Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Степень разработанности проблемы. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Истоки исследований социальных противостояний находятся в фундаментальных трудах Г. Зиммеля, М. Вебера, Э.Дюркрейма, Т.Парсонса, У.Бэджгот, Л.Гумпловича, У.Самнера, А.Смолла, Г.Спенсера, Г.Ратценгофера. Оригинальные теоретические модели разработали зарубежные авторы, создавшие социологические и психологические концепции трудовых конфликтов на предприятии. В их числе Вебер М., Дюркгейм Э., Боулдинг К., Дарендорф Р., Дейч М., Зеленевский Я., Корнхаузер А., Крисберг Л., Мастенбрук У., Смелзер Н., Гидденс А., Томас К. и др. Отечественные ученые - А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Гришина, Д.П. Зеркин, А.И. Пригожин, В.П. Пугачев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров и др. исследовали специфику современных социальных конфликтов в организациях. Вопросы совершенствования организации системы управления конфликтами и стрессами на сегодняшний день недостаточно исследованы и требуют системного подхода в нахождении эффективных организационных решений. Исходя из этого, актуальной научной задачей в современных условиях является изучение научного статуса теории управления организационными конфликтами и стрессами в медицинском учреждении. Цель исследования заключается в обосновании рекомендаций по формированию системы управления организационными конфликтами и стрессами в медицинских учреждениях. Указанная цель достигнута решением следующих задач: 1. Выявление закономерностей возникновения и развития конфликтных ситуаций в медицинских учреждениях в условиях реформ в системе здравоохранения России. 2. Анализ функций организационных конфликтов с точки зрения целесообразности управленческого вмешательства в их регулирование; 3. Обоснование характеристики организационных конфликтов в медицинских учреждениях: условия, причины возникновения, структура, динамика. 4. Определение влияния копинг-стратегий медицинских работников на возникновение и динамику конфликтов в медицинском учреждении. 5. Анализ способов принятия управленческих решений по предупреждению и разрешению организационных конфликтов в медицинских учреждениях. 6. Формирование модели системы управления конфликтами и стрессами в медицинских учреждениях. 7. Формирование рекомендаций по предупреждению возникновения и управлению конфликтами и стрессами в медицинских учреждениях, с целью минимизации их деструктивных последствий.
Объектом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности работников медицинских учреждений. Предметом исследования являются процессы и методы исследования, формирования и управления системой управления конфликтами и стрессами, обеспечивающей повышение эффективности регулирования противоречивых социальных процессов в медицинских учреждениях. Актуальность исследуемой проблемы позволила сформулировать рабочую гипотезу, согласно которой формирование и реализация системы управления организационными конфликтами и стрессами в медицинских учреждениях способствуют снижению уровня конфликтности и профессионального стресса медицинских работников, что позволит повысить качество оказываемых медицинских услуг. В числе наиболее существенных ожидаемых результатов внедрения системы управления конфликтами и стрессами в медицинском учреждении можно назвать: – улучшение качества предоставляемых медицинских услуг и повышение удовлетворенности потребителей; – повышение результативности и эффективности деятельности при сокращении затрат на оказание медицинской помощи; – увеличение заинтересованности персонала в качестве, а также создание такой морально-психологической атмосферы в коллективе, которая ориентирует персонал на долгосрочную перспективу. Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы трудовых отношений, обеспечения их стабильности, способы предупреждения и разрешения организационных конфликтов. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые документы по проблемам труда Российской Федерации. В ходе исследования использовались данные официальной статистики министерства здравоохранения, а также медицинских учреждений. Изучены и обобщены литературные, реферативные и нормативные источники, а также результаты аналогичных исследований по тематике диссертационного исследования.
Методическая основа исследования представлена системным и комплексным подходами к изучению проблем управления организационными и трудовыми конфликтами в медицинских учреждениях. Методы исследования. Для проверки указанной рабочей гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) методы теоретического исследования: изучение и анализ литературы по тематике исследования, системный анализ, логическое моделирование социальных процессов, на основе чего определены исходные теоретические положения исследования, его основные понятия, направления; 2) эмпирические методы: наблюдение, опрос и анкетирование, изучение документации; анализ полученных результатов. 3) математические методы: статистическая обработка полученных данных. Научная новизна результатов диссертационного исследования представлена совокупностью следующих положений: 1. Разработаны теоретические и методические основы управления конфликтами и стрессами в трудовом коллективе медицинского учреждения. 2. Предложена авторская модель системы управления конфликтами и стрессами в медицинском учреждении, ориентированная на комплексное изучение причин возникновения конфликтов и выработку управленческих решений по их разрешению, что в результате должно привести к улучшению качества предоставляемых медицинских услуг и повышение удовлетворенности потребителей. 3. Предложена модель формирования конфликтологической компетентности медицинских работников и руководителей медицинских учреждений. Обоснованность результатов исследования подтверждается практическим внедрением результатов работы в учебном процессе образовательных учреждений; обсуждением результатов исследования на Международных научных конференциях; публикациями результатов исследования в научных изданиях, в том числе журналах включенных в перечень ВАК. Достоверность результатов подтверждается применением научных методов исследования, полнотой анализа теоретических и практических разработок отечественных ученых по проблеме, а также непосредственным участием автора в проведении мониторинга медицинских работников и руководителей медицинских учреждений г. Самары. Теоретическая значимость данного исследования заключается в разработке методических положений по формированию модели системы управления организационными конфликтами в медицинских учреждениях. Практическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений диссертации в качестве методической базы для принятия управленческих решений по управлению конфликтами и стрессами в медицинских учреждениях. Внедрение разработанной модели системы управления организационными конфликтами позволяет повысить качество оказываемых медицинских услуг пациентам. Апробация. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Экономика и управление организацией» Самарского государственного технического университета. Результаты исследования были представлены и получили поддержку на 10 международных и 11 всероссийских научных конференциях, проведенных в Самаре, Минске, Москве и Санкт-Петербурге.
