Что такое вегетососудистая дистония, как она вообще возникает. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое вегетососудистая дистония, как она вообще возникает.



Вегетососудистая дистония - это не болезнь. И такого диагноза в медицинской классификации заболеваний вообще не существует. Этот диагноз ставят, когда врачи просто не знают, какой другой диагноз поставить. В медицинских картах также можно видеть запись «НЦД», или «нейроциркуляторная дистония». Это дистония, протекающая по кардиальному типу, гипотоническому или гипертоническому. В зависимости от того, какой симптом преобладает, ставят тот или иной якобы диагноз. Если с давлением проблемы, то говорят, что дистония протекает по гипертоническому типу, учащено сердцебиение – по кардиальному.

Моему отцу ставили диагноз «ВСД по гипертоническому типу». Он всю жизнь служил, был военным, поэтому психологическое напряжение было для него нормой. Диагноз «вегетососудистая дистония по гипотоническому типу» ставят, когда давление низкое. По сути дела, врач, когда пишет в карте «ВСД», ставит диагноз, которого вообще не существует. И к нему приписывается симптом, который у человека доминирует. Получается, что вегетососудистая дистония как диагноз – это миф.

Что означает само словосочетание «вегетососудистая дистония»? В нем отражено понятии о нашей вегетативной нервной системе, сосудистой системе. Слово «дистония» означает «разбалансировка». Оно указывает на то, что что-то в работе организма не в порядке. Что необходимо понять? Вегетососудистая дистония - это неправильное функционирование сосудов, когда они работают не так, как нужно. Они или расширяются, когда должны сужаться, или наоборот. И достаточно привести в нормальное состояние вегетативную нервную систему, чтобы все работало правильно, чтобы симптоматика прошла.

Вегетативное напряжение – это напряжение, возникающее при мобилизации нашего организма, когда очень часто у нас «нажата педаль газа». Оно связано с тем, что наши сосуды непрерывно напряжены и постоянно пребывают в активном состоянии. Если мы то и дело нервничаем, волнуемся, происходит мобилизация нашего организма там, где она необходима. Так возникает вегетативное напряжение. Образно говоря, это «наполовину нажатая педаль газа».

Ребенок рождается и до трех лет не испытывает никаких проблем с нервной системой, даже если он растет в агрессивной обстановке. В принципе человек формируется до пяти-семи лет. За это время у него складывается определенный характер. В возрасте трех-пяти лет у него формируются те или иные убеждения, формируется стратегия жизни. К этому возрасту у нас складываются убеждения, мы формируем наше отношение к себе, другим людям и миру в целом. Мы понимаем, любим мы себя или не любим. У нас формируется определенная самооценка, складывается определенное мнение о семье и об окружении.

Чаще всего у людей формируются ограничивающие убеждения: «не высовывайся», «не лезь», «над тобой смеяться будут», руки из одного места растут». В зависимости от того, в какой среде мы растем, у нас формируются разные обычаи, традиции, отношение к себе и к окружающим, складывается разное представление о культуре общения. У каждого есть свои собственные убеждения относительно здоровья, образа жизни, финансов, отношений.

Если говорить о невротиках, чаще всего у них в этом возрасте закладывается тревожно мнительный характер. Каким образом это происходит? Такие люди начинают стесняться, волноваться, переживать, становятся застенчивыми. Практически все их действия исходят из цели получения одобрения, т.е. живут, чтобы соответствовать ожиданиям других. Постепенно у них возрастает вегетативное напряжение. Существует определенный уровень вегетативного напряжения, который называют «ВСД».

В какой-то момент у таких людей начинает проявляться симптоматика. Так, если раньше человек не ощущал сердцебиений, то теперь начинает их ощущать. Почему так происходит? Образно говоря, вегетативная система человека первоначально была «толстая». Если у него проявлялись симптомы, то до мозга они не доходили. Человек не ощущал сердцебиений, у него не болел желудок.

По мере увеличения вегетативного напряжения наша нервная система, можно сказать, уменьшается. Она становится тоньше. Не следует понимать мои слова буквально. Я говорю образно. При «тонкой» нервной системе любые внешние раздражения начинают выбивать нас из колеи. Допустим, вы сидите в комнате и вдруг слышите какой-то шум. В этот момент вы подпрыгиваете. Ваша реакция словно гипертрофирована. Было ли у вас такое? Возможно, раньше вы не реагировали на какой-то слабый шум, а теперь, слыша его, начинаете подпрыгивать. Если прежде ваша нервная система была как у слона, и вам все было по барабану, то сейчас ваша реакция изменилась. Теперь каждый шорох заставляет вас дергаться.

