подразделений, выбирают наиболее выгодные позиции для ведения огня из стрелкового оружия и других огневых средств.

Условия инженерного оборудования местности зависят от типа почвогрунтов, уровня грунтовых вод, наличия строительных материалов, а также от характера естественных и искусственных укрытий и препятствий. Состояние почвогрунтов во многом определяет объем работ по подготовке колонных путей, оборудованию основных и запасных огневых позиций артиллерии, по отрывке окопов, траншей, укрытий для орудий, танков, боевых машин пехоты и другой боевой техники, возведению сооружений на пунктах управления, укрытий для личного состава, технических средств и объектов тыла. Наличие на местности строительных материалов (леса, щебня, гравия, песка и т. п.) определяет объем и сроки инженерных работ. От глубины залегания грунтовых вод зависит возможность подготовки пунктов водоснабжения, строительства различных сооружений.

Способы изучения местности

Изучение и оценка местности при принятии решения представляют собой уяснение характера ее элементов и их влияния на расположение и действия своих подразделений и подразделений противника. В выводах из оценки местности командир устанавливает, в какой мере она влияет на выполнение поставленной задачи, и определяет мероприятия, которые необходимо осуществить для того, чтобы наиболее полно использовать условия местности.

Мотострелковые, танковые, артиллерийские, инженерные и другие подразделения по-разному зависят от местности, предъявляют к ней свои требования в отношении проходимости, маскировки, наблюдения, ведения огня и т. д. Поэтому командиры различных подразделений одни и те же элементы местности изучают и оценивают с различных точек зрения, решая при этом вопрос о возможности и способах применения в данных условиях своих боевых средств.

Основные источники получения данных о местности следующие:

  • личный осмотр местности (рекогносцировка, разведка) - командир непосредственно изучает и оценивает местность при организации боя. Недостаток - требуется много времени для детального изучения всего района действий подразделений, ограничена возможность изучения местности ночью, а также в глубине обороны противника;
  • топографическая карта - основной источник сведений о местности в современном бою.
  • Карта позволяет быстро изучить местность на большой площади. Недостаток - старение карты;
  • аэрофотоснимки (фотодокументы) и специальные карты - применяются в дополнение к топографическим картам, а при их отсутствии - как самостоятельные документы для изучения местности. Недостаток - трудность чтения фотографического изображения элементов местности;
  • описание местности (справка о местности) -. содержит сведения о проходимости местности, режиме рек, климатических особенностях и некоторые другие данные. Недостаток - необходимо значительное время на отбор нужных сведений и перенос их на карты;
  • опрос местных жителей и допрос пленных - позволяет получить данные о проходимости местности, ее инженерном оборудовании, а также о планируемых противником мероприятиях по затоплению местности и разрушениям на ней.
  • Недостаток - сведения отрывочные, слабо увязаны с картой и требуют проверки; прогнозирование изменений местности - применяется при изучении местности в районах ядерных ударов.

При изучении местности вначале определяют тип местности, ее особенности и основные тактические свойства. После этого детально изучают и оценивают тактические свойства участков и отдельных элементов местности. Результаты изучения и оценки местности анализируют совместно с другими элементами обстановки, в результате чего делаются выводы.

ГЛАВА 2

Задачи ориентирования

Организация и ведение боевых действий неразрывно связаны с ориентированием на местности. Оно необходимо при постановке боевых задач подразделениям и огневым средствам, выдерживании направления действий, целеуказании, нанесении на рабочую карту результатов разведки противника и местности, управлении подразделениями в ходе боя. Потеря ориентировки в бою может привести к невыполнению боевой задачи и неоправданным потерям личного состава и техники. Поэтому умение быстро и точно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов полевой выучки офицеров.

Ориентирование на местности по карте с использованием магнитного компаса является основным и наиболее широко распространенным способом ориентирования. Хотя современной навигационной аппаратуре и принадлежит все возрастающая роль, но без топографической карты эту аппаратуру эффективно использовать невозможно. По карте готовятся исходные данные для работы с этой аппаратурой, осуществляется контроль за продвижением по маршруту.

Таким образом, топографическая карта была и остается надежным путеводителем командира по незнакомой местности. Закрепленные опытом знания и навыки в ориентировании по карте помогают более уверенно и успешно выполнять боевые задачи в различных условиях боевой обстановки.

