Программа и ход исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа и ход исследования.



Схема эмпирического исследования, проведенного в рамках диплома, представлена в приложении А (Рисунок А. 1)

Цельюнашей работы стало изучениелидерских качеств у студентов-менеджеров, как профессионально важных качеств в сфере управления.

Предмет исследования лидерские качества студентов-менеджеров.

Объект исследования:студенты 1–3 курсов ЧОУ ВО «Южного университета (ИУБиП)», обучающиеся по специальности «Менеджмент». В количестве 40 человек, в возрасте от 17–19 лет.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

Методические задачи:

1. Подобрать методики, адекватные цели исследования.

2. Разработать процедуру исследования, позволяющую изучить лидерские качества студентов-менеджеров.

3. Разработать программу тренинга по формированию лидерских качеств у студентов-менеджеров.

Эмпирические задачи:

1) выявить лидеров в группе студентов-менеджеров,

2) определить мотивационный тип студентов-менеджеров,

3) определить уровень манипуляции респондентов,

4) измерить личностные особенности респондентов, связанные с социально-психологической адаптацией.

5) установить значимые корреляционные связи между групповым статусом лидера и определенным типом мотивации, а так же высоким уровнем манипуляции.

6) составить психологические портреты студентов-лидеров и студентов, имеющих другие групповые статусы.

В качестве гипотез исследованиянами были выдвинуты предположения:

1. Существуют значимые корреляционные связи между групповым статусом лидера и определенными личностными качествами, типом мотивации.

2. Существуют значимые различия между группами лидеров и другими групповыми статусами по типам мотивации и личностным качествам.

Методы исследования.Методы сбора данных:

1. Монографический метод (анализ психологической литературы).

2. Психодиагностический метод (тестирование).

Методы обработки данных:

3. Сравнительный анализ.

4. Методы статистической обработки данных:

1) корреляционный анализ методом рангового коэффициента корреляции Спирмена для выявления связи между переменными;

2) критерий Манна-Уитни для сравнения двух выборок.

Статистические расчеты производились с помощью компьютерных программ: Eхcel, NCSS и SPSS 10.0.

В соответствии с задачами исследования и выдвинутыми гипотезами был подобран методический инструментарий:

1. Опросник «Социометрия» Дж. Морено.

2. Шкала макиавеллизма Р.Кристи – Ф.Гейза.

3. Тест «Motype – построение мотивационного профиля» Герчикова В.И.

4. Опросник «Социально-психологическая адаптация» Р. Даймонда –К. Роджерса.

Описание методик исследования.

1. Опросник «Социометрия» Дж. Морено позволяет выявить лидеров в формальных (учеба) и неформальных сферах (дружеские компании). Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах.

Позволяет выявить:

1. Особенности систем неформальных отношений в группе;

2. Степень психологической совместимости конкретных людей;

3. Внутригрупповые статусы участников процедуры;

4. Качество психологической атмосферы группы в целом.

Нами были сформулированы критерии социометрического выбора. Критерий – вид деятельности, для выполнения которого респонденту нужно выбрать или отвергнуть нескольких членов группы. По содержанию критерии могут быть формальными (учебная деятельность) и неформальными (досуг). С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью. Вопросы в бланке были сформулированы в прямой форме, по позитивному критерию:

1. К кому из своей группы Вы бы обратились с просьбой помочь выполнить учебное задание?

2. С кем из своей группы Вы пошли бы в многодневный туристический поход по морскому побережью?

Для удобства обработки результатов, респонденту по инструкции было предложено выбрать только трех человек из группы.

Данная методика позволила выявить 4 внутригрупповых статуса в формальной и неформальной сфере взаимоотношений:

1. «Лидеры» – лица, набравшие максимальное количество выборов.

2. «Предпочитаемые» – лица, набравшие выше среднего выборов.

3. «Пренебрегаемые» – лица, набравшие ниже среднего выборов.

4. «Изолированные» – лица, не набравшие ни одного выбора.

Среднее количество выборов определено из расчета того, что группа респондентов составляет 40 человек. Таким образом, «изолированные» – те, кто не получил ни одного выбора, «пренебрегаемые» – лица, выбранные 1-2 респондентами, «предпочитаемые» – набравшие 3-5 выборов, «лидер» – тот, кто набрал более 6 выборов.

2. Методика «Шкала макиавеллизма» Р.Кристи – Ф.Гейза или Мак-шкала представляет собой психодиагностическую методику, направленную на выявление и количественную оценку специфической формы психологической защиты, поведения, социальной позиции и личностной ориентации, именуемой «макиавеллизм».

Эта шкала создана американскими психологами Р. Кристи и Ф. Гейзом (Christie, Geis, 1970). Она представляет собой 60 тщательно подобранных суждений, сгруппированных по «тройкам». Здесь приводится пятый вариант методики, носящий название «Мак-V».В каждой из нижеследующих «троек» одно из суждений отражает макиавеллистские взгляды, а два других служат для маскировки и нивелируют стремление респондента давать социально желательные ответы.