Это может случиться в любом возрасте. Но все чаще я замечаю, что возраст людей, которых настигают такие изменения в работе нервной системы, становится моложе. Нередко я вижу четырнадцатилетних ребят с агорафобией и вообще не понимаю, как такое может быть в их возрасте.

Проявления ВСД (невротического расстройства) бывают самыми разными. К ним можно отнести навязчивое состояние, тревожность, страхи за здоровье, телесную симптоматику. Но паническую атаку к проявлениям ВСД мы относить не будем. Если вы тревожитесь, у вас вполне может заболеть бок. Возможно, вы будете думать, что это рак печени, но на самом деле причина в тревоге. Вы можете испытывать панический страх, от которого забиваетесь в угол, испытывать состояние, при котором не можете себя контролировать, хотя понимаете, что просто боитесь.

Паника возникает не у всех. О ней более подробно я рассказываю в книге “Счастливая жизнь без панических атак”. Мы выясним, что существует определенный цикл, определенный механизм, которого многие психологи и психотерапевты не понимают. И это плохо, потому что лишает возможности оказать человеку действенную помощь. Но в этом нет вины психологов. Часто в учебных заведениях им просто не дают информацию, которая адекватно отражает действительность. Стоит также отметить, что на психологических факультетах не обучают психотерапии, т.е. методам и приемам работы с невротическими расстройствами.

У меня был случай, когда за одну неделю мне написали три психолога. Один из них, практикующий специалист мог помочь людям, но не мог помочь себе самому, несмотря на образование и многолетний опыт работы. Одна девушка, которая училась в медицинском ВУЗе на двух специальностях, связанных с психологий, написала, что до получения диплома ей оставался год. Но на свои вопросы она не могла найти ответы. Я скинул ей свою книгу. И она нашла в книге то, чего в институте не дают, - ответы на ее вопросы. Для общества, для обычных пациентов дипломированных психологов это действительно серьезная проблема. Но не сами психологи виноваты в своей некомпетентности. Они заложники ситуации, в которой оказались. Необходимые знания им просто не дают.

Вот почему любому человеку важно знать, почему раньше каких-то симптомов у него не было, а теперь они появились. Сильное влияние на человека оказывает его физическая активность или ее отсутствие. Лет до 15-16 ею вы могли гасить напряжение вашего организма. До этого возраста, например, у многих из вас не было вредных привычек, вы вели подвижный образ жизни, игрались со сверстниками, бегали и прыгали. Так вы гасили напряжение вашего организма.

Вы заставляли ваш организм работать. И, обратите внимание, вы именно работали, а не тренировались. ВСД у вас если и проявлялась, то несильно. Но впоследствии в какой-то момент вы стали испытывать состояние тревоги более явно. И закономерен вопрос: почему это с вами произошло: прежде не было никаких симптомов, и вдруг они появились.

В чем корень подобной беды? Как я уже говорил, в вашей жизни происходит какое-то событии, и оно каким-то образом интерпретируется вашим мозгом. То есть в ответ на какое-то событие у вас появляется какая-то мысль. И заметьте: у каждого из вас мысль может быть разной в одной и той же ситуации. Допустим, если кого-то из вас уволят с работы, один будет радоваться этому, другой станет смеяться, а третий станет подумывать о самоубийстве.

На одно и то же событие разные люди реагируют по-разному. Например, в тюрьме сидят два человека, и оба они смотрят за решётку окна. Один из них видит грязную лужу на дороге, другой - красивое звездное небо. Они оба находятся в одинаковой ситуации. Они в одном и том же месте и в один и тот же момент времени, но акцентируют внимание на разных вещах. Естественно, в зависимости от их мышления их восприятие различно. Один в подобной ситуации будет страдать, другой будет относиться к ней нейтрально или даже оптимистично.

Необходимо понимать, что наши мысли – это наш поверхностный пласт, но очень существенный. По подсчетам ученых, в среднем у человека возникает до 50 000 мыслей в день. Представьте себе: это огромное количество! И чаще всего в голове сплошной мусор, который не имеет отношения к реальности! Порядка 90% мыслей у человека каждый день одни и те же. Ежедневно он совершает одни и те же действия, например, выключат свет в квартире, идет на кухню. И некоторые действия становятся автоматическими, а мысли, реакции – рефлекторными.