Ориентирование на местности заключается в определении направлений на стороны горизонта и своего местоположения, относительно окружающих местных предметов и форм рельефа и в выдерживании заданного или выбранного маршрута движения, а также в определении расположения на местности ориентиров, рубежей своих войск и войск противника, инженерных сооружений и других объектов.

Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение целей (объектов) и указывают направление движения, называются ориентирами. Они выделяются обычно своей формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.

Ориентиры подразделяются на площадные, линейные и точечные.

Площадные ориентиры занимают большую площадь. К ним относят населенные пункты, озера, болота, крупные массивы леса и др. Они легко опознаются и запоминаются при изучении местности.

Линейные ориентиры - это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине, например: дороги, реки, каналы, линии электропередачи, узкие лощины и т. п. Они используются чаще всего для выдерживания направления движения.

Точечные ориентиры-постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, трубы заводов и фабрик, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы, занимающие небольшую площадь. Они используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов (полос) огня, наблюдения.

При выборе ориентиров необходимо учитывать условия, в которых подразделения будут действовать на местности.

Ориентирование на местности может быть общее и детальное (точное).

Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местоположения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта маршрута. Такое ориентирование чаще всего осуществляют командиры мелких подразделений по заранее составленным схемам или спискам населенных пунктов и других ориентиров по маршруту.

Детальное ориентирование заключается в точном определении на карте своего местоположения и направления движения. Командиры, имеющие карты или аэрофотоснимки, в боевой обстановке всегда осуществляют детальное ориентирование, позволяющее выполнять точное целеуказание и управлять подразделениями и огнем,

При ориентировании на местности важное значение имеет умение быстро и достаточно точно определять стороны горизонта, измерять на местности и по карте расстояния до ориентиров и углы направлений на них, готовить по карте данные для движения по азимутам.

Подготовка данных и движение по азимутам

Движение по азимутам - это основной способ ориентирования на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости. Сущность его заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте между поворотными пунктами намеченного маршрута. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса или гирополукомпаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру.

Исходные данные для движения по азимутам (магнитные азимуты и расстояния) определяют по карте, а время движения - по нормативу и оформляют в виде схемы или вписывают в таблицу. Данные в таком виде выдают командирам экипажей, которые не имеют топографических карт. Если командир имеет свою рабочую карту, то исходные данные для движения по азимутам оформляют непосредственно на рабочей карте.

Маршрут движения по азимутам выбирают с учетом проходимости местности, ее защитных и маскировочных свойств, чтобы он обеспечивал в боевой обстановке быстрый и скрытный выход к указанному пункту. В маршрут обычно включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, которые облегчают выдерживание направления движения. Поворотные пункты выбирают у ориентиров, легко опознаваемых на местности (например, постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические пункты и т. п.).

Опытным путем установлено, что расстояния между ориентирами на поворотных пунктах маршрута не должны превышать 1 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине и выдерживании направлений по гирополукомпасу - 6 - 10 км. Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще.

Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рис. 3.2.

Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами на поворотных пунктах измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или возможно точнее-линейкой с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводят поправку за рельеф.

Определение магнитных азимутов направлений движений по маршруту между поворотными пунктами наиболее сложный и ответственный этап работы, так как даже небольшая ошибка в азимуте приводит к отклонению от поворотного пункта на местности.

Взаимосвязь между магнитным азимутом, дирекционным углом и геодезическим азимутом показана на рис. 3.3.

Угол между северным направлением геодезического меридиана (вертикальной стороной рамки карты) и вертикальной линией координатной сетки называется сближением меридианов (у). Вправо от геодезического меридиана сближение положительное (восточное), а влево-отрицательное (западное). На топографических картах СССР значение сближения меридианов не превышает ±3°.

Сближение меридианов, указываемое на топографических картах, относится к средней (центральной) точке листа; значение его в пределах листа карты масштаба 1:100 000 на средних широтах у западной или восточной рамки может отличаться на 10-15' от значения, указанного на карте.