Респонденту дается следующая инструкция: «Вам будут предложены 60 суждений, сгруппированных в 20 «троек». В каждом случае вначале прочитайте все 3 суждения и выберите одно, с которым вы наиболее согласны (поставьте плюс) и одно — с которым вы наименее согласны (поставьте минус). При этом одно из суждений, относительно нейтральное, должно оставаться непомеченным: более одного плюса или минуса в одной тройке ставить нельзя».

3. Тест «Motype – построение мотивационного профиля» Герчикова В.И. Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип.

Различают следующие «чистые» типы мотивации:

1) люмпенизированный (избегательный класс) - ЛЮ;

2) инструментальный (достижительный класс) - ИН;

3) профессиональный (достижительный класс) - ПР;

4) патриотический (достижительный класс) - ПА;

5) хозяйский (достижительный класс) - ХО.

Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов.

Люмпенизированный тип.

Относится к избегательному классу мотивации. Характеристика:

· все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;

· согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;

· низкая квалификация;

· не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;

· низкая активность и выступление против активности других;

· низкая ответственность, стремление переложить ее на других;

· стремление к минимизации усилий.

Сотрудники с данным типом трудовой мотивации – не самый лучший вариант для коммерческих структур, ориентированных на безусловный успех. Очень часто они служат тормозом развития бизнеса, неся в себе остатки «совкового, тоталитарного» мышления.

Они многого опасаются, не берут на себя лишней работы, ответственности, как за свои слова, так и за свои, и тем более, чужие дела. Но часто внутренне завидуют тем, у кого лучше получается, в том числе руководителям, и тем, кто больше зарабатывает.

Среди них, в зависимости от типа личности, могут быть критиканы. Но, понимая внутренне свои комплексы, эти люди боятся, как правило, потерять место.
Поэтому одним из способов воздействия на людей такого типа может являться четкость поручений и твердость спроса. Т.е. они опасаются «кнута» и очень любят «пряники».

Как правило, они – плохие работники с низкой ценой рабочей силы, которые не хотят повышать квалификацию, избегают ответственности, стремятся к минимизации усилий. Сами не проявляют активности и не дают «высовываться» другим, подавляя их зачастую своей уверенной, «целостной», «обоснованной» позицией по любому вопросу.

Инструментальный тип.

Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

· интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);

· важна обоснованность цены, не желает «подачек»;

· важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно

Предпочитают конкретные договоренности по оплате труда, деньги для них существенно важнее, чем похвала, благодарности, доска почета.
Но они любят заработанные собственным трудом, на основе согласованных правил, деньги.

Зная это, можно утверждать, что лучше всего на сотрудников с таким типом трудовой мотивации влияет четкая шкала и система стимулирования, причем ориентированная на такие критерии, которые зависят непосредственно от этого человека.

Профессиональный тип.

Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

· интересует содержание работы;

· не согласен на неинтересные для него работы, сколько бы за них не платили;

· интересуют трудные задания – возможность самовыражения;

· считает важной свободу в оперативных действиях;

· важно профессиональное признание, как лучшего в профессии

Стремятся стать профессионалами, стать лучше других в профессиональном отношении. Кроме того, людей такого типа интересуют новые и новые задачи. Рутина, просто функционирование в процессе – не их стихия.

Зная это, руководитель может ставить перед такими сотрудниками задачи все более сложные и, как правило, будет находить понимание необходимости и целесообразности решения этих задач.

Данные сотрудники, таким образом, удовлетворяют свою потребность в собственном развитии. Естественно, такие сотрудники хотят зарабатывать больше за честно выполненную работу.

Вместе с тем, в целом ряде случаев такие сотрудники вместо денег будут признательны за то, что руководство прилюдно их оценивает как лучших из лучших. Ценят свободу в оперативной деятельности.

Патриотический тип.

Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

· необходима идея, которая будет им двигать;

· важно общественное признание участия в успехе;

· главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме

Сотрудники с таким типом трудовой мотивации исключительно лояльны к организации, очень часто цементируют корпоративную культуру организации.
Но, часто бывают менее эффективны и производительны, чем сотрудники с инструментальной, профессиональной или хозяйственной мотивацией.

Вместе с тем, такие сотрудники, также важны в любой организации, так как в любой организации нужны люди усердно и качественно исполняющие свои обязанности. При этом естественно такие сотрудники менее привередливы в вопросах оплаты их труда, что в целом ряде случаев не маловажно для фирмы.

Для них важна идея на уровне веры в лидера и/или в успех, а также общественное признание их заслуг.

Хозяйский тип.

Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

· добровольно принимает на себя ответственность;

· характеризуется обостренным требованием свободы действий;

· не терпит контроля

Сотрудников с таким типом иногда называют внутренние интерпренеры.
Они инициативны, не потому, что за это они получат больше денег, – нет, это просто их нормальное состояние, они таким образом реализуют свою сущность, свой потенциал.

Можно сказать, примерно так, что на ключевых участках, требующих самостоятельного, творческого и заинтересованного подхода, предпочтительны именно такие сотрудники.

Для них характерна добровольная ответственность, суверенитет (обостренное чувство свободы, отсутствие контроля).

5. Опросник социально-психологической адаптации предложена в 1954 г. К. Роджерсом и Р. Даймондом. Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний адаптации и дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей. В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.032 с.)