Всем известно, что бывают оптимисты и пессимисты. Их отличает тип мышления. У невротиков много различных искажений в мышлении и поведении, которые создают у них определенное напряжение, провоцируют чувство тревоги, одним словом, приводят к эмоциональным расстройствам, те в свою очередь создают проблемы в жизни.

Необходимо понимать, что за нашим мышлением стоят наши убеждения, установки, ценности. А они, как я уже говорил, формируются в возрасте трех-семи лет. В этом возрасте дети смотрят на родителей и перенимают модель их поведения. Они перенимают их поведенческие стратегии, посредством которых родители добиваются желаемого результата. Чаще всего у невротиков ярко выражена стратегия избегания. Как это проявляется? Человек вечно чего-то избегает, прежде всего, ответственности. Как только у невротика возникает проблема, он пытается ее избежать. Люди часто бегут от проблем. Они ждут, что кто-то решит их за них. Такая вот стратегия поведения.

Каким образом у вас может протекать напряжение, связанное с вашими установками и поведенческими стратегиями, которые формируют ваш характер? По своей сути характер – это зеркало нашего мышления, ценностей, убеждений, нашей манеры общаться с другими людьми, нашей способности реагировать на происходящее. Интересно, что большую часть жизни я считал, что со своим характером я родился, и ничего поделать с ним нельзя. Я был застенчивым, стеснительным, относился к тем молодым людям, которые неуверенно ведут себя с девушками. Естественно, я всегда завидовал уверенным в себе людям, которые могли выступать на публике, которые не боялись выразить свою собственную точку зрения, тогда как она расходилась с другими.

Я думал, что люди рождаются такими – уверенными или застенчивыми, боязливыми или смелыми. И я также считал, что сам я родился с множеством непреодолимых проблем и комплексов. На самом деле это миф, который я хочу развеять. Уверенность - это всего лишь натренированный навык. То же самое касается и смелости. И то или иное качество – это приобретенный навык, запомните это. А раз так, его можно изменять.

У человека, естественно, есть врожденные особенности. Например, нервная система разных людей отличается скоростью реакции. У кого-то она быстрая, у кого-то - медленная. У кого-то речь быстрая, у кого-то – медленная. Мой мозг, например, быстро обрабатывает информацию, и говорю я быстро. И если мне что-то говорят, то я очень быстро воспринимаю сказанное. У кого-то процесс восприятия протекает медленнее. Такие люди как бы зависают. Например, мой отец может что-то сказать, потом минуту подумать, и снова продолжить разговор.

Скорость мыслительного процесса, скорость речи – особенности врожденные. И человек неразговорчивый вряд ли овладеет ораторским мастерством. Но он может развиться в какой-то другой области, например, в рисовании. Многие эмоциональные люди - очень творческие личности. Они имеют склонность к искусству. Так, среди участников моих тренингов очень многие занимаются творчеством. Они много рисуют, танцуют, поют и т.д.

Итак, в определенном характере заложены те или иные эмоции. Самые негативные из них, которые неблагоприятно сказываются на нашем психологическом состоянии, - это гнев, обида, вина, стыд, тревога. Почему я выбрал именно эти эмоции? Очень часто нам кажется, что причина этих эмоций в ком-то другом, не в нас. То есть мы обычно думаем: нас обижают, нас злят, нас обвиняют - причина в них. Но эти эмоции продиктованы нашим внутренним состоянием, именно нашим.

Когда я гневаюсь, пульс становится чаще, изо рта летит слюна, наблюдается напряжение в теле. Когда злюсь или испытываю чувство вины, обиды, протекает подобная реакция, которая сводится к напряжению. Когда мы испытываем тревогу, в голове присутствует мысль, которую мы можем не осознавать: беги и спасайся. Гнев - это проявление агрессии, потребности сражаться. Замечали ли вы, что если на улице запугивать котенка и загнать его в угол, в какой-то момент он непременно набросится на вас. Деваться-то ему некуда. Сначала он бежит, испытывая страх. А когда начинает сражаться с врагом – вами, он испытывает гнев. Так страх переходит в агрессию.

И что интересно, наши характеры влияют на наши эмоции, которые провоцируют то или иное состояние. Поэтому работу над психикой следует проводить, работая над характером. Приведу пример покупателя в магазине. Мужчина покупал товары и был недоволен тем, как его обслуживала продавщица. Она ему что-то не пробила сразу. Видно было, что он гневался. Продавщице при этом было все равно. Она выполняла свою работу. И в этом состояла объективная реальность.