Внедрение результатов исследования. Авторские материалы исследования, учебные пособия («Практикум по конфликтологии», «Управление конфликтами и стрессами», «Профилактика профессионального стресса в организации», «Картография конфликта в организации»), монография «Управление конфликтами в организации на основе развития мотивационного потенциала работников» используются в учебном процессе Самарского государственного технического университета. Публикации. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 49 опубликованных работах общим объемом 19,0 п.л. (лично автором 12,5 п.л.), в том числе в 10 статьях в журналах рекомендованных ВАК, объемом 4,2 п.л. (лично автором 2,2 п.л.). Структура и объем диссертации. Диссертация объемом 191 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего наименования; содержит 37 таблиц, 14 рисунков и 8 приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указано, где апробированы результаты исследования. В первой главе проанализированы вопросы обеспечения эффективности медицинских услуг в учреждениях сферы здравоохранения, основные свойства и черты конфликта как социального взаимодействия;исследованы функции, классификация, структура и динамика конфликта в организации; рассмотрены теоретические и методические аспекты управления конфликтами и профессиональными стрессами в организации. Во второй главе дана краткая характеристика объекта исследования; проведен анализ организационной структуры, кадрового состава (коллектив детского отделения офтальмологической клинической больницы), системы мотивации труда работников СКОБ им. Т.И. Ерошевского. Проведенысоциологические исследования эффективности предупреждения и профилактики внутриорганизационных конфликтов и стрессов в медицинских учреждениях: проанализированы причины возникновения, структура и динамика организационных конфликтов в медицинских учреждениях; выявлены причины возникновения профессионального стресса медицинского персонала, проведена диагностика копинг-стратегий врачей в кризисных ситуациях; осуществлен стресс-мониторинг. В третьей главе сформирована модель системы управления организационными конфликтами в медицинском учреждении;представлены методы анализа конфликтных ситуаций в учреждении;разработана модель управления профессиональным стрессом персонала медицинского учреждения;осуществлена оценка значимости конфликтологической компетентности для профессиональной деятельности руководителя медицинского учреждения
В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации теоретического и прикладного характера по управлению организационными и трудовыми конфликтами и стрессами в медицинских учреждениях. В приложениях представлено документационное обеспечение системы управления конфликтами и стрессами, методическое обеспечение тренингов, а также справки о внедрении результатов исследования в ФГБОУ СамГТУ. Приложение 3 Заключение
Основным итогом исследования можно считать постановку и решение актуальных на современном этапе развития системы здравоохранения теоретических и практических аспектов системы управления конфликтами и стрессами в медицинском учреждении. Результаты исследования сводятся к следующему: 1. Исследование показало, что основным противоречием в сфере управления современным медицинским учреждением является противоречие между традиционными бюрократическими правилами системы управления и потребностью в инновационных действиях, в свободе действий и самовыражению субъектов управления 2. Выявлены основные организационные факторы возникновения конфликтов в медицинском учреждении: - неудовлетворительные условия труда медицинского персонала; - низкий уровень профессиональной и конфликтологической компетентности медицинских работников и руководителей учреждения; - слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения конфликтных столкновений; - отсутствие технологий досудебного урегулирования конфликтов в медицинских учреждениях; - проблемы трудовой мотивации медицинского персонала; 3. Определенно, что виды организационных конфликтов в медицинском учреждении выделяются по семи наиболее существенным признакам - непосредственным причинам возникновения, формам конфликтного столкновения, коммуникативной направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон, способам урегулирования, функциональной значимости. 4. Исследования показали, что в коллективе медицинских учреждений наиболее выражена вербальная форма агрессии медицинских работников (25%). Результаты теста на оценку уровня конфликтности личности показали, что 25% протестированных врачей имеют высокий уровень конфликтности, 14% - выше среднего, 25% - средний уровень, 35% - ниже среднего уровня и 1% имеет низкий уровень конфликтности личности. В целом уровень конфликтности является чуть выше среднего. 5. Определенно, что общими причинами возникновения конфликтов в медицинском учреждении являются низкий уровень социально-психологической компетентности медицинских работников; невысокая конфликтоустойчивость большей части персонала; недостаточная способность к эмпатии, к пониманию эмоционального состояния другого человека (коллеги или пациента), сопереживанию, сочувствию ему; неэффективный менеджмент; социально-психологические особенности человеческих отношений.