Угол между северным направлением геодезического меридиана и направлением магнитного меридиана (северного конца магнитной стрелки) называется магнитным склонением (б). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется от геодезического меридиана на восток, магнитное склонение считается положительным, а на запад -трицательным.

Магнитное склонение подвержено суточным, годовым и вековым колебаниям, а также временным возмущениям под действием магнитных бурь. Годовые изменения магнитного склонения указываются на каждом листе топографической карты. Суточные колебания достигают 0-04.

Угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и магнитным меридианом называется поправкой направления (ПН), она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридианов:

ПН = (±б) - (±у).

Переход от измеренных по карте дирекционных углов (геодезических азимутов) к магнитным азимутам при подготовке исходных данных для движения выполняют по формулам:

Ам = а - (±ПН);

Ам = А - (±б).

Дирекционные углы направлений на местные предметы (ориентиры) измеряют по карте транспортиром или артиллерийским кругом. Они обеспечивают точность измерения с ошибкой ±1°. Для более точного измерения углов используют хордоугломер.

При движении по азимутам на каждом поворотном пункте маршрута, начиная с исходного, находят на местности по компасу нужное направление пути и двигаются по нему, измеряя пройденное расстояние по спидометру или шагами. Чтобы точнее выдерживать направление движения, выбирают на нем какой-либо промежуточный ориентир между поворотными пунктами; достигнув его, намечают следующий промежуточный пункт и продолжают движение. Удобно также пользоваться вспомогательными ориентирами (Солнце, Луна, созвездия, отдельные горные вершины), которые видны со всех точек маршрута. При использовании светил в качестве вспомогательных ориентиров следует через каждые 15-20 мин проверять по компасу направление движения, так как небесные светила за 1 ч смещаются на 15°. Если долгое время двигаться в их направлении без контроля, то можно значительно уклониться от маршрута.

Требования к топографическому ориентированию

В боевой обстановке от командиров требуется не только уметь самим быстро и точно ориентироваться на местности, но и обеспечивать ориентирование личного состава подчиненных подразделений.

Топографическое ориентирование предшествует тактическому ориентированию и является важным первичным этапом работы командира при организации боевых действий на местности. Топографическое ориентирование способствует быстрому и правильному уяснению подчиненными местоположения ориентиров, целей, рубежей и своих боевых задач.

Ориентируя командиров подчиненных и приданных подразделений на рекогносцировке, вначале объявляют время, указывают на местности сторону горизонта в направлении действий или на север по какому-либо местному предмету, называют квадрат координатной сетки карты, в котором находятся, указывают свою точку стояния относительно ближайшего ориентира, обозначенного на карте. Затем указывают направления на окружающие местные предметы в радиусе 10-15 км (наблюдаемые и ненаблюдаемые) и расстояния до них. Направления указывают относительно своего положения лицом в сторону противника (справа, прямо, слева или по сторонам горизонта), время - местное или оперативное, не кодированное наименование объектов - по карте. После этого назначают справа налево и в сторону противника ориентиры и показывают на местности линию соприкосновения своих войск и войск противника или рубежи, на которые вышли свои подразделения и войска противника.

Выбор и использование ориентиров. В качестве ориентиров выбирают хорошо наблюдаемые местные предметы и формы рельефа. Количество ориентиров должно быть небольшим (4-7), Один из ориентиров назначается обычно в направлении наступления или в центре полосы. Все ориентиры, назначенные старшим командиром, обязательны для подчиненных, их номера не изменяются. В ходе наступления по мере продвижения вперед выбираются новые ориентиры. Для удобства запоминания и отыскания на местности ориентирам обычно присваивают условные названия.

При действиях ночью, в пустыне и других условиях, сложных для ориентирования, средствами старшего командира осуществляются постановка искусстве

венных ориентиров и обозначение маршрутов движения специальными указателями. Направление действий подразделений обозначают при благоприятных погодных условиях створами факелов светящихся бомб, периодическим включением прожекторов, стрельбой трассирующими снарядами (пулями), а в отдельных случаях и созданием в глубине обороны противника пожаров.

В бою при передаче команд по радио номера ориентиров и условные наименования местных предметов передаются открытым текстом. Относительно ориентиров указывают и другие объекты местности и цели.