У мужчины в голове реальность представлялась другой, она была субъективной. Гнев он испытывал, потому что объективная реальность не отвечала его ожиданиям. Покупателю хотелось, чтобы его обслужили быстро, без задержек, но этого не случилось. При расхождении реальности с его ожиданиями он испытал гнев, после чего в работу включилась его вегетативная система - она напряглась.

Приведу другой пример небольшого гнева. В каком случае вы обычно его не выплескиваете? Когда ругаетесь с начальником. Он высказывает вам что-то, а вы с ним не согласны. И, как это часто бывает, вы не можете ему высказать вашу точку зрения, потому что занимаете должность пониже. В такой ситуации вы испытываете гнев, чувствуете напряжение. Ведь вы не можете крикнуть на оппонента, не можете его ударить. Но что интересно? Реакция подчиненного может быть разной. Кто-то не будет гневаться на начальника. Он просто посмотрит на него и подумает, что тот больной человек. Хладнокровный подчиненный просто послушает слова начальника и уйдет из его кабинета, оставаясь при своем мнении.

Два разных состояния – гнев и спокойствие - могут быть у человека в одной и той же ситуации. Но эти состояния человек переживет под влиянием эмоций – возмущения или равнодушия, которые в свою очередь диктуют мысли. Наше мышление, наши установки провоцируют нас на проявление тех или иных эмоций, которые приводят к тому или иному состоянию.

Когда мы покидаем кабинет начальника после жаркого разговора, многие из нас прокручивают в голове произошедшее и не замечают того, что происходит прямо сейчас. И это негативно влияет на наше состояние. В такие моменты как раз происходит большинство несчастных случаев. Человек может идти по дороге и упасть в канализационный люк. Он может не заметить движение транспорта, в результате чего его сбивает машина. А все от того, что в своей голове он прокручивает ссору с начальником, но совсем не думает о настоящем моменте, о действительной реальности.

Итак, вы находитесь в двух реальностях – мнимой, субъективной, и объективной, настоящей. В критической ситуации из объективной реальности выпадаешь, и находишься в иллюзорной – той, что формируется в твоей голове. То и дело появляются мысли вроде: «Вот, урод, нужно было припомнить ему тот проект и послать подальше». Когда непрерывно прокручиваешь подобные мысли в своей голове, неудивительно, что можно не заметить машину, выскочившую из-за угла.

Тот материал, который я вам даю, - это синтез очень большого объема информации, которую я изучил. Что-то я предлагаю сам, что-то взял из других источников. Я не пытаюсь учить вас жизни, а просто объясняю, как происходит развитие ВСД и невротических состояний. Никаких нравоучений. Только информация к рассмотрению.

Мы должны понимать, что ВСД – это состояние, при котором некорректно работает наша вегетативная нервная система. А работает она некорректно, когда у нас есть какие-то заблуждения относительно себя, других и различных событий, которые приводят к негативным эмоциям и к внутреннему напряжению.

Сейчас нам не нужно думать о том, как много у нас работы и как много времени надо, чтобы это изменить. Необходимо понимать, что ваш жизненный уклад и ваше мировоззрение складывались на протяжении всей вашей жизни годами. И чтобы как-то его изменить, естественно, нужно долго работать над собой. Важно понимать, что уже в первые два-пять месяцев такой работы у вас будет наблюдаться положительная динамика. Вы начнете что-то менять в своей жизни, будете убирать из нее определенные вещи. Вы станете спокойнее. Вы будете получать больше результатов, и они будут более качественными.

Вы поймете, что ваша работа над собой уже дает свои плоды, и это вам будет нравиться. Многие из вас начнут избавляться от болезненных стимулов, которые я называю «морковка сзади». Вы не будете дожидаться критической ситуации, чтобы действовать продуктивно, чтобы бороться с последствиями безответственной жизни.

Симптомы ВСД постепенно будет улетучиваться. Страхи и тревожность проходить. Но изменения будут происходить не только во внутренней жизни, а также во внешних проявлениях. Ведь более «хороший» характер будет способствовать уменьшению конфликтов, улучшению взаимоотношений с другими, повышению уверенности в себе, что приведет к развитию профессиональных навыков и повышению доходов, а также постепенно будет происходить общее улучшение здоровья.