6. Установлено, что профессиональному стрессу медицинских работников чаще всего приводят такие факторы, как: высокий уровень стрессонаполненности труда персонала; работа сотрудников медицинского учреждения в режиме повышенной конфликтности; постоянные перегрузки в течение всего рабочего дня; стрессонасыщенность взаимоотношений врачей и пациентов; неоднородность организационной культуры. 7. Результаты исследования позволяют утверждать, что доминирующими видами копинг-стратегий работников медицинских учреждений являются когнитивные и поведенческие стратегии. 8. Степень эмоционального истощения медицинских работников показывает высокую степень эффекта эмоционального выгорания, то есть для работников характерен высокий уровень эмоционального перенапряжения и чувства опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Из полученных данных можно сделать вывод, что эффект эмоционального выгорания у работников в медицинском учреждении явно выражен и необходимо внедрять комплекс профилактических мероприятий по решению выявленной проблемы. 9. Предложена модель управления конфликтами и стрессами в медицинском учреждении. Управление конфликтами и стрессами в медицинском учреждении – это составная часть кадровой политики, которая предполагает наличие принципов, методов, программ и механизмов, позволяющих диагностировать причины возникновения конфликтов в трудовом коллективе и минимизировать деструктивные последствия конфликта. 10. Предложена модель профилактики профессионального стресса в медицинском учреждении. Профилактика профессионального стресса – это система согласованных мероприятий, направленная не только на стресс-мониторинг персонала, но и на разработку и внедрение программы профилактики профессионального стресса работников медицинского учреждения, а также на последующий мониторинг результатов. 11. Установлено, что целенаправленные и системные воздействия руководителя по профилактике и разрешению конфликтов в медицинском учреждении должны заключаться в следующих направлениях: профилактика организационных, экономических, социально-психологических и других причин возникновения конфликтов; коррекция стратегий поведения медицинских работников в конфликтном взаимодействии; повышение уровня стрессоустойчивости работников и руководителей в кризисных ситуациях; понижение уровня деструктивной конфликтности в коллективе; осуществление эффективной работы конфликтной комиссии; повышение конфликтологической компетентности медицинского персонала. 12. В соответствии с целями деятельности медицинского учреждения можно выделить следующие принципы технологии управления организационными и трудовыми конфликтами: - формирование технологии управления конфликтами и стрессами целесообразно осуществлять на базе процессного подхода; - технология управления конфликтами должна быть нацелена на обеспечение эффективности коллективной деятельности учреждения; - важным элементом технологии управления конфликтами является информированность медицинского персонала по вопросам стратегии развития учреждения; - эффективность технологии управления конфликтами должна определяться в соответствии с требованиями системы менеджмента качества 13. На основе проведенного в исследовании анализа различных аспектов организационной культуры, можно выделить следующую ее функциональную направленность: обеспечивает устойчивость трудового поведения персонала; снижает уровень деструктивной конфликтности в трудовом коллективе и повышает уровень конфликтологической компетентности работников; снижает уровень организационной стрессогенности. 14. Определенно, что деятельность главного врача медицинского учреждения по поддержанию необходимой с точки зрения организационной эффективности моральной атмосферы должна включать в себя действия по предотвращению, разрешению и минимизации негативных последствий возникающих в коллективе стрессовых ситуаций и организационных конфликтов. Комплекс данных действий и определяет конфликтологическую компетентность главного врача. 15. Установлено, что необходимо качественное изменение содержания базового и последипломного образования: преподавание экономики здравоохранения (в том числе обучение методам принятия экономически эффективных решений, формирование конфликтологической компетентности руководителей и работников медицинских учреждений). 16. Предложена модель формирования конфликтологической компетентности медицинских работников. Цель разработки системы формирования конфликтологической компетентности, определяется как обоснование комплексного управленческого инструментария формирования конфликтологичекой компетентности руководителей и медицинского персонала учреждения. 17. Разработанные в диссертации положения и рекомендации обсуждены научным обществом на международных научно-практических конференциях. Теоретические положения и методические рекомендации прошли апробацию и реализованы в практике деятельности медицинских учреждений г. Самары, используются в учебном процессе ряда вузов. Не все поставленные в диссертационном исследовании задачи имеют однозначное решение. В магистерской работе не было возможности одинаково глубоко рассмотреть все проблемы формирования системы управления конфликтами и стрессами в медицинском учреждении. В дальнейшем диссертант ставит перед собой следующие задачи: - выявление зависимости выбора копинг-стратегии от личностных особенностей медицинских работников (руководителей учреждений и врачей); - диагностика уровня синдрома профессионального выгорания медицинских работников (врачей и медицинских сестер); - составление банка информационных карт стресса для медицинского персонала.
Публикуется в авторской редакции Титульное редактирование Т. И. Кузнецовой Компьютерная верстка, макет Н. П. Бариновой
Подписано в печать 14.04.16. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Усл. -печ. л. 1,4; уч.-изд. л. 1,5. Гарнитура Times. Тираж 100 экз. Заказ № Отпечатано на УОП СамГУ .
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.029 с.) |