В условиях, сложных для ориентирования, командиры подразделений используют для выдерживания подразделениями направления движения специально подготовленных солдат (азимутчиков). В ходе боя азимутчики находятся при командирах и наблюдают за выдерживанием направления наступления (марша) и местоположением своих подразделений.

ГЛАВА 3

Таблица 19

Характер местности Коэффициент поправки при масштабе карты
1: 200 000 1: 100 000 1: 50 000
Горная (сильнопересеченная) 1,25 1,2 1,15
Холмистая (среднепересеченная) 1,15 1,1 1,05
Равнинная (слабопересеченная) 1,05 1,0 1,00

г) Определение расстояний по прямоугольным координатам

Расстояние D по прямой между точками с известными прямоугольными координатами, данными в одной системе, наиболее точно можно определить по формуле:

D=V(Х2-Х1)2+(Y2-Y1)2

где

X1,Y1 - координаты начальной точки;

X2,Y2 - координаты конечной точки.

ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ НА КАРТЕ

а) Измерение углов транспортиром (артиллерийским целлулоидным кругом)

При измерении углов на карте центр транспортира совмещается с вершиной угла, а линия основания транспортира - с одной из сторон угла; отсчет угла (в градусах) берется против второй его стороны.

Величина угла в делениях угломера определяется аналогичным приемом с помощью артиллерийского целлулоидного круга.

 

Построение профиля по карте

Профиль удобнее всего строить на миллиметровой бумаге, а при ее отсутствии-на обычной клетчатой.

На карте прочерчивают профильную линию, затем устанавливают и подписывают высоты горизонталей и точек перегиба скатов вдоль профильной линии. Подписи при этом могут делаться лишь в точках перегиба и на некоторых горизонталях - для облегчения определения высот. Определив разность высот, выбирают вертикальный масштаб профиля. Вертикальный масштаб обычно берется крупнее горизонтального в 10 раз. На миллиметровой бумаге проводят линию основания и в соответствии с принятым вертикальным масштабом прочерчивают над ней ряд параллельных горизонтальных линий, соответствующих высоте горизонталей (через одну, через две). В дальнейшем, приложив бумагу к профильной линии АВ на карте проектируют (переносят по перпендикулярам) на нее начальную и конечную точки, а также все горизонтали и точки перегиба скатов в соответствии со значением их высоты. Полученные точки соединяются плавной кривой.

Для решения задач на определение видимости строится так называемый сокращенный профиль. В этом случае на профиль строго переносятся лишь точки перегиба скатов. Для определения видимости на профиль переносятся все местные предметы (с учетом их высоты), ограничивающие видимость (леса, постройки и т. п.).

 

ГЛАВА 4

Разведка дорог

Основные вопросы разведки дорог:

  • тип (класс) дорог, их покрытие, состояние, ширина проезжей части и всего дорожного полотна;
  • места труднопроезжие для колесных и гусеничных машин и. возможность устройства объездов;
  • состояние и грузоподъемность мостов, наличие и размеры труб;
  • данные о путепроводах над дорогами (проездов под путепроводами);
  • возможность движения вне дорог;
  • дефиле и пути их обхода;
  • наличие вблизи дорог естественных укрытий от воздушного нападения и ядерных ударов противника;
  • условия маскировки и расположения на привалы;
  • источники водоснабжения;
  • наличие местных ремонтных материалов (песка, гравия, шлака, лесоматериалов);
  • необходимый объем работ и средства для ремонта дорог, оборудования колонных путей, бродов и других переправ;
  • средняя скорость движения по участкам;
  • условия ориентирования.

Результаты разведки наносятся на карту условными знаками. Дополнительные характеристики даются в текстовой справке-легенде, помещаемой на карте или прилагаемой к ней.

При отсутствии крупномасштабных карт и необходимости получить подробные данные о маршруте результаты разведки в процессе ее ведения оформляются в виде схемы с текстовыми и цифровыми пояснениями.

Разведка рек

При разведке реки определяются:

  • ширина, глубина и скорость течения реки, характер берегов, крутизна въездов и выездов, грунт дна и берегов, наличие и характер бродов, островов и отмелей;
  • места, удобные для переправы танков под водой по дну реки;
  • подходы к переправе и места для скрытного расположения переправочных средств и переправляющихся войск;
  • наличие местных переправочных средств и подручных материалов;
  • характер и объем работ, необходимых для подготовки переправы.