Лучший вариант – работать над собой не тогда, когда вы вынуждены это делать, а когда у вас действительно есть желание развиваться. Бывает сложно к этому прийти. Но если вы начнете работать над собой даже из позиции «морковка сзади», через три-четыре месяца вы получите результаты и почувствуете их сладкий вкус. У вас улучшатся взаимоотношения с людьми. Возможно, у вас улучшится здоровье и даже финансовое состояние. И вы начнете работать над собой из позиции «морковка спереди».

Так было и у меня. Я оказался в ситуации, когда был вынужден начать работу над собой. Мой стимул «морковка сзади» постепенно поменялся на стимул «морковка спереди». Теперь в работе над собой я просто не могу остановиться. Сейчас я постоянно что-то читаю, что-то изучаю, что-то внедряю. Но все равно от каких-то своих невротических наклонностей я до конца не избавился.

Знаете, я считаю, что прежде всего нужно убрать то, что мешает жить. В первую очередь необходимо избавиться от того, что создает излишнее напряжение. Если вы постоянно обижаетесь, то это нужно убирать. Если вы часто гневаетесь на людей, без особых причин, то это тоже нужно убирать. Если вы часто чувствуете себя виноватым или вам часто становится стыдно, от этого тоже необходимо избавляться. И с тревогой тоже нужно работать.

Виды тревоги

Мы с вами рассмотрим виды тревоги, чтобы вы понимали, где же у вас сейчас создается излишнее вегетативное напряжение. Согласитесь, гнев, обида, вина и стыд не всегда присутствуют в вашей жизни. Ведь так? Ну, раз в день вы можете на кого-то разозлиться, или почувствовать себя виноватым раз в неделю. Естественно, такие состояния сами по себе не создают сильное вегетативное напряжение. Но они могут привести к нему, если из-за гнева и обиды вы ссоритесь с другими людьми и ссоритесь часто. В результате вы будете пребывать в напряжении. Вы можете испытывать напряжение, расставшись с близким человеком. При этом будете считать себя правым, тогда как источник проблемы в вашем характере.

Необходимо потихоньку работать над собой, чтобы в первую очередь налаживать отношения с другими людьми. Ведь именно конфликты с окружающими негативно влияют на наше внутреннее состояние, провоцируя напряжение. Нужно потихоньку прорабатывать скандалы на работе, постоянные ссоры с близкими. Под словом «прорабатывать» я имею в виду анализировать и контролировать свое поведение, отслеживать свои реакции.

Давайте непосредственно затронем тему тревожности. Мы разберем некоторые виды тревожности, чтобы вы понимали, какие причины ее порождают. Только от этого вам уже станет легче. Позднее мы обсудим, как тревожность убрать. Виды тревожности можно выделить в зависимости от источников ее возникновения. Бывает тревожность, вызванная нестабильной самооценкой, наследственностью, неопределенностью, нестабильностью, прошлым опытом.

У тех, кто испытывает панические атаки и пребывает в навязчивых состояниях, тревожность вызывается ожиданием страха. Согласитесь, если у вас есть страх панической атаки, вы тревожитесь о том, что она с вами может случиться. Тревожность создает вегетативное напряжение.

Нестабильная самооценка, наследственность(воспитание), неопределенность, нестабильность, прошлый опыт – были у вас на протяжении всей жизни. Именно эти причины провоцировали у вас тревожность. А ожидание у вас появилось уже после того, как вы попали в замкнутый круг панической атаки.

Тревожно-мнительный характер формируется на базе пяти названных пунктов. Что можно сказать о нестабильной самооценке? Такая самооценка человека зависит от каких-то внешних обстоятельств. Например, сегодня он идет с айфоном и чувствует себя уверенно. А завтра, если айфона у него не окажется, он будет в себе сомневаться. Одел человек красивый костюм - чувствует себя классно, вышел на улицу в какой-то грязной одежде - не классно. Или с чистыми волосами человек уверен в себе, а с грязными уже не уверен. Есть у него форд фокус - он чувствует себя уверенно, нет у него машины - он испытывает неуверенность.

Получается, человек делает то, за что его одобряют. Когда его одобряют, он чувствует себя уверенно, когда не одобряют - неуверенно. То есть в зависимости от каких-то обстоятельств человек чувствует уверенность или не ощущает ее. Например, когда он приходит один куда-нибудь в кафе или в магазин, он не всегда выскажет свое недовольство обслуживанием и может промолчать.

Ему будет не комфортно, стеснительно высказываться без «группы поддержки». Когда же он придет в магазин или кафе со знакомым или с подругой, если обслуживание его не устроит, он будет требовать позвать руководство заведения. То есть в зависимости от того, в какой ситуации находится человек, он чувствует себя уверенно или неуверенно.

Как рождается нестабильная самооценка? Она появляется в результате реакции на мнение окружающих людей. Когда меня одобряют, самооценка у меня высокая. Когда меня не одобряют, самооценка низкая. Если мне говорят, что я хороший, лучший, умный, сильный и т.д., я чувствую себя уверенно, если меня критикуют - неуверенно.

Люди с нестабильной самооценкой часто не доводят дело до конца, часто избегают каких-то новых проектов или выступлений на публику, потому что они бояться быть униженными. Любой человек с нестабильной самооценкой боится выглядеть глупо. Если он на публике, то постоянно переживает о том, что может облажаться. Люди с нестабильной самооценкой то и дело пытаются казаться кем-то, кем не являются на самом деле. Можно сказать, они ходят на цыпочках. Они всегда напряжены, у них часто напряжены плечи. Такие люди постоянно все контролируют: свою осанку, внешний вид, манеру речи. И все это связано с тревогой.

Люди с нестабильной самооценкой опасаются, что случись вдруг какой-то косяк, его непременно заметят окружающие. Они постоянно пребывают в напряжении, испытывают чувство тревоги и думают о том, что скажут другие. Например, как ведет себя человек с нестабильной самооценкой в магазине? Он стоит в очереди и думает про себя: «Задерживаю очередь. Что скажут другие? Начнут меня ругать, что я задерживаю очередь». Он судорожно достает деньги из кошелька, быстро кладет продукты в пакет, чтобы поскорее уйти и другим людям было хорошо.

В очереди люди с нестабильной самооценкой проявляют себя по-разному. Одни из них испытывают страх, а другие начинают агрессивно действовать и кидаться на других, начинают качать свои права. Пытаясь приспособиться к другим, человек с нестабильной самооценкой зачастую стремится понравиться окружающим. В итоге он реализует желания других людей. Он ведете себя так, чтобы быть хорошим для других.

Рассмотрим иной вариант поведения человека с нестабильной самооценкой. Он начинает протестовать против других. Например, позиция «я против вас» характерна для готов и неформалов. Таких людей постоянно преследуют скандалы и конфликты. Это такая категория лиц: «Не подходи, убью!» У них вечно недовольная физиономия. И такое состояние человека тоже показатель его нестабильной самооценки.

Нестабильная самооценка порождает тревожность неопределенно высокого уровня. Человек не может сказать «нет», так как это создает у него сильное внутреннее напряжение. Если вы заметили за собой подобное, это хорошо, потому что лишь зная о проблеме, можно ее решить. Для устранения проблемы ее сначала необходимо признать. Например, для борьбы с лишним весом, нужно признать, что имеется лишний вес. Чтобы избавиться от алкоголизма, нужно признать, что ты алкоголик. Чтобы развить какой-то навык, нужно признать, что в определенном деле ты некомпетентен и в определенной теме ты не разбираешься. А если постоянно считать, что у тебя все круто, все нормально, проблема решаться не будет.

С устранением тревоги и напряжения то же самое. Сначала мы обнаруживаем какие-то недостатки, которые, в принципе, являются не недостатками, а особенностями. И не нужно себя за них ругать. Просто это те вещи, которые нужно изменить. Мы выявляем их, понимаем, что они есть и понимаем причины их возникновения. Соответственно, мы понимаем, как с ними работать. А работать с ними необходимо через мышление, через поведение.

Что такое наследственная тревожность? Наверное, она есть у каждого. Это не то качество, которое передается по наследству и обусловлено генетически. Это тревожность, которая возникает вследствие воспитания. Она появляется, когда воспитывая вас, говорят что-то вроде: «Не выходи на улицу без шапки, а то заболеешь и умрешь. Не подходи к дяде - он тебя украдет. Не подходи к собаке - она тебя съест». И так далее. В результате такого воспитания человек никому не доверяет и отовсюду ждет подвоха. Если нас так воспитывают, естественно, мы начинаем тревожиться, а мир считать опасным для нас. В результате мы не доверяем миру и постоянно пребываем в тревоге.