В ходе разведки составляется крупномасштабная схема (кроки) переправы, или данные фиксируются на крупномасштабной карте соответствующими условными знаками и текстом в легенде, т. е. создается карта водного рубежа.

Зимой обследуется ледяной покров реки: толщина и структура льда (отсутствие снеговых, водяных и воздушных прослоек), наличие и характер полыней, подмывов.

Разведка мостов

При разведке моста устанавливаются:

  • общие сведения о водном препятствии (ширина, глубина, грунт дна и берегов, состояние подъездных путей, наличие и места объездов);
  • общие сведения о мосте (длина, ширина проезжей части, величина пролета, тип и высота опор), состояние моста-места и характер разрушений, места возможного минирования, степень гнилости и износа;
  • сведения об элементах деревянного моста для определения его грузоподъемности (материал и толщина поперечин, толщина прогонов и расстояние между ними, толщина свай и высота их от грунта);
  • грузоподъемность моста (определяется по знаку у моста, нижеприведенной формуле или специальным таблицам, даваемым в руководствах по инженерному делу);
  • способ усиления моста (если это необходимо) для пропуска заданных грузов;
  • наличие материалов для ремонта и усиления моста (каких материалов, где и сколько имеется).

Данные разведки оформляются на отдельном чертеже или записываются на карте с зарисовкой продольного разреза моста.

Грузоподъемность мостов основных типов. Железобетонные, бетонные и каменные мосты, металлические мосты со сквозными фермами или с пролетным строением из клепаных балок со сплошной стенкой, мосты с главными фермами пролетом более 30 м, деревянные балочные и подкосные мосты, расположенные на автострадах и усовершенствованных шоссе, обеспечивают, как правило, пропуск гусеничных машин весом до 60 т.

Формула приближенного определения грузоподъемности деревянных балочных, подкосных и ригельно-подкосных мостов для гусеничных машин

G = (0,0006 x d3 x n): (l - (L: 2))

где

G-грузоподъемность моста, г (вес гусеничной машины);

d- диаметр прогонов, см;

п - количество прогонов;

l - длина пролета моста, м;

L- длина опорной поверхности гусеницы танка, м.

При определении грузоподъемности мостов величину пролета подкосного моста считают равной 50%, а ригельно-подкосного-40% расстояния между опорами.

Разведка лесов

При разведке леса определяются (уточняются):

  • границы леса (опушки);
  • характер леса - порода, возраст, ярусность, высота, толщина деревьев на высоте груди, густота (среднее расстояние между деревьями), засоренность леса, условия видимости, маскирующие свойства леса, наличие вырубок, гарей;
  • дорожная сеть;
  • рельеф местности, особенно овраги, обрывы, ямы, крутые скаты;
  • реки, ручьи, канавы, заболоченные участки;
  • направления возможного движения вне дорог;
  • местные предметы, которые могут служить ориентирами. Данные разведки фиксируются на схеме или крупномасштабной карте.

Для определения среднего расстояния между деревьями выбирается типичный для данного леса участок размером 10Х10 м и подсчитывается количество деревьев на нем. Среднее расстояние между деревьями определяется по формуле:

l = 10: Vn

где

l - среднее расстояние, м;

n-количество деревьев на площади 100 м3.

Условия видимости выражаются средним расстоянием видимости в лесу в метрах.

Разведка болот

При разведке болота определяются (уточняются);

  • границы болота (контур);
  • глубина болота по участкам;
  • характер болота: торфяное, топяное, заболоченные земли;
  • количество мочажин (процент к общей площади);
  • характер поверхности: кочки, гряды, бугры, места торфоразработок;
  • растительный покров: участки, покрытые лесом, мхом, травой, кустарником;
  • наличие рек, озер, канав;
  • наличие дорог, троп;
  • проходимость болота вне дорог, места проходов, необходимые мероприятия по их оборудованию;
  • основные ориентиры.

Проходимость болот определяется по их типу или непосредственным промером глубины до твердого грунта с помощью шеста

Проходимость сплошного торфяного болота может быть определена простейшими полевыми способами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.11 с.)