Существует теория, согласно которой есть определенная категория лиц, генетически предрасположенных к страху. Но эта теория не доказана. Нет доказательств того, что хроническая высокая тревожность передается наследственно. Она прививается в процесс воспитания. Допустим, моя мама всегда была очень тревожным человеком. И естественно, что я перенял такую же форму поведения. Состояние тревоги перенимается у родителей в процессе воспитания.

Важно понимать, что когда я говорю «закладывается не на генетическом уровне», я имею в виду «передается путем». Наследственная тревожность та, которая появляется в результате воспитания тревожными родителями. Как тревожный человек может воспитать не тревожного? Никак. Может быть, ребенок будет менее тревожным, чем его папа или мама, но лишь потому, что его нервная система отличается от той, что есть у родителей.

В любом случае, тревожные родители воспитывают тревожных детей, более или менее тревожных. Если у кого-то из детей тревожность менее выражена, это не означает, что ее нет совсем. Поймите: не может невротик воспитать психологически здорового человека. Но если мы тревожные люди, наши родители в принципе не виноваты в том, что так нас воспитали. Они просто не умели воспитывать нас по-другому.

Невротичность может проявляться по-разному. Кто-то больше употребляет алкоголя, стремясь снять им напряжение, кто-то заедает тревогу, кто-то уходит в мир компьютерных игр или в жизнь героев сериалов. У кого-то невротичность ярко проявляется только при соприкосновении с реальностью. То есть если я буду жить далеко в горах, невроза как такового у меня не будет. Но если я буду соприкасаться с реальностью, какими-то жизненными сложностями, повышенная тревожность будет проявляться.

Например, меня когда-то бросила любимая девушка, а моего брата не бросала. В результате у меня проявился невроз, у него нет. Но если бы он оказался в такой ситуации, скорее всего, невротичность и его бы не обошла стороной. Столь критической ситуации у него не возникало, поэтому и повышенная тревожность как ее следствие не появилась.

Чем больше вы будете анализировать мои слова и наблюдать за людьми и за собой, тем больше вы будете видеть невротические наклонности у ваших родственников, друзей, коллег, знакомых.

Мы должны понимать, что невротические наклонности и невроз – это разные вещи. Невротические наклонности приводят к неврозу. Но совсем не факт, что невроз появится. И это самое интересное, потому что невроз всегда возникает при столкновении с какой-то критической ситуацией, с реальностью. Нестабильная самооценка тоже следствие невротических наклонностей.

На моих тренингах я работал с разными людьми – миллионерами, звездами, военными, служившими в горячих точках. Последние сталкивались с реальными опасностями, были ранены, но не испытывали панического страха. Один парень из Дагестана - мастер спорта по кикбоксингу. Он выходит на ринг и дерется. Но когда ни с того ни с сего у него начинается паника, он становится как запуганный котенок. По нему никто не скажет, что он невротик, но внутри у него часто происходит ужас.

Из-за агорафобии он не мог выезжать на соревнования. Этот спортсмен говорил, что ничего так не боялся как панической реакции. Даже когда в него стреляли, он не испытывал такого страха. Хотя по нему нельзя сказать, что у него невроз. И его родственники, скорее всего, думают, что он вполне здоровый человек.

В нашей жизни очень часто встречаются два типа тревожности. Первый связан с неопределенностью: вы не знаете, как кто-то отреагирует на ваше поведение. Например, в детстве вы вели себя одним и тем же образом: чтобы получить внимание взрослых, вы плакали. Дома вы плакали, и мама жалела вас и гладила по голове, но стоило вам заплакать в автобусе, мама давала вам подзатыльник.

Ведя себя одним и тем же образом, вы получали разную реакцию со стороны родителей. У вас сформировалась установка: веду себя одинаково, а реакцию получаю разную. Сначала это была любовь, потом агрессия. В таком случае ребенок начинает переживать: вдруг сейчас отреагируют на меня как-то по-другому. Он постоянно находится в напряжении и непрерывно ожидает, как на его действие отреагируют родители.

Второй тип тревожности связан с нестабильностью. Такая тревожность возникает, когда нет уверенности в завтрашнем дне, когда вам кажется, что вам не хватит денег или вы лишитесь крыши над головой. Подобная нестабильность связана с тем, что человек не является специалистом в какой-то области. Другими словами, он не уверен в себе, у него нет деловых навыков, нет уверенности в том, что он найдет себе клиентов, что всегда сможет заработать. Чаще всего эта нестабильность проявляется в более зрелом возрасте. Конечно, проявляется она не у всех.

Реже встречается тревожность, связанная с ожиданием прошлого негативного опыта. Допустим, когда-то вас покусала собака. И теперь при встрече с любой собакой вы боитесь ее. Или когда-то вы попали в аварию, и теперь боитесь сесть в машину. Такое случается. В 2010 году я попал в очень серьезную аварию. В ней погибло три человека. Тогда у меня было смещение позвоночника. И я до сих пор тревожусь при езде на трассах.

Мой брат тоже попадал в аварию. В 2008 году он въехал в КАМАЗ на скорости 100 км/ч. В таких авариях мало кто выживает, но моему брату повезло. У него была переломана нога, и ему сделали серьезную операцию. Он выжил и до сих пор ездит на машине. Но я знаю, что он тревожится, когда едет. Он не показывает этого, но чувство тревоги испытывает.

Если вы были отличником, вероятно, когда вы получали четверку, вам неудобно было говорить об оценке родителям. Ведь вы чувствовали, что они расстроятся. Я сам тоже очень хорошо учился. И знаете, что я вам скажу? Почему сейчас в основном отличники становятся отличниками, а медалисты медалистами? Дело в том, что у них формируется убеждение относительно родителей: «учишься хорошо – тебя любят, получаешь плохие оценки – тебя ругают».

Родители начинают сравнивать своих детей с другими. Они спрашивают: «Почему Паша получил 4, а ты получил 3?» В результате такого воспитания у ребенка возникает зависимость от оценки другого человека. Он привыкает испытывать постоянную зависимость от того, как его оценивают - в школе, в институте, на работе. Он оценивает сам себя исходя из оценки преподавателей и других людей.

Как только такой человек приходит на работу, у него начинается ступор. На работе сложно, здесь уже нет ровесников. Чаще всего на работе тебя окружают взрослые люди, и ты не можешь оценить себя относительно них. Ты начинаешь себя принижать. Теряется возможность чувствовать себя. Ведь самоощущение всегда основывалось на чужой оценке.

Детей вообще не надо заставлять учиться хорошо. Существуют другие стратегии успешного обучения и развития личности. Отличники на самом деле рабы своих иллюзий (невротичные отличники!). Они обычно у всех на побегушках. Судите сами: они постоянно выполняют любые рекомендации, они боятся сказать лишнее слово, каждую минуту они стремятся быть хорошими. Это проблема! В жизни чаще всего чего-то добиваются те ребята, которые в школе учились не очень, но больше внимания уделяли тому, что им нравится. Понимаете, отличники боятся заниматься какой-то деятельностью, в успехе которой они не уверены. И это тормозит их. Они боятся ошибиться. У них формируется нестабильная самооценка.

Чтобы убрать синдром отличника, нужно понять, почему самооценка упала, почему человек не испытывает уверенности в себе и собственных силах.

Почти все невротики верят в приметы. Они будто бы специально ищут повод для переживаний. И они находят их, в том числе, в суеверии. Причина их поисков – в границах мышления. Расскажу вам такую историю. Дочка спрашивает маму: «Мам, а почему пирожки с двух сторон обрезаешь, когда кладешь их на сковородку жарить?» Мама отвечает ей: «Не знаю. Моя мама так постоянно делала». Приходит бабушка, ее спрашивают: «А почему ты всегда обрезаешь с двух сторон пирожки?» Она говорит: «Не знаю. Моя мама так делала». Приходит прабабушка, ей задают тот же вопрос: «Почему ты постоянно обрезаешь пирожки с двух сторон?» И тут прабабушка отвечает: «У меня просто сковородка маленькая была. На ней пирожки не помещались, поэтому приходилось их обрезать».

Понимаете, каким образом часто рождаются суеверия и приметы? Кто-то один что-то придумал, сказал другому. В итоге все начали верить, что следует делать так, а не иначе. Я сам в приметы не верю. Большинство примет у разных народов означают совершенно разное. Допустим, в Армении и в России одна и та же ситуация может трактоваться совершенно по-разному. Допустим, какой-то добрый знак в Китае в России сулит беду. Получается, у нас формируется зависимость от нашего окружения, от того, где мы находимся. Например, когда у цыган рождается ребенок, они плачут. Когда человек умирает, они этому радуются. У нас все наоборот. Кто прав, кто виноват - непонятно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.067 